НОД "Перелётные птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Формирование представлений о внешнем виде, образе жизни пнрелётных птиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesna_srednyaya.docx74.93 КБ
Файл tehnol.karta_ptitsy.docx13.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  Непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию

                       на тему: «Перелётные птицы» для детей средней группы
Цель
: формирование представлений о внешнем виде, образе жизни и повадках перелётных птиц.
Задачи:
- формировать интерес к птицам и окружающему нас миру через  
расширение  представлений о перелётных птицах.

- развивать умения узнавать, называть и различать особенности внешнего вида и образа жизни перелётных птиц.
-развивать умение слушать и понимать заданный вопрос и отвечать на него, расширить и обогатить словарь детей.
Работа со словарём: перелётные птицы, грач, скворец,  ласточка, кукушка, соловей, журавль, лебедь, утка, вить гнездо, высиживать яйца, потомство, птенец.
Методическое обеспечение: иллюстрации перелётных птиц, сказка «Возвращение на родину» Ирис Ревю,  игрушка маленькой птички, сюжетные картинки «Жизнь перелётных птиц весной», физминутка «Птицы», картинка «Скворечник»,  карандаши,  мнемотаблица «Расскажи-ка».
Предварительная работа: рассказ воспитателя о перелётных птицах, чтение сказок о птицах, дидактические игры, разучивание физкультминуток, разгадывание загадок о птицах, раскраски птиц.
Методы работы: словесный, наглядный, игровой, практический.
Ход НОД
Дети сидят на ковре.
Воспитатель: Ребята, я вчера прочитала одну очень интересную сказку. А вы любите сказки?
Дети: Да.
В. : Хотите я вам её прочитаю?
Д. : Да.
В. : Она называется «Возвращение на родину». Вы знаете, что такое родина?
Д. : Родина – это наш дом.
В. : Правильно, это место, где мы родились, где мы выросли, где живут наши близкие люди, друзья. Где нам хорошо и куда всегда хочется возвращаться, где бы ты ни был. Так вот, сейчас мы узнаем, кто в этой сказке вернулся на родину.
(воспитатель читает детям сказку «Возвращение на родину» автор Ирис Ревю, дети слушают, по ходу чтения воспитатель вывешивает на доску изображения кормушки и птиц)
Сказка «Возвращение на родину»
Автор сказки: Ирис Ревю
Весна уже вовсю хлопотала. Она просила ручейки журчать посильнее, капели стучать повеселее, снега таять побыстрее.
Весна попросила Красное Солнышко помочь ей разбудить землю, вывести из спячки могучий лес, убедить перелётных птиц вернуться на родину. Весна и Солнышко старались вовсю.
А тем временем, возле кормушки маленькая синица и малыш-воробей деловито переговаривались.
— Видал новую птицу? — спросила синица воробья. Воробей, конечно, видел новенькую. Стройная, длиннохвостая, с жёлтой, как весеннее солнышко, грудкой. Это была трясогузка.
— Ты новенькая? — спросили воробей и синица незнакомую птицу.
— Нет, — ответила длиннохвостая. Я – перелётная птица, после зимних холодов из тёплых стран вернулась домой. Мне хорошо знаком этот лес.
— Расскажи нам про тёплые страны, — попросили воробей и синица.
— Хорошо, — сказала перелётная птица. — Там хорошо, много корма. А корм для птиц – это не последнее дело. Там жаркие солнечные лучи и длинный день. Но весной, так устроено, что все перелётные птицы возвращаются на родину. Здесь у нас появляется потомство. Воробей и синица внимательно слушали трясогузку. А потом все вместе лакомились вкусным кормом.
(Обсуждение сказки с детьми)
В. : Ребята, о ком эта сказка?
