Конспект НОД "Такие разные часы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Федорова Валентина Михайловна

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие»  в подготовительной к школе группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_takie_raznye_chasy.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 404 ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА

РОССИЯ, 443070, г. САМАРА, ул. ТУШИНСКАЯ, д. 45

тел.: (846) 268 99 85  факс (846) 268 99 86  e-mail: chaika2@inbox.ru

План-конспект непосредственно образовательной деятельности

по образовательной области «Познавательное развитие»

в подготовительной к школе группе

Выполнила

Федорова Валентина Михайловна

Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 404»

г.о. Самара

Самара, 2019

Тема «Такие разные часы»

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; речевое развитие;  физическое развитие, художественно-эстетическое.

Задачи:

Познавательное развитие: Познакомить детей с циферблатом часов, сформировать представления об определении времени по часам (с точностью до часа). Учить детей различать и называть стрелки (часовая, минутная, секундная). Закрепить и расширить знания детей о разных видах часов, о принципах их работы, их роли в жизни человека. Систематизировать и обобщить знания детей о временных отношениях (части суток, дни недели, месяц, год, час, минута, секунда).

Социально-коммуникативное развитие:  формировать умение участвовать в беседе, отвечать на вопросы, формировать желание помогать друг другу и действовать в команде.

Речевое развитие:  активизировать словарь детей словами часы, циферблат.  Развивать монологическую и связную речь. Упражнять в использовании полного и краткого ответа.   Учить образовывать родственные слова.

Художественно-эстетическое развитие: учить детей создавать коллективную композицию. Совершенствовать умение продумывать сюжеты и детали будущей композиции, последовательно наклеивать их на основу.  

Конструктивно-модельная деятельность: развивать детское творчество, конструкторские способности; закреплять умение собирать оригинальные по конструктивному решению модели часов, проявляя независимость мышления. Учить планировать и распределять работу между участниками творческого проекта. Формировать коммуникативные навыки, обогащать опыт сотрудничества и сотворчества.

Физическое развитие:  способствовать развитию двигательной активности детей: координации движений, согласованности действий, ловкости.

Методы и приемы:

Практические: игры, работа с разрезными карточками.

Наглядные: иллюстрации с использованием интерактивной доски.

Словесные: беседа, вопросы,  рассказы детей.

Материалы и оборудование:

Для детей: дидактическая игра «Часы» - 3 комплекта,  клей-карандаш – 3 шт, детали для аппликации «Часы», основа для аппликации; пластина 38*38 – 1 шт, кирпичики Lego, схемы сборки цифр из Lego.

Для педагога: коробка для посылки, карта, письмо, мольберт, магниты, разрезные карточки с разными видами часов, макет водяных часов, макет солнечных часов, песочные часы, механические часы, электронные часы, цветок, игрушка «Петушок»,  карточки с изображением кубиков и ножниц, мешочек, магнитофон, фонарик, поднос.


Логика образовательной деятельности

Этап

занятия

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Мотивационно-организационный

Предварительная работа: в группе прячет коробку с будильником, письмом из Страны Времени, картой. В коробке звонит будильник. Воспитатель собирает детей полукругом около коробки. Выстраивает контакт с  детьми.

Заинтересовывает детей.

Читает содержание письма. Вовлекает в совместную деятельность.

«Дорогие ребята! В моей волшебной стране «Времени» случилась беда. Налетел сильный ураган и сломал все часы. Теперь мы не можем определить время. Нам очень нужна ваша помощь!»

- Ребята,  поможем жителям Страны времени?

- Для начала нам необходимо собрать все детали часов, чтобы жители из Страны времени снова могли ими пользоваться.

Дети ищут коробку, в которой звонит будильник, приносят воспитателю. Открывают коробку, достают письмо и часы. Выражают собственные чувства, проявляют  интерес.

Выражают собственные мысли.

Дети планируют свою деятельность: выбирают, с кем будут выполнять задание, рабочее место. Высказывают свои идеи по поводу того,  как быстрее собрать все карточки в целые картинки.

Мотивационная готовность детей к совместной деятельности.

Дети отвечают на вопросы педагога, внимательно слушают рассказ.

