НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста . Тема"Этот удивительный мир часов"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Валентина Владимировна игнатенко

Современному человеку, часы необходимы. Так много нужно успеть и так важно не потерять время. Во времени и по часам живёт и ребёнок, познание которого и знакомство с окружающим миром протекает также во времени. Вот почему уже в дошкольном возрасте необходимо познакомить и начать учить самим ориентироваться во времени. Поэтому при планировании было выбрано направление работы по истории возникновения часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_chasy_otkrytoe_mro_2.doc157 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности для старшей группы на тему «Удивительный мир часов»

Автор –составитель Игнатенко Валентина Владимировна воспитатель МКДОУ

«Детский сад №4 «Радуга» (корпус  «Ракета»)

 высшая квалификационная категория


Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие. 
Цель – вовлечение детей в проектную деятельность.
Задачи:
1. Познакомить детей с историей возникновения часов, подвести к пониманию их назначения и функции.
2. Уточнить знания детей о часах и их видах.
3. Обогащать словарный запас детей.
4. Способствовать развитию умения образовывать родственные слова.
5. Способствовать развитию фонематического слуха.
6. Способствовать развитию эстетического вкуса, фантазии и творчества.
7. Продолжать воспитывать навыки доброжелательного взаимодействия в коллективе.


Предварительная работа: беседа с детьми о часах, раскрашивание картинок на тему «Часы», оформление мини - музея «Удивительный мир часов», вовлечение родителей в проектную деятельность.
Педагогические технологии: ИКТ, технология проектной деятельности.
Материал: проектор, ноутбук, палочки Кюизенера , цифры (грустные и весёлые, раскраски - цветочные часы

Организационный момент.

Воспитатель:   сегодня у нас будет не совсем обычное занятие, потому что у нас гости. Давайте поприветствуем гостей.

Приготовились и мы к занятию.

Слайд

Приветствие «Хорошее настроение» (Звучит спокойная музыка)

Сделайте глубокий вдох, выдох.

Вдохните здоровье, выдохните напряжение.

Вдохните добро, выдохните неприятности.

Вдохните уверенность, выдохните скованность и беспокойство.

Нам легко и приятно.

Сегодня мы отправляемся в путешествие в прошлое, настоящее и будущее время. О чём мы будем говорить…

Стук в двери.

Воспитатель:  Ребята,  нам  пришла  посылка. Как вы думаете, что в ней может быть? (подарок,  машинка, …..)

 Воспитатель: Давайте мы с вами рассмотрим посылку.

Слайд

 Записка от Фиксиков, чтобы узнать, что в ней находится, надо   отгадать загадку.

 Мы  днём  не  спим, мы  ночью  не  спим,

  И   днём  и  ночью  мы  стучим.   (Часы).

     

Воспитатель:  Открывает  посылку,  в которой  часы.

Что такое часы?  (Это прибор для измерения времени).

Рассмотреть : циферблат с цифрами, стрелки. Стрелки вращаются по кругу.

- Ребята,  а  для  чего нужны   человеку часы?   (Ответы)

(основная функция часов- показать время,  благодаря часам, человек может планировать свой день, вовремя успевать на различные мероприятия)

-  А  что  такое  время?

Ответы: (год,  времена  года,  дни,  сутки,  час,  минута,  секунда). 

Воспитатель читает записку от Фиксиков,  «Дорогие ребята,  до недавнего времени люди почти ничего не знали о нас, маленьких человечках, которые живут внутри машин и приборов. Мы ухаживаем за техникой изнутри, чистим её, смазываем, устраняют мелкие поломки. Вот недавно починили будильник Дим Димычу , чтобы он не опоздал в школу. Но нам не понятно, говорят, что время идет, а почему никто не видел его ноги?  

  - Если есть время, как его можно увидеть?

  - При помощи чего можно увидеть время?

-   Как раньше люди определяли время?

  -  Какие были раньше часы?.Какие часы самые точные?

   

 

Основная часть занятия.

Воспитатель:   Видите, сколько  много вопросов, сможем мы ответить?

 Дети, вы помните, что у нас в группе недавно сломались часы. Вы стали задавать много вопросов по назначению и устройству часов. И мы решили исследовать

этот удивительный мир часов. 

Где нашли  нужную нам информацию?

В энциклопедии, в книгах, из телепередач,  из интернета

Чтобы ответить на  поставленные вопросы, мы  занялись проектной деятельностью.