Д. : О птицах.
В. : О каких птицах здесь говорится?
Д. : О воробье, синице и трясогузке.
В. : Все верно, молодцы! А кто из этих птиц вернулся на родину?
Д. : Трясогузка.
В. : Молодцы, вы очень внимательные. А кто запомнил, где она была, куда летала?
Д. : В теплые края.
В. : Если птичка улетает на юг, значит она …
Д. : Перелётная.
В. : Верно. А почему воробей и синица никогда не были в тёплых краях?
Д. : Потому что они – зимующие птицы.
В. : Правильно, ребята. А каких еще перелётных птиц вы знаете? Кто еще вместе с трясогузкой возвращается весной на родину, знаете?
Д. : Да. Ласточка, грач, кукушка, скворец, соловей, лебедь, журавль, утка. (Рассказ-загадка о птицах)
(Дети называют птицу и  вывешивает иллюстрацию каждой птицы на доску)
В. : Какие вы молодцы, сколько птиц назвали. Это все перелётные птицы, а это зимующие. Давайте еще раз на них посмотрим и повторим их названия.
(Воспитатель показывает на каждую птицу и говорит ее название, дети повторяют)
В. : Ребята, давайте вспомним, чем занимаются птицы весной на родине. Что рассказывала трясогузка синице и воробью, помните?
(Воспитатель показывает серию сюжетных картинок «Жизнь птиц весной», по которым дети должны составить рассказ о том, что птицы делают весной:
1 картинка - птица вьёт гнездо.
2 картинка - птица около гнезда с яйцами.
3 картинка – птица около гнезда с птенцами.)
Д. : Весной птица сначала вьёт гнездо из маленьких веточек, потом птичка откладывает яйца и ждёт появления потомства, с нетерпением ждёт, когда на свет появятся её птенцы, потом мама-птица заботится о своих птенцах, кормит их и ухаживает за ними до тех пор, пока они не станут самостоятельными.
В. : Правильно ребята.
(Дальше воспитатель проводит дидактическую игру «Закончи предложение», в которой дети тренируются в употреблении множественного числа)
На дворе дерево, а в лесу … (деревья)
Одна птица вьёт гнездо, а птицы … (вьют гнёзда)
В гнезде птенец, а в гнёздах … (птенцы)
В. : Устали, давайте немножко отдохнём.
(Воспитатель проводит физкультминутку, дети выполняют движения соответственно тексту)
Птички летели, (бегают и машут руками)
Крыльями махали,
На деревья сели, (сели на корточки)
Вместе отдыхали.
Птички уснули, (опустили голову вниз, необходимо почувствовать напряжение мышц шеи сзади)
Птички проснулись и вертят головой, (повороты головы влево-вправо)
Отдохнули и дальше полетели (побежали, руками машут и сели на места)
В. : Ребята, к нам сегодня прилетел один птенчик с вами поиграть (воспитатель достаёт игрушку птенчика). Он тоже любит играть, как и все дети.
(Воспитатель проводит речевое упражнение «Назови ласково»)
Птенчик: Здравствуйте, ребята. Я хочу кое – что проверить, поможете мне?
Д. : Да.
Птенчик: Взрослые птицы говорят, что когда я вырасту, у меня будут крылья, а сейчас у меня маленькие - … (крылышки)
Когда я вырасту, у меня будет клюв, а сейчас у меня маленький - … (клювик)
Когда я стану взрослым, у меня будут большие глаза, а сейчас у меня маленькие - … (глазки). У меня будут большие перья, а сейчас у меня маленькие - … (перышки)
Когда я стану большим, у меня будет голова, а сейчас у меня - … (головушка, головка)
Когда я стану большим, у меня будет большой хвост, а сейчас у меня маленький - … (хвостик)
Ребята, это правда?
Д. : Да.
Птенчик: Я очень хочу поскорее вырасти. Спасибо вам, а сейчас мне пора, а то мама с папой будут волноваться. До свидания, дети!
Д. : До свидания, птенчик.
В. : До свидания, птенчик. Прилетай к нам еще, когда вырастишь.