Планируют самостоятельно предстоящую деятельность, договариваются друг с другом о совместной деятельности

Деятельностный

Педагог вовлекает детей в планирование предстоящей деятельности, создаёт настрой на творческую работу, которую будут выполнять дети. Задает вопросы. Выслушивает ответы детей.

Педагог снова открывает посылку и достает карту.

Ребята! Теперь нам необходимо доставить эти часы жителям Страны времени! Посмотрите, для нас  даже нарисовали карту, чтобы мы не заблудились! Готовы отправиться в путешествие?

- Но как же нам туда добраться? На карте нет ни стрелок, ни названий! Только знаки!

-Отличная мысль! Давайте попробуем расшифровать карту. Какие есть идеи? Куда отправляемся?

- Молодцы! Итак, первая остановка «Солнце».

Педагог рассказывает историю появления солнечных часов и одновременно демонстрирует принцип работы солнечных часов.  

Однажды человек обратил внимание на тень, что падала на землю от дерева. Присмотрелся он и заметил, что тень не стоит на месте, а движется вслед за солнцем. Кончился день, солнце сделало по небу круг, и тень тоже круг пробежала. Смотрел, человек, смотрел, как тень по кругу бегает, и вот что придумал: вкопал в землю столб, а вокруг столба круг начертил. Подумал, посчитал и разделил круг на части. Каждая часть равнялась одному часу. Взошло солнце, и тень от столба медленно двинулась по кругу, отмечая час за часом. Глядел человек на свое изобретение и радовался. Еще бы! Ведь он придумал инструмент для измерения времени – солнечные часы! И хотя появились они очень давно, у них уже были и круг – циферблат, и тень – стрелка. Правда на циферблате тогда еще не было цифр, и стрелка была всего одна, да и работали часы только в солнечные дни, но все равно польза от них была огромная. Считалось, что солнечные часы самые надежные, ведь они никогда не убегают и не опаздывают.

- Ребята, а как  часто вы слышите выражения «время бежит как вода»,  «сколько воды утекло»? О какой воде идет речь? Куда она утекла? Откуда? А вы знаете, что означает это выражение?

Когда – то люди догадались, что время можно измерять с помощью воды.

Такие часы были в ходу две тысячи пятьсот лет назад. Воду наливали в высокий конусообразный сосуд с отверстием около дна.   Время – вода – вытекало из чаши капля за каплей, секунда за секундой, впитываясь в почву и исчезая навсегда. Особые люди, приставленные к часам, на восходе солнца наполняли сосуд водой. Когда вся вода выливалась, они громкими криками извещали об этом жителей города и снова наполняли сосуд. Такие часы показывали время и днем и ночью, и даже в плохую погоду. Важно было не забывать доливать воду. Первые водяные часы, ещё их называли «клепсидрой», что в переводе означает «воровка воды», были поставлены в Риме на городском рынке рядом с солнечными часами. Сделано это было для того, чтобы по солнечным часам проверять водяные.

Часы охранялись служащим, который наполнял их водой в строго определенный момент. Караульные были вроде ходячих часов и выкрикивали время «Одиннадцать часов спокойно». Кстати, первый будильник на земле тоже был водяным – и будильником, и школьным звонком одновременно. Этот прибор созывал учеников на занятия.

- Итак, куда мы отправляемся дальше?

-Верно! Следующая остановка «Капелька».

Педагог демонстрирует работу макета водяных часов.

- Ребята, обратите внимание, как быстро перетекает вода из одной бутылки в другую. Можно ли сделать так, чтобы вода перетекала быстрее? А что нужно, чтобы замедлить время?

 Педагог проводит эксперимент с макетом водяных часов на основе предположений детей.

- Молодцы! А теперь послушайте загадку!

Таять может, да не лед.
Не фонарь, а свет дает. (Свеча)

-Верно! И следующая остановка «Огонь».

Более удобными и не требующими постоянного надзора, были огненные часы. Наши предки подметили, что равномерно горящее пламя за равное время потребляет всегда одно и то же количество масла или воска. Тогда стали использовать свечи, масляные лампы, фитили для измерения времени или шнурки с узелками. Когда пламя доходило до узелка, проходил определенный промежуток времени. Были в ходу и свечи с отметками, по которым можно было узнавать время, пока свеча горела. Когда свеча сгорала до определенной насечки, это означало, что прошел час. В одно время эти часы стали такими популярными, что на вопрос «Сколько времени?», отвечали «Три свечи» или «Одна свеча».

