Проект "Красавица зима"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Скульдицкая Ольга Анатольевна

Проект направлен на формирование знаний у детей 4-5 лет о живой и неживой природе в зимний период.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx79.71 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ Киселевского городского округа

детский сад 65 комбинированного вида «Родничок»

ПРОЕКТ

для детей 4-5 лет

«Красавица зима»

Подготовила

Скульдицкая Ольга Анатольевна,

воспитатель

Киселёвск, 2015


Актуальность и новизна проекта.

Актуальность проекта: Еще Аристотель сказал: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму»! Все это в полной мере относится и к детям. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребенок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В 4-5 лет ребенок активнее накапливает опыт и усваивает знания в результате непосредственного общения с природой и разговоров со взрослым. Именно поэтому у ребенка можно заложить основы понимания и взаимосвязи объектов и явлений живой и неживой природы. У детей среднего дошкольного возраста очень развит познавательный интерес, в частности к природе. Именно в этом возрасте они воспринимают мир в целом, что способствуют формированию экологического мировоззрения. Воспитание любви и уважения к родной природе является важнейшей составляющей нравственно-патриотического воспитания. Воспитание современного ребенка и его познавательных способностей – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики особенно в современных условиях, поскольку любой стране нужны личности высокообразованные, умные, умеющие ценить прекрасное. Детям предоставляется возможность самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Главное - внимание акцентируется на обеспечении надлежащих условий для развития личности дошкольников и активизации инновационных аспектов деятельности. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков детей, педагогов, родителей, умение их ориентироваться в информационном пространстве, организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни.

Новизна проекта: Направление данного проекта не рассматривалось ранее педагогами в дошкольном учреждении.

Цели и задачи.

Цель: Формирование знаний у детей 4-5 лет о живой и неживой природе в зимний период.

Задачи:

  1. Расширять и углублять знания детей о зимнем времени года.
  2. Формировать знания о взаимосвязи, взаимозависимости живой и неживой природы.
  3. Воспитывать бережное отношение к природе.
  4.  Развивать наблюдательность, познавательную активность, инициативу.
  5. Содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях, привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм
  6. воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы;
  7. воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды.

Вид проекта. Участники. Сроки.

Вид проекта – познавательно-исследовательский, творческо-информационный.

Участники – дети средней группы, воспитатель, родители воспитанников.

Продолжительность проекта – среднесрочный.

Период выполнения: декабрь, январь.


Этапы реализации.

I  Подготовительный этап. (1 неделя декабря).

1.  Постановка цели, задач.

2.  Изучение методической литературы.

3. Подбор методической литературы.

4.  Выбор форм работы с детьми и родителями.

5. Выбор основных мероприятий.

6. Определение объема и содержания работы для внедрения проекта.

7. Определение и формулировка ожидаемых результатов.

II. Практический. (3-4 неделя декабря, январь).

1.Наблюдение :

  • за кустами и деревьями под снегом;
  • за поведением птиц у кормушек;
  • за деревьями во время снегопадов;
  • за  узорами на стекле;
  • за снегом;

2. Опытно-эксперементальная деятельность:

  • опыты со льдом и снегом (опыт «Ледяной дом»);
  • зависимость свойств снега от температуры;
  • таяние снега

3. Беседы:

  • «Почему мне нравится зима»;
  • «Как зимуют звери в лесу»;
  • «Как зимуют домашние животные»;
  • «Как человек помогает зимой животным в лесу»;
  • «Почему скрепит снег?»;
  • «Помоги птицам»;
  • «Зачем зимой снег?»

4. Занятия:

  • ПДД «Осторожно! Скользкая дорога»
  • Речевое развитие «Зимующие птицы»
  • Художественно-эстетическое «Звери зимой»
  • ФЭМП «Ориентирование в пространстве»,  «Сравнение предметов по величине», «Ориентация во времени (утро, день, вечер, ночь)»

5. Дидактические игры:

  • «Найди ошибки»
  • «Кто? Что? Делает зимой?»
  • «Найди по следу!»
  • «Найди такую же снежинку»
  • «Разведчики». (Заметить, что изменилось в природе.)
  • «Угадай! На что похоже?» (Узоры на окнах)

6. Чтение художественной литературы:

  • В. Одоевский, «Мороз Иванович»
  • С. Иванов, «Каким бывает снег»
  • Е. Трутнева, «Первый снег»
  • К. Бальмонд, «Снежинки»
  • Г. Снигирев, «Про птиц»
  • В. Бианки, «Кто к кормушке прилетел?»
  • В. Бианки, «Синичкин календарь»

