Конспект занятия по экспериментальной деятельности Тема: «Как происходит вулкан?» Подготовительная группа
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Малтугуева Надежда Ивановна

Цель:

Расширение и уточнение представления детей об окружающем мире.

Развитие интереса к познавательной деятельности.

 

Задачи:

- Познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения;

- Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов;

- Поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;

-Воспитывать аккуратность, взаимопомощь, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность), умение доводить начатую работу до конца.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx18.6 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экспериментальной деятельности

Тема: «Как происходит вулкан?»

Подготовительная группа

Цель:

Расширение и уточнение представления детей об окружающем мире.

Развитие интереса к познавательной деятельности.

Задачи:

- Познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения;

- Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов;

- Поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;

-Воспитывать аккуратность, взаимопомощь, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность), умение доводить начатую работу до конца.

Активизация словаря: вулкан, магма, жерло, кратер, лава, извержение, пепел.

Материал:

Макет вулкана, поддон, сода, лимонная кислота, красная краска, моющая жидкость, лист бумаги (для фиксаций наблюдений), цветные карандаши, чайная ложка, пипетка.

Предварительная работа:

- чтение детской энциклопедии «Все обо всем»;

- рассматривание иллюстраций с изображением вулканов;

- беседы о видах вулканов; чтение книг о вулкане, рассматривание схем вулканов, его строение;

- просмотр видеоролика для детей «Извержение вулкана»;

- сбор материала о вулканах, подбор иллюстраций, изготовление родителями презентаций «Вулкан».

Индивидуальная работа:

- активизировать в речи детей слова: магма, жерло, кратер, лава, вулкан;

- развивать память, через припоминание и воспроизведение пошаговых действий выполнения эксперимента.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Использование следующих технологий:

1. Личностно-ориентированная технология – наблюдения, экспериментальная деятельность.

2. Социоигровая технология – работа в малых группах.

3. Здоровье - сберегающая технология – динамическая пауза (физминутка).

Ход занятия:

1. Приветствие.

Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько много гостей сегодня в нашей группе (дети здороваются) с гостями

2. Вводная часть:

Воспитатель: Садитесь поудобнее (на подушки) сегодня мы с вами пойдем в лабораторию «Интересных открытий». Скажите ребята, для чего мы с вами ходим в лабораторию?

Дети: Чтобы узнать что-то новое и интересное.

Воспитатель: А хотите узнать тему нашего исследования? (ответы детей).

Давайте отгадаем загадки:

1. Огненная жидкость, выходящая из вулкана? (лава).

2. Ученый, который занимается исследованием вулканов? (вулканолог).

3. Канал, по которому магма поднимается к кратеру? (жерло)

4. Углубление в виде чаши, образовавшиеся на вершине или склоне вулкана? (кратер)

5. Как называется огненно-жидкая масса, которая возникает в земной коре? (магма).

6. На что по форме похож вулкан? (конус)

Ребята, вы догадались, о чем пойдет речь на нашем занятии?

Дети: О вулканах.

Воспитатель: Сейчас мы познакомимся с ними.

(просмотр слайдов о вулканах сопровождается пояснениями педагога):

- извержение вулкана начинается с появления дыма;

- затем происходит взрыв;

- на самой вершине вулкана находится кратер. Кратер-огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красновато-оранжевая пасть, это жерло вулкана, дыра, уходящая глубоко в землю в магму. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой. Лава – растопленные камни. Она течет вниз по склону и вытекает очень далеко от вулкана. По пути она сжигает траву и деревья, уничтожает все живое на пути, превращая в пепел. Когда лава утечет далеко от вулкана, она застывает и превращается в камни.

Вопросы детям:

- с чего начинается извержение вулкана? ( с появления дыма)

- что происходит дальше? (происходит взрыв)

- что остается после извержения вулкана? (застывшие камни, сгоревшие деревья)

Мы наблюдали с вами за действующим вулканом. А еще бывают спящие и потухшие вулканы. Как вы думаете, какой вулкан называют спящим?