- Отправляемся дальше! И для вас новая загадка! Время отмеряют, но ни минут,  ни часов не показывают!

-Молодцы!  Наша следующая остановка «Песок».

- Ребята, посмотрите! Почему то в одних песочных часах песок пересыпается быстрее, а в других медленнее. Почему так происходит?

Примерно две тысячи лет тому назад человек изобрел еще один прибор для измерения времени - песочные часы. Они ровесники водяных часов и даже похожи на них. Только вместо воды песочные часы наполнялись песком. Чтобы такие часы «ходили», их надо время от времени переворачивать, чтобы песок из верхней склянки пересыпался в нижнюю, а потом наоборот. Если водяные часы могли показывать время целый день и даже больше, то песочные часы действовали всего несколько минут. Необходимо сказать, что точность песочных часов зависела от качества песка. Простой песок не годился. Приготовление песка для таких часов в старину считалось делом, требующим особого умения. Рецепты его приготовления хранили в строжайшем секрете. Песок кипятили в лимонном соке, потом сушили, просеивали и снова кипятили. И так девять раз.  Песочные часы служат нам до сих пор.

- Ребята, а как вы думаете? Где сейчас можно встретить песочные часы? Кто ими пользуется?

Сегодня их можно встретить в лаборатории у химиков, у врача в больнице. 

-Друзья! Мы уже прошли половину пути! И я предлагаю немного отдохнуть! Педагог проводит динамическую паузу.

-Ребята! На карте нарисованы цветок и петух. Как думаете, почему?

Были времена, когда не было ни секундной стрелки, ни минутной. Не было ни самих часов. Люди вставали утром, с рассветом. Ложились спать после заката солнца. А если надо было собрать людей в одном месте и в одно время – звонили в колокола или трубили в трубы.

Но и в древние времена людям так же было необходимо знать время. Уже не хватало видеть рассвет и закат. Надо было точнее определять время суток. Постепенно люди стали замечать, что разные птицы просыпаются и начинают чирикать в разное время. Самый первый просыпается соловей, затем жаворонок, а позже всех соня – воробей.

Но это не единственные природные часы. Очень точными оказались цветы. Каждый цветок раскрывает свои лепестки в строго определенное время. Рано утром, перед рассветом,  раскрывается одуванчик. Через 2-3 часа раскрываются цветки лютика. Люди внимательно наблюдали за цветами и научились очень точно по ним определять время.

Первые цветочные часы появились ещё в Древней Греции. На клумбах высаживали цветы, которые раскрываются и закрываются в определенное время. Это позволяло с точностью до получаса определять временные промежутки.

Но зимой цветов нет, трава пожухла и спряталась под снегом, а птицы улетели в теплые края. Да и рассвет зимой наступает позже, чем летом, а закат намного раньше. Да и летом было не просто. Ведь цветы, которые растут в одном месте, могут не расти в другом. Цветок не выкопать и с собой не взять. Да и в дождливую погоду цветы обычно не раскрываются. Пришлось придумывать другие способы определения точного времени.

Рассказ педагога.

Шло время и человек придумал механические часы,  которые можно было повесить или поставить в каждом доме. Так и появились разные часы. На этих часах уже появились стрелки и цифры, и людям стало намного удобнее определять время. Но такие часы неудобно было брать с собой, и  часы стали устанавливать на городских улицах и башнях. Самые известные башенные часы в России установлены на Спасской башне Московского Кремля.  Они показывают самое точное время. Каждые сутки в 6 часов утра во всех городах и сёлах - по телевидению и радио люди слышат бой Кремлёвских курантов. Значит, наступило утро. В 12 часов ночи снова слышится бой часов. Значит,  наступила ночь. Кремлёвские куранты – источник точного времени в России.

- Ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Почини часы». Перед вами на столах циферблаты часов, с которых разбежались все цифры и стрелки. Вам нужно установить их на свои места! Одна команда устанавливает на часах время  6 часов, вторая команда –  12 часов.