7.Подвижные игры:

  • «Пробеги тише»;
  • «Бездомный заяц»;
  • «Птицы и кошка»;
  • «Заяц и волк»;
  • «Снежная баба»;
  • «Лисички и курочки»;
  • «Берегись! Заморожу!»;
  • «Совушка»;
  • «Что мы видим, не скажем…»

8.Труд на участке:

  • Заготовка корма для птиц;
  • Прикорм  птиц;
  • Очистка дорожек от снега во время прогулок;
  • Лепка различных фигур из снега;

9.Целевые прогулки:

  • «Как зимуют птицы?»
  • «Какой бывает снег?»

10. Физкультурный досуг:

  • «Зимний спортивный праздник»

11. Оформление макета «ЗИМА».

12. Вернисаж «Зимушка, Зима».

III. Итоговый этап. (последняя неделя января)

1.Фотоальбом;

2.Выставка детских работ «Зимушка, Зима»;

3.Консультация для родителей «Осторожно! Зимние травмы»; «Первая помощь при обморожениях»; «Здоровье всему голова»

4.Презентация.

Результаты реализации проекта.

1. Расширение кругозора детей.

2. Повышение процента детей с высоким и средним уровнем знаний об окружающем мире по теме «Зима».

3. Привлечение большего количества родителей воспитанников к сотрудничеству и взаимодействию.


Список источников информации:

1. Дидактические игры для дошкольников - http://www.chudopredki.ru/4171-didakticheskie-igry-dlya-doshkolnikov.html

2. Дидактические игры для детей 4-5 лет - http://pochemu4ka.ru/load/16

3. Панина Н.А. Открытое интегрированное занятие в средней группе по теме «Прогулка в зимний лес» - http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2014/11/04/otkrytoe-integrirovannoe-zanyatie-v-sredney-gruppe

4. Текст песни Детские песни - Тень-тень, потетень - http://www.jooov.net/text/148636754/detskie_pesni-ten-ten_poteten.htmls

5. Стихи для детей о добре и доброте, о вежливости. - http://luntiki.ru/blog/chtenie/1543.html


Приложение № 1

Консультация " Осторожно! Зимние травмы"

Меры предосторожности. Предпочтение необходимо отдавать обуви с ребристой подошвой. Если у Вашего ребёнка на сапогах или ботинках подошва гладкая, обратитесь в обувную мастерскую и попросите приспособить обувь к зимнему времени. В домашних условиях иногда советуют наклеивать на подошву обычный пластырь, но надолго его, конечно, не хватит. Особенно важно, чтобы обувь была удобной, не натирала. В гололёд надо быть осторожным, избегать скользких мест.

Помощь при травмах. Главное, о чём следует помнить, - нельзя заниматься самолечением и оттягивать визит к врачу до последнего.

Растяжение связок. Симптомы – резкая боль при движении, припухлость, кровоподтёки. Что делать?   Наложить повязку (эластичный бинт), обеспечив неподвижность сустава, и обратиться к врачу. Для уменьшения отёка можно наложить на больное место смоченную в холодной воде ткань или пузырь со льдом (но не более чем на 1-2 часа). Можно принять обезболивающее.

Вывих. Симптомы – сильная боль, отёк, неподвижность, изменение формы сустава. Что делать? Не старайтесь самостоятельно вправить вывихи, это может привести к болевому шоку у пострадавшего и дополнительным повреждениям. Нужно обеспечить неподвижность и покой повреждённого сустава: руку подвесить на бинте, шарфе, ремне, на ногу наложить шину (например, плоские доски) или прибинтовать её к другой ноге. При вывихе бедра – положить пострадавшего на здоровый бок, не давая двигаться. Для уменьшения боли – приложить к повреждённому месту пузырь со льдом или холодной водой, дать обезболивающее.

В случае крайней необходимости, когда нет возможности вызвать врача, - больного нужно транспортировать в больницу самостоятельно, соблюдая особую осторожность.

Перелом. Симптомы – сильная, резкая боль, усиливающаяся при движении конечностью, чувствительность даже к очень слабому прикосновению. Отёчность и опухание с изменением цвета кожи, изменением формы места перелома. Что делать? Обеспечить полный покой повреждённой кости, наложить шину из подручных средств или прибинтовать повреждённые конечности друг к другу или к телу. Дать пострадавшему таблетку анальгина, приложить на место травмы что-нибудь холодное. При кровотечении наложить на рану стерильную повязку. Вызвать "скорую", если это возможно – перевезти пострадавшего на попутной машине в ближайшее медицинское учреждение, соблюдая особую осторожность.

