Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе «Секреты лимона»
опыты и эксперименты (подготовительная группа) на тему

Завьялова Елена Владимировна

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Секреты лимона» и самоанализ 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

опытно-экспериментальной деятельности

в подготовительной группе

«Секреты лимона»

Подготовила: воспитатель ГКП Завьялова Е.В.

Цель:

Создание условий для развития любознательности у воспитанников.

Задачи:

1. Создать условия для психологического и эмоционального комфорта, а также для побуждения детей к речевой активности.

2. Создать условия для расширения познавательных представлений через опытно-экспериментальную деятельность.

3. Обеспечить условия для выражения детьми своего мнения.

Образовательные задачи:

1. Расширять кругозор на базе ближайшего окружения.

2. Упорядочить накопленные и получаемые представления о мире.

3. Упражнять в словарном описании свойств лимона, расширять словарный запас.

Развивающие:

1. Развивать умение решать задачи на противоречие.

2.Развивать навыки целенаправленного восприятия, словесно-логической памяти, мышления, воображения.

3.Формировать навыки самоконтроля.

4.Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, умение сравнивать и делать правильные выводы, суждения.

Воспитательные:

1. Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений.

2.Воспитывать интерес к природе, эмоциональную отзывчивость, радость предстоящего познания.

Оборудование:

Портрет профессора Чудакова, ёмкости с водой, лимоны 15 шт, ватные диски 10 шт, салфетки, одноразовые тарелки, пипетки, йод или чернила, резиновые перчатки, сода пищевая, красители, средство для мытья посуды, деревянная палочка.

Предварительная работа:

- Беседы с детьми о пользе цитрусовых фруктов.

- Знакомство детей с загадками на тему «Фрукты»

-Экспериментальная деятельность на темы «Вода», «Свойства снега» и т.д.

- Просмотр мульфильма «Фиксики», беседы.

Планируемый результат:

Воспитанники умеют высказать свое мнение, выдвигать гипотезы, производить действия с предметами, делать выводы, адекватные возрасту. Сумеют найти ошибки в рассказе. Выразят положительные эмоции: интерес и радость. Активно и доброжелательно взаимодействуют с воспитателем и сверстниками в решении познавательных задач.

Ход занятия:

Приветствие.

На экране появляется профессор Чудаков.

В. К нам ещё гость пришел. Я его не знаю. - Кто это? (ответ детей)

- Из какого мультфильма? ( Фиксики)

В: Очень интересно! А чем занимается профессор Чудаков? (ответ детей)

- Профессор рассказал мне, что он недавно простудился и у него болело горло. А выздороветь ему помог один фрукт. Какой фрукт, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Желтый цитрусовый плод

В странах солнечных растёт,

Но на вкус кислейший он,

А зовут его….(лимон)

В: Правильно - лимон.

Воспитатель выносит корзину с лимонами. Даёт каждому ребёнку по лимону.

Дидактическая игра: « Лимон, какой?»

Ваш ответ будет начинаться со слова «лимон», поочереди, будем назвать его качества

В: Лимон - фрукт из рода цитрусовых.

( Дети: -желтый, овальный, шероховатый, кислый, съедобный, витаминный, полезный, сочный, блестящий, холодный,упругий)

- Молодцы! Все качества лимона назвали.

В: А что вы ещё знаете о лимоне?

Дети. Лимон полезный, содержит витамин С, который помогает при простуде. С лимоном пьют чай.

В: Вы много знаете о лимоне, но это еще не все секреты о нем.

- Хотите сделать собственные открытия об этом удивительном фрукте?

- Тогда я вам предлагаю стать настоящими учеными-исследователями и отправиться в лабораторию для проведения необходимых опытов.

- Но для начала вспомним правила поведения в лаборатории:

- Не шуметь и не толкаться.

-Внимательно слушать.

- Со всеми веществами  следует обращаться очень осторожно.

- Не стоит все пробовать на вкус, особенно если не знаешь, что это за вещество.

-Быть аккуратными с материалами для опытов.

-Делать выводы. Работать в лаборатории нужно в специальной одежде, поэтому мы с вами надеваем шапочки.

Опыт №1 «Тонет – не – тонет»

В: А сейчас мы постараемся раскрыть секреты лимона.

- Посмотрите, на столе два лимона.

- Чем они отличаются? (ответы детей)

- Как вы думаете, если мы опустим лимоны вводу, какой лимон утонет?

В: Давайте проверим.

- Что мы наблюдаем? Что случилось с лимоном в кожуре? ( лимон в кожуре всплыл, оказался на поверхности воды, плавает)

- Что случилось с лимоном без кожуры? (утонул, упал на дно )

-А как вы думаете , почему всплыл лимон с кожурой?(рассуждения детей)

Вывод:В кожуре лимона находится воздух, который помог всплыть лимону на поверхность.

-С каким спасательным средством мы можем сравнить кожуру лимона?

(Ответ детей)

Вывод: кожуру лимона можно сравнить со спасательным кругом.

В. Что находится внутри спасательного круга , что помогает оставаться на поверхности воды? (ответы детей- воздух)

Вывод: В кожуре лимона тоже есть воздух и поэтому он не тонет.

В: Молодцы!

В: В школе на уроках физики вы более подробно познакомитесь с таким явлением как плавание тел.

- За следующим столом я предлагаю вам проделать химический опыт. Людей, которые проводят химические опыты, называют химиками-лаборантами. Химики-лаборанты смешивают разные вещества и получают новые. Хотите побывать в роли химиков-лаборантов?»

