Конспект ООД «Мы палеонтологи» для детей 6-7 лет
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Ложкова Елена Вадимовна

Ведущая образовательная область: познавательное развитие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_paleontologi.docx44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по познавательному развитию

«Мы палеонтологи»

(для детей 6-7 лет)

Воспитатель: Ложкова Е.В

МДОУ «Детский сад №171» г. Ярославль

Ведущая образовательная область: познавательное развитие

Задачи:  

  Образовательные:

  • пополнить знания детей о профессиях, познакомить детей с элементами профессиональной деятельности палеонтолога через  практическую деятельность;
  • расширить представления детей о прошлом из жизни динозавров;
  • обогащать пассивный и активный словарь новой лексикой: палеонтолог, раскопки, эволюция, экспонаты;
  • активизировать желание заниматься  поисково-исследовательской деятельностью;
  • совершенствовать умения слышать и слушать воспитателя и собеседника, не перебивая его.

Развивающие:

  • развивать умение строить умозаключения, грамматически правильно и связно оформлять свою речь;
  • развивать память, воображение, зрительное восприятие и внимание, координацию речи с движением. 

Воспитательные:

  • вызвать чувство уважения к профессии палеонтолога;
  • продолжать воспитывать бережное отношение к природе;
  • воспитывать желание сотрудничать в малых группах, взаимодействовать в игре.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Оборудование: мультимедиа система; магнитофон; презентация о динозаврах и профессии палеонтолога;  картинка с алгоритмом «Работа в малых группах»; интерактивное пособие «Корзина идей»; карточки с изображением «хороших» дел человека в природе; фото окаменелого  яйца, макет, схемы лепки динозавров; пластилин, стеки, доски для лепки; набор юного палеонтолога; флажки; картотека «Динозавры»; карточки-смайлики.

Предварительная работа: чтение стихотворения Елены Чи «Чье яйцо?; просмотр мультфильма «Смешарики. Пин-код. Наука для детей – палеонтология»; словарная работа – введение слов: эволюция, экспонат, раскопки; обсуждение правил работы в группе.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, я недавно была в музее и увидела такую необычную фотографию. Но вот только не могу понять, что на ней изображено. Поможете мне выяснить, что на этой фотографии? (Ответы детей)

Воспитатель: Что же это? (Воспитатель показывает фотографию с окаменевшим яйцом).

Воспитатель: Если это яйцо, то чье же оно? Давайте вспомним животных, которые появляются из  яиц? (Ответы детей) 

Воспитатель: Вы совершенно правы, все эти животные появляются из яиц, но  обратите внимание на скорлупу, какая она? (Все вместе делают заключение, что оно окаменелое.)

Воспитатель: Если яйцо окаменелое, значит, оно древнее и ему много лет. Кому же оно может принадлежать? (Дети предполагают, если не ответят, подвести их к ответу вопросом:  Какие животные  жили много миллионов лет назад?)

Воспитатель: Слово «Динозавр» означает «ужасный ящер».  Так ли это? Хотите узнать еще больше? Тогда проходите к экрану.

1 слайд: фото разных динозавров.

Воспитатель: Много миллионов лет назад, когда еще не было людей, на нашей планете жили динозавры.

Воспитатель: Как вы думаете, чем же питались динозавры? (Ответы детей)

2 слайд: травоядные и хищники.

Воспитатель: Значит, динозавры были травоядные и хищные.

3 слайд: среда,  в которой жили динозавры.

Воспитатель: Для жизни динозавров был нужен влажный климат и много растений. 

4 слайд: гибель динозавров.

Воспитатель: На земле произошла смена климата, стало холодно и сухо. Динозавры  стали погибать от холода и голода и постепенно вымерли.

Воспитатель: Ребята, как люди узнали о существовании динозавров, ведь в те времена людей на Земле еще не было? (Предположение детей).

5 слайд: скелет динозавра и его внешний вид.

