НОД "Удивительные птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Кокорина Екатерина Владимировна

Нод по познавательному развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udivitelnye_ptitsy.docx38.27 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                               

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«ДЕТСКИЙ САД №7 «СОЛНЫШКО»

Корсаковского городского округа Сахалинской области

МБДОУ «Детский сад №7 «Солнышко»

Конспект НОД по познавательной деятельности в старшей группе.

Тема: «Удивительные птицы».

Провела:

Кокорина Екатерина

Владимировна

  1. г.

Конспект НОД по познавательной деятельности

Тема: «Удивительные птицы»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие,

речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-

эстетическое развитие, физическое развитие.

Цели: обобщение знаний детей о птицах.

Задачи:

Обучающие:

  • закреплять умение детей узнавать, называть и классифицировать птиц «зимующие и перелётные птицы», «водоплавающие», «хищные», «ночные», «певчие», «экзотические», «домашние»;
  • закреплять представления детей об образе жизни птиц, об особенностях внешнего вида, повадках, о месте их обитания, корме, птенцах;
  • закреплять признаки весны;
  • закреплять умение соотносить запись чисел с количеством предметов, умение сравнивать группы предметов по количеству, используя знаки >, <, =, для фиксации результатов сравнения, тренировать счетные умения, умение решать простейшие задачи на сложение.
  • формировать умение выкладывать птиц из геометрических фигур по схеме.

Развивающие:

  • развивать любознательность, внимание, мышление, память, интерес к жизни птиц;
  • развивать умение группировать предметы по признакам, устанавливать
  • причинно – следственные связи;
  • развивать связную речь, умение детей отвечать на вопросы;
  • развивать словарный запас;
  • способствовать развитию зрительного восприятия и слухового внимания; наблюдательности, умению сравнивать, анализировать и обобщать;
  • развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования.

Воспитательная:

  • воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам, желание помогать им; доброжелательное отношение друг к другу, умение слушать.

 Оборудование: ноутбук, слайдовая презентация «Птицы», письмо, перо,

железные доски, магниты, мяч, карточки: птицы, солнце, снежинка, дерево,

капля; пластмассовые чашки с водой, пиалки с маслом, кисточки, подставка

для кисти, салфетки (по количеству детей),

      Раздаточный материал: карточки с цифрами от 1 до 10, знаки >, <, =;

     схемы для конструирования птиц, счётный материал (по количеству детей).

      Методы: наглядные, словесные, практические, игровые.

      Словесные – беседа, объяснение, художественное слово, загадка, вопросы.

      Наглядные – показ слайдов ИКТ технология.

      Практические – игровые упражнения, подвижная игра.

      Игровые – сюрпризный момент, игровая мотивация.

      Приёмы: беседа, вопросы, указания, дополнение, поощрение, дидактическая игра, сюрпризный момент.

      Предварительная работа: Загадывание загадок о птицах; наблюдение за сезонными изменениями в природе, за птицами, рассматривание картин и фотографий с птицами; беседа о зимующих и перелетных птицах, их строении, о местах обитания, строении яйца, птенцах, о помощи птицам зимой, разучивание физкультминуток по теме, чтение сказок.

Использование современных образовательных технологий:

  • элементы здоровьесберегающей технологии (физкультминутка);
  • ИКТ-технология (презентация к НОД).

Станем рядышком по кругу

Скажем «Здравствуйте!» друг другу

Если каждый улыбнется

Утро доброе начнется.

Воспитатель: Сегодня придя в детский сад, я нашла у себя на столе письмо. Интересно от кого оно! Как вы думаете? (Ответы детей)

Воспитатель: Давайте откроем его и прочтём.

Воспитатель открывает и читает письмо.

Воспитатель: «Дорогие ребята! Мы приглашаем вас к себе в гости в наш удивительный мир». Нас приглашают в гости, а кто, не написано, подписи нет.

Воспитатель заглядывает в конверт.

Воспитатель: Смотрите там, что - то ещё лежит!

Воспитатель достаёт из конверта перышко, показывает детям.

Воспитатель: Здесь перо. Как вы думаете от кого это письмо?  

Дети: Это письмо от птиц.        

Воспитатель: Значит, это птицы приглашают нас к себе в гости. Пойдём?

Дети: Да.

Воспитатель: Ребята, а как же мы с вами попадем к птицам? (Ответы детей)

Воспитатель: А перышко то волшебное. Сейчас мы с вами закроем глаза, скажем волшебные слова: «Раз, два, три – волшебное перышко к птицам нас перенеси!» и попадём к ним.

Дети закрывают глаза, звучит аудиозапись.

Воспитатель: Открывайте глаза. Вот мы и оказались у птиц в гостях в их удивительном мире.

Звучит фонограмма «голосов» птиц.

