«Экологическое воспитание детей в ДОУ»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Зельман Наталья Евгеньевна

Актуальность

 Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekolog.proekt_dou.docx41.6 КБ

Предварительный просмотр:

Защита проекта

«Экологическое воспитание детей

в ДОУ»

МДОУ детский сад «Сказка» р. п. Дергачи

                                                           

                                               

Актуальность

 Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.

    Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду.

   Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях.

    Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

Годовая задача ДОУ – «Формирование у детей экологической культуры и бережного отношения к природе через все виды детской деятельности».

Работу построили через реализацию проекта

Тип проекта: для педагогов – практико-ориентированный; для совместной работы с детьми и родителями - поисково - исследовательский, творческий

Участники проекта:

Дети дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели групп, учитель - логопед, музыкальный руководитель, педагог – психолог, инструктор по ФИЗО.

Цель проекта:

Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с детьми и с семьями воспитанников по вопросам экологического воспитания.

Формирование  у ребенка-дошкольника нового экологического  мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умение жить в относительной гармонии с природой.

Задачи проекта:

  • формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника.
  • формировать у детей понимание того, что красота природы бесценна, поэтому ее надо охранять;
  • воспитать бережное отношение к объектам природы;
  • расширить представления о предметах  и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе;
  • научить применять новые знания посредством трудовой деятельности;
  • привлечь родителей к работе детского сада  по экологическому воспитанию детей;
  • создать  благоприятную атмосферу общения всех участников мероприятия, воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективе.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

- Повышен  интерес  родителей к экологическому образованию и их детей к экологии в целом.

- Созданы  условия для сотрудничества родителей и детей, их эмоционального и психологического сближения.

- Имеются  представления о природе, о помощи человека природе.

I этап: Разработка проекта. 

1. Довести до участников проекта важность данной проблемы.

2. Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу.

3. Работа с педагогами: проведение педагогического совета, тематической проверки, педагогическое консультирование, участие педагогов в РМО воспитателей и РМО руководителей, проведение семинара практикума, открытых просмотров СОД в рамках «экологических недель», проведение педагогической  мастерской в форме  Мастер – класса, обобщение педагогического опыта «Технология экологического воспитания детей».

3.Создать  развивающую экологическую среду.

4. Приобрести  и изготовить необходимое оборудование.

5. Составить перспективный план мероприятий.

II этап: Планирование проекта.

Работа с педагогами

1

Методическое консультирование

- Организация образовательной экологической среды в группах в соответствии с ФГОС.  (ст. воспитатель)  Нестерова Л.Ю.

Сентябрь

2

Консультирование 

«Организация работы с детьми по опытно- экспериментальной работе в свободной деятельности.

Воспитатель:    Халикова Л.Э.

Сентябрь

3

Консультация:

Создание экологической тропы в  ДОУ.

(воспитатель Зельман Н.Е.)

25.10.17г

4

Консультация:

Методические рекомендации по трудовому воспитанию детей.

Воспитание трудовых навыков  у дошкольников через различные виды игр.

Старший воспитатель Нестерова Л.Ю.

06.12.17

5

Консультирование

«Формирование представлений об основных источниках  опасности в быту, на улице, в природе у детей дошкольного возраста через проектную деятельность»

воспитатель  Балдина Л.В.

10.02.18г.

6

Консультирование

«Развитие   познавательных способностей детей средствами экологического воспитания в детском саду»

Воспитатель    Антонова Е.Ф.

20.03.18г.

7

Консультирование

 «Как сделать экскурсию в природу действительно – экологической»

Воспитатель  Дементьева С.А.

06.04.18г

8

РМО  воспитателей

Мастер - класс «Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через поисково – исследовательскую деятельность»»

(воспитатель Балдина Л.В.)

24.08.17г

9

РМО  воспитателей

Мастер – класс «Проектная деятельность, как средство нравственного воспитания детей с ОВЗ при взаимодействии узких специалистов» Интегрированное занятие с элементами Квест – технологии «Трудолюбие и лень» (учитель–логопед Нестерова М.В., Педагог – психолог Алексеева М..В.)

13.10.17г

10

РМО руководителей

Показ СОД Образовательная область   «Социально – коммуникативно развитие» «Культура земледелия» (воспитатель Дементьева С.А.)

27.10.17г.

11

РМО воспитателей    Творческая лаборатория

«Реализация познавательно – исследовательских проектов по экологии»

Воспитатель Зельман Н.Е.

20.02.18г.

12

Тематический контроль «Система организации работы по экологическому образованию воспитанников ДОУ»

19.10.17г 23.10.17

13

Педсовет № 2: «Формирование у детей представлений о необходимости бережного и сознательного отношения к природе» 

Форма проведения: «Экологическая гостиная»

21.10.17г

14

Неделя экологического творчества»

Педагогическая мастерская:  Мастер – класс:

«Инновационные методы и приемы экологического воспитания и образования»

(из опыта работы)» воспитатель Дементьева С.А. 

2 неделя

апрель

15

Обобщение и распространение педагогического опыта

«Технология экологического воспитания детей»

Воспитатель  Дементьева С.А.

май

Совместная деятельность педагогов и детей

1

Открытый показ образовательной деятельности экологической направленности

«Опытно-экспериментальная работа детей в уголках природы в группах и оранжерее»

В рамках «Экологической  недели»

Ахмерова Ф.С., Рыскова Л.М., Христофорова Ж.Н., Зельман Н.Е.