Ушибы головы. Симптомы – частичная или полная потеря сознания, тошнота и рвота, замедление пульса, изменение давления.

Что делать? Уложить пострадавшего на спину, повернув голову набок, положить на неё холод. Вызвать "скорую помощь" и не давать пострадавшему двигаться до её приезда.


Консультация "Первая помощь при обморожениях"

Переохлаждение. В результате длительного воздействия низкой температуры окружающего воздуха у ребёнка возникает ознобление. Повреждённые участки кожи внешне представляют собой уплотнения красного или синюшне-багрового цвета. Ознобление сопровождается зудом, жжением, болью, которая усиливается, если этот участок быстро согревать. Переохлаждаются чаще ноги и руки.

Воспитатель, собирая детей на прогулку, следит за тем, чтобы у них были сухими обувь и варежки. В особом внимании нуждаются дети ослабленные, перенесшие заболевания.

Резкое понижение температуры тела приводит к замерзанию.

Ребёнок в таком состоянии теряет сознание, кожные покровы бледнеют, пульс редкий. После принятия первой помощи у замёрзших отмечается сонливость, ослабление памяти, расстройство психики. Частым осложнением замерзания является воспаление лёгких, почек, острые расстройства пищеварения.

Первая помощь замёрзшему ребёнку заключается в согревании его в горячей ванне, одновременно проводится массаж. Как только ребёнок придёт в сознании, ему необходимо дать горячее питьё, еду, уложить в постель, срочно вызвать врача или доставить в лечебное учреждение.

Обморожение. Чаще наблюдается у детей ослабленных, у тех, кто носит слишком тесную обувь. Оно может быть даже при 0 температуре. Дети отмораживают пальцы рук и ног, уши, кончик носа.

Различают три степени обморожения:

Обморожение 1 степени бывают при кратковременном действии холода. После отогревания поражённые участки кожи краснеют и припухают, появляется небольшая боль, жжение. Через 2-3 дня краснота и отёк проходят и на коже никаких следов обморожения не остаётся.

Обморожение 2 степени наступает при длительном действии холода. Кожа при обморожении резко бледнеет. Позднее появляются пузыри. Наполненные светлой или кровянистой жидкостью.

Обморожение 3 степени и 4 степени возможно при длительном действии низких температур, при этом омертвевают не только мягкие ткани, но и кости, развивается гангрена. Характерно повышение температуры, общая интоксикация, беспокойное поведение и озноб.

Первая помощь при обморожении заключается в скорейшем восстановлении кровообращения на участке поражения.

Обмороженные руки или ноги отогревают в тёплой воде. Повреждённое место осторожно обнажают, погружают в тазик с водой 18-20º и проводят лёгкий массаж. Массировать начинают с пальцев вверх. Во время массажа надо заставлять ребёнка шевелить пальцами, чтобы быстрее восстановить кровообращение. При полном отогревании кожа становится ярко-розовой и появляется боль. Затем отмороженное место осторожно вытирают, протирают спиртом, накладывают сухую стерильную повязку и тепло укутывают.

При обморожении щёк и носа отогревают их прямо на улице, растирая поражённый участок круговыми движениями. Не следует обмороженное место растирать снегом, так как мелкие льдинки могут оцарапать кожу, кроме того можно занести инфекцию. тереть лучше мягкой шерстяной варежкой или рукой до полного восстановления кровообращения. При более тяжёлых формах срочная госпитализация в больницу.

Консультация «Здоровье всему голова»

Запомни:

  • Здоровье дороже богатства
  • Здоровым будешь – всё добудешь
  • Здоровье не купишь
  • В здоровом теле – здоровый дух

Режим приёма, а также дозы лекарственных средств надо обязательно согласовывать с врачом.

