Статья: "Палеонтология для детей, как фактор развития Soft skills".
статья (старшая, подготовительная группа)

Хабарова Светлана Валерьевна

          На сегодняшний день, чтобы быть успешным, недостаточно одних лишь глубоких знаний и опыта. Дошкольный возраст - это формирование основы для дальнейшего самосовершенствования. Педагоги создают фундамент, на котором потом будет строиться профессиональный успех ребенка. В связи с этим активизируется поиск таких подходов к воспитанию и развитию детей, которые могли бы развивать особые навыки – Soft Skills.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Палеонтология для детей, как фактор развития Soft skills.

Разработала воспитатель

Хабарова Светлана Валерьевна.

Конкурентные преимущества получат те люди, которые не просто

обладают набором интересных и важных знаний, а обладают тем,

что сегодня называют Soft skills, обладают и креативным, и плановым,

и другими мышлениями.

Владимир Путин.

          На сегодняшний день, чтобы быть успешным, недостаточно одних лишь глубоких знаний и опыта. Дошкольный возраст - это формирование основы для дальнейшего самосовершенствования. Педагоги создают фундамент, на котором потом будет строиться профессиональный успех ребенка. В связи с этим активизируется поиск таких подходов к воспитанию и развитию детей, которые могли бы развивать особые навыки – Soft Skills.

Что же такое Soft skills?

Soft skills (софт скилз, мягкие навыки, гибкие навыки) — под этим термином подразумевают широкий спектр умений. Он включает умение организовывать командную работу, вести переговоры и договариваться с коллегами, креативность, способность учиться и адаптироваться к изменениям. Об этих навыках всё чаще говорят как о навыках будущего, которые будут востребованы, несмотря на экономические изменения или очередной технический скачок. А. Федосова.

Другими словами именно эти навыки являются основой и гарантом профессиональной успешности человека.

Какие Soft skills развивать у детей?

         Как и у взрослых, у детей самые важные навыки — коммуникативные, при этом нужно обратить внимание на лидерство и работу в группе, считает научный руководитель фонда МиКЭБИ Наталия Гатанова.
Коммуникативные навыки. Ребенок должен научиться общаться: представляться, знакомиться, договариваться вместе, играть. Если нужно, просить о помощи взрослых или сверстников, предлагать оказать ее самому. Объяснять, что именно им нужно и зачем. Развивая коммуникативные навыки, ребенок учится принимать разные точки зрения и аргументировать свою.
Лидерские качества. Лидерство — это уверенность в себе и своих силах. Ребенок учится брать ответственность за принятые решения и людей вокруг. Если никто не хочет играть, он сам предложит начать. Малыш может ощущать себя невидимым и ненастоящим, если постоянно будет ждать, пока кто-то организует игру за него или решит все проблемы. Дети должны ощущать себя полноценными людьми, которые умеют добиваться своего и принимать для этого верные решения.
Работа в группе. Умение работать и быть в группе с другими детьми помогает достигать больших целей, конкурировать и договариваться, развивает лидерство и коммуникацию. Работая в группе, ребенок не боится принимать правила игры, выдерживать свою роль и получать от нее удовольствие.

Определение уровня сформированности навыков Soft skills. 

Мы подготовили список вопросов и способов проверки, которые помогут выявить сильные и слабые стороны ребенка и подскажут, над чем нужно поработать.

1) Коммуникативные навыки:

· Насколько легко ребенок общается с одногодками и взрослыми людьми? Понаблюдайте, комфортно ли он чувствует себя в обществе.

· Может ли он исполнять конкретную роль в командной игре? Организуйте ролевую игру, например, в больницу.

· Может ли он объяснять свои выводы и решения? Насколько они последовательны и логичны? Спросите, почему он совершил какой-то поступок.

2) Управленческие навыки:

· Может ли он сам организовать какой-либо процесс. Приготовьте семейное несложное блюдо, попросите ребенка распределить обязанности и проследить за их выполнением.

3) Мышление:

· Проявляет ли он креативность в решении разных вопросов? Попросите его принести вам что-то, что ему физически будет сложно достать. Понаблюдайте, какие действия он будет предпринимать.

· Насколько он внимателен к деталям? Попросите его описать какой-либо предмет или придумать о нем загадку. При составлении ему придется подмечать особенности и свойства объекта.

