Конспект прогулки с элементами экспериментирования в старшей группе «Невидимый друг».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Прививать любовь к природе, желание познать процессы, происходящие в природе, расширять представления о многообразии неживой природы, воспитывать любознательность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prolgulka.docx24.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект прогулки

с элементами экспериментирования в старшей группе «Невидимый друг».

Тема: «Наблюдения за ветром и его силой, опыты с воздухом»

Цель – прививать любовь к природе, желание познать процессы, происходящие в природе, расширять представления о многообразии неживой природы, воспитывать любознательность.

Воспитатель: Ребята, встаньте в полукруг. Посмотрите  на меня.

Собираются ребята

Вместе весело гулять

И конечно не забудут

Правил несколько назвать.

Дети: Проговаривают правила поведения на прогулке.

На площадке надо быть осторожными, не толкать товарища, не подниматься на каменные и металлические постройки высоко, не спрыгивать с них.

Уметь делиться игрушками и т. д.

Воспитатель: Молодцы! 

Вступительная часть:

Я хочу вам сообщить, что наши волшебные рыбки, опять заколдовали нас, мы не сможем отправиться дальше, пока не отгадаем загадку, которую они мне прислали и не ответим на все вопросы, которые они для нас приготовили. Итак, вы готовы отвечать или лучше в группу вернёмся?

1. загадка:

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И елочек. Я - ...
ДетиОсень

Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?

Дети:  Осень

Воспитатель: Какой месяц?

Дети: Ноябрь

Воспитатель: Сколько существует осенних месяцев?

Дети: Три.

Воспитатель: Как они называются?

Дети: Сентябрь, Октябрь  и Ноябрь

Вы ребята молодцы и для вас у рыбок есть подарочек, только чтоб его получить нужно глаза закрыть и внимательно послушать.

Художественное слово: Алексей Плещеев

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты. 

Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.

Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.. 

Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.

Воспитатель: Вам понравилось это произведение? О чём оно, о каком времени года в нём говорится? Кто любит осень, а кто нет? Почему?

Дети: Отвечают.

2.Воспитатель: А вот и следующее задание….

Отгадайте, о чем загадка

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Ответы детей: воздух

Ребята, посмотрите вокруг! А теперь носом вдохните и ощутите свежесть прохладного воздуха. Ведь  сегодня мы с вами поговорим именно о нём.

Скажите, вы видите воздух вокруг нас?

Ответы детей: нет, не видим, потому, что он прозрачный.

Воспитатель: Значит, воздух, какой?

Ответы детей: невидимый

Воспитатель: Как можно потрогать воздух? Я  не знаю как это лучше сделать.

Дети выдвигают предложения :

Воспитатель: Здесь вместе с загадкой лежат пакеты, интересно, зачем нам они???

Дети экспериментируют с пакетами. Проверяют выдвинутые ранее предположения опытным путём.

Воспитатель:  При необходимости чуть прибегаю к подсказке. Зачерпните, Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами?

Ответы детей: они надулись, приобрели форму, стали упругими.

Воспитатель: Предлагаю  детям попробовать  сдавить пакет.

Вопрос к детям: Получилось или нет, а если нет, то почему?

Ответы детей: : внутри находится воздух, воздух плотный.

Воспитатель:где можно использовать это свойства воздуха?

Дети предлагают свои варианты ответов (воздушные шарики, надувать бассейн, качать шины велосипедов, спасательный круг, надувной матрац ,)

Итак повторяем: воздух прозрачный, невидимый, бесцветный, воздух не имеет формы, он приобретает форму того предмета, в который он попадает.

Воспитатель:Молодцы!

3.Следющее задание

Загадываю загадку:

И красива и стройна

Средь подруг стоит она

Вся в кудряшках и сережках

Это белая (березка).

Воспитатель и дети подходят к березе.

– А как вы догадались?

Дети: У березы белый ствол.

Воспитатель: Да, березку легко найти по белому стволу. Но в белой коре есть черные черточки. Эти черточки называются “чечевички” (повторите, пожалуйста, это новое слово) Ребята, оказывается, чечевички – это нос березы, через который она дышит. Вот какое важное значение для дерева имеют эти черные черточки – чечевички.

Воспитатель: Береза – единственное дерево на Земле с белой корой. Мы с вами знаем, что за красоту береза выбрана символом России.

Художественное слово:

Рано утром встает она солнце встречать,

Улыбнувшись, посмотрит в зеркальную гладь.

И, наверно, на свете нет березы родней,

Ведь береза – частица России моей.

4.Воспитатель: Правильно. Подумайте и скажите, если на деревьях растут листья, такие деревья как называются?

Дети: Лиственные.

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на березу. На ней столько же листьев, сколько было летом?

Дети: Нет, их нет.

Воспитатель: – Куда же делись листочки с веточек?

Дети: Они облетели

Воспитатель: – Почему они облетели?

Дети: Наступила осень, стало меньше тепла и света и листья стали облетать. Так дерево готовится к отдыху зимой. Оно будет спать. А весной проснется.

Воспитатель: – Какие части дерева вы еще знаете?

Дети: Корни, ветки, листья, ствол)

Воспитатель: – Какие ветки у березы?

Дети: Тонкие, гибкие)

Воспитатель: – Зачем нужен корень дереву?

Дети: Питаться, расти.

Воспитатель: На территории нашего детского сада, растут еще другие деревья. Я вам загадаю загадку, а вы отгадайте, что это за дерево.

Ее всегда в лесу найдешь –

Пойдем гулять и встретим:

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем. (Ель)

Воспитатель: Давайте вспомним где мы видели это  дерево. Вспомните ель.