Воспитатель: На  самом деле, есть такие люди - ученые, которые ведут раскопки в разных уголках нашей земли и изучают останки давно вымерших животных, растений. Они находят кости динозавра и пытаются понять, как он выглядел.

Воспитатель: Кто-нибудь из вас знает, как называется эта профессия? (Ответы детей) 

6 слайд: палеонтолог.

Воспитатель: Эта  профессия называется    палеонтолог. 

7 – 9 слайд: работа палеонтолога, инструменты ( молоток, кисть, зубило)

Воспитатель: Палеонтологи на местах раскопок при помощи инструментов, шаг за шагом аккуратно, откапывают и изучают останки животных. Обратите  внимание на то, как аккуратно они ведут раскопки. Делают палеонтологи это с помощью специальных инструментов (показ инструментов).

10 слайд: палеонтологические музеи.

  Все окаменелости и находки палеонтологи изучают, и свои экспонаты  представляют в музеях. 

Воспитатель: Как вы думаете, каким должен быть настоящий палеонтолог? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас в исследовательское путешествие  на раскопки, в котором мы сами будем палеонтологами. 

Воспитатель: Вы согласны? (Ответы детей)

Воспитатель: Путешествие будет трудным, но вы ведь смелые и выносливые. Я уверена, вы справитесь со всеми препятствиями.  

Воспитатель: ( Под музыку) Мы собрали рюкзаки

И надели сапоги.

На раскопки мы идем

И кого там найдем.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, раскопки будем вести в тех местах, которые обозначены красными флажками. Для нас уже приготовлены необходимые инструменты. Палеонтологи работают иногда в парах и я вам предлагаю тоже разбиться на пары. (Дети делятся на пары) Перед работой наденем перчатки, возьмем инструменты, устроимся поудобнее и аккуратно, не торопясь, будем снимать кисточкой слой за слоем. Свои находки возьмем в лабораторию для дальнейшего изучения. У палеонтологов есть специальная картотека с названиями динозавров. Найденные останки вы сравните с картотекой и узнаете, какому динозавру они принадлежат (показать). (Совместная деятельность воспитателя с детьми.) 

Воспитатель: Ребята, теперь вы понимаете, что жизнь на Земле постоянно меняется, постоянно происходит процесс естественного развития, который называется эволюцией. Как и динозавры, сейчас многие животные исчезают с планеты насовсем. А что делают с животными, которые находятся на грани исчезновения? (Ответы детей) Верно, их заносят в Красную книгу, потому что их осталось очень мало на земле и часто  в этом виноват человек.

Игровое задание «Как уберечь животных на земле, чтобы они не исчезли»

Интерактивная технология «Корзина идей»

Этапы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Мотивационный этап

- Ребята, давайте мы с вами подумаем, как уберечь нашу природу. А поможет нам в этом «Корзина идей».

Дети принимают задание.

Организационный

этап

- Для того, чтобы быстро выполнить задание, нам нужно разделиться на три группы. Договоритесь, кому с кем удобнее работать и разделитесь на группы.

- Давайте вспомним главные правила работы в группах.

Договариваются и делятся на команды.

 

 

Озвучивают алгоритм взаимодействия в малых группах.

Деятельностный  этап

- Что может навредить природе на земле?

 

 

- У меня есть картинки-подсказки, выберите те, на которых нарисованы дела человека, помогающие сберечь природу (посадка деревьев, уборка лесов и рек, заводы по переработке мусора и т.д.) и поместите их в «Корзину идей».

Воспитатель выставляет панно «Корзина идей» и косвенно руководит деятельностью детей.

- Вы не забыли договориться, кто будет отвечать от группы? Кто готов?

Группы по очереди представляют свои варианты.

 

 

-Ребята, вы согласны с выбором друзей?  Вы хотите что - либо добавить?