4) Self-менеджмент:

· Может ли он долго фокусироваться на выполнении задачи? Попросите его полностью раскрасить какую-то объемную картинку.

· Доводит ли он дело до конца? Например, рисунки, сборку моделей. 

       Изучив,  материалы по развитию Soft skills у детей, я как воспитатель разновозрастной группы находилось в поиске разнообразных форм работы в данном направлении. Из множества предложенных мной идей, самым востребованным оказалась сюжетно-ролевая игра «Палеонтологи», «Археологи» и я пошла по пути «от детей».

Работа велась в трех направлениях:

  1. создание условий – организация центра «Палеонтология, археология» в развивающей предметно-пространственной среде группы;
  2. обогащение игрового опыта детей;
  3. как результат свободная игра, инициируемая самостоятельно детьми.

         Мною был создан центр палеонтологии и археологии, в котором разместила оформленные картинки  с названиями разных динозавров, раскраски с заданиями - раскрась динозавра по образцу, соедини контур  по цифрам и раскрась, разрезные картинки-пазлы «Динозавры», пополняется электронная коллекция видео фильмами о жизни динозавров, видео экскурсии, предоставленные  Московским музеем «Палеонтологии».   Разместили на полках энциклопедии, которые дети по желанию берут и листают, рассматривая древних животных. В дальнейшем нами был создан макет, изображающий окружающую среду мезозойской эры, появились  фигурки динозавров, с которыми дети так же в свободной деятельности развивают свою игру. Центр обогащался и пополнялся, в нем разместили кинетический песок, инструменты для раскопок (молоточек, зубило, кисточки, скребки), и игровые обучающие блоки «палеонтология» оживи легендарных тираннозавра и мамонта, распространяет эти блоки фирма Clementoni, сделаны в Италии. После работы с блоками, в центре появились раскопанные детьми элементы частей динозавров, от сюда появилась необходимость выделить место для организации мини музея «Назад в прошлое».

     Для заинтересованности детей игры в данном центре, мной разработаны конспекты совместной организованной деятельности с детьми «Путешествие к динозаврам», в ходе которых детям демонстрируются видео фильмы о жизни динозавров,  в практическом этапе занятия детям старшего возраста  предлагается глиняный блок с инструментами для раскопок. Это очень увлекательная  игра, ведь разбить глиняный блок бывает очень сложно, и иногда на это уходит несколько дней. Во время раскопок дети знакомятся со свойствами разной глины, узнают, что есть пористая сухая глина, которая быстрее поддается, чем мелкая, которая очень твердая и из которой трудно извлечь фигурку динозавра.  Для  детей  младшего возраста использую кинетический песок, в него  закапываются фигурки динозавров и дети при помощи маленькой лопатки и кисточки извлекают их. Все дети любят играть с песком и лепить из пластилина. Кинетический песок удачно объединяет в себе свойства этих двух материалов и является универсальной игрушкой для детского творчества. Далее дети старшего возраста очищенные элементы собирают в фигуру по схеме самостоятельно, с детьми младшего возраста разыгрывается сюжетная игра. Тем самым происходит обогащение игрового опыта детей, а это в свою очередь становится фундаментом для развития «гибких навыков»  Soft skills таких как: коммуникативных навыков, лидерских качеств, работы в команде. 

     На сегодняшний день  центр «Палеонтология, археология» не бывает пустым, в нем обязательно происходят какие-то действия, например старшие ребята, организовывают экспедицию поиск пропавших динозавров, с помощью карты мира, на которую нанесены места нахождения динозавров, выбирается точка, и экспедиция направляется туда для раскопок, все найденное затем передается в мини-музей.  Для совершения путешествия в прошлое, детьми с помощью мягких модулей собирается машина времени, обычная веревка становится натянутой лианой, стульчики поставленные друг на друга и накрытые куском ткани превращается в вулкан, разворачивается сюжет встречи с разными видами классификаций динозавров. С травоядными можно поиграть, а от хищников лучше спрятаться. Многие ребята в будущем хотят свою жизнь связать с палеонтологией и археологией.

