Секреты лимона
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

КОНСПЕКТ

опытно-экспериментальной деятельности

в подготовительной группе №4 «Капитошки»

«Секреты лимона»

Подготовили: воспитатели  Кулик М.Н. и Яковлева Т.Н.

Цель:

- познакомить детей со свойствами и качествами лимона;

- развивать познавательную активность и исследовательские умения детей путем опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

-учить детей анализировать, делать выводы и умозаключения;

- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность; самостоятельность; умение сравнивать; самоконтроль и саморегуляцию своих действий;

- учить устанавливать причинно-следственную связь;

- закреплять правила поведения и безопасности в ходе осуществления экспериментирования

Оборудование:

Портрет профессора Чудакова, ёмкости с водой, лимоны 6 шт, ватные диски 10 шт, салфетки, одноразовые тарелки, пипетки, йод, резиновые перчатки, сода пищевая, лимонная кислота, колба, шарик, пакетик чая, интерактивная доска.

Предварительная работа:

- Беседы с детьми о пользе цитрусовых фруктов.

- Знакомство детей с загадками на тему «Фрукты»

-Экспериментальная деятельность на темы «Вода», «Свойства воды и других жидких веществ»

Планируемый результат:

Воспитанники умеют высказать свое мнение, выдвигать гипотезы, производить действия с предметами, делать выводы, адекватные возрасту. Сумеют найти ошибки в рассказе. Выразят положительные эмоции: интерес и радость. Активно и доброжелательно взаимодействуют с воспитателем и сверстниками в решении познавательных задач.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sekrety_limona.docx22.73 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

опытно-экспериментальной деятельности

в подготовительной группе №4 «Капитошки»

«Секреты лимона»

Подготовили: воспитатели  Кулик М.Н. и Яковлева Т.Н.

Цель:

- познакомить детей со свойствами и качествами лимона;

- развивать познавательную активность и исследовательские умения детей путем опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

-учить детей анализировать, делать выводы и умозаключения;

- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность; самостоятельность; умение сравнивать; самоконтроль и саморегуляцию своих действий;

- учить устанавливать причинно-следственную связь;

- закреплять правила поведения и безопасности в ходе осуществления экспериментирования

Оборудование:

Портрет профессора Чудакова, ёмкости с водой, лимоны 6 шт, ватные диски 10 шт, салфетки, одноразовые тарелки, пипетки, йод, резиновые перчатки, сода пищевая, лимонная кислота, колба, шарик, пакетик чая, интерактивная доска.

Предварительная работа:

- Беседы с детьми о пользе цитрусовых фруктов.

- Знакомство детей с загадками на тему «Фрукты»

-Экспериментальная деятельность на темы «Вода», «Свойства воды и других жидких веществ»

Планируемый результат:

Воспитанники умеют высказать свое мнение, выдвигать гипотезы, производить действия с предметами, делать выводы, адекватные возрасту. Сумеют найти ошибки в рассказе. Выразят положительные эмоции: интерес и радость. Активно и доброжелательно взаимодействуют с воспитателем и сверстниками в решении познавательных задач.

Ход занятия:

Приветствие.

На экране появляется профессор Чудаков.

В. Ребята, мы сегодня с вами попали в гости к профессору Чудакову. Вы знаете кто это? (ответ детей)

- Из какого мультфильма? ( Фиксики)

В: Очень интересно! А чем занимается профессор Чудаков? (ответ детей)

- Профессор рассказал мне, что сегодня он очень нуждается в вашей помощи. Потому что он заболел и не может выйти на работу, а лечиться ему помогает один очень интересный  фрукт. Какой фрукт, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Желтый цитрусовый плод

В странах солнечных растёт,

Но на вкус кислейший он,

А зовут его….(лимон)

В: Правильно - лимон.

Воспитатель выносит корзину с лимонами.

