Конспект НОД для детей подготовительной группы по теме "Мой Петербург"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Короткова Екатерина Викторовна

Непосредственно-образовательная деятельность для детей подготовительной к школе группы по теме "Мой Петербург"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spb.docx20.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ФЦКМ  подготовительной к школе группе по теме «Мой Петербург».

                                                                                        Автор-составитель:

                                                            Короткова Екатерина Викторовна

Цель: 

Расширить знания и представления детей о родном городе. Закрепить в памяти у ребят основные достопримечательности города Санкт-Петербурга.

Задачи:

- обобщить в игровой форме занятие для детей в игровой форме.

- Формировать начальные знания о Санкт – Петербурге, его истории, основных достопримечательностях (Петропавловская крепость, Дворец Петра в Летнем саду, Медный всадник и Адмиралтейство).

- Расширять словарный запас (город, крепость, собор).

- Развивать память и коммуникативные навыки детей. Научить называть свой домашний адрес.

- Развивать мелкую моторику пальцев рук. (Пальчиковая гимнастика).

- Развивать связную речь.

- Воспитывать любовь к родному городу, гордость (я – петербуржец).

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественное эстетическое развитие, Физическое развитие.

1. Организационный момент. Санкт-Петербург справедливо называют музеем под открытым небом. Однако мы забываем, что эта крылатая фраза относится только к исторической части города, той части, которая формировалась в период правления династии Романовых.

Санкт-Петербург основан императором Петром Первым (Петром Алексеевичем Романовым.)

Город расположен в дельте реки Невы с ее многочисленными рукавами и островами между ними. Место определило архитектурные основы города и в значительной степени повлияло на его развитие. Здесь же, на самом берегу Невы, за три дня, с 24 по 26 мая, солдаты-плотники срубили домик для самого Петра I - «Первоначальный дворец», как его тогда называли. Это небольшое одноэтажное здание (12,7x5,7 м) из обтесанных сосновых бревен, с невысокими потолками. В настоящее время в нем расположен Историко-мемориальный музей «Домик Петра I».

Петр Первый разработал план, согласно которому город представляет сбой трехлучевую систему расположения главных улиц - Невского и Вознесенского проспектов и Гороховой улицы, исходящих лучами из центра, которым служило Адмиралтейство. В соответствии с этим планом все правящие потомки династии Романовых строили Санкт-Петербург более двухсот последующих лет. Особое место в городе занимает первая каменная постройка - Петропавловская крепость (архитектор Доменико Трезини). День закладки крепости - 16 мая (27 мая по новому стилю) 1703 г. считается датой основания города, названного Санкт-Петербургом. Мощные каменные стены, как будто выходящие из воды, и шпиль собора, пронзающий небеса, делают уникальным ее вид, издалека открывающийся взору, и представляют неотъемлемую часть широкой невской панорамы.

Крепость получила название Петропавловской после строительства в ней Собора Святых Апостолов Петра и Павла. Название крепости постепенно стало применяться ко всему растущему вокруг городу. Позже на шпиле собора была установлен флюгер в виде фигуры крылатого ангела, со временем ставшего оберегом города.

Для защиты города от неприятеля и создания российского флота Петр Великий строит Адмиралтейскую верфь (в будущем Адмиралтейство -главное морское ведомство России). При непосредственном участии Петра I заложено также здание Двенадцати коллегий на Стрелке Васильевского острова (архитекторы Доменико Трезини, Теодор Швертфегер, 1722-1734). Здание предназначалось для размещения высших органов государственной власти - коллегий. Позже здание было отдано университету.

Для создания сада из Европы были приглашены лучшие ландшафтные архитекторы. С самого начала при непосредственном участии и патронате Петра I архитектор Жан-Батист Леблон создавал сад как регулярный. Собственноручно разработанный императором план-чертеж сада сохранился до наших дней. Сад был разбит в 1704 г., позже украшен античными скульптурами,

Таким образом, при Петре Первом сформировалась центральная часть Санкт-Петербурга и принципы его дальнейшего развития. Однако царь не забывал и об окрестностях столицы.

В качестве парадной приморской резиденции Петр I создал Петергоф. Уже в августе 1723 г. состоялось торжественное открытие Петергофа - этого царства фонтанов (142 фонтана и 3 каскада). Центром композиции стал Большой дворец (архитекторы И. Браунштейн, М. Земцов, Ж.-Б. Леблон, Н. Микетти) с каскадом фонтанов, соединенных каналом с Финским заливом. Главный из каскада фонтанов - фонтан «Самсон, разрывающий пасть льва». Кроме Большого каскада, в Петергофе можно увидеть строгие и величественные фонтаны «Адам» и «Ева» с высокими струями, фонтаны-шутихи «Дерево» и «Скамейка», каскады с текущими водными потоками «Римский» и «Золотая гора» и ряд других.

После смерти императора Петра Великого в 1725 г. на престол взошла его супруга Екатерина Первая. Она правила недолго, всего два года. Главной архитектурной жемчужиной ее царствования можно назвать Екатерининский дворец. Здание заложено по ее приказу еще в 1717 г. под руководством немецкого архитектора Иоганна Фридриха Браунштейна как летняя резиденция императрицы. Содержание организованной деятельности детей.

Звучит песня О. Кваши «Санкт-Петербург - гордая белая птица»

-О каком городе поётся в этой песне?

Это наш город – Санкт – Петербург. В этом году Петербургу исполняется 310 лет. Сегодня мы отправимся в заочное путешествие по городу.

2. Символика.

-У каждого города есть свои символы. Что такое символы? (ответы детей)

-Это условные знаки или изображения. Они отражают историю города и его жителей, особенности, достопримечательности.

У Петербурга есть герб, флаг и гимн. Что такое герб, флаг? Что изображено, почему?

-Что такое гимн? Послушайте Гимн Санкт-Петербурга (муз. Глиера)

3. Заочное путешествие.

-Итак, начнём наше путешествие.

-Когда и кем был основан город, в котором мы сейчас живём? Почему так назван?

-С чего начинался город? С высоты шпиля Петропавловской крепости виден весь город.

(здесь и далее стихи о городе читают дети)

Место это там и тут

Сердцем города зовут.

Усмиряет волн свирепость

Петропавловская крепость.

-Напротив, через Неву направимся мы. Здесь расположен Летний сад с его знаменитой решёткой.

Не спеши, остановись,

Повнимательней вглядись:

Лучшая из всех оград

Украшает Летний сад.

-В Летнем саду петербуржцы гуляют, отдыхают. И мы тоже немного отдохнём.

4.Физминутка.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

5.Продолжение путешествия.

-Наш город славится тем, что располагается на множестве островов, и соединяют все острова знаменитые петербургские мосты. Какие вы знаете мосты? Сколько их? Чем интересны мосты Петербурга?

Летом городу не спится:

Белой ночи сказка длится,

И спешишь увидеть ты,

Как разводятся мосты.

-Пойдём дальше. На набережной Невы находится один из самых известных музеев мира – Эрмитаж. Как называется здание, в котором он расположен? Кто архитектор?

На Неве дворец – музей

Ежедневно ждёт гостей.

В мире всем известен наш

Знаменитый Эрмитаж.

-Дальше по набережной идём мы, и перед нами открывается Сенатская площадь. Какой памятник здесь расположен? Кто его автор? Какое ещё есть у него название?

Пётр на вздыбленном коне,

На могучем скакуне.

Весь – движенье и полёт,

За собою Русь ведёт.

-Рядом ещё одна достопримечательность нашего города – Исаакиевский собор. Чем он интересен? Кто архитектор? Сколько лет строился?

Он известен с давних пор –

Исаакиевский собор.

- Закончим мы своё путешествие рядом с нашим детским садом.

Ведь одно из самых знаменитых мест Петербурга мы можем увидеть прямо из окна группы. Что же это? Чем интересно?

Вам знакомо это место

Возле самых невских вод,

Где игла Адмиралтейства

Зашивает небосвод.

6.Рисование Адмиралтейства по памяти и представлению.

-Дежурные, помогите раздать бумагу, кисточки, краски, карандаши. Вспомните, как выглядит Адмиралтейство, из каких частей состоит башня, что расположено на шпиле. Вспомните правила работы с красками, правила раскрашивания.

7.Подведение итогов.

-По какому городу сегодня путешествовали?Какие знаете символы Петербурга? Чем известен и интересен наш город?  -Что рисовали? Рассмотрите рисунки. Выберите самые выразительные и аккуратные.

Место это там и тут

Сердцем города зовут.

Усмиряет волн свирепость

Петропавловская крепость.

Не спеши, остановись,

Повнимательней вглядись:

Лучшая из всех оград

Украшает Летний сад.

Летом городу не спится:

Белой ночи сказка длится,

И спешишь увидеть ты,

Как разводятся мосты.

На Неве дворец – музей

Ежедневно ждёт гостей.

В мире всем известен наш

Знаменитый Эрмитаж.

Пётр на вздыбленном коне,

На могучем скакуне.

Весь – движенье и полёт,

За собою Русь ведёт.

Золотыми куполами

Возвышается  над нами

Он известен с давних пор –

Исаакиевский собор.

Вам знакомо это место

Возле самых невских вод,

Где игла Адмиралтейства

Зашивает небосвод

Музей.

Что такое музей? Музей – это научно-исследовательское учреждение, которое хранит и изучает памятники истории, искусства, культуры и представляет их для просмотра людям.Музеи бывают разные. Это зависит от того, какие экспонаты хранятся в музее.

Где могут располагаться музеи ?

Какие музеи вы знаете?

Что может в них храниться?

Коллекция- это собрание каких-либо предметов. Правила поведения в музеях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление детей с живой и неживой природой. конспект занятия для детей подготовительной группы

Структура занятия Тема:       «Ознакомление детей с живой и неживой природой»Возраст     6-7 летЦель. Развивать интерес и любознательность к окру...

Конспект: Совместная деятельность детей подготовительной группы с детьми младшей группы по художественно-эстетическому развитию

Совместная деятельность детей подготовительной группы с детьми младшей группы по художественно-эстетическому развитию...

Конспект занятия для детей подготовительной группы «Цветы – дети матери Земли»

Предлагаю конспект познавательного экологического занятия о жизни цветов....

Конспект занятия для детей подготовительной группы по правовому воспитанию «Маленьким детям — большие права»

В занятии использованы разные приемы по ознакомлению детей с их провами....

Конспект НОД для детей подготовительной группы «Знакомство детей с древними жилищами и предметами быта казаков»

История казачества является составной частью истории нашего общества и государства. Казаки верно служили Отечеству, сначала по договорам, затем - по присяге и, наконец, в составе вооруженных сил, как ...

КОНСПЕКТ занятия с детьми подготовительной группы «Осенний Санкт-Петербург».

Занятие с детьми старшего дошкольного возраста направлено на знакомство с Санкт - Петербургом в осенний период. Расскрывает особенности города в данное время, его красоту и неповторимость....