Как повысить иммунитет

Все процедуры необходимо проделывать с утра до 11.00 в течение 7-10 дней каждый месяц (в один месяц по одной процедуре)

  • Настойка элеуторококка (1 капля на 1 год жизни)
  • Сок моркови (50,0г)
  • Сок свёклы (50,0г)
  • «Флорента» - 1 ч.л. на ¼ стакана воды, курс 10 дней
  • «Аевит» (витамины)
  • Рыбий жир
  • Оротат калия (курс лечения 10 дней)
  • 100г – дрожжи, 1 ст.л. – сах. песка, 1 ч.л. – какао растопить, добавить 100г тёртого ореха (Применять по 1 десертной ложке в день)
  • 100г изюма, 100г кураги, 100г грецких орехов, лист столетника перемолоть, добавить 100г мёда и сок 1 лимона (Принимать по 1 столовой ложке в день)

Лук от семи недуг

Бронхит, сопровождающийся сухим кашлем с трудно отделяемой мокротой, можно лечить тёртым луком с мёдом (1:1). Принимают смесь по 1 ст.л. 4 раза в день вои время еды.

При гриппе свежим соком лука смазывают слизистую оболочку носа или вдыхают его пары через нос в течении 2-3 минут 3-4 раза в день. Особенно эффективно это лечение в начале заболевания. Вместо указанных процедур можно ставить марлевые тампоны с тёртым луком, закладывая их в каждую ноздрю на 10-15 минут 3 раза в день.

Кашица из запечённого лука способствует созреванию абсцессов, фурункулов и отхождению из них гноя. Тёплую кашицу накладывают на фурункул и прибинтовывают. Повязку меняют 2 раза в день.

Свежий сок лука является хорошим ранозаживляющим средством при гнойных, долго не заживающих язвах и ранах. Он способствует ликвидации зудящих высыпаний на коже, угрей и веснушек.

Сок и кашицу лука используют для укрепления и предупреждения выпадения волос, втирая в кожу головы на ночь. Процедуру проводят через день в течении 3-4 недель.

Грипп

Грипп – чрезвычайно заразное острое инфекционное заболевание, характеризующееся симптомами интоксикации и слабым дыханием верхних дыхательных путей.

Мы предлагаем наиболее доступные в домашних условиях методы профилактики гриппа:

  • Избегать массового скопления людей
  • Применять препараты, содержащие витамин С (аскорбиновая кислота ½ драже 3 раза в день или сироп шиповника 1 ч.л. 3 раза в день)
  • Смазывание носа оксолиновой мазью
  • Вдыхание паров лука и чеснока
  • Настойка элеуторококка 2 раза в день утром и в обед за 30 минут (1 капля на год жизни детей)
  • 300г грецких орехов, 300г кураги, 300г изюма, 2 лимона с цедрой пропустить через мясорубку. Добавить 300г мёда. Применять по 1-2 ч.л. в день
  • Чеснок натереть на тёрке, смешать с мёдом (1:1). Принимать детям по 1 ч.л., взрослым по 1 ст.л., запивая водой, перед сном.
  • Смазывать заднюю стенку глотки растительным маслом (оливковым, персиковым, абрикосовым, маслом шиповника). Для этого 2-3 раза в день закапывайте масло в нос (половину пипетки в каждую ноздрю), после этого сразу же лягте на спину, чтобы масло прошло через полость носа и, достигнув задней стенки глотки, смазало её. Достаточно полежать 5-10 минут.

Ларингит

Острый ларингит – это воспаление слизистой оболочки гортани. В результате голос хрипнет, иногда полностью пропадает голос на несколько дней. Беспокоят саднение в гортани, кашель.

При этом заболевании необходим голосовой покой. В первые 3-4 дня хороший эффект дают ножные ванны (1 ст.л. порошка горчицы на 5 литров горячей воды) и согревающие компрессы на область гортани. Смочите чистую мокрую тряпочку тёплой водой, наложите её на область гортани, сверху вощённую бумагу или часть полиэтиленового пакета, затем слой ваты и всё прибинтуйте.

Хорошо пить тёплое молоко с содой (1/2 ч.л. пищевой соды на стакан тёплого молока). Для разжижения слизи, скапливающейся в гортани и на голосовых складках, рекомендуются ингаляции с пищевой содой. Противовоспалительное и успокаивающее действие оказывают ингаляции смесью лекарственных препаратов и масел в аэрозольной упаковке «Каметон» или «Ингалипт».

Фарингит и ларингит

С наступлением холодов обычно резко увеличивается заболеваемость ОРВИ, гриппом, а одновременно и фарингитом, ларингитом.