В: А что вы  знаете о лимоне? Давайте будем передавать друг другу лимон и каждый, у кого окажется лимон в руках, расскажет нам что-нибудь, что знает об этом фрукте.

Дети: Лимон полезный, содержит витамин С, который помогает при простуде. С лимоном пьют чай, растет на дереве в теплых странах, можно вырастить дома из семечки, добавляют в кондитерские изделия для аромата, делают лимонад , кислый на вкус и др.

- Молодцы! Все качества лимона назвали.

В: Вы много знаете о лимоне, но это еще не все секреты о нем.  Профессор Чудаков хочет с вашей помощью эти секреты раскрать!

- Хотите сделать собственные открытия об этом удивительном фрукте и помочь профессору?

- Тогда я вам предлагаю стать настоящими учеными-исследователями и отправиться в лабораторию для проведения необходимых опытов.

- Но для начала вспомним правила поведения в лаборатории:

- Не шуметь и не толкаться.

-Внимательно слушать.

- Со всеми веществами  следует обращаться очень осторожно.

- Не стоит все пробовать на вкус, особенно если не знаешь, что это за вещество.

-Быть аккуратными с материалами для опытов.

-Делать выводы. Работать в лаборатории нужно в специальной одежде, поэтому мы с вами надеваем шапочки.

Опыт №1 «Тонет – не – тонет»

В: А сейчас мы постараемся раскрыть секреты лимона.

- Посмотрите, на столе два лимона.

- Чем они отличаются? (ответы детей)

- Как вы думаете, очищенный лимон тяжелее или легче неочищенного?

 Давайте проверим.

Восп.: -Положим очищенный лимон в емкость с водой. Что произошло? (лимон утонул)

Восп.: - Что же будет, если в воду положить неочищенный лимон(мнения детей)

Проверим? Что произошло? (лимон не утонул, всплыл) В чем же секрет(секрет в кожуре).

Восп.: - Рассмотрим лимон по -внимательнее. Что вы видите? (в кожуре ямочки)Правильно, в кожуре лимона есть множество пузырьков с воздухом. Именно пузырьки с воздухом держат лимон на плаву. С каким спасательным средством мы можем сравнить кожуру лимона(спасательный жилет, круг) Да, внутри спасательных средств есть воздух, который не дает им утонуть.

Вывод: кожуру лимона можно сравнить со спасательным кругом.

В. Что находится внутри спасательного круга , что помогает оставаться на поверхности воды? (ответы детей- воздух)

Восп.: - Какой интересный секрет лимона мы узнали?

Вывод: В кожуре лимона тоже есть воздух и поэтому он не тонет.

В: Молодцы! – Пора рассказать профессору Чудакову о секретах лимона. Я буду рассказывать, а вы слушайте внимательно и если будут ошибки, вы их исправляйте.

На дереве выросли два лимона. И были похожи они друг на друга как два брата. Оба красного ( желтого) цвета, а по форме напоминали квадрат(овал, круг)

На вкус сладкие –сладкие (кислые).Решили они как-то поплавать. Один лимон снял с себя кожуру, прыгнул в воду и всплыл на поверхность. А второй лимон не стал снимать кожуру и, оказавшись в воде, утонул.

Восп: - А теперь давайте немного отдохнем!

Физминутка:

Лимончик желтые бока (руки на поясе, наклоны в стороны)

На солнышке согрел, (Руки тянем вверх, ладошки к «солнышку»)

Он теплый и живой в руках (руки перед собой ладошками вверх, корзинкой)

И очень-очень спел! (показать большой палец обеими руками)

Его нарежем мы сейчас, (имитация нарезки лимона)

Добавим сахарок — (пальцами «сыпем» сахар)

И будет лакомство для нас (гладить круговыми движениями живот)

На целый вечерок! (показать большой палец обеими руками)

Я предлагаю вам, ребята,  посетить химическую лабораторию.