Сегодня на занятии мы поделимся  своими наблюдениями, полученными знаниями со сверстниками и взрослыми.

Воспитатель: 

- Чтобы  узнать  точное  время,  на  какой  предмет  мы  должны  посмотреть?

Дети:  Часы.

 Ребята, представьте, пожалуйста, такую картину: вдруг у нас исчезли все часы. Что было бы тогда? (нарушился ход времени)

 Воспитатель:  Как протекает время. Оно должно всегда находиться в движении и не останавливаться ни на миг. Причем «течет» время всегда только в одном направлении — от прошлого через настоящее к будущему. 


2.
Просмотр слайдов и беседа (на стульчиках, полукругом)

Воспитатель: .Совершим путешествие в прошлое мир часов и помогут нам в этом вот такие часы. Делаем один оборот стрелками и попадаем в прошлое часов.

Первая остановка «Живые часы» 
 

Оказывается, привычных для нас часов раньше не было. Но во все времена были живые часы,  узнавали  время  и  по  живым  часам.  

Слайд пустой - включить звук крика петуха.

Загадка:     Будет  рано поутру, без  разбора  всю  семью.

               Пением  ласкает слух,  деревенский  наш …(петух).    

 После ответа - проецируется картинка с изображением петуха. (Слайд № ) 

Когда человек стал приручать животных, у него появился  один помощник-петух.

1 ребёнок.

Человек заметил, что по утрам и вечерам петух кричит в одно и то же время, да не один раз, а целых три. Первый раз он кричал, когда солнышко выпускало первый луч. Вот и говорили два соседа:- Пойдем в лес за грибами после первых петухов.

 Петух - это живой будильник. Он всем говорит, что наступило утро и пора вставать

Хотя  кричит  петушок  в  одно  и то же  время,  но  и  с ним  были  оплошности:  то  с жёрдочки  во  сне  упадёт,  то  лисы  напугается  и  поднимет  крик  раньше  времени,  А  то  и  голос  пропадёт.

Воспитатель:   можно ли по пению петушка определить точное время? И не у всех в доме живет петушок. Не правда ли?

Время могли узнавать и по пению птиц.

Слайд  Включить Звук пения соловья.

 Воспитатель:    А еще живыми часами весной и летом могут быть поющие птицы. Например, если запел соловей, то значит еще ночь, он поет самый первый.

 Слайд Звук чирикания воробья.

А вот, воробей встает только в 6 утра. Как воробьи проснулись – значит, и нам скоро пора вставать в садик и на работу. 

Воспитатель:   - Удобно было определять время? (птицы в основном в лесу).


Путешествие продолжается, вращаются стрелки и остановка « Природные часы» 2) Слайд 3 с изображением жёлтых одуванчиков.
Воспитатель:  Живые часы – это и растения.

2 ребёнок .

Цветы открывают свои лепестки и закрывают их строго в определенное время, словно по команде. И они никогда не путаются! Например, одуванчики, открываются ровно в 5 утра.

 Они бывают на площадях, На лужайке, в саду - у солнышка на виду.

Воспитатель:     Так появились цветочные часы. Их изобрел шведский ученый Карл Линней. Он посадил в своем саду цветочные часы. На круглой клумбе росли различные цветы, пробуждающиеся и засыпающиеся  в определённое время.

Воспитатель:    Как вы думаете, чем удобны живые часы? А чем они неудобны?

 (Ходят такие часы только в солнечную погоду. В пасмурную погоду цветы закрыты. )

   Слайд с изображением солнечных часов..

Воспитатель:    Давным–давно,  когда  часов  не  было, люди  узнавали  время  по  солнцу.

Вставало солнышко -  значит, пора вставать,  приниматься  за  работу, и  так  до самого  вечера. Например, в старину  мама говорила детям приходить домой, когда солнце коснется верхушки деревьев. 

Как  вы  думаете  какие?        

 (Слайд №)  3 ребёнок.

И  наблюдая за солнцем,   человек  заметил,  что  тень  от  предмета  движется  за  солнцем.  Смотрел  человек,  как тень за  солнышком бегает  и  придумал  часы. Вкопал  в  землю  столб, а  вокруг   начертил  круг и  разделил его  на 12  равных  частей. Каждая  часть  равнялась  одному  часу.  Ходит  по  небу  солнышко,  а по  площадке от  столбика  медленно  тень  двигается  по  кругу.  Словно  часовая  стрелка показывает  время.