При остром фарингите восполняется слизистая оболочка задней стенки глотки. Его первые симптомы: ощущение першения, сухости, царапанья в глотке. Может повыситься температура тела. Уменьшить неприятные ощущения в горле помогают полоскания йодно-содовым раствором (1/2 ч.л. пищевой соды и 2-3 капли 5%настойки йода на ½ стакана воды). Полоскать горло 3-4 раза в день. Для полоскания можно использовать тёплый отвар листьев эвкалипта (1/2 ст.л. на стакан воды), настойку эвкалипта (10-15 капель на стакан тёплой воды).

Положительный терапевтический эффект дают ингаляции с отварами различных лекарственных растений: ромашки, шалфея, липового цвета.

Горячий отвар налейте в чайник и дышите через бумажную воронку в течении 5-7 минут. Вдох делайте ртом, а выдох через нос.


Приложение №2

Пословицы и поговорки о зиме.

  1. Как зима не злится, а весне покорится.
  2. Зима без снега — лето без хлеба.
  3. Год кончается, а зима начинается.
  4. Снегирь прилетит — о зиме известит.
  5. Зимой морозы, а летом грозы.
  6. Зима — не лето, в шубу одета.
  7. Зима с заморозков начинается, а капелями кончается.
  8. Два друга — мороз да вьюга.
  9. Зима лето пугает, да все равно тает.
  10. Новый год к весне поведет: он год начинает и середину зимы отмечает.
  11. Чем крепче зима, тем скорее весна.
  12. Снег глубок — год хорош.
  13. Живет и такой год, что на день семь погод.
  14. Зима спросит, что твое лето приносит.
  15. Осень богата хлебом, а зима снегом.
  16. Зимний денек — воробьиный скок.
  17. На Новый год день прибавился на заячий скок.
  18. Готовь зимой телегу, а летом сани.
  19. Береги нос в большой мороз.
  20. Мороз невелик, да стоять не велит.


Приложение №3

Детские загадки о зиме.

Опять метели, непогода, 
И снова снега кутерьма. 
Но по душе нам время года 
С морозным именем: (зима).

Падают снежинки, 
Зазвенели льдинки.
И невидимый мороз
Щиплет уши, щёки, нос!
- Знаю, знаю я сама! -
Это к нам  пришла ... ! (Зима)

Время года, время года!
Когда спит кругом природа.
С золотыми берегами
Под пушистыми снегами.
(Зима.)

Скачет с Севера Царица,
Золотой туман клубится.
Погоняет трёх Коней,
А метелицы за ней.
(Зима.)

Пурга... и днём от тучи тёмка,
И змейкой стелется (поземка).

В холодильнике живёт.
Превращает воду в лёд.
Щиплет пальчики и нос
Это дедушка…(мороз)!

Рисовать на окнах - мастер,
Но не требует фломастер...
Щиплет нам зимою нос
Бодрый утренний ... (Мороз)

Мы бежали лыжный кросс.
Кто хватает нас за нос
И румянит щёки
Гонит на уроки.
(Мороз.)

Ходит Дед, трещат деревья
Птицы снялись на кочевья.
Звери в шубы прячут нос.
Грозен Дедушка (Мороз.)

Выпал с неба чистый мел -
Городок наш посветлел.
У зимы пока разбег
Утром встал, растаял (Снег)

Из дырявого Мешка
Наземь падает Мука.
Ладошкой сжал мучицу
Получил - водицу.(Снег)

Он на улице лежит,
По нему лыжня бежит.
Но едва лучи пригреют,
Он заплачет, потемнеет
И бегут ручьи в разбег,
Это тает зимний...(Снег)

На реке зимой Паркет
Прочный, скользкий, гладкий.
Хоть пляши на нём сто лет!
Вальсы и вприсядку.
Миновали холода-
Подевался он куда? (Лед)

Он прозрачный и холодный,
Он загадочный и плотный,
А в тепле вдруг оживает,
Слёзы льёт и быстро тает,
Что водою слёзы льёт?
Ну,конечно,это-...(Лёд.)

С неба хлопья полетели…
Шубы белые надели
И дороги, и дома….
Начинается?  ( зима )

Заковала лужи в лёд.
Бьёт и зверя – птицу влёт.
Зябнут вишенки в саду.
Да не сладко коль приду.
(Зима.)

Хлопнула в ладоши -
Все поля в пороше.
Молвила словечко -
Зазвенела речка.
На дома надела шапки
Птицам зябко, греют лапки.
(Зима.)

Твёрдый снег и держит нас,
Можно бегать… Крепок (наст).

Закрутил буран снега –
Начинается (пурга).

