Методическая разработка к организации НОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Подвигу блокадного Ленинграда посвящается» (с использованием ИКТ)
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Теличко  Светлана Сергеевна

Цель: Обогатить знания детей о героическом прошлом нашего города – блокаде Ленинграда.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить знания детей о героической обороне Ленинграда;
  • расширять знания детей об истории родного города, о героизме людей, переживших блокаду используя ИКТ;

Развивающие:

  • развивать представления детей о войне и мире;
  • развивать общие речевые навыки;
  • активизировать словарь по заданной теме;

Воспитательные:

  • воспитывать любовь и гордость к родному городу, чувство благодарности и уважения к его защитникам.
  • воспитывать умение сочувствовать, сопереживать.
  • прививать уважительное отношение к пожилым жителям города.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blokada_leningrada.docx33.1 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Петродворцового района  Санкт-Петербурга

Методическая разработка

к организации НОД

по познавательному развитию

с детьми старшего дошкольного возраста

«Подвигу блокадного Ленинграда посвящается»

(с использованием ИКТ)

Составил:

воспитатель ГБДОУ детского сада №11

Петродворцового района

Санкт-Петербурга

Теличко Светлана Сергеевна

Петергоф

2019 г.

Методическая разработка предназначена для детей старшей группы в рамках Образовательной программы ДО ГБДОУ детского сада №11 в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

В группе воспитывается 23 ребенка, в возрасте 5-6 лет, 12 из которых мальчики.

В современном мире стремительно набирают популярность информационно-компьютерные технологии при организации образовательной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях.

Компьютерные технологии открывают перед педагогами целый спектр возможностей.

Они позволяет педагогам творчески подходить к организации образовательного процесса, применять нетрадиционные формы и методы взаимодействия с детьми, повышают интерес детей к образовательному процессу.

На протяжении всего занятия используется мультимедийная презентация. Эмоциональность подачи материала с использованием мультимедийных презентаций на занятиях помогает детям быстрее и лучше запомнить информацию по теме занятия. Презентация помогает реализовать принцип наглядности в полной мере. Презентация создана на основе ресурсов Интернет.

В процессе НОД были интегрированы следующие образовательные области:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие

В ходе НОД были использованы следующие формы, методы и технологии:

Формы: фронтальная форма образовательной деятельности

Методы:

Наглядные: презентация «900 дней блокады»

Практические: игра "Перейди на другой берег", конструирование «Город герой - Ленинград»

Словесные: наводящие вопросы к детям, пояснения.

Технологии:

  • ИКТ, мультимедиа.
  • здоровьесберегающая технология

Оборудование и материалы: презентация «900 Дней Блокада Ленинграда», ноутбук, проектор, экран, календарь с изображением даты 27 января, кусочек хлеба.

Предварительная работа:

  • чтение художественной литературы и разучивание стихов о блокадном Ленинграде;
  • рассматривание иллюстраций о ВОВ и блокадном городе;
  • прослушивание песен и музыки военных лет;

Цель: Обогатить знания детей о героическом прошлом нашего города – блокаде Ленинграда.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить знания детей о героической обороне Ленинграда;
  • расширять знания детей об истории родного города, о героизме людей, переживших блокаду используя ИКТ;

Развивающие:

  • развивать представления детей о войне и мире;
  • развивать общие речевые навыки;
  • активизировать словарь по заданной теме;

Воспитательные:

  • воспитывать любовь и гордость к родному городу, чувство благодарности и уважения к его защитникам.
  • воспитывать умение сочувствовать, сопереживать.
  • прививать уважительное отношение к пожилым жителям города.


Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на наш календарь. Какое сегодня число?

Дети.

Воспитатель: Как вы думаете, почему этот день в календаре обозначен красным цветом?

Дети.

Воспитатель: Ребята, ровно 75 лет назад была снята блокада Ленинграда.

Сегодня я хочу вам рассказать о подвиге нашего города во время войны.

Кто мне скажет, как назывался наш город во время войны?

Дети.