- Профессор Чудаков проводил опыт с йодом и поставил пятно на любимой рубашке. Чем можно удалить пятно? ( ответы детей)

-А как вы думаете, сок лимона может вывести пятно? (ответы детей)

- Давайте проверим.

- Надеваем перчатки, так как мы будем работать с лимонным соком, в нём содержится кислота, от которой может защипать руки.

Опыт №2. « Лимон – пятновыводитель»

- Ватный диск

- Одноразовые тарелочки (8 штук)

- Йод

- Кусочки лимона

- Пипетка

Вывод: В данном случае лимон помог вывести пятно. Лимон нейтрализовал йод. Произошла химическая реакция. Пятно стало бесцветным.

- Вот какой интересный секрет лимона мы с вами открыли. Дома о нем обязательно расскажите маме.

Опыт №3. «Вулкан»

Нам понадобится:

- 2 лимона (на 1 вулкан)

- пищевая сода

- пищевые красители или акварельные краски

- средство для мытья посуды

- чашка

- деревянная палочка или ложечка (при желании)

- поднос.

1. Срежьте нижнюю часть лимона, чтобы его можно было поставить на ровную поверхность.

2. С обратной стороны вырежьте кусок лимона, как показано на изображении.

* Можно отрезать пол лимона и сделать открытый вулкан.

3. Возьмите второй лимон, разрежьте его наполовину и выдавите из него сок в чашку. Это будет резервный лимонный сок.

4. Поставьте первый лимон (с вырезанной частью) на поднос и ложечкой "помните" лимон внутри, чтобы выдавить немного сока. Важно, чтобы сок был внутри лимона.

5. Добавьте внутрь лимона пищевой краситель или акварель, но не размешивайте.

6. Налейте внутрь лимона средство для мытья посуды.

7. Добавьте в лимон полную ложку пищевой соды. Начнется реакция. Палочкой или ложечкой можете размешивать все, что внутри лимона - вулкан начнется пениться.

Итог:

В. – Пора рассказать профессору Чудакову о секретах лимона. Я буду рассказывать, а вы слушайте внимательно и если будут ошибки, вы их исправляйте.

На дереве выросли два лимона. И были похожи они друг на друга как два брата. Обакрасного ( желтого) цвета, а по форме напоминали квадрат(овал, круг)

На вкус сладкие –сладкие (кислые).Решили они как-то поплавать. Один лимон снял с себя кожуру, прыгнул в воду и всплыл на поверхность. А второй лимон не стал снимать кожуру и, оказавшись в воде, утонул.

В: Я думаю профессору Чудакову понравились ваши открытия и он обязательно запишет их в свой дневничок.

- Ребята вам понравилось занятие?

- Какие секреты лимона вы узнали?

В: Если вам понравилось занятие и всё у вас получилось, возьмите жёлтый лимон и поместите его на лимонное дерево на доске, а если возникли трудности, то возьмите зелёный лимон и поместите его тоже на дерево.



Предварительный просмотр:

Самоанализ опытно-экспериментальной деятельности

в подготовительной группе

«Секреты лимона»

Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму.                    (Китайская пословица)

Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи:

  1. Формировать умения получать сведения о свойствах лимона экспериментальным путём, способности самостоятельно делать выводы.
  2. Закреплять знания детей о лимоне, побуждать детей к практическому применению знаний в повседневной жизни, активизировать в речи слова: кислота, реакция.
  3. Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире.

НОД проведена в форме опытно-экспериментальной деятельности детей, которая содержит в себе интеграцию образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие».

Я предложила детям провести три опыта, в ходе которых были сделаны выводы о свойствах лимона. Дети расширили свои представления о лимоне, как о помощнике в быту, кроме того получили яркое впечатление от наблюдения за «извержением» вулкана.

Анализируя деятельность детей, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность на протяжении всего времени, были заинтересованы, внимательны, чувствовали себя комфортно.  

Считаю, что выбранная форма организации НОД была достаточно эффективной, что позволило видеть конечный результат в конкретной деятельности.

 Эффективности НОД способствовала и предварительная работа (дети использовали имеющиеся знания и умения), проводимая в группе, а именно: беседы с детьми о пользе цитрусовых фруктов, знакомство детей с загадками на тему «Фрукты», экспериментальная деятельность на тему «Таяние снега», просмотр мультфильма «Фиксики», беседы и т.п.

Дети проявляли любознательность, интересовались причинно-следственными связями, пытались самостоятельно придумывать объяснения, способны наблюдать, экспериментировать. Обладают знаниями о природном и социальном мире,  способны к принятию собственных решений. Достаточно хорошо владеют устной речью,  могут выражать свои мысли и желания.

Программные задачи были решены, НОД своей цели достигла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Секреты соли»

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Секреты соли»...

Конспект занятия в подготовительной группе «Секреты лимона»

Цель: расширение представлений о фрукте лимон и его свойствах.Задачи:Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лимоне и его свойствах в экспериментально-исследо...

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе "Секреты лимона"

Познакомиться с ролью лимона в жизни человека, выделить его достоинства и «волшебные» свойства....

Опытно-экспериментальная работа с детьми подготовительной группы детского сада на тему "Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"

Работа включает в себя теоретическое введение, объемный опытно-экспериментальный основной раздел с тремя этапами исследования (констатирующим, формирующим и контрольным) и приложения в виде практическ...

Конспект НОД для детей подготовительной группы "Секреты лимона"

Конспект НОД для детей подготовительной группы "Секреты лимона"...