Воспитатель: Ребята, что вы слышите? Кто это нас встречает весёлым пением?

Дети: Нас встречают птицы.

Воспитатель: Почему птицы так весело и громко поют свои песни?

Дети: Потому что наступила весна.  

Воспитатель: Конечно. А какая она весна?

Дети: Теплая, светлая, радостная, звонкая, ласковая, нежная, солнечная, зеленая, прекрасная, добрая.

Воспитатель: Скажите, а какие чудеса происходят весной?

Дети: Тает снег, появляются лужи и текут ручейки; появляются проталины, набухают почки; солнце не только светит, но и греет, с крыш домов свисают сосульки, просыпается медведь после зимней спячки, с тёплых стран прилетают птицы, пробивается травка, появляются первые цветы.

Воспитатель: Вот такие чудеса происходят весной, пробуждается природа. Интересно, какие птицы встретили нас? Чтобы это узнать, нужно отгадать загадки.

Воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают, на слайде появляется картинка с изображением птицы.

Угадайте, что за птица                                      Я летаю очень быстро,

Скачет по дорожке,                                            Много ем, но всё в полёте.

Собирает хлебные крошки.                                 Быть дождю — летаю низко.

По ночам кочует,                                                 Вы меня не узнаёте?

Зернышки ворует!                                                                                 (Стриж)   

                                    (Воробей)                                                            

Чернокрылый, красногрудый,                             Всё время стучит,                                                      

И зимой найдет приют:                                     Деревья долбит,                                                      

      Не боится он простуды –                                  Но их не калечит,        

      С первым снегом                                                 А только лечит.                                                      

Тут как тут!                                                                                          (Дятел)                                                                    

                                   (Снегирь)                                                                

     

Воспитатель: Посмотрите сколько птиц встретило нас. А на какие две большие группы можно разделить всех этих птиц?

Дети: Всех этих птиц можно разделить на перелётных и зимующих.

Воспитатель: А почему птиц называют перелетными?

Дети: Потому что они улетают на зиму в теплые страны.

Воспитатель: Верно. А почему птицы улетают в теплые края?

Дети: Перелетные птицы не могут делать запасы на зиму и добывать корм в зимних условиях, замерзают речки, озера, птицам негде добывать еду.

Воспитатель: Конечно, самое страшное для птиц – не холод, потому что у них к зиме вырастает подпушек под крылышками, самое ужасное - голод. Когда корма мало, для птиц наступают тяжёлые времена. Какие птицы улетают первыми?

Дети: Те, которые питаются насекомыми.

Воспитатель: Какие птицы улетают последними?

Воспитатель: Ребята, как называются птицы, которые остаются зимовать?

Дети: Эти птицы называются зимующие.

Воспитатель: А как вы думаете, почему эти птицы круглый год живут у нас?

Дети: Эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду в самые холодные зимы, у зимующих птиц оперение гуще и больше, поэтому им не так

холодно зимой. 

Воспитатель: Как человек заботится о пернатых друзьях в зимнее время?

Дети: Человек развешивает кормушки на деревьях, под навесами, на верандах, на балконах; подкармливает птиц.

Воспитатель: Молодцы. Вы всё верно сказали. Встретила нас целая стая птиц и

не разберёшь, где перелётные, где зимующие. Давайте поможем птицам и

разделим их на две группы. Перелётных птиц поместим на поляну с солнышком, а зимующих – на поляну со снежинкой.

Дети берут по одной птице и прикрепляют их на соответствующую «поляну».

Воспитатель: Давайте проверим, правильно ли вы разобрали всех птиц.

Воспитатель с детьми проверяют правильность выполнения задания.

Воспитатель: Как здорово, что мы разделили птиц на группы. А давайте посчитаем сколько птиц в каждой группе, сколько перелётных, а сколько зимующих птиц. Посчитайте.

Дети считают птиц.

Воспитатель: Сколько перелётных птиц на поляне?

Дети: На поляне 3 перелётных птицы.

Воспитатель: А сколько зимующих?

Дети: Зимующих птиц на поляне 5.

Воспитатель: Верно. Ребята, подойдите пожалуйста к столам, займите место.

Дети подходят к столам, занимают места.

Воспитатель: Перед вами набор с цифрами, найдите среди них те, которые указывают на количество птиц в группах.

Дети находят цифры.

Воспитатель: Какое число больше? Найдите и поставьте знак больше, меньше или равно.

Дети определяют большее и меньшее число, ставят соответствующий знак, воспитатель проверяет выполнение задания.

Воспитатель: Посмотрите на экран, так ли у вас получилось.

Дети смотрят на экран, проверяют.

Воспитатель: Молодцы! Послушайте внимательно, на поляне сидело …. сколько зимующих птиц?      

Дети: 5.

Воспитатель: К ним прилетело, сколько перелётных?

