Методическая разработка НОД в подготовительной группе по закреплению знаний об истории возникновения фонарей в Санкт – Петербурге "Путешествие Фонарика".
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Гребнева Татьяна Валерьевна

Цель: закрепление знаний об истории возникновения фонарей в Санкт – Петербурге.

Задачи:

  1. Обобщить знания детей о возникновении фонарей в  родном городе;
  2. Закреплять интерес к  истории Санкт-Петербурга;
  3. Развивать любознательность, мышление, умение  работать в командах;
  4. Формировать умение создавать образы с помощью игры В.В. Воскобовича «прозрачный квадрат» по образцу и по представлению;
  5. Закреплять умение создавать алгоритм проделанной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_fonarika.docx25.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной группе:

«Путешествие Фонарика»

Цель: закрепление знаний об истории возникновения фонарей в Санкт – Петербурге.

Задачи:

  1. Обобщить знания детей о возникновении фонарей в  родном городе;
  2. Закреплять интерес к  истории Санкт-Петербурга;
  3. Развивать любознательность, мышление, умение  работать в командах;
  4. Формировать умение создавать образы с помощью игры В.В. Воскобовича «прозрачный квадрат» по образцу и по представлению;
  5. Закреплять умение создавать алгоритм проделанной работы.

Предварительная работа:

- проведение  занятия   О.В.  Солнцевой «О чем расссказывают фонари Иоанновского моста»;

- осуществление проекта «Музей фонарей», экскурсия «Фонари нашего города» : Одесская улица, Дворцовая площадь, Невский проспект, Иоанновский мост, Троицкий мост;

- составление коллекции «Фонари Санкт-Петербурга»;

- пластилинография  «Фонарь, который мне понравился»;

- Рисование «Мой любимый фонарь»;

- Чтение сказки «Старый уличный фонарь» Г.-Х.Андерсена;

- Изготовление макетов фонарей совместно с родителями;

- украшение группы к Н.Г. «выставка фонарей».

Материалы, оборудование:

экран, проектор, ноутбук, презентация Power Point «Путешествие Фонарика», пособия В.В.Воскобовича : «игровизор», «прозрачный квадрат», банки, крышки с отверстиями, масло растительное, бинты, вата, керосиновая лампа, листы с заданиями.

Используемые технологии:

           - Икт;

            - исследовательская деятельность;

           - Игровая.

Ход НОД

Фонарик: Меня кто – нибудь слышит?

Ответы детей.

Фонарик: Я не знаю, слышите ли вы меня, но я буду говорить. Сначала я представлюсь, я современный электрический фонарь. Служу я в Петербурге на Дворцовой площади. Случилось невероятное, я, каким – то образом, во время выключения фонарей в 9.30 утра, погас, и оказался в совершенно незнакомом месте. Предполагаю, что это Санкт – Петербург, но очень молодой. Это  то, что я вижу сейчас вокруг себя. По всей видимости, произошел сбой, в ходе которого я переместился во времени. Обращаюсь к вам за помощью. Мне нужно вернуться на свою площадь. Если я снова зажгусь, то предполагаю, что смогу вернуться. Но как зажечься, я не знаю.

Ответы детей, рассуждения.

В: Прямо хоть историю возникновения фонарей в Санкт – Петербурге рассказывай, чтобы быстрее время прокрутить и вернуть в наше время фонарик.

Готовы?

Ответы детей.

В: Посмотрите, ребята, нет ли в группе чего – то, чего не было раньше?

Поисковая деятельность детей. Нашли коробку, под ней конверт.
В:
  (берет коробку, конверт откладывает в сторону.) Давайте посмотрим, что это?

Предположения детей.

В: Может быть, это конструктор такой, его собрать надо?

В:  Напомните мне, какие были первые фонари в нашем городе?

Ответы детей.

В: Да, первые фонари в Петербурге были масляными. Молодой город на Неве праздновал победу русских войск над шведами. И как Петр I велел отпраздновать победу?

Ответы детей.

В: По указу Петра I, на фасадах четырех домов вблизи Петропавловской крепости, были укреплены фонари с целью «зажигать их по большим праздникам».

А потом появились четыре  фонаря на набережной Невы, напротив Зимнего дворца. А еще через несколько лет на улицах Петербурга было установлено уже 595фонарей.

В: Давайте  попробуем собрать то, что мы нашли в коробке.

Дети собирают масляную лампу.

В: Что же у нас получилось?

Ответы детей.

В: Чтобы не забыть, возьмите игровизор, будем записывать, все, что вспомнили и узнали.