- А какими часами пользуются ваши родители? А вы?

- Современные часы уже стали электронными.  Электронные часы обязательно должны получать электрическое питание, это может быть как электросеть и подключаться к розетке, батарейки или аккумуляторы.

- Ребята, вот и  подходит к концу наше путешествие. Я предлагаю сделать подарки для жителей Страны Времени! А чтобы нам удобнее и быстрее было подготовить наши подарки, предлагаю разделиться на 2 команды. Выбирайте из мешочка карточку и подходите к столу в соответствии с изображением на карточке! Одна команда собирает часы из конструктора Лего, а вторая команда собирает часы из аппликаций.

Ваши часы мы отправим в Страну Времени, чтобы жители всегда могли знать точное время!

Дети высказывают предположения, что необходимо расшифровать карту. Отвечают на вопросы. Высказывают свои суждения.

Перемещаются к столу, где стоит макет с солнечными часами.

Дети высказывают свои предположения, предлагают варианты

Дети перемещаются к столу с макетом водяных часов.

Отвечают на вопросы. Высказывают свои суждения.

Проверяют свои суждения экспериментальным путем.

Дети высказывают свои предположения, предлагают варианты

Дети высказывают свои предположения, предлагают варианты.

Отвечают на вопросы. Высказывают свои суждения. Наблюдают за песочными часами.

Дети активно повторяют движения за воспитателем.

Отвечают на вопросы. Высказывают свои суждения.

Дети перемещаются к столу с механическими часами.

Отвечают на вопросы. Высказывают свои предположения.

Команды собирают макеты часов.

Отвечают на вопросы. Выражают собственные мысли

Дети перемещаются к столу с электронными часами.

Дети планируют свою деятельность: делятся на команды, выбирают, с кем будут выполнять задание, рабочее место.

Умеют работать в команде, сотрудничают друг с другом, помогают друг другу.   

Развивают память, логическое мышление, умеют правильно формулировать ответы.

Развивают память, логическое мышление, умеют правильно формулировать ответы.

Дети отвечают на вопросы педагога, внимательно слушают рассказ.

Развивают память, логическое мышление, умеют правильно формулировать ответы.

Умеют согласовывать действия, координируют движения, активно выполняют основные виды движений

Умеют формулировать ответ на поставленный вопрос, развивают память.

Развивают память, наблюдательность, внимание

Умеют работать в команде, сотрудничают друг с другом, помогают друг другу.   Закрепляют порядковый счет до 12, умеют различать и называть стрелки часов (минутная, часовая). 

Планируют самостоятельно предстоящую деятельность, договариваются друг с другом о совместной деятельности. Развивают фантазию.

Заключительный

-Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие!

Вам понравилось наше путешествие?

Что было трудного?

Что больше всего понравилось?

- Вы большие молодцы! Все были дружными, смелыми и умными!

Высказывания по поводу выполненных работ.

Испытывают удовлетворение от выполненной  деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему "Такие разные часы или знакомство детей со временем" (краткое описание педагогического проекта)

В данной разработке представлены цели, задачи  работы с детьми по теме "Знакомство детей со временем", проблемы и причины выбора данной темы; а так же представлены мероприятия с детьми ...

Проект «Такие разные часы» (старшая группа)

Проект для детей старшего дошкольного возраста, продолжительностью 1 месяц. Главная цель проекта - дать детям представления о времени в игровой форме, интересной детям. Что такое время? Для чего нужны...

Творческий проект "Такие разные часы".

Задачи нашего проэкта:познакомиться с историей возникновения часов,их разновидностями прошлом и настоящем.Мы выяснили:без часов никак не обойтись,они с нами по всюду.Как много они значат в нашей жизни...

Беседы к проекту "Такие разные часы"

В материале собраны беседы на тему часы для дошкольников....

Такие разные часы!

Познакомить детей с историей часов;Развивать творческое воображение;Развивать способность замечать характерные; особенности предметов...

Методическая разработка "Такие разные часы"

Развитие временных отношений у детей подготовительной группы с целью использования времени рационально и точно....

«Такие разные часы»

Проект создания в младшей группе мини-музея «Такие разные часы»...