Дети: 3.

Воспитатель: Сколько всего стало птиц на поляне?

Дети: Всего стало на поляне 8 птиц.

Воспитатель: Выложите пожалуйста это при помощи цифр и знаков, составьте пример.

Дети составляют пример и выкладывают его из цифр и знаков на столе, воспитатель проверяет правильность выполнения задания.

Воспитатель: Молодцы ребята, хорошо посчитали всех птиц. Выходите ко мне, вставайте в круг, немного поиграем.

Дети выходят из-за столов, встают в круг.

Физкультминутка «Скачет шустрая синица».

Скачет шустрая синица, (прыжки на месте на двух ногах)

Ей на месте не сидится, (прыжки на левой ноге)

Прыг-скок, прыг- скок, (прыжки на правой ноге)

Завертелась как волчок (кружимся на месте)

Вот присела на минутку, (присели)

Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головы вправо – влево)

И с дорожки на плетень, (прыжки на левой ноге на месте)

Тири-тири (прыжки на правой ноге)

Тень-тень-тень! (прыжки на месте на двух ногах).

Воспитатель: А давайте вспомним, какие ещё можно выделить группы птиц?

Дети: Водоплавающие, морские, домашние, ночные, певчие, хищные, экзотические.

Воспитатель: Молодцы, вы отлично разбираетесь во всём многообразии птиц!

Скажите пожалуйста, а чем же похожи все птицы?

Дети: Все птицы похожи тем, что у всех есть туловище, голова, хвост, клюв, крылья.

Воспитатель: Верно. У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают?

Дети: Люди различают птиц по внешнему виду.

Воспитатель: Так чем же они отличаются друг от друга?

Дети: У птиц разные ноги по длине, в зависимости от среды обитания. У птиц клювы разной формы, потому что они едят разную пищу. У птиц разное оперение по окрасу, длине. Разные яйца, большие и маленькие, разного цвета. А ещё у птиц разные голоса.

Воспитатель: Чем покрыты все птицы?

Дети: Птицы покрыты перьями.

Воспитатель: Птицы умеют плавать, ходить по земле. А самое главное, что они ещё делают?

Дети: Все птицы умеют летать.

Воспитатель: А это что? Что-то в этих местах никто не живёт. А вот и птицы!

Воспитатель обращает внимание детей на мольберты с картинками, называем.

Воспитатель: Ребята, давайте поможем птицам найти свой дом, где бы они могли обитать. (на болоте, на деревьях, водоплавающие).

Дети берут по птице и «селят» в соответствующее место.

Воспитатель: Отлично справились с заданием, теперь эти птицы не потеряют свой дом.  А теперь они хотят поиграть с нами. Поиграем?

Дидактическая игра «Четвертый лишний?»

Воспитатель: На слайде показаны картинки, нужно определить, кто лишний и

почему?

Ласточка, павлин, воробей, цапля. (Павлин – обитатель жарких стран).

Соловей, канарейка, жаворонок, клёст. (Клёст не певчая птица).

Дятел, голубь, стриж, индюк. (Индюк – домашняя птица).

Снегирь, ворона, гусь, ласточка. (Гусь - водоплавающая птица).

Воспитатель: А вы знаете, что делают все птицы весной? 

Дети: Весной у птиц много забот они строят гнезда.

Воспитатель: А из чего они делают свои гнёзда?

Дети: Птицы строят свои гнёзда из сухой травы, веток, глины, перьев, мха.

Воспитатель: А где птицы стоят свои гнёзда?

Дети: Птицы строят гнёзда на деревьях, на земле, под крышами домов, в кустах.

Воспитатель: Посмотрите какие гнёзда бывают у птиц.

Дети смотрят на экране изображение различных гнёзд.

Воспитатель: А какая птица не вьёт гнезда? 

Дети: Не вьёт гнёзда кукушка.

Воспитатель: Вот, когда гнёзда птиц готовы, какая же следующая забота у птиц?

Дети: Отложить яйца.

Воспитатель: Давайте рассмотрим из чего оно состоит? 

Дети: Яйцо состоит из скорлупы, желтка, белка, жгутиков, воздушной камеры.  

Воспитатель: Молодцы и это вы знаете. А кто вылупляется из яиц?

Дети: Из яиц вылупляются птенцы.

Воспитатель: А кто заботится, высиживает, согревает, бережёт яйца.

Дети: Это делает мама – птица, самка и папа самец.

Воспитатель: А вы знаете, как мамы-птицы заботятся о своих птенцах? Заслышав шум неподалеку, они покидают свои гнезда и стараются увести врагов подальше от своего домика, и даже могут погибнуть. Ребята, а какие правила в лесу вы знаете?

Дети: В лесу нельзя шуметь, чтобы не пугать птиц. А еще заметив гнездо, нельзя его разорять, трогать яйца и птенцов, потому что птица, почуяв посторонний запах, может их бросить и тогда птенцы погибнут.