Белая волчица
по дороге мчится,
Воет, копошится…
Спать в сугроб ложится.
(Вьюга)

По земле колдун идёт,
Бородой седой трясёт.
Как на воду он дохнёт,
Превращается вся в лёд.
А когда злодей летает,
Всё живое замерзает.
(Мороз)

Если дома я в тепле
Он рисует на стекле.
Если выйду погулять
Начинает приставать
Щиплет щёки, щиплет нос
Надоедливый (Мороз.)

Белое покрывало,
С неба упало,
Всю зиму лежало,
Землю укрывало,
Весной солнце припекло,
В реку ручейком стекло.(Снег)

Мягкий, летучий
Улёгся кучей.
Дворник бородатый
Гребёт лопатой.(Снег)

Белые Заплаты
Падают у хаты.
У берёзы, у сосны
И лежат там до весны. (Снег)

Каменна страница.
Всяк на ней резвится.
Коньками делает следы,
А страница из воды.(Лед)

Мороз коснулся светлых вод
И навёл хрустальный (лед).

Не стекло и не хрусталь,
А блестит, как будто сталь.
Занесёшь в тепло, домой.
Станет сразу он водой.
Холод от него идёт.
Ну конечно это…( лёд)

Приложение №4

Стихи о зиме

Живой снежок» 

(Е. Тараховская)

Кто-то стукнул к нам в окно

Тихо еле, еле…

За окном темно-темно

От пурги метели.

«Кто там? - я спросить хотел

И кого вам надо?»

Вдруг снежок к нам залетел

В форточку из сада.

Оказалось, он живой,

С крыльями и головой!

Сел он к маме на плечо -

Запушённый, белый.

Догадались мы, о чём

Песенку запел он:

«Я влетел сюда не зря!

Приютите снегиря!»

***

Н. Некрасов

Не ветер бушует над бором

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

Глядит - хорошо ли метели

Лесные тропы занесли,

И нет ли где трещины, щели

И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,

Красив ли узор на дубах?

И крепко ли скованы льдины

В великих и малых водах?

Идёт - по деревьям шагает,

Трещит по замёрзлой воде,

И яркое солнце играет

В косматой его бороде…

***

(С. Есенин)

Поёт зима - аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далёкую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробушки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с рёвом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится всё сильней.

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мёрзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

Красавица весна.

Чудо из чудес (В. Шипунова)

За окошком тёмным

Чудо из чудес -

Белые снежинки

Падают с небес!

Под луною полной

Зимний тихий лес

Запорошен снегом -

Весь под ним исчез.

Лучики и звёзды

В тонких паутинках - ночью новогодней

Падают снежинки.

Вьюга-завируха (Г. Лагздынь)

Всё белым-бело от пуха!

Нет порядка во дворе.

Крутит вьюга-завируха

Белым снегом в декабре.

Крутит, мутит, завывает,

Стонет, охает, поёт!

Снег в сугробы навивает,

Погулять нам не даёт!

Приложение 5.

Опыты

Опыт №1. Почему снег мягкий?

Цель. Совершенствовать знание детей о снеге.

Материал. Лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бархатная бумага.

Ход. Предложить детям понаблюдать, как кружится и падает снег. Пусть дети сгребут снег, а затем ведёрками носят его в кучу для горки. Дети отмечают, что ведёрки со снегом очень лёгкие, а летом они носили в них песок, и он был тяжёлым. Приходилось носить ведёрки вдвоём. В чём дело?

Затем дети рассматривают хлопья снега, которые падают на чёрную бархатную бумагу, через лупу. Они видят, что это отдельные снежинки сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять.

Вывод. Снег легче песка, так как  он состоит из снежинок, между которыми много воздуха.  Дети дополняют из личного опыта, называют, что тяжелее снега: вода, земля, песок и многое другое.

Обратите внимание детей, что в зависимости от погоды меняется форма снежинок: при сильном морозе снежинки выпадают в форме твёрдых крупных звёздочек; при слабом морозе они напоминают белые твёрдые шарики, которые называют крупой; при сильном ветре летят очень мелкие снежинки, так как лучики у них обломаны. Если идти по снегу в мороз, то слышно, как он скрипит. Прочтите детям стихотворение К Бальмонта «Снежинка»:

Светло-пушистая                 Дорогой бурною

Снежинка белая,                          Легко проносится,

Какая чистая,                     Не в высь лазурную,-

Какая смелая!                     На землю просится…

Лежит пушистая,

Снежинка смелая,

Какая чистая,

Какая белая!

Опыт №2. Где лучики?

Цель. Показать детям, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды.

Материал. Чёрная шерстяная ткань, лупа, вертушки.

Ход. Дать детям понаблюдать за ветром.  Отметить его силу и направление при помощи вертушек.  Спросить  у детей, как они думают, влияет ли это на снежинки, которые сейчас падают. Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель предлагает рассмотреть их на чёрном полотне, через лупу.

Вывод. Снежинки очень мелкие и у них нет лучиков, они поломались из-за сильного ветра.

Детей всегда интересует, не замёрзнут ли деревья зимой. Предложите вспомнить, что происходит с деревьями весной, летом, осенью, а затем поясните, что деревьям нужен отдых, чтобы набрать силы к будущей весне. Зимой они не питаются, не растут, а погружаются в глубокий сон.  У деревьев есть защита – пушистое снежное покрывало.

Опыт №3. Ледяной дом.

Цель. Совершенствовать умение детей работать со снегом, используя необходимые инструменты.

Материал. Лопатки, свеча, вода, ведёрки.

Ход.  Опираясь на знание детей о жителях Севера, предложить им построить небольшой ледяной дом на участке детского сада. Для этого, каждый ребёнок должен сделать несколько «кирпичей» из снежного «теста» (снег и вода). Кирпичи укладываются в ряд, а каждый ряд должен быть на 3-4 кирпичика меньше. Так получается полусфера.  Когда  постройка будет готова, зажечь внутри неё свечу; кирпичики немного подтают и прочно скрепятся между собой. Постройку можно использовать для сюжетно-ролевых игр.

Вывод. Из снега можно построить даже дом, используя воду и лопатки.


Приложение 6

Выявление свойств снега и льда

Цель

Содержание

Вывод

1

2

3

1.Подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием снега, льда.

Принести снег и лед в помещение.

Снег и лед превращаются в воду в теплом помещении.

2.Подвести детей к пониманию того, что снег тает от воздействия любого источника тепла.

Взять горсть снега и положить на ладонь, затем—на ладонь в варежке.

Снег растает.

3.Подвести детей к пониманию связи между состоянием снега и температурой воздуха.

В морозный день предложить детям слепить снежки. Принести снег в помещение и вновь предложить им слепить снежки.

Лепится влажный снег. Влажным снег бывает при слабом морозе.

4.Подвести детей к пониманию защитных свойств снега.

В сильный мороз налить одинаковое количество воды в три бутылки и зарыть их в снег на разную глубину.

Вода замерзла в бутылке, лежавшей на снегу; покрылась коркой льда в середине сугроба и не замерзла на дне сугроба. Снег защищает растения от холода.

5. Дать детям понятие о загрязнении снега и воды.

Внести снег в помещение и положить на бумажный фильтр, которым покрыт стакан.

На бумажном фильтре останутся следы; снег грязный.

Приложение 7.

Интегрированное занятие «Как зимуют животные»

Дети входят в группу. Игровая зона. Воспитатель:

- Придумано кем-то просто и мудро

 При встрече здороваться «Доброе утро!»

«Доброе утро!» – солнцу и птицам,

«Доброе утро!»- улыбчивым лицам.

Крепко за руки возьмемся!

И друг другу улыбнемся!

- Теперь у нас хорошее настроение будет целый день.

Входит Незнайка:

- Здравствуйте, ребята! А я собираюсь в гости к бабушке в деревню, посмотреть, как там живут лиса, волк, заяц и другие звери.

Воспитатель:

- Незнайка, но эти звери не живут в деревне у бабушки. Ребята, где они живут и как их называют?(дикие, в лесу) Незнайка:

- Но в лесу же сейчас холодно, они замерзнут! Заберу я их к себе домой!

Воспитатель:

- Ребята, диким животным холодно в лесу зимой? Можно их забрать домой? (ответы детей). А давайте прогуляемся в зимний лес все вместе и сами посмотрим, как лесные звери живут.

Воспитатель:

-  Как нужно вести себя в лесу? (ответы детей)

- Ну что, отправляемся в путь?

Физ. минутка «По сугробам»

Мы шагаем по сугробам,

По сугробам круглолобым,

Поднимай повыше ноги,

Проложи другим дорогу.

Пришли в зимний лес, звучит музыка зимнего леса, вьюга, метель.