- Теперь давайте посмотрим, что выбрала другая группа

- Ребята, а можно я тоже предложу свои идеи? А я предлагаю ….

Дети предлагают свои варианты: мусор в лесу, пожары, грязная вода в реках и т.д.

Дети выбирают картинку-подсказки и выкладывают их в «Корзину идей»

 

 

 

 

 

 

 

 

Обсуждают, советуются.

 

Аргументируют выбор картинок: «Если человек не будет разбрасывать мусор в лесу, лес будет чистый». Соглашаются и корректируют или дополняют ответы.

 

 

Заключительный

этап

- Ребята, как вы считаете, справились ли вы с заданием?

- Скажите, вам понравилось работать в команде? Почему?

Считаем, что справились!

Анализируют работу в группах.

Воспитатель: Ребята нам пора возвращаться в детский сад. Приведем себя в порядок и отправимся в обратный путь.

Воспитатель: Мы собрали рюкзаки

И надели сапоги.

Чтоб не просто погулять –

Возвратиться в детский сад. (Музыка)

Воспитатель: Где мы с вами были? (На раскопках). Где мы можем встретить динозавров в настоящее время? (В палеонтологическом музее).  Кто помогает нам узнать о динозаврах? (Палеонтологи). Может быть, кто-то из вас в будущем станет палеонтологом.

Воспитатель: Ребята, а сейчас я хотела бы узнать ваше мнение о нашем сегодняшнем путешествии. Понравилось оно вам или не понравилось, трудно вам было или легко. Перед вами лежат 2 карточки. У первой карточки  – с одной стороны веселый смайлик, а с другой – грустный, эта карточка будет обозначать,  понравилось вам или нет наше путешествие. У второй карточки одна сторона желтого цвета, а другая – синего, эта карточка будет обозначать, трудно вам было или нет: желтый цвет  - легко, синий – трудно. (Дети показывают свои карточки, воспитатель спрашивает некоторых из них, почему ему было интересно в путешествии или что особенно трудно было для него.)

Конспект ООД «Динозавры»

Ведущая образовательная область: художественно-эстетическое развитие (лепка)

Задачи:   

Образовательные:

  • формировать умение создавать образ динозавра, оформлять вылепленную фигурку дополнительными элементами (природный материал: семена, косточки);
  • закреплять разнообразные приемы лепки, обрабатывать поверхность формы движениями пальцев и стекой;
  • продолжать закреплять умение составлять коллективную композицию;
  • знакомить детей с внешним видом и условиями жизни доисторических животных; 

Развивающие:

  • развивать творчество детей;
  • продолжать развивать мелкую моторику рук;

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к познанию природы и отражению представлений в продуктивной деятельности.

Оборудование:  макет «Среда обитания динозавров», пластилин, доски для лепки, стеки, салфетки, природный материал (семена, косточки), схемы лепки.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой макет. Как здесь красиво! А кто бы мог обитать в такой среде? (Ответы детей)

Воспитатель: Вот было бы хорошо, если бы здесь вновь, как миллион лет назад вдруг появились динозавры! Ну, хотя бы маленькие…

Давайте, подумаем, может, мы что-то можем сделать для этого? (Предложения детей: слепить).

Воспитатель: Отличная идея! Каких же динозавров мы поселим на наш макет?

(Из личного опыта детей. В ходе беседы рассматривание вместе с детьми иллюстраций с изображением динозавров.) Обратите внимание на размеры и внешний вид: у всех мощное крепкое тело, длинные шеи, толстая кожа коричневого (или зеленого, оранжевого, песочного, зеленовато-коричневого) цвета. Некоторые динозавры передвигались на четырех лапах, другие – на двух. Ребята, вы готовы сделать коллективную композицию – эпоха динозавров? (Ответы детей)

Воспитатель: (Показ схем лепки динозавров) 1 вариант. Чтобы слепить динозавра на четырех лапах, нужно отрезать стекой кусок пластилина и скатать овальное туловище, отдельно вылепить длинный хвост, голову с шеей в виде загнутого столбика и лапы, и прикрепить к туловищу.