Знать или уметь? Современное образование требует от детей знания фактов, а мир – умение мыслить и взаимодействовать. Пока мы не уберем этот разрыв, дети к будущему готовы не будут.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Центр « Палеонтологии , археологии» в разновозрастной группе детского сада. Разработала воспитатель ДОУ Хабарова Светлана Валерьевна

Слайд 2

Изучив, материалы по развитию Soft skills у детей, я как воспитатель разновозрастной группы находилось в поиске разнообразных форм работы в данном направлении. Из множества предложенных мной идей, самым востребованным оказалась сюжетно-ролевая игра «Палеонтологи», «Археологи» и я пошла по пути «от детей».

Слайд 3

Работа велась в трех направлениях: создание условий – организация центра «Палеонтология, археология» в развивающей предметно-пространственной среде группы; обогащение игрового опыта детей; как результат свободная игра, инициируемая самостоятельно детьми.

Слайд 4

Мною был создан центр палеонтологии и археологии, в котором разместила оформленные картинки с названиями разных динозавров.

Слайд 6

Раскраски с заданиями - раскрась динозавра по образцу, соедини контур по цифрам и раскрась, разрезные картинки-пазлы «Динозавры ».

Слайд 8

Разместили на полках энциклопедии, которые дети по желанию берут и листают, рассматривая древних животных.

Слайд 10

Центр обогащался и пополнялся, в нем разместили кинетический песок.

Слайд 11

Инструменты для раскопок (молоточек, зубило, кисточки, скребки), и игровые обучающие блоки «палеонтология» оживи легендарных тираннозавра и мамонта, распространяет эти блоки фирма Clementoni , сделаны в Италии.

Слайд 13

После работы с блоками, в центре появились раскопанные детьми элементы частей динозавров, от сюда появилась необходимость выделить место для организации мини музея «Назад в прошлое».

Слайд 15

Это очень увлекательная игра, ведь разбить глиняный блок бывает очень сложно, и иногда на это уходит несколько дней. Во время раскопок дети знакомятся со свойствами разной глины, узнают, что есть пористая сухая глина, которая быстрее поддается, чем мелкая, которая очень твердая и из которой трудно извлечь фигурку динозавра.

Слайд 17

Для детей младшего возраста использую кинетический песок, в него закапываются фигурки динозавров и дети при помощи маленькой лопатки и кисточки извлекают их.

Слайд 19

Все дети любят играть с песком и лепить из пластилина. Кинетический песок удачно объединяет в себе свойства этих двух материалов и является универсальной игрушкой для детского творчества.

Слайд 21

С детьми младшего возраста разыгрывается сюжетная игра.

Слайд 22

Происходит обогащение игрового опыта детей, а это в свою очередь становится фундаментом для развития «гибких навыков» Soft skills таких как: коммуникативных навыков, лидерских качеств, работы в команде.

Слайд 23

На сегодняшний день центр «Палеонтология, археология» не бывает пустым, в нем обязательно происходят какие-то действия, например старшие ребята, организовывают экспедицию поиск пропавших динозавров, с помощью карты мира, на которую нанесены места нахождения динозавров, выбирается точка, и экспедиция направляется туда для раскопок, все найденное затем передается в мини-музей.

Слайд 25

Знать или уметь? Современное образование требует от детей знания фактов, а мир – умение мыслить и взаимодействовать. Пока мы не уберем этот разрыв, дети к будущему готовы не будут.

Слайд 26

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие эмоциональной сферы детей, как фактора развития гармоничной личности»

Развитие эмоционально-волевой сферы у детей старшего возраста....

"Soft skills - навыки человека 21 века"

В современном мире, чтобы быть успешным, недостаточно одних лишь глубоких знаний и опыта, нужно еще нечто. Но этому «нечто» сейчас, к сожалению, еще не учат в российских школах. Под «...

«Развитие soft skills педагога, через использование инновационных методик»

статья предназначена для педагогов ДОУ, методистов, руководителей....

Развитие пространственного мышления дошкольников с помощью soft skills- «гибкие» навыки.

Презентация и статья на тему "Развитие пространственного мышления  дошкольников с помощью soft skills- «гибкие» навыки."Навыки «Soft skills»  дошкольника - ...

Развитие Soft skills у дошкольников, по средствам дидактической игры «Домики – считалки».

Развитие Soft skills у дошкольников, по средствам дидактической игры «Домики – считалки»....

Консультация для педагогов на тему: «Повышение мотивации и профессиональной мобильности педагогов дошкольных образовательных учреждений, необходимых для самореализации в профессии" (Hard skills и Soft skills)

      Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В эт...