Воспитатель: У нее на ветках растут не листочки, а пушистые…

Дети: Иголки.

Воспитатель: Эти иголочки у ели называются “хвоинки” (повторите, это новое слово).1 иголка – “хвоинка”.Много иголок – “хвоинки”.

Воспитатель: На ели растут хвоинки, поэтому называют ель каким деревом?

Дети: Хвойным.

5.Воспитатель: Хоть на дворе и  Осень, как вы ранее сказали. Но мы живём на севере, поэтому и осень наша очень короткая, и порой напоминает зиму. Потому что вокруг всё белым-бело.А что такое снежинка?

Дети: Снег.

Воспитатель: Посмотрите, а на что похожа снежинка?

Дети: На звездочку.

Воспитатель: Давайте посмотрим, какие снежинки, когда на них светит солнце?

Дети: Блестящие, искрятся, переливаются.

Воспитатель: Поймайте снежинку на ладошку, и посмотрим, что с ней будет?

Дети: Растаяла.

Воспитатель: А почему снежинка тает на ладошке?

Дети: Потому, что ладошка теплая, а снежинка холодная.

Воспитатель: А почему они так плавно и медленно летят?

Дети: Снежинки легкие.

Воспитатель: Что мы с вами не замерзали, давайте поиграем.

6. Развитие общей моторики. Подвижная игра : «Снежинки»

Воспитатель: Сейчас мы все превратимся на время в снежинок. У меня в руках 3 обруча. Ребята, которым я их раздам, постараются образовать самую большую и красивую снежинку. Для этого им надо поймать обручем как можно больше ребят (снежинок).

Дети: кружатся и бегают. Тот ребенок кого поймали, тоже берется за обруч и уже вместе с тем, кто его поймал, ловит других детей.

Воспитатель: Подводит итог игры (игра проводится  2-3раза).

7.  Воспитатель подходит к детям для индивидуальной работы.Индивидуальное занятие по закреплению пространственных понятий 3 ребят, каждому  по обручу. Мы с вами тоже поиграем. Я буду произносить разные инструкции, а вы с помощью обруча постараетесь их выполнить.

-встаньте в круг

-выйдите из круга

-наденьте обруч на руку

-поднимите его над головой

-встаньте рядом (около) обруча

-перепрыгнете через обруч

-встаньте перед обручем

-встаньте за обручем

-спрячьте обруч за спину и т. д.

8 Трудовая деятельность.

Воспитатель: Молодцы! Мы поиграли, согрелись.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, нашим пернатым друзьям, легко ли в зимнее время?

Дети: нет. Им голодно, холодно.

Воспитатель: Как мы можем им помочь?

Художественное слово

Трудно птицам зимовать,

Надо птицам помогать!

Распилить я попросил

Досочку еловую,

Вместе с папой смастерил

Птичкину столовую.

Дети: Покормить.

(Воспитатель и дети вешают кормушку и насыпают корм).

Воспитатель: Молодцы, мы люди никогда не должны забывать о птицах, о животных. Ну вот, наша столовая для птиц накрыта. А помните, мы с вами наблюдали из окна за птицами, когда они прилетали к кормушке. Может, кто вспомнит, какие прилетали птицы (ответы детей). А что мы теперь должны с вами сделать?

Дети: Уйти.

Воспитатель: Почему?

Дети: Чтобы птицы нас не испугались и прилетели к кормушке.

Воспитатель: Ребята мы с вами пойдем на другую часть участка почистим дорожки от снега и утеплим клумбы и корни деревьев снежком, а наши птички в это время прилетят и пообедают.

9 Самостоятельная деятельность: игра в снежки, постройки, лепка

10.Заключительная часть. Окончание прогулки.

Воспитатель:

- Ребята, что мы сегодня с вами наблюдали?

- В какие игры играли?

Выслушиваю ответы детей, хвалю их за хорошую работу.

После чего выстраиваю детей парами.

Воспитатель:

Глазки закрывайте,

Немного помечтайте,

Ветерок нас подхватил,

В группу нас переместил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект прогулки с элементами экспериментирования в средней группе «Ветер ветерок».

Правильно организованная и продуманная прогулка помогает осуществлять    задачи всестороннего развития детей. При планировании прогулки основная задача воспитателя состоит в обесп...

План - конспект прогулки с элементами экспериментирования в средней группе Тема: «Загадки природы.Наблюдения за ветром и его силой»

Ход прогулки:Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:Неизвестно, где живёт.Налетит - деревья гнёт.Засвистит - по речке дрожь.Озорник, а не уймёшь.Далее проводит с детьми опыт....

Конспект прогулки с элементами экспериментирования в разновозрастной группе (5-7) лет компенсирующей направленности .

Конспект прогулки с элементами экспериментирования в разновозрастной  группе (5-7) лет компенсирующей направленности .«Расскажи, какая сегодня погода», « Сказка о ветерке»...

Конспект летней прогулки с элементами экспериментирования для младшей группы. Тема: «В гости».

Цель: формирование целостной картины мира, развитие познавательно-исследовательской деятельности, кругозора детей.Задачи:1. Уточнить знания детей о том, что летом солнце светит ярко, печёт.2. Продолжа...

Конспект прогулки с элементами экспериментирования в старшей группе \ «Невидимый друг».

Тема: «Наблюдения за ветром и его силой, опыты с воздухом»Цель – прививать любовь к природе, желание познать процессы, происходящие в природе, расширять представления ...

Конспект НОД с элементами экспериментирования в старшей группе «Волшебные свойства магнита»

Экспериментирование – это один из видов познавательной деятельности, любой опыт, попытка осуществить что-либо. Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, ...