- Посмотрите, на какую снежную поляну мы пришли, как много снега. И как тихо стало, все звери спрятались. Ребята, а давайте мы сами станем лесными зверями. Угадайте, кем буду я: у меня рыжая шубка, длинный хвост, меня все считают хитрой. (дети отгадывают).

- А кем будете вы? (дети по очереди описывают животное, остальные отгадывают, надевают маски зверей )

- Раз, два, три повернись

В лесного зверя превратись!

Незнайка(увидел следы зайца):

- А что это на снегу? (ответы детей)

- А почему вы так решили, что это заяц?

-А где же заяц, почему следы видно, а его нет?

Незнайка(увидел следы белки)

- А это чьи следы? Похожи на следы зайца, только маленькие?

- А где же белка? Тоже стала белой? (ответы детей)

- Но если она серая, то ее же будет видно на снегу. (ответы детей)

- Цвет шубки они поменяли, но им же от этого теплее не стало, им холодно.

Воспитатель:

- Все лесные звери зимой меняют свои шубки на теплые, у них вырастает более теплый мех. Давайте посмотрим, в какой шубке теплее животным.

Каждый ребенок одевает обычную варежку и варежку с мехом, опускает руки в снег. Делаем вывод, что в варежке с мехом теплее.

Незнайка:

- Но кушать зверям все равно нечего, на улице зима, ни травы, ни ягод нет. Да и домов у них нет.

Воспитатель:

- Ребята, чем питаются животные зимой? И где они живут?

Д/и «Что, для кого?»

Дети подбирают картинки пищи и подставляют к домикам животных, каждый домик называют.

Незнайка:

- А от кого прячутся звери в своих домиках? (от врагов, охотников)

Воспитатель:

-Ой, кажется крадется охотник, зверям очень страшно, они дрожат, бояться, что их заметят…(звучит тревожная музыка, дети имитируют испуганных животных)

Но вот охотники ушли, не заметили зверей, им спокойно, радостно…(звучит спокойная музыка)

- Животным стало так весело, давайте про них песенку споем:

«Тень, тень, потетень,

Выше города плетень.

Сели звери под плетень,

Похвалялися весь день.

Похвалялася лиса «Всему свету я краса»,

Похвалялися ежи «Наши шубы хороши»,

Похвалялся зайка «Пойди, догоняй-ка», Похвалялись волки «Бегаем мы ловко»,

Похвалялся медведь «Буду песни я петь!»

Незнайка:

- А чьи следы мы с вами не встретим в лесу зимой? (медведя)

А где он спит? (в берлоге)

Воспитатель:

- Но есть медведи, которые зимой не спят, их называют Медведь-шатун. Такой медведь мало ел летом и осенью и поэтому спать зимой не может.

(просмотр слайда)

- А давайте, пока медведь спит, мы с вами поиграем в игру.

Игра «Мишка лапу занозил»

Мишка лапу занозил-

Наступил на шишку.

Обозлился, погрозил:

- Ты узнаешь, мишку!

Шишку в сучья закопал, поплясал на сучьях.

Поскользнулся и упал

У норы барсучьей.

Вышел заспанный барсук,

Заворчал на мишку.

Мишка струсил, влез на сук,

Притаился мышкой!

Воспитатель:

- Ну вот нам пора возвращаться в группу.

Раз, два, три, повернись,

В ребенка снова превратись (дети идут в образовательную зону)

Незнайка:

- Вот я и посмотрел, как живут лесные звери зимой, им совсем не холодно, потому что они готовятся к зиме. Только скучно мне будет, надо было кого-нибудь из зверей пригласить к себе.

Воспитатель:

- Ребята, а давайте сделаем картину зимнего леса и подарим ее Незнайке.

Дети с воспитателем делают картину. На тонированный лист бумаги наклеивают животных, делают следы. Воспитатель помогает.

Дети прощаются с Незнайкой, дарят ему на память картину зимнего леса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей 2 младшей группы "Ой, зима, зима, зима, на прогулку нам пора"!

В данном конспекте содержится материал по ознакомлению детей с алгоритмом одевания на прогулку зимой, а также художественно-эстетическая деятельность с детьми: аппликация "Оденем куклу на прогулку"....

"Ах, зима, зима, зима, веселится детвора!"

Разработка плана проведения оздоровительных каникул как формы пропаганды здорового образа жизни в ДОО....

Календарный план образовательной работы по теме Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой

Тема недели: « Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой...

Презентация к НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы" Загадки о зиме.

Презентация к НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы" . Загадки о зиме....