В: Давайте сделаем фотографию и отошлем Фонарику. Готово. Посмотрите, Фонарик начинает загораться. Значит, сработало. Тогда давайте продолжать. Там еще конверт был, надо посмотреть, что в нем, может быть какое – то задание?

В: (вскрывает конверт). Да тут зашифровано какое – то слово, сможете расшифровать?

Ответы детей. Дети выполняют задание.

В: Давайте сразу запишем, что у нас получилось.

В: Как вы думаете, ребята, почему слово ГАЗ зашифровано?

Рассуждения детей.

В: Первые газовые фонари появились в Петербурге на Аптекарском острове в 1821 году.

Для освещения применялся газ, полученный при сжигании  угля или  дерева. Но этот полученный газ нужно было  где-то хранить. Где же его хранили?

Ответы детей.

В: тогда  построили  первое хранилище, называется газгольдер.  Но как газ  попадал в фонари?

Ответы детей. Подвести к тому, что попадал по трубам, под землей.

В: Но если газ подавался под землей, по трубам, то, как вы думаете, много ли газовых фонарей было?

Ответы детей.

В: Надо отослать Фонарику фотографию газового фонаря.

Отсылаем фотографию. Фонарик загорается ярче.

В: Посмотрите, фонарик ярче загорелся. Значит, мы все правильно делаем. Ребята, масляный фонарь был, газовый был, электрический сам Фонарик, из нашего времени туда попал. Какой же еще может быть?

Ответы детей.

Оксана Игоревна находит керосиновую лампу.

В: Спасибо, О. И. Ребята, может быть кто – то знает, что это такое?

Рассматриваем керосиновую лампу.

В: Давайте сразу запишем на игровизоре.        

Дети записывают.

В: О.И. нашла керосиновую лампу, может быть это не случайно?

Ответы детей.

В: Газовое освещение было дорогим, поэтому на окраинах газовых фонарей не было, как вы думаете, какие  там фонари горели?

Ответы детей.

В: Чуть позже вместо масла уже использовалась спирто-скипидарная смесь, а потом стали применять керосин. Со временем в Петербурге появилось около 7 тысяч керосиновых фонарей.

В: Как вы думаете, для керосиновых фонарей нужны были подземные трубы?

Ответы детей.

В: Конечно, керосиновые фонари не были связаны с подземными сетями, и их можно было установить, где угодно и в любом количестве. Керосином освещались в основном окраины Петербурга.

В: Ребята, сейчас в городе Брест есть улица, на которой каждый вечер зажигают керосиновые фонари.

Видео

В: Надо отослать Фонарику фотографию керосинового фонаря.

Отсылаем фотографию, Фонарик ярко горит.

В: Ребята, мы справились! Фонарик зажегся! Давайте посчитаем наоборот, чтобы Фонарик вернулся на Дворцовую площадь.

Дети считают 9, 8, 7, 6,5,4,3,2,1, ПУСК.

Фонарик возвращается.

Фонарик: Спасибо, дети, за помощь, за знания истории фонарей, за умения. Хочу вам предложить  спроектировать фонарь будущего из нетающих льдинок. Сможете?

Ответы детей

Воспитатель предлагает сделать фонарь по образцу или по представлению (если времени остается мало, или вовсе не остается, вынести за пределы занятия).

В:  Ребята, кому мы сегодня помогли? А как мы это сделали? Что было самым трудным?

Что вам понравилось больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с использованием мультимедийных средств для детей старшего и подготовительного возраста на тему: «История возникновения родного города Усть - Кута».

Формировать любовь к родному городу, интерес к его прошлому и настоящему.  Развивать бережное отношение к городу (достопримечательности, культура, природа). Воспитывать любовь к «малой Роди...

Конспект ОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе по теме: «История возникновения транспорта. Виды транспорта»

На данном занятии дети знакомятся с историей возникновения транспорта, его различных видов. Закрепляются и уточняются  знания о профессии водителя, о необходимости соблюдения правил дорожного дви...

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы Тема проекта: «История возникновение книги»

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы. Тема проекта: «История возникновение книги»...

Методическая разработка НОД в подготовительной группе «Путешествие Фонарика»

Цель: закрепление знаний об истории возникновения фонарей в Санкт – Петербурге....

Конспект методической разработки для детей подготовительной группы по теме «1 сентября – день Знаний»

День Знаний – удивительный и прекрасный праздник. После долгой разлуки, отдыха и путешествий с родителями, после летних развлечений дети вновь встречаются со своими друзьями и со ...