 Солнечные часы – всех часов предки!

Сейчас они редки. Циферблат на земле лежит,

А по небу солнышко бежит!

Воспитатель: Но  пользоваться  солнечными  часами  человек  мог  не всегда.  Почему?

Воспитатель: История часов продолжалась. Люди стали придумывать другие часы. 


слайд с изображением водяных часов.

 А  вы  слышали  выражение  «Время  течет»? Что  может  течь? Ответы  детей.                      

Ведь когда-то  время  действительно  текло в водяных  часах.

4 ребёнок.

  В  высокий сосуд с  маленьким  отверстием  внизу  наливали воду.  На  сосуде были  сделаны  отметки -  черточки.  Капля  за  каплей сочилась  вода  из отверстия  в  чашу,  сколько  воды  вылилось,  столько и времени прошло.   Не случайно  с  тех  пор  говорят о  времени:  «Сколько  воды  утекло». По  таким  часам  можно  определить  время  и  в  пасмурный  день  и  ночью.

 Воспитатель: - Удобны  ли  такие  часы?  Почему?

 Дети: Надо  постоянно  доливать  воду.

Воспитатель:     С тех пор так и говорят «Много воды утекло», т.е. много времени прошло

Мы раньше проводили эксперимент с водяными часами.

Воспитатель:     - Течёт  время  и  в песочных  часах.
 слайд с изображением песочных часов.

Потом люди сделали часы из песка. И назвали их – как? (ответы детей) Песочные часы! 

5 ребёнок.

 Помогали определять время и песочные часы, они появились , когда человек научился делать стекло. Два  стеклянных  пузырька  соединены  вместе.  В такие часы насыпали определенное количество песка,  например на 1, 2. 3 минут или на час, потом часы переворачивали.  Песок  сыплется  из  верхнего  пузырька в  нижний. Высыпался  песок,  значит,  прошло 2  или  10  минут.  Часы  переворачивают  и счёт  времени  продолжается

Часы песочные – точные! В них песчинки текут-

Секунды бегут! Как песчинки собрались,

Холмиком улеглись в колбочке из стекла.

Так минута и прошла.

Воспитатель:      Но они оказались тоже неудобные. Почему?

- Правильно, забудешь перевернуть, в карман не положишь, на стену не повесишь. Да и работают они несколько минут: 3,5,10.

- Однако эти часы дожили до наших дней.

Мы раньше проводили эксперимент с песочными часами: «Течет ли время?» Вместе с песчинками, которые текут в песочных часах «течет» и время.


Динамическая пауза.
А теперь немного отдохнём. 
1) Офтальмологическое упражнение «Круг».
Представить себе большой круг. Обвести его глазами по часовой стрелке, потом против часовой. И поморгать 2 раза.

 
А теперь давайте немного потанцуем. 
Выполнение танцевальных движений, имитирующих часы под песню из мультфильма «Фиксики» «Часики» (пружинка, поднимание плеч, наклоны головы в стороны, наклоны корпуса в стороны, повороты в стороны, повороты с пружинкой, шаги на месте, шаги вокруг себя на месте, шаги на месте + движения руками перед собой и в стороны).

Воспитатель:    Путешествие продолжается, вращаются стрелки и остановка «Башенные часы»   

Шло время, и люди изобретатели новые приборы для измерения времени  часы, с циферблатом и стрелками. На старинных часах была одна стрелка – часовая. Часы эти были очень громоздкие. Вал-барабан был деревянным, тяжёлым, как бревно. Вместо цепочки на барабан наматывали толстый канат с тяжёлыми гирями. Такие громоздкие и тяжёлые часы дома не помещались, и их устанавливали обычно на высоких городских башнях.

Первые башенные часы появились в Лондоне,

Слайд.

А через 100 лет в Москве на башне старого белокаменного Кремля.

Уже много веков главным символом Москвы является Спасская башня Кремля со знаменитыми Курантами.  

 слайд с изображением Курантов включить звук. 

Воспитатель:  Удобно это было?

Воспитатель: Путешествие продолжается, вращаются стрелки и остановка «Механические часы» 

 Со временем люди изобрели часы с маятником и гирями - в домах стали появляться часы под названием «ходики».  Вращались они с помощью тяжелой гири на цепочке. Издавая громкий звук похожий на шаги, они получили название-ходики.

 6 ребёнок. 

