Конспект НОД " В поисках насекомых"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Кармишина Светлана Николаевна

Занятие по познавательному развитию в средней группе детского сада "В поисках насекомых"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

НОД по познавательному развитию в средней группе

 «В поисках насекомых»

Кармишиной Светланы Николаевны

Задачи

Расширять представления детей о разнообразии насекомых, их характерных признаках, приспособленности к условиям жизни.

Учить отгадывать загадки о насекомых.

Расширять знания детей о этапах превращения гусеницы в бабочку

     Развивать любознательность,внимание, зрительную и слуховую память. Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме.  

      Закреплять счет в пределах 5

     Упражнять в складывании целого из 4 частей.                                                                                           

Воспитывать любовь к природе. Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие, социально-коммуникативное, музыка, художественная литература.

Предварительная работа:

 Беседа о насекомых, чтение сказок и рассказов, отгадывание загадок, заучивание стихотворений о насекомых, дидактические игры, просмотр мультфильмов «Муха-цокотуха», «Стрекоза и муравей», « Как муравьишка домой спешил»

Материал:

«Лесная поляна с цветами», ромашки с цифрами до 5, по количеству детей, божьи коровки, набор насекомых. Разрезные картинки бабочки, паука, жука, кузнечика ,и т.д. Макеты деревьев,  Картинка улья, муравейника. «Этапы превращения гусеницы в бабочку»

Ход занятия

Перед занятием к детям прилетает ПЧЕЛКА. Делает несколько кругов вокруг детей и улетает в спальню.

              Дети входят,  становятся в круг, берутся за руки:

   Дети, посмотрите, сколько гостей пришло к нам. Давайте улыбнемся  и подарим им хорошее настроение.

 -Посмотрите, как вы красиво улыбаетесь, как солнышки, и благодаря вашим улыбкам   стало светлее.

 - А какое сейчас время года?

Дети: Весна.

- Ребята, а что изменилось в  природе с приходом весны?

Дети: светит солнце, стало тепло, появилась первая трава.

-  Правильно, ребята. С приходом весны всё пробуждается, оживает.

–   Вы не знаете, зачем к нам прилетала пчелка? Давайте мы с вами отправимся  за ней на весеннюю лесную полянку.

Дети: Мы к лесной полянке вышли,

Поднимая ноги выше.

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенечки.

(Подходят к полянке. На ней цветы).

 - Ну, вот мы и пришли на полянку! Ребята, посмотрите как красиво здесь - много цветов. Но мне кажется, что на полянке как- то тихо и никого нет.

Послушайте и угадайте кто летит.

Игра «Угадай чей звук»

(Аудио запись со звуками насекомых  пчелы, комара, сверчок, божья коровка)

Игра «Кто что делает?»

-  Жуки, пчелы, осы, мухи, стрекозы - какие звуки издают? (жужжат)

- Комар, какой звук издает? (пищит)

- Стрекочут кто? (кузнечики, сверчки)

- Какой звук издает бабочка? (никакой)

Весной просыпается все живое вокруг. Я предлагаю вам отгадать,  кто же у нас проснулся первым.

(Под листиком  божья коровка)

Нет копыт у тех коров,

Нет хвоста и нет рогов.

Вместо сена тлю едят,

И летают, где хотят.

Как милы они и ловки,

Эти … (Божьи коровки)

- Правильно.

Сколько цветов растёт на полянке! Обратите внимание, на ромашках обозначены цифры. Возьмите каждый по одной божьей коровке, посчитайте, сколько точек на спинке,  и посадите на ромашку с соответствующей цифрой.

Игра «Посади божью коровку на цветок»

А кто у нас спрятался под следующим листочком

Загадка.

Ловко тащит он травинку

В мире нет его сильней

На полянке домик строит

Работяга… (Муравей)

Ставим фигурку муравья на полянку.

Игра «Кто где живет» (домик и насекомое)

А где живут муравьи? (в муравейнике) Пчелы – в ульях, осы строят дома похожие на бумажные фонарики, а у бабочки нет дома, для нее дом каждая шелковая травинка, каждое дупло, каждая удобная ветка. Да и зачем ей дом, если живет она всего 2 недели и за такое короткое время ей надо узнать целый мир.

Удивительные существа, как вы думаете, где они были зимой? (спали) Верно, осенью они прячутся под опавшими листьями, под кору деревьев, в щели и засыпают. А вы знаете, что бабочки, мухи, жуки никогда не бывают детишками. Они появляются на свет сразу взрослыми. Вот бабочка откладывает много яиц, часть из них склевывают птицы, часть – унесут муравьи, а какая-то часть уцелеет. Из них то и появятся гусеницы. Пройдет время и гусеница превратится в куколку. А из куколки появится бабочка.

Под листиком  (стрекоза) загадка

Что за чудо-вертолет

Мошкаре спать не дает?

Только высохнет роса,

Вылетает... (стрекоза)

Давайте посадим на нашу полянку стрекозу.

Загадка.

На поляне в васильках

Упражнялся он в прыжках.

Жаль, позавтракал им птенчик.

Кто же это был? (Кузнечик).

Давайте посадим на нашу полянку кузнечика.

Физминутка

Поднимайте плечики, прыгайте кузнