НОД игра-путешествие "Времена года"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Гордеева Елена Леонидовна

Конспкт занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vremena_goda.docx42.16 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №44

Пушкинского района Санкт-Петербурга

НОД  ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ

"Времена ГОДА"

Воспитатель:

Гордеева Елена Леонидовна

                                                                                         2019г.

Цель: Развитие восприятия целостной картины мира: познавательных, творческих, социально-коммуникативных способностей воспитанников посредством обобщения знаний о временах года, их признаках; систематизации о цикличности времён года и формирование у воспитанников привычки к здоровому образу жизни с помощью  здоровьесберегающих технологий.

Задачи: 

Образовательные:

Обеспечить обощение знаний о временах года, о быстротечности времени, о явлениях в живой природе.

 Добиться расширения, уточнения и активизирования словаря.

Вызвать желание воспитанников вести себя уверенно, отвечать на вопросы взрослых, обосновывать свои ответы.

Развивающие:

Обеспечить развитие связанной речи, логического мышления, воображения, внимания, памяти, любознательности.

Обеспечить развитие желания помочь сказочному герою, проявив при этом знания временных представлений.

Обеспечить поощрение умения воспитанников делать предположения последующих выводов

 Обеспечить формирование коммуникативных способностей.

Обеспечить развитие  умений устанавливать причинно - следственные связи в живой природе.

Воспитывающие:

Вызвать желание видеть и познавать новое через ближайшее окружение. Подвести к  умению видеть прекрасное в природе.

Подвести к мысли воспитывать в себе аккуратность в работе, самостоятельность.

Способствовать формированию внимательности, любознательности, активности.

Способствовать формированию инициативности, навыков сотрудничества, коллективизма на занятии, терпения, желания фантазировать, радоваться своей работе.

Здоровьесберегающие:  

Формировать умение сохранять правильную позу при работе за столом с тематическими картинками: не горбиться, не наклоняться низко над столом: сидеть свободно не напрягаться.

Оздоровительные:

Используя здоровьесберегающие технологии повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).

Технологии: -игровая,

-здоровьесберегающая,

-личностно-ориентированная,

-информационно-коммуникационные,

-театрализация,

-критического мышления,

-моделирования.

Оборудование (Технические средства): мультимедийный проектор, слайды к занятию (презентация), музыкальные композиции.  Бумажные снежинки для дыхательной гимнастики «Ветерок», влажные салфетки, тканевые салфетки., клей. Плоскостные деревья на каждого воспитанника для аппликации. Часы – схема «Времена года». «Домики времен года» на каждого воспитанника с тематическими картинками – признаки времен года. 4 конверта: со снежинками, с бабочками, с ромашками, с осенними листочками для волшебного леса. Картинка старика Годовика. Видеофизминутка гимнастика для глаз «Солнечный зайчик». Календари на каждого воспитанника для сюрпризного момента. Мольберт, скотч или магнитная доска с магнитами, мяч. Квадраты и цветные карандаши для составления пиктограммы «Времена года».

Методические приёмы:

 - Игровой (путешествие «В гостях у времён года»);

 - Словесный (отгадывание загадок, вопросы по теме, беседа, объяснение);

 - Наглядный (демонстрационный и раздаточный материал, рассматривание иллюстраций, презентации);

 - Анализ непосредственной образовательной деятельности.

 - Музыкальное сопровождение (видеофизминутка), игровое упражнение - разминка (пальчиковая гимнастика).

Словарная работа (Обогащение словаря): времена года и месяцы (ГОД)– это единицы времени; их цикличность.

Предварительная работа: Изучение методической литературы, подбор музыкальных произведений на тему: «Времена года»; беседа с детьми о временах года (единица измерения времени), о последовательности 12 месяцев, которые составляют год, их цикличность и последовательность; признаки времен года; отгадывание загадок, подготовка дидактического и раздаточного материала; рассматривание с воспитанниками иллюстраций о временах года;, рассматривание иллюстраций, подбор по теме игр, физминутки, пальчиковой гимнастики, подготовка сюрпризного момента. Изготовление раздаточного материала для воспитанников («Домики времен года» с тематическими картинками «признаки времен года»). Украшение зала: картинки по временам года. Календари для сюрпризного момента. Составление презентации «В гостях у времен года». Работа с календарём (последовательность времен года, месяцев, знакомство с названиями месяцев), разучивание физминутки, пальчиковой гимнастики.

Ход занятия НОД:

Этапы НОД

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников (обучающихся)

Примечание

Организационный момент

Мотивация деятельности воспитанников

Основная часть

Практическая часть

Рефлексия:

Заключительная часть (итог занятия НОД)

Сюрпризный момент

Ребята, посмотрите, как много гостей сегодня у нас. Давайте поприветствуем их.

Приветствие «Доброе утро!»

Я вижу, что у всех хорошее, доброе настроение.  Ребята у нас сегодня в гостях старик Годовик, его зовут так, потому что он хранитель времени. Он строго следит за тем, чтобы время шло своим чередом и никогда не путалось. Он просит вас  о помощи, его волшебный лес заколдован и его нужно расколдовать. А чтобы это сделать нужно отправиться в путешествие. Но путешествие у нас будет необычное. Вы готовы? Поможем Старику Годовику?

Отгадайте загадку:

Четыре ковра рукодельницы ткут

Один за другим их на землю кладут

Белый, зеленый, пестрый и желтый.

Ответ здесь мудреный

Его нашёл ты?

А если 4 времени (зима, весна, лето, осень), как это назвать?

Кто догадался, где мы сегодня с вами будем путешествовать?

Мы будем путешествовать по временам года. А помогут нам в этом волшебные часы.

На сколько частей поделён круг?

Значит сколько времен года мы посетим?

У каждого времени года по три месяца, а всего месяцев 12, которые составляют ГОД!

Путешествовать мы будем на необычном сказочном транспорте - ковре-самолете. Ребята, как вы думаете, почему именно этот транспорт я выбрала для нашего путешествия в мир природы? 

1 остановка «Зима»:  

 С какого времени года начинается новый год?

Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет –

Когда это бывает? 

Мы отправляемся в гости к зиме.

- А  вот и домик зимы. Надо выполнить её просьбу

- Ребята назовите зимние месяцы

А теперь подберите картинки в зимний домик. Как меняется природа зимой?

Ребята, я предлагаю каждому из вас сдуть со своей ладошки снежинку.

Дыхательная гимнастика «Ветерок»

(техника выполнения упражнения для развития речевого дыхания)

Зима дарит вам свои снежинки для волшебного леса. Теперь вы, ребята (……..)- хранители снежинок.

Своё путешествие мы продолжим с зимним ветром: Физкутминутка с артикуляционной гимнастикой: «Зимние ветра» (ЗКР).

2 остановка: 

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи.

В дом свой – улей – пчела

Первый мёд принесла.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? 

Что хорошего вы знаете о весне? (признаки весны).

Назовите весенние месяцы

А теперь подберите картинки в домик весны

Молодцы! Весна в подарок дарит вам своих бабочек для волшебного леса

Продолжим наше путешествие.

3 остановка: Весна пройдет, а за нею …

Солнце печёт,

Липа цветет,

Рожь колосится,

Золотится пшеница,

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? 

 «Часы показали, что лето пришло.

-  А вот и  домик лета.

- Ребята назовите летние месяцы

А теперь подберите картинки в  домик лета

Лето дарит вам в подарок ромашки для волшебного леса. Удачи.

Продолжим своё путешествие с солнечными зайчиками (гимнастика для глаз)

4 остановка: Прошло лето, а за ним…

Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает,

Когда это бывает? 

-   А вот и  домик осени

- Ребята назовите осенние месяцы

А теперь подберите картинки в домик осени

Воспитатель обращает внимание на ежа и предлагает спеть ему песенку

Пальчиковая гимнастика: « Перина для ежа»

Ребята! Осень дарит в подарок свои осенние листочки.

Вот и опал с дерева последний листочек, наступили холода, и пришла…

После зимы наступит снова…

Вернулись мы к началу путешествия. Мы с вами двигались по кругу. Когда проходят все четыре времени года, проходит целый год.

Вот мы и побывали в гостях у всех времен года, получили от них подарки для нашего волшебного леса.

Расколдовываем лес: давайте наклеим на деревья подарки от времен года – зима (снежинки), весна (бабочки), лето (ромашки), осень (осенние листочки).

Какие деревья по временам года у вас получились? Выкладываем на столе наш волшебный лес из времен года.

Посмотрите, наш волшебный лес расцвел всеми временами года.

Игра в кругу с мячом (обратная связь):

Куда мы с вами сегодня путешествовали?

Перечислите последовательность времён года.

- Что вам понравилось, запомнилось?

- какие задания показались для вас самыми трудными? Легкими?

- А самыми интересными?

- А какое у вас сейчас настроение?

Давайте наше хорошее настроение подарим другим

А сейчас у вас будет интересное творческое задание: каждый из вас должен составить свою пиктограмму (условные значки) о временах года.

Вы были самыми умными и смекалистыми! И сейчас мы с вами посмотрим мини-спектакль с участием наших детей по стихотворению современной петербургской поэтессы Гурии Османовой «ВРЕМЕНА ГОДА»

После выступления Старик годовик дарит ребятам календари на память о путушествии.

Выполняют движения в соответствии с текстом вместе с воспитателем.

Да!

Времена года

Год

По временам года

На 4 части

Четыре: зима, зима, весна, лето, осень

ковер -самолет не загрязняет окружающую среду, сверху лучше видны все красоты природы

Зимой

Декабрь, январь, февраль

признаки зимы: снег, лед, деревья без листвы, санки, коньки, лыжи, снегири, медведь впадает в спячку и т.д.

вместе с воспитателем выполняют гимнастику.

3-ое воспитанников берут конверт со снежинками для волшебного леса.

Воспитанники выходят на ковер для выполнения физминутки.

Весной

природа оживает, появляются подснежники –первые цветы; набухают почки на деревьях и появляются листья; появляются бабочки;  птицы прилетают , гнездятся, тает снег, ледоход и т.п. 

март, апрель, май.

подбирают картинки-символы, объясняют свой выбор и вставляют в окошечки соответствующие картинки

3-ое воспитанников берут конверт с бабочками.

Лето

Июнь, июль, август

признаки лета: яркое солнце, радуга, дети купаются, травка зеленая, деревья в листве, песочные замки и т.д.

берут конверт с ромашками.

садятся на ковер перед экраном и следят за солнечными зайчиками

Осенью

сентябрь, октябрь, ноябрь

признаки осени: листья желтеют, опадают; птицы улетают на юг, дожди, овощи и фрукты созревают, дети в школу идут и т.д.

выполняют пальчиковую гимнастику с воспитателем.

Берут конверт с осенними листочками.

Зима

Весна

3 воспитанника наклеивают снежинки на свои деревья, 3-ое – бабочек, 3-ое - ромашки, 3ое - осенние листочки.

Выкладывают готовые деревья вместе.

Ответы воспитанников.

ВО! Показать большой пальчик.

сдувают настроение с ладошки

Дети заходят в группу под музыку

Слайд №1 «Тема занятия»

Приложение 1

Проекция слайда №2 «Старик Годовик»

Проекция слайда №3 «Заколдованный лес Старика Годовика»

Проекция слайда №4  «загадка времена года». Проследить  указкой картинку каждого времени года.

Если затрудняются – подсказать.

Педагог обращает внимание воспитанников на часы-схему «ВРЕМЕНА ГОДА» (круг – это год

Воспитанники  рассаживаются на ковре и закрывают глаза. Затем садятся за столы (на столах домики  времен года)

Проекция слайда №5 «Загадка и  зимних пейзажей, сюжетов на экран. Переводим стрелку «Часики времен года» на зиму.

Слайд №6 «зимние месяцы»

подбирают картинки-символы, объясняют свой выбор и вставляют в окошечки соответствующие картинки

Приложение 2

(воспитатель подает ребятам конверт со снежинками первой тройке воспитанников). 

Приложение 3

Проекция слайда №7 «загадка и весенние признаки»

Крутим стрелку на Весну.

Слайд №8 «весенние месяцы»

Воспитатель подходит к       « Часам» и переводит стрелку на "лето".

Проекция слайда №9 «загадка, признаки лета» на экране.

Слайд №10 «летние месяцы»

подбирают картинки-символы, объясняют свой выбор и вставляют в окошечки соответствующие картинки.

Видеофизминутка Гимнастика для глаз «солнечные зайчики»

Проекция слайда №11 «загадка, осенние признаки» на экране.  Переводим  стрелку на "осень"

Слайд №12 «осенние месяцы»

подбирают картинки-символы, объясняют свой выбор и вставляют в окошечки соответствующие картинки.

Приложение 4

отдаю ребятам конверт с листочками

Объяснить, что наклеиваем детали на клеёночке, приклеиваем на дерево и разглаживаем тряпочкой. После наклеивания, если необходимо вытирают руки влажными салфетками.

На столе волшебный лес Старика Годовика оживает всеми временами года

Ловят мяч и делятся своими впечатлениями.

На разделенном квадрате цветными карандашами рисуют пиктограмму.

Слайд №13 «МОЛОДЦЫ!!!»

                                             Вручение ребятам календарей.

Список литературы:

  1. Карпухина, Н. А. Знакомство с окружающим миром. [Текст]: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ Н. А. Карпухина. – Воронеж: Т. Ц. «Учитель», 2008.- 201с.
  2. Рихтерман, Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста / Т. Д. Рихтерман. – М.: Просвещение, 1991.
  3. В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др.; Сост. Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, 1997.
  4. Серия «Папка дошкольника» «Знакомство со временем для детей 3- 5 ти лет» г. Киров.
  5. Интернетресурсы.

Приложение 1

Приветствие «Доброе утро!»

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: 
«Доброе утро!»
Доброе утро — солнцу и птицам (
соответствующее движение)
Доброе утро — приветливым лицам!»


Доброе утро! Улыбнись скорее!
И сегодня весь день будет веселее  (
движения по тексту)
Мы погладим лобик, носик и щечки,

Будем мы красивыми как в лесу цветочки..
Разотрем ладошки-сильнее, сильнее,
А теперь похлопаем-дружнее, дружнее
Ушки мы теперь потрем и здоровье сбережем

Улыбнемся снова- "Будьте все здоровы"!

(Подарим улыбки друг другу и гостям).

Приложение 2

Дыхательная гимнастика «Ветерок»

(техника выполнения упражнения для развития речевого дыхания)

Поднять голову вверх, воздух набрать через нос (вдох мягкий и короткий)

Плечи не поднимать

Опустить голову, выдох на ладошку (сдуваем снежинку) – выдох длительный, спокойный.

Необходимо следить за тем, чтобы не надувались щёки.

Нельзя много раз повторять упражнение, т.к. это может привести к головокружению.

Приложение 3

Физкутминутка с артикуляционной гимнастикой: «Зимние ветра» (ЗКР).

Заметет дорожки пороша: « ш - ш –ш - ш»,   (дети двигают опущенными вниз руками из стороны в сторону).

Завьюжат вьюги: «в- в- в- в»,                          ( круговые движения руками).

Закружит метель: «у- у- у- у»,                         (дети кружатся и садятся).

Приложение 4

Пальчиковая гимнастика: « Перина для ежа»

«Мама ежиха, затеяв уборку,                   ( трясут кистью)

Стала труху из перины трясти.

И попросила Ёжика в норку                       (ритмично стучат кулачками по столу)

Для новой перины листвы принести

Ёжик клубком по листве покатился

И в незнакомом лесу очутился.               ( оглядываются, пожимают плечами)

Ёжику страшно. Иголки дрожат                        (шевелят пальцами)

И полетел со спины листопад

Вихрем летели из новой перины              

Листья берёзы и листья осины,              (на каждое название листа загибают по одному пальчику

Кисти рябины, ладошка кленовая,                                         на обеих руках).

 Дуба листочек, да шишка сосновая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Развитие речи ребенка четвертого года жизни(3-4 года)

Этот материал можно использовать в виде выступления  на родительском собрании в детском саду. Материал содержит описание возрастных особенностей детей 3-4 года жизни в норме: развитие активного с...

«Развитие ребенка от 0 до года». Сборник методических рекомендаций, игр и упражнений по развитию детей раннего (от 0 до года) возраста (рекомендации для родителей).

Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст  относится к критическим периодам онтогенеза ...

Развёрнутое тематическое планирование по разделу «Социально – бытовая ориентировка» для дошкольников, имеющих нарушения зрения, второго года обучения в 2012 -13 учебном году учителя – дефектолога Иоселевой Н. В.

Перспективная сетка тематического планирования по развитию социально-бытовой ориентировкис дошкольниками, имеющими нарушения зрениявторого года обучения  в 2012 -13 учебном году....

Тема: «Времена года. Осень».Тема: «Времена года. Зима».Тема: «Времена года. Весна».

Формирование представлений детей о времени года (зима).Формирование представлений детей о времени года (весна).Формирование представлений детей о времени года (осень)....