Ребята, как вы думаете, куда полетел птенчик?

Д: домой, к родителям, кушать.

В: А как называется  дом у птичек? (гнездо, скворечник)

В.:  А я знаю одну птичку, которая живёт не в гнезде. Ребята, а что это за птичка. Как называется ее дом?

Д.: Скворец

В.: Совершенно верно. А где он живёт?

Д.: В скоречнике.

В.: Молодцы, правильно. У меня есть для вас задания. Перед вами лежат листочки , вам нужно провести скворца к своему домику простым карандашом, аккуратно, не выходя за линии.

Молодцы, теперь все птички дома.
Итог: О ком мы сегодня разговаривали? Что делали? Какую сказку читали? Кто к нам в гости прилетал? Что интересного и нового узнали? Что вам понравилось?
http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-po-rechevomu-razvitiyu-perel-tnye-pticy-dlja-srednei-grupy.html

Сказка про перелётную птицу

http://detskiychas.ru/wp-content/uploads/2014/03/tryasoguzka.jpgВесной к птицам, зимующим на родине, присоединяются перелётные птицы. Где ты была, что ты видала, перелётная птица?

Давайте вместе прочитаем сказку про перелётную птицу..

Сказка «Возвращение на родину»
Автор сказки:
Ирис Ревю

Весна уже вовсю хлопотала. Она просила ручейки журчать посильнее, капели стучать повеселее, снега таять побыстрее.

Весна попросила Красное Солнышко помочь ей разбудить землю, вывести из спячки могучий лес, убедить перелётных птиц вернуться на родину. Весна и Солнышко старались вовсю.

А тем временем, возле кормушки маленькая синица и малыш-воробей деловито переговаривались.

— Видал новую птицу? — спросила синица воробья. Воробей, конечно, видел новенькую. Стройная, длиннохвостая, с жёлтой, как весеннее солнышко, грудкой. Это была трясогузка.

— Ты новенькая? — спросили воробей и синица незнакомую птицу.

— Нет, — ответила длиннохвостая. Я – перелётная птица, после зимних холодов из тёплых стран вернулась домой. Мне хорошо знаком этот лес.

— Расскажи нам про тёплые страны, — попросили воробей и синица.

— Хорошо, — сказала перелётная птица. — Там хорошо, много корма. А корм для птиц – это не последнее дело. Там жаркие солнечные лучи и длинный день. Но весной, так устроено, что все перелётные птицы возвращаются на родину. Здесь у нас появляется потомство.

Воробей и синица внимательно слушали трясогузку. А потом все вместе лакомились вкусным кормом.

C:\Users\User\Pictures\1739b0c75741cd8d0c4a7590536beb2c.jpg

C:\Users\User\Pictures\1739b0c75741cd8d0c4a7590536beb2c.jpg



Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Организованная  образовательная деятельность в средней группе по развитию речи

на тему «Перелётные птицы»

Воспитатель: Сартина Татьяна Николаевна

Цель: формирование представлений о внешнем виде, образе жизни и повадках перелётных птиц.

Задачи:

-формировать интерес к птицам и окружающему нас миру через расширение представлений о перелётных птицах;

-развивать умения узнать, называть и различать особенности внешнего вида и образа жизни перелётных птиц;

- развивать умение слушать и понимать заданный вопрос и отвечать на него, расширить и обогатить словарь детей.

Этап

Структурные компоненты деятельности

Ход деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время

1

Вводная часть

Организационный момент

Приветствуют друг друга.

Приветствие «Здравствуйте ладошки…»

1 минута

2

Мотивация

Беседа о сказках.

Дети отвечают на вопросы.

2 минуты

3

Основная часть

1.Чтение сказки «Возвращение на Родину» И.Ревю.

2. Обсуждение сказки с детьми, вопросы по содержанию.

3. Рассказ- загадка по мнемотаблице «Расскажи-ка»

4. Просмотр серии картинок «Жизнь птиц весной»

5. Дидактическая игра «Закончи предложение»

6. Физкультминутка

7.Прилетает птенчик и проводит  речевое упражнение «Назови ласково»

Дети слушают сказку.

Ответы детей на вопросы воспитателя.

Дети отгадывают, о какой птице идёт речь.

Дети составляют рассказ.

Дети тренируются в употреблении множественного числа.

Выполняют физкультминутку.

Дети отвечают на вопросы.

 10 минут

4

Заключительная часть

Предлагает детям провести скворца к  скворечнику и украсить скворечник штриховкой.

4 минуты

5

 Рефлексия

О ком мы сегодня разговаривали? Что делали? Какую сказку читали? Кто к нам в гости прилетал? Что интересного и нового узнали? Что вам понравилось?

3 минуты

Итого

20 минут


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...

Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)

Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...

Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе

Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада

Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование  умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....