3 неделя ноября

2

Семинар – практикум

«Современные педагогические технологии в экологическом воспитании дошкольников в соответствии с  ФГОС ДО».

СОД в 1 мл. гр. «Спрячем зайку» Воспитатели Ахмерова Ф.С.,Халикова Л.Э.

СОД во 2  мл. гр.   «Путешествие в зоопарк»

Воспитатель: Балдина Л.В.; Инструктор по ФИЗО Никитина Е.А.

СОД в разновозрастной гр.  «Путешествие по страницам красной книги»

Воспитатели: Дементьева С.А., Христофорова Ж.Н.

СОД в подг. Группе «Осенний календарь

Воспитатели Зельман Н.Е., Антонова Е.Ф.

27.11.17г 28.11.17г

3

Открытый показ образовательной деятельности экологической направленности в рамках «Экологической недели»

Цель: Организация экологической  работы в режиме дня с детьми младшего дошкольного возраста.

Воспитатели: Халикова Д.Э., Балдина Л.В., Дементьева С.А., Антонова Е.Ф.

1 неделя декабря

4

Региональный  конкурс «Возраст делу не помеха!» номинации

- Год экологии

15.10.17г

5

Муниципальный конкурс рисунков «Зеленое чудо – Земля»

Молодец С. (Демент.С.А.)                       3 место

 Макрушина В.(Христоф.Ж.Н.)              1 место

02.11.17-

28.11.17

6

Праздник «Посвящение в эколята»

апрель

Совместная деятельность педагогов, детей и  родителей

1

 Групповое родительское собрание «Давайте знакомиться - это наша группа». «Экология и мы»;

сентябрь

2

Фестиваль-Ярмарка

 «Золотая осень-17» Выставка поделок, изготовленных из овощей и природного материала; выставка блюд, приготовленных из овощей и фруктов  среди воспитанников, родителей и родителей  ДОУ.

октябрь

3

Муниципальный смотр - конкурс «Территория красоты, чистоты и доброты»  номинация:

«Твори добро на территории ДОУ»                                                        1 место

октябрь

4

Районный конкурс поделок из природного материала «Учимся у природы».

3 место

26.09.17

5

Конкурс ДОУ на лучшую – экологическую образовательную среду 

приняли участие воспитатели всех возрастных групп,  воспитатели 2 младшей группы Балдина Л.В., Рыскова Л.М. заняли        1 место.

19.01.18г

6

Педагогическая  гостиная: «Экологическая викторина «Счастливый случай. Пути составления экологического паспорта ДОУ с детьми подготовительной группы»,

ноябрь

7

Педагогическая  гостиная: «Викторина по произведениям писателей натуралистов»

январь

8

Конкурс фотографий «Из мусорной кучки – классные штучки»

октябрь

9

Консультация: «Воспитание любви к природе»

ноябрь

10

Папка  - передвижка «Экологическое воспитание в семье»

январь

11

Консультация: «Воспитание любознательности средствами природы»

февраль

12

Консультация «Познавательные интересы ребёнка». «Роль развивающих игр для детей 3 – 4 лет».

март

11

Папка  - передвижка « Красная книга – сигнал опасности»

декабрь

12

Утренник:  «Золотая осень»,

октябрь

13

Конкурс «Создание условий по экологическому воспитанию детей»

Октябрь-январь

11

Реализация экологических проектов:

«Знакомимся с красной книгой», «Воробей и его друзья», «Животные нашего края»,  «Хлеб – всему голова», «Насекомые», «Мир птиц»,  «Дикие и домашние животные», «Мир деревьев и кустарников», «Удивительный мир динозавров»,  «Вода – удивительное вещество», «Такая разная бумага», «Чай», «Мир Арктики и Антарктиды», «Овощи и фрукты полезные продукты», «Птицы нашего края»,  «Водичка  водичка», «Чудесный песок» и др.

В течение года

III этап реализации проекта.

Уже в старшем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к природным явлениям.

  • Экологические досуги и праздники
  • Изготовление лэпбуков
  • Сбор коллекций, семян, камней, листьев, составление гербариев
  • Экологические дидактические игры
  • Создание книг самоделок
  • Различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику
  • Работа с календарем природы
  • Труд в уголке природы и на участке
  • Наблюдение в  природе
  • Опыты, поисковая деятельность
  • Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе
  • Беседы и разговоры с детьми на экологические темы
  • Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы
  • Целевые прогулки на природе
  • Совместная деятельность воспитателя и детей

Вывод: чтобы дети участвовали в природоохранной деятельности, могли реализовать свои знания и умения на практике, в рамках экологического воспитания необходимо использовать разные формы и методы работы. Благодаря систематической работе в рамках данного проекта на экологическую тему, интересной программе мероприятий педагоги вовлекают родителей в образовательную деятельность, повышают их педагогическую компетентность, формируют у них интерес к жизни детей в ДОО. Таким образом, подобные мероприятия позволяют решать разные задачи, которые ставит перед педагогами ФГОС ДО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

Дети и их экологическое воспитание. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

В последнее время мы часто слышим такие слова, как «экологическое воспитание», «экологически чистые продукты». Что же это такое?...

Опыт работы по экологическому воспитанию «Дидактическая игра –в экологическом воспитании детей»

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с приро...

Консультация для родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Экологическое воспитание дошкольников»

В данной статье раскрыта актуальность проблемы настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофи...