Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающей действительностью в подготовительной группе «Удивительный мир насекомых»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Сагалакова Марина Михайловна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_okr.deyst_._za_15_maya.docx28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающей действительностью

в подготовительной группе

Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе познавательной деятельности

«Удивительный мир насекомых»

Задачи:

  • Создать условия для побуждения детей к речевой активности, умению выражать свои мысли;
  • Создать условия для развития умения инициировать диалог, включаться и поддерживать разговор, выбирать стиль общения;
  • Способствовать развитию навыков взаимодействия детей с воспитателем, друг с другом;
  • Развивать умение совершать на элементарном уровне действия по обработке информации: сравнивать, обобщать, выделять признаки, замечать изменения;
  • Уточнить и обобщить знания детей о насекомых, формировать представление о пользе насекомых  для людей и растений.

Материалы: картинки времена года - зима, весна, лето, осень; картинки насекомых, 5-6 картинок животных, «чудесный мешочек», желтый круг «солнышко и лучики – голубые и желтые».

Ход образовательной деятельности:

Организация рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Вводная часть (организационный и мотивационный момент)

Организационный момент: 

Воспитатель предлагает детям положить руки на плечи впереди стоящему ребенку, по команде воспитателя дети выполняют задание.

«Гуляем» - идем;

«Яма» - приседаем;

«Гора» - поднимаем руки  вверх;

«С горы»- бежим; 

«Гуляем» - идем;

«Кочки» - садимся.

После игры пройти и сесть на стульчики. На доске висят картинки животных и паука.

- Ребята, посмотрите на картинки и скажите, кто здесь лишний и почему? (ответы детей) это паук, он не относится к насекомым, потому что у насекомых 6 ног; есть голова, грудь  и брюшко; 2 или 4 крыла; усики.

- Правильно.  

- Скажите, как вы относитесь к ним? (ответы детей, предположения, выводы)

Вы  все  правильно  сказали, но мнения ваши разделились.  

- А хотите вы разобраться полезные насекомые или нет? (ответы детей)

- Для этого мы с вами превратимся в энтомологов. Это люди, которые изучают насекомых. 

- Согласны? (ответы детей)

- Каждый из вас сможет показать свою эрудицию, смекалку, знания, но есть одно условие - вы будете работать в группах, то есть сообща.

Основная часть

1. Работа в командах

- Посмотрите на столах лежат 4 картинки. Подойти к той,  на которой изображено ваше любимое время года.

 Сейчас я вас прошу сесть за столы и начнем. Каждой группе нужно будет ответить  на вопрос, который я задам.  Помните,  когда один отвечает  из  группы, то другие его слушают,  не перебивают, если нужно, то дополняют.  

- Как вы думаете, с какой группы начнем? (ответы детей) с зимы.  

Правильно.

- Почему? (ответы детей) потому что зимой начинается новый год.

1 группа - зима: 

- Как насекомые переносят зиму?  (ответы детей) (осенью они прячутся под опавшими листьями, под кору деревьев, в щели и засыпают, многие погибают)

2  группа - весна: 

- Что объединяет насекомых и птиц? (ответы детей)  У птиц, как и у насекомых, есть крылья и ноги. Основным рационом питания большего количества птиц являются насекомые, которые зимой или впадают в спячку или вообще погибают. От этого птицам все труднее становится добывать себе пропитание. Вот именно поэтом на зимовку на юг улетают ласточки, утки, журавли и дрозды, улетают в далекие южные страны. Эта же причина заставляет покидать родину и диких гусей.

3  группа - лето: 

- Чем питаются насекомые?  (ответы детей) нектаром, кровью, листьями, другими насекомыми

4  группа - осень: 

- Как защищаются от врагов? (ответы детей)  маскировка в виде окраски: рисунок и цвет под цвет коры, травы и т. д., некоторые насекомые замирают, другие издают треск, например жук-бомбардир, чтобы испугать.

- Молодцы! Все хорошо поработали. 

2.   Музыкальная игра.

Включается музыка, дети  танцуют по группе, смешиваясь. Когда музыка останавливается – дети образовывают пару с рядом стоящим ребенком. 

Воспитатель задает  проблемные вопросы.

-  Начинает говорить тот, кто выше ростом.

  1. У какого  насекомого бумажный дом? (ответы детей)
  2. Как пчелы - разведчики сообщают, что рядом есть мед? (ответы детей) (танцуют)
  3. Где у кузнечиков уши? (ответы детей) (на ногах)
  4.  Самое прожорливое насекомое? (ответы детей) (стрекоза: 40 мух за 2 часа)

- Начинает говорить  тот, кто родился зимой.

  1. Для чего пчелам нужно жало? (ответы детей) (защищать жилище)
  2. Какое насекомое самое опасное? (ответы детей) (комар, муха – разносчики инфекций)
  3. Что связывает муравьев с тлей? (ответы детей) (муравьи «доят» тлей, получая сладкую жидкость)
  4. Какое насекомое самое сильное? (ответы детей) (муравей)

- Начинает говорить  тот, кто самый младший в семье

  1. Сколько глаз у мухи? (ответы детей)  (пять)
  2. Какое насекомое может прожить без головы 9 дней? (ответы детей) (таракан)
  3. Что случится с пчелой после того, как она ужалит? (ответы детей) (погибает)
  4. Для чего нужны мухам ноги? (ответы детей)
  5. Назовите водных насекомых? (ответы детей) (водомерка, стрекоза, жук – водолюб)

3. Чтение сказки «Спор насекомых»

Бабочка: - Я - самая красивая. Посмотрите на мои крылышки – разве они не прекрасны?! Недаром мною все любуются, поэты посвящают мне стихотворения, художники пишут с меня картины. Я – лучшее украшение природы!

Кузнечик: - Да, но ты не умеешь петь. Люди замолкают, чтобы послушать мое чудесное пение – стрекотание. Меня называют скрипачом. Я – чудесная скрипка природы!

Божья коровка: - Посмотрите на меня. Я не только красива, но и приношу пользу – уничтожаю тлей и тем сохраняю растения. Может, я не так прекрасна, как бабочка, и не умею петь, как кузнечик, зато я – нужнее вас.

Пчелка: - Все ерунда. Надо много работать, чтобы быть нужной. Я день-деньской собираю мед. Человек давно оценил мои заслуги и оберегает меня, строит для меня домики – ульи. Нужнее меня никого нет!

Комарик: - Нам особо нечем похвастаться.

Муха: - Да.

Муха и комар - Без нас, поверьте, природе тоже будет плохо.

Все насекомые - Ха-ха, хи-хи.

Божья коровка: - От вас только вред.

Бабочка: - Недаром вас люди не любят.

Кузнечик: - Вы кусаетесь и болезни разносите.

Пчела: - Вы никому не нужны.

Комар: - Я кусаюсь не со зла, а чтобы род свой продолжить.

Муха: - И болезни я не специально разношу.

Комар и муха - Без нас многие животные погибли бы или голодали. Стрекозы, пауки, птицы, лягушки и даже ящерицы нас обожают. Значит, мы тоже нужны.

Пчела - Получается, что все мы лучшие и нужные.

Божья коровка: - Да, и каждый в чем-то своем.

Бабочка: - А если кого-то совсем не станет, то плохо будет другим животным.

Кузнечик: - А от этого станет плохо и людям.

Комар и муха: - Если мы есть, значит, это надо природе.

Все насекомые - Мы – часть природы. Люди, не обижайте нас!

4. Игра «Чудесный мешочек»

- Сейчас мы поиграем в игру «Чудесный мешочек».  

Ваша задача: по очереди  достаете из мешочка картинку с насекомым, и доказывает пользу или вред насекомого (дети сидят в кругу на ковре)

1.        Тля (ответы детей) (вредное – поедает растения; полезное – еда для божьей коровки)

2.        Шмель (ответы детей) (полезное – опыляет растения)

3.        Божья коровка (ответы детей) (полезное – ест тлю)

4.        Пчела (ответы детей) (опыляет цветы, приносит мед)

5.        Таракан  (ответы детей) (вредное – разносит инфекцию)

6.        Комар (ответы детей) (вредное  - больно кусается, но это еда для птиц и рыб, медведей)

7.        Муравей (ответы детей) (полезное – рыхлит землю, очищает лес)

8.        Муха (ответы детей) (вредное - разносит микробы; полезное ей питаются птицы, пауки)

9.        Медведка (ответы детей) (полезное - рыхлит землю)

- Ребята,  скажите, поменялось у вас отношение к насекомым? (ответы детей)

-  Почему? (ответы детей)

Нет бесполезных насекомых. Каждое насекомое в природе важное и  нужное.

Одни являются пищей для других животных рыб, жаб, ящериц, пауков, птиц, барсуков, медведей. Другие  опыляют растения.

А третьи  сами уничтожают вредных насекомых.

Заключительная часть

- Дети, чем мы сегодня с вами занимались?

- Ребята, на доске прикреплён круг - это солнышко.

На столе лежат лучики желтого и голубого цвета.

Вам нужно прикрепить лучики к солнышку.

- желтого цвета, если занятие понравилось, получили много интересной информации;

- голубого цвета – занятие было не интересное, не было никакой полезной информации.  

Дети берут лучики, соответствующие их настроению и оценке занятия.

Ребята, всем спасибо за занятие, все молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающей действительностью в подготовительной группе

laquo;Все профессии нужны, все профессии важны»[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16662554","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"298","width":"440"}}]]...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающей действительностью в подготовительной группе «Весенние заботы птиц»

https://deti-online.com/pesni/zvuki-prirody/penie-ptic-dlya-detey/ [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17173642","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"205","width"...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающей действительностью в средней группе «Беседа о зимних видах спорта»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"21692633","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"21692580","attributes":{"alt":"","class"...