Они вешались на стену. Под часами был маятник на тоненькой проволочке, а снизу выползала цепочка с двумя гирями на концах, похожих на еловые шишки. У таких часов был механизм, и состоял из множества шестерёнок и пружинок. Такие часы называли механическими, и были они с одной часовой стрелкой. Шло время,  кроме часовой стрелки появилась и минутной, и секундная стрелка.

 Воспитатель:  С каждым изобретением механизм становился сложнее. Люди старались, чтобы часы приносили не только пользу, но и украшали помещение.  И появились часы с кукушкой, с пружинами и другими сложными деталями. Они называются механические часы.

Слайд звук кукушки 

7 Ребёнок    Внутрь их мастер поставил пружину, закрутил её, а чтобы она не раскручивалась, прикрепил к ней зубчатое колёсико.  Оно цепляется за другое колёсико и вертит его. Второе же колёсико вертит стрелки их надо заводить специальным колесиком на корпусе часов. Забыл завести часы – они встали.

 

Воспитатель – потом появились карманные часы, которые носили в кармане.  Потом появились наручные часы, которые носили на руке.

Путешествие продолжается, вращаются стрелки и остановка настоящее время  «Современные часы» 

Слайд

На этом человек не остановился и придумал часы без стрелок.

В таких часах на циферблатах только светящиеся цифры, которые меняются с каждой прошедшей минутой. Эти часы называются электронными и работают от электрической сети и на батарейках. . Время показывают точное и не капризничают.

А есть и новые – электронные
часы неугомонные!
Только раз заведи, заведешь – и год ходи
.

Воспитатель:  - Где можно найти электронные часы ?   ( на вокзалах, в подземных переходах, на улицах, на стадионах). 

Существуют ещё и атомные и радиоактивные часы.

В доме каждого из нас есть часы. Может быть, и не одни. 

Красивый внешний вид радует глаз. Вот как изменились часы под влиянием творческой мысли и деятельности взрослого человека. Видите, ребята, какой сложный путь прошли часы. И всё это придумал и сделал человек.

- Так какую же пользу приносят часы человеку.

У нас в группе  был  музей часов, было собрано около 50 экспонатов.

Самые старинные часы предоставили родители 1957г 

Путешествие продолжается, вращаются стрелки и остановка будущее время  «Часы будущего»

 Мы еще не знаем, какие часы скоро изобретут. На что они будут похожи?  Может скоро мы узнаем и в нашем музее появятся новые экспонаты.

Заключительная часть занятия:

Ответили ли мы на поставленные вопросы? 

 Как раньше люди определяли время? (по солнцу, по растениям, по пению птиц)

Какие были раньше часы? (водяные, солнечные, песочные).

 Какие бывают часы? (механические, башенные, электронные, атомные, карманные, наручные, настенные)

Какие часы самые точные?..

 

 Я, надеюсь, вам понравилась сегодняшняя история о часах.

Где это может пригодиться?

А вы умеете определять время по часам?

На занятии   познакомились с историей возникновения часов . Сделали вывод, что часы давних времен не могут показывать точное время. 


 

Продуктивная деятельность и подведение итогов.

Творческая мастерская

Изготовление часов из палочек Кюизенера кто какие захочет.

Звучит мелодия «Ходики с кукушкой»

А теперь настало время открыть долгожданный подарок от Фиксиков .
В подарке записка. «Вы большие молодцы! Настоящие юные исследователи! Желаю вам удачи и новых открытий! Приходите в гости в мою мастерскую!

И помните, ПОРЯДОК-ВРЕМЯ БЕРЕЖЁТ!  До встречи, Фиксики».


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Приходи к нам на посиделки».

Рассказать детям о происхождении посиделок, их назначении, связи с фольклором (сочинялись небылицы, сказки, частушки). Расширить словарный запас детей....

Конспект НОД ОО «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста Тема: « Путешествие на Луну» в рамках открытого показа на методическом объединении №1 Тема МО: «Организация опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема:  "Путешествие на Луну".  Вид деятельности: опытно-экспериментальная...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Как жили наши предки»

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возрастаТема: «Как жили наши предки»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области познавательное развитие для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Экскурсия в парк»

Конспектнепосредственной образовательной  деятельности по образовательной области познавательное развитие для детей старшего дошкольного возраста.Воспитатель: Ван О.Н. Тема: «Экскурсия в па...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Удивительное рядом. Свойства воды».

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22826510","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]] Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речев...