Дети: Спящий вулкан – это вулкан, который имеет вид обычной горы, но может взорваться в любой момент.

Воспитатель: Наблюдать за извержением вулкана интересно. Безопасно это делать в кинотеатре или на картинках. А еще можно сделать макет вулкана и понаблюдать за извержением лавы, оживив вулкан. Интересно? Хотите самостоятельно в лаборатории проделать опыт: извержение вулкана?

Дети: Да.

Воспитатель: Давайте пройдем в лабораторию научных открытий.

Физминутка под музыку:

По дорожке мы шагали,

И ворон мы не считали,

Смело мы идем вперед,

Где вулкан уже нас ждет.

Когда в гости мы пришли,

Можно крикнуть «1,2,3».

Воспитатель: Но, прежде чем проводить опыт в лаборатории, давайте вспомним, что необходимо сделать сначала.

Дети: Необходимо вспомнить правила безопасности в лаборатории:

(рассматриваем  таблицу, дети сами ее озвучивают):

1. Только со взрослыми мы проводим опыты.

2. Надеть специальную одежду.

3. Со всеми веществами следует обращаться очень осторожно. Среди них могут встретиться и ядовитые.

4. Не стоит все пробовать на вкус, особенно если не знаешь, что это за вещество.

3. Основная часть:

Воспитатель: В лаборатории у нас все готово для проведения опыта.

Одеваем фартуки, шапочки.

Ставим поднос.

- Давайте посмотрим, из чего сделано основание вулкана? (из теста и соли).

- Из чего сделано жерло вулкана? (баночка от мыльных пузырей).

- Разукрашиваем.

Проведение опыта:

- насыпаем ложку соды;

- добавляем красной краски (гуашь);

- насыпаем лимонной кислоты;

- добавляем 4 ложки воды;

- 1 ложку «Ферри».

Что мы наблюдаем? Посмотрите, как извергается наш вулкан? (Он извергается спокойно).

Чем наш вулкан, отличается от настоящего? (Предполагаю, что дети ответят: «Наш вулкан маленький, из него не идет дым, пепел, камни, магма не такая горячая, как на самом деле и др.»).

А сейчас вы зарисуйте свой опыт.

Молодцы ребята, вы были внимательными, работали аккуратно, и у вас все получилось, замечательно! Вам понравилось?

Давайте еще раз вспомним, чем мы пользовались, чтобы получить знания о вулканах (спросить у взрослого, подумать самостоятельно, посмотреть по телевизору, узнать через компьютер).

Теперь вы знаете, что такое вулкан и как он извергается?

Игра «Хорошо- плохо»

    1. Вулкан хорошо, почему?

  • Поднимают на поверхность много полезных веществ, почва вокруг них плодородная.
  • Из вулканической пыли делают лекарства и удобрения.
  • Из затвердевшей лавы строят дома.

2. Вулкан плохо, почему?

  • Лава является причиной лесного пожара.
  • Потому что вулкан загрязняет воздух, люди начинают задыхаться и болеть.
  • Вулкан уничтожает животных, птиц.

Кому можно рассказать и показать наш опыт?

Когда вы вырастите большими, наверное, обязательно станете учеными! Вы будете изучать и беречь нашу Землю.

Занятие окончилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы на тему «Волшебница вода»

В этой работе говорится о проведении детьми опытов с водой для закрепления знаний о её состоянии и свойствах....

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы на тему «Волшебница вода»

Цель данного занятия: Развивать творческую исследовательскую активность дошкольников в процессе детского экспериментирования....

Конспект занятия опытно- экспериментальной деятельности для детей второй младшей группы "Ох, водичка хороша!"

Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы....

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности во второй младшей группе "Подарок для Зайчонка"

В представленном конспекте содержутся материалы для проведение занятия-игры "Подарок для Зайчонка" во второй младшей группе, направленной на развитие экспериментальной деятельности, активиза...

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности. «Извержение вулкана» (подготовительная группа)

Познакомить детей с природным явлением – извержением вулкана;        2. Развивать познавательную активность детей  в  поисково – познавательной...