2 вариант. Динозавр на двух лапах лепится несколько иначе: из овала нужно вытянуть шею с головой и хвост. Передние короткие лапы-столбики и задние лапы в виде больших овалов нужно вылепить отдельно. Придать динозавру устойчивость.

А какие приемы для лепки вы будете использовать? (Ответы детей: скатывание, раскатывание, сглаживание, прищипывание, вытягивание)

Воспитатель: Затем можно надрезать кончики лап стекой, делая пальцы динозавра, зубочисткой делаем дырочки в носу, небольшими щипками делаем наросты на спине. А еще динозавров можно дополнить семенами, косточками.

Ребята, вы готовы создать эпоху динозавров? Тогда рассаживайтесь за столы!

Воспитатель: Но прежде чем начать лепить, мы поиграем с нашими пальчиками.

Пальчиковая гимнастика

Шли вприпрыжку динозавры –

Гоп-гоп-гоп,

(Средние пальцы обеих рук выпрямить (головы динозавров), остальные пальцы   поставить подушечками на стол (ноги динозавров). Быстро «шагать» пальцами по столу, показывая как идут динозавры)

Дружно шлёпали по лужам –

Шлёп – шлёп – шлёп,

(Перебирать пальцами (ногами динозавров) по столу)

Грозно топали ногами –

Топ – топ – топ,

(Поочерёдно постучать подушечками пальцев по столу)

И кивали головами –

Оп – оп – оп.

(Сгибать и разгибать средние пальцы обеих рук (динозавры кивают головами))

Воспитатель: Выбирайте ребята, какого динозавра хотите слепить. А теперь мы можем приступить к работе. (Творческая деятельность детей. Во время лепки звучит спокойная музыка. Во время совместной деятельности воспитатель оказывает помощь нуждающимся детям и побуждает детей помогать друг другу.)

Изготовленных динозавров дети размещают на макете, рассматривают, рассуждают, анализируют.

Воспитатель: Я  хочу, ребята,  предложить вам,  организовать в нашей группе свой музей динозавров. Первым   экспонатом  пусть станет этот макет, и книга о динозаврах, которая откроет для вас новые секреты и расскажет о тайнах прошлого. В будущем в своем музее вы сможете познакомить с жизнью динозавров  и других детей  детского сада. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей старшего возраста с жанрами живописи и по изобразительной деятельности детей тема: «Я помню чудное мгновенье» . Портрет прекрасной дамы.

В ходе данного занятия совершается небольшой экскурс в историю русской культуры прошлого века. На занятии вызывается у детей эмоциональный отклик на красоту русской речи, выраженной стихами А.С. Пушки...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей с произведениями изобразительного искусства и изобразительная деятельность детей старшего возраста. тема: «Июль – макушка лета. Сенокос».

В ходе данного занятия дети знакомятся с жанровыми произведениями А. Пластова и М. Кустодиева "Сенокос" (в сравнении); с манерой письма каждого из этих художников; с музыкальными произведениями П.И. Ч...

Конспект совместной деятельности воспитателя и детей первой младшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР) по сенсорному развитию.Тема: «Ёжик»

Занятие  на закрепление основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий) при помощи заготовок ежей из картона и прищепок четырех основных цветов....

Статья: "Палеонтология для детей, как фактор развития Soft skills".

        На сегодняшний день, чтобы быть успешным, недостаточно одних лишь глубоких знаний и опыта. Дошкольный возраст - это формирование основы для дальнейшего самосовершенс...

Конспект родительского собрания «Возрастные особенности детей раннего возраста» Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста Возрастные особенности детей 2-3 лет»

Конспект родительского собрания «Возрастные особенности детей раннего возраста»Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста Возрастные особенности детей 1,5-3 лет&raqu...