Воспитатель: Молодцы, вы всё верно сказали! А давайте сыграем ещё в одну

игру, становитесь в круг.

Дети встают в круг.

Воспитатель: А игра называется «У кого кто?».

Воспитатель бросает мяч и называет птицу, а дети называют как называется этой птицы птенец.

Воспитатель: У совы - совята. У кукушки - кукушата. У вороны - воронята.

У журавля - журавлята. У аиста - аистята. У грача - грачата. У утки - утята.

У лебедя - лебедята. У гуся - гусята. У стрижа - стрижата. У чижа - чижата.

Воспитатель: Ребята, а давайте угостим птиц, посмотрите на экран, чем можно

накормить каждую из них.

На экране появляется слайд с изображением птиц и разного корма для них, дети называют птицу и что она ест.

Воспитатель: Здорово! Накормили столько птиц!

Ребята, а знаете ли вы, как водоплавающие птицы защищают свои перья от намокания, ведь им подолгу приходится находиться в воде? (Ответы детей)

Воспитатель: Птицы смазывают свои перья жиром, который выделяет жировая железа, находящаяся у птицы в хвостовой части. Этим жиром водоплавающая птица клювом смазывает каждое пёрышко, и он отталкивает воду. Давайте проверим, так ли это? Подойдите пожалуйста к столу и займите место.

Дети вместе с воспитателем подходят к столу и занимают места.

Воспитатель: Посмотрите, перед вами стоит чашка с водой, закатайте рукава и опустите руку в воду.

Дети закатывают рукав и опускают руку в воду.

Воспитатель: А теперь выньте руку и легонько стряхните её. Какая рука?

Дети: Рука мокрая.

Воспитатель: Возьмите салфетку и насухо вытрите руку. Салфетку аккуратно положите на место.

Дети берут салфетку, вытирают руку, кладут на место.

Воспитатель: Посмотрите на стол, перед каждым из вас стоит пиалка с растительным маслом и кисточка. Возьмите кисточку, хорошо окуните её в масло и смажьте ею ладонь.

Дети берут кисточку, окунают в масло и мажут ею свою ладонь.

Воспитатель: Опустите снова руку в воду, выньте, легонько стряхните. Что вы обнаружили?

Дети: Вода капельками слетает с руки.

Воспитатель: Верно. А какая рука?

Дети: Рука сухая.

Воспитатель: Возьмите салфетку и вытрите руку. Салфетку аккуратно сложите и положите на место.

Дети берут салфетку, вытирают руку, складывают её и кладут на место.

Воспитатель: Какой можно сделать вывод из этого опыта?

Дети: Жирный предмет не мокнет в воде.

Воспитатель: Конечно. Так и происходит с перьями птиц, они в воде не мокнут, и птица всегда сухая.

Молодцы ребята, хороший опыт мы с вами сделали. А теперь подойдите ко мне.

Дети вместе с воспитателем отходят от столов.

Воспитатель: А хотите, чтобы к каждому из вас прилетела птичка? Подойдите к столу, посмотрите перед вами набор с геометрическими фигурами и схемы. Выберите себе понравившуюся и выложите по ней птицу.

У каждого ребенка набор с геометрическими фигурами. Дети выбирают схему и самостоятельно выкладывают птиц.

Воспитатель: Как много птиц у нас получилось. Молодцы! А давайте ваших птиц оставим жить с остальными птицами в лесу?

Дети: Давайте.

Воспитатель: Какие добрые вы ребята. Выходите из-за столов, подходите ко мне.

Дети выходят из-за столов, подходят к воспитателю.

Воспитатель: Вот и побывали мы в гостях у птиц, много разных птиц увидели, но нам пора возвращаться обратно в детский сад. Возьмём волшебное перышко, закроем глаза, скажем волшебные слова: «Раз, два, три – волшебное перышко в детский сад нас перенеси!».

Дети закрывают глаза, звучит аудиозапись.

Воспитатель: Открывайте глаза. Вот мы и оказались в детском саду.

Воспитатель: Что нового и интересного вы сегодня узнали? (Ответы детей).

Как вы думаете, пригодятся ли вам в жизни знания о птицах? (Ответы детей).

Воспитатель: Вы очень много знаете о птицах, поэтому смело можете называться юными орнитологами. Орнитологи – это учёные, которые изучают птиц.

Ребята, а вы знаете, что птицы издавна считались в народе предвестниками тепла и доброты. Люди верили, что птицы могут принести счастье. Если на дереве, возле вашего дома уселось много птиц, то нужно загадать желание, и оно обязательно сбудется. Я желаю, чтобы ваши желания и мечты всегда сбывались!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...

Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)

Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...

Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе

Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада

Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование  умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....