Людей, которые проводят химические опыты, называют химиками-лаборантами. Химики-лаборанты смешивают разные вещества и получают новые. Хотите побывать в роли химиков-лаборантов?»

- Профессор Чудаков проводил опыт с йодом и поставил пятно на любимой рубашке. Чем можно удалить пятно? ( ответы детей)

-А как вы думаете, сок лимона может вывести пятно? (ответы детей)

- Давайте проверим.

- Надеваем перчатки, так как мы будем работать с лимонным соком, в нём содержится кислота, от которой может защипать руки.

Опыт №2. « Лимон – пятновыводитель»

- Ватный диск

- Одноразовые тарелочки (8 штук)

- Йод

- Кусочки лимона

- Пипетка

Вывод: В данном случае лимон помог вывести пятно. Лимон нейтрализовал йод. Произошла химическая реакция. Пятно стало бесцветным.

- Вот какой интересный секрет лимона мы с вами открыли. Дома о нем обязательно расскажите маме.

Опыт  №3 «Чай с лимоном»

1. В большой чашке делаем теплый чай и разливаем в два стакана (показываем, что изначально чай полностью одинаков).

Самостоятельно или с ребенком выдавливаем лимонный сок в один из стаканов, либо добавляем заранее приготовленный сок (следим, чтобы не сок не брызнул в глаза).

- Ребята, что произошло с чаем? (отв. детей)

Чай с добавленным лимонным соком стал светлее.

Вывод: Лимонная кислота выбеливает цвета, в кислоте чай светлеет.

Опыт  №4 «Лимон надувает воздушный шар»

Для проведения опыта вам понадобятся: 1 ч. л. пищевой соды, сок лимона, 3 ст. л. уксуса, воздушный шарик, изолента, стакан и бутылка, воронка.

1. Наливаем воду в бутылку и растворяем в ней чайную ложку пищевой соды.

2. В отдельной посуде смешиваем сок лимона и 3 столовых ложки уксуса и выливаем в бутылку через воронку.

3. Быстро надеваем шарик на горлышко бутылки и плотно закрепляем его изолентой.

Посмотрите, что происходит! Шарик надувается!

Вывод: Пищевая сода и сок лимона, смешанный с уксусом, вступают в химическую реакцию, выделяют углекислый газ и создают давление, которое надувает шарик.

-Вам понравились, ребята, наши опыты-фокусы? Какой фокус вам больше всего понравился? (отв. детей)

Давайте подведем с вами итоги, какими же свойствами обладает ЛИМОН.

( Пятновыводитель, осветляет чай, вступает в химическую реакцию с содой, где образуется газ)

В: Я думаю профессору Чудакову понравились ваши открытия и он обязательно запишет их в свой дневничок.

- Ребята вам понравилось занятие?

- Какие секреты лимона вы узнали?

В: Если вам понравилось занятие и всё у вас получилось, возьмите жёлтый лимон и поместите его на лимонное дерево на доске, а если возникли трудности, то возьмите зелёный лимон и поместите его тоже на дерево.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого занятия на тему "Секреты лимона"

Образовательная область: познание, занятие по экспериментированию с целью: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и ра...

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности "Секреты лимона"

Цель: Познакомиться с ролью лимона в жизни человека, выделить его достоинства и «волшебные» свойства....

Занятие - Секреты лимона

Познавательно-исследовательская деятельность...

Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе «Секреты лимона»

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Секреты лимона» и самоанализ...

Конспект и самоанализ открытой ООД "Секреты лимона"

Самоанализ открытой ООД и конспект....

Конспект занятия в старшей группе «Удивительные секреты лимона»

Расширение представлений о фрукте лимон и его свойствах. В процессе занятия ребята в игровой форме раскроют некоторые секреты лимона....

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе: "Секреты лимона"

Цель: Ознакомление детей с ролью лимона в жизни человека, выделение его достоинства и «волшебные» свойства.Задачи:Образовательные:Формировать у детей естественно - научные представления об...