Воспитатель: Как называли жителей города Ленинграда?

Дети.

Слайд №1

Воспитатель: До войны люди жили мирно. Взрослые работали, дети ходили в школы и детские сады. По вечерам и выходным гуляли в парках, ходили в театры, музеи.

   

Слайд №2

Воспитатель: Но 22 июня 1941 года без объявления войны на нашу Родину напала фашистская Германия. Началась война…. Страшная, беспощадная.

Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали город, полыхали пожары, гибли люди. Гитлер не сумел захватить город силой, тогда он решил задушить город блокадой.  Ребята, что такое блокада? 

Дети.

Слайд №3

Воспитатель: Немцы окружили город, взяли его в кольцо, перекрыли все выходы и входы.

Ребята, а давайте мы встанем в плотное кольцо. Вы стоите плечом к плечу. И нет такого промежутка, чтобы можно было пролезть между вами. Вот так и был окружен наш город.

Враг не давал вывозить из города детей, больных, в город не поступали продукты питания. Но жители проявляли стойкость, мужество, всеми силами защищали город.

 

Слайд №4

Воспитатель: Наступили страшные блокадные дни…Их было 900… это почти 2,5года. Продуктов не хватало. Люди забыли вкус мяса, фруктов, овощей, а дети - вкус конфет, печенья, булки.

Слайд №5

Воспитатель: Вот такой кусочек хлеба давали человеку на сутки. Ребята, я предлагаю вам попробовать этот кусочек хлеба.

Расскажите, какой он на вкус?

Дети.

Воспитатель: Блокадный хлеб был не такой, как мы едим сейчас. Его стали выпекать с примесями ячменной, овсяной, соевой муки. Добавляли траву лебеду и даже бумагу и опилки.  Хлеб был горький . Он был невкусный, норма была очень маленькая, выдавали хлеб по карточкам, а если карточку потеряешь, то и вообще останешься голодным.

Карточки - бумажные талоны, на которых указывалось положенное количество продуктов, каждому человеку.

Каждый кусочек хлеба и сахара были огромным счастьем. Люди бережно относились к каждой хлебной крошечке. Рабочие получали 250 г. хлеба, а служащие и дети 125 грамм на весь день. Конечно, этого не хватало

 

БЛОКАДА.

Помню, так хотелось есть –

Глаза беспомощно слипались.

И жизнь - наполовину смерть,

И сны от жизни не спасали.

Мне снилось - даже и во сне:

Искала я кусочек хлеба

В пустом заброшенном столе.

А хлеб там никогда и не был.

Я помню этот Ленинград!

Слайд №6

Воспитатель: Дома не отапливались, не было угля, люди в комнатах ставили буржуйки – маленькие печки, а в них жгли мебель, книги, чтобы как-то согреться.    

Слайд №7

Воспитатель: В домах не работал водопровод, за водой ходили на реку Нева.

Слайд №8

Воспитатель: Окна в домах заклеивали узкими полосами бумаги – чтобы осколки при бомбёжке не могли поранить. Вешали темные шторы, чтобы ночью не было видно даже маленького огонька свечки. Так как фашистские летчики летали и бомбили по ночам.

Физминутка

В осеннем тумане (Закрывают ладонями глаза.)

В январском снегу (Обнять себя руками.)

Стоит Петербург (Руки над головой в виде крыши.)

На морском берегу (Плавные движения руками - волны.)

С дворцами и парками (Отводят руки влево и вправо.)

Строг и красив (Руки вперед.)

Как будто вплывает (Движения руками «плывут».)

В широкий залив (Повтор.)

В блокадные дни (Шагают на месте)

Под обстрелом в снегу (Повторить.)

Не сдался, не сдался (Повороты головы.)

Наш город врагу (Наклон вперед.)

Слайд №9

Воспитатель: Город регулярно, по несколько раз в сутки обстреливали с воздуха. И тогда люди слышали такой сигнал (звучит запись воздушной сирены).

Слайд №10

Воспитатель: Нужно было быстро бежать в бомбоубежище. Таким местом обычно служили подвалы домов или специально вырытые глубоко под землей помещения.

   

А после отбоя воздушной сирены люди слышали звук метронома (звучит запись метронома).

Что Вам напоминает этот звук?

Дети.

Воспитатель: Он напоминал звук биения сердца, говоривший людям, что жизнь продолжается. В тяжелые блокадные дни звук метронома не затихал ни на минуту. Все 900 дней и ночей он сообщал о том, что город живет, дышит, что Ленинград не сдался.

Слайд №11

Воспитатель: Дети блокадного Ленинграда наравне со взрослыми стойко переносили все тяготы военной жизни. Женщины и подростки трудились на заводе, выпуская снаряды для фронта, расчищали снег и завалы  разрушенных домов.

Слайд №12

Воспитатель: Жизнь в городе с каждым днем становилась труднее.

Чтобы спасти людей от голодной смерти, было решено доставлять зерно и муку по замёрзшему Ладожскому озеру.

Этот путь назвали «Дорогой жизни». Мешки с зерном везли и на подводах лошадей и на машинах.

Слайд №13

Воспитатель: Под бомбёжками врага водители совершали подвиг, продолжая вести машины голодающим ленинградцам.

Единственной возможностью для выживания стало Ладожское озеро . По этой дороге под обстрелом противника перевозили хлеб в город, а обратно вывозили детей и стариков. Поэтому этот путь назвали «Дорога жизни». А весной поездки по льду были опасны, машины проваливались под лед.

Наш город назывался Ленинградом,

И шла тогда суровая война.

Под вой сирены и разрыв снарядов

«Дорогой жизни» Ладога была.

Она спасеньем ленинградцам стала,

И помогла в войне нам победить,

Чтоб снова время мирное настало,

Чтоб нам с тобой под чистым небом жить.

Игра "Перейди на другой берег"

(дети перепрыгивают с "льдинки" на "льдинку")

Слайд №14 

Воспитатель: Спустя 900 дней, 27 января 1944 наши войска прорвали кольцо блокады. Это был великий день! Радость наполняла сердца не только освобождённых ленинградцев, но всех солдат, защищающих страну от врага.

Отгремели тяжелые бои. Город залечил раны. Но подвиг, совершенный ленинградцами в годы блокады, навсегда останется в памяти народа.

Слайд №15

Воспитатель: В честь прорыва блокадного кольца был установлен памятник на Ладожском озере «Разорванное кольцо».

Детям блокадного города, которые жили и боролись за город вместе со взрослыми установлен памятник «Цветок жизни»

Много времени отделяет нас от той войны, но каждый должен помнить подвиг защитников.

Детям предлагается самостоятельная деятельность по конструированию на тему: «Город герой - Ленинград»

Рефлексия.

Ребята, о чём мы сегодня говорили? Почему наш город носит название город-герой? Где проходила Дорога жизни? Сколько дней длилась блокада Ленинграда?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраст «Дети войны»

Формирование у дошкольников патриотической позиции. Воспитывать любовь к Родине, гордость за победу русского народа в Великой Отечественной войне....

Методическая разработка образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста "Зимние путешествие".

Цель: Формирование представления о том, что дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий....

Методическая разработка к организации НОД по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Весна» (с использованием мнемотаблицы)

Цель: закреплять представления детей о характерных признаках весны и весенних явлениях. Задачи: продолжать формировать представления детей о весне и типичных весенних явлениях в природе;совершенс...

Методическая разработка к организации НОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Волшебник изумрудного города»

Цель: Способствовать развитию интеллектуальных способностей у детей.Задачи:Образовательные:Закреплять умение в счете от 1до 10;Закреплять умение классифицировать предметы по двум призна...

Разработка интегрированной непрерывно-образовательной деятельности в области познавательного развития для детей старшего дошкольного возраста« А в Ленинграде музы не молчали…»

Основная цель этой разработки – организация работы ДОУ с  воспитанниками и их семьями, направленной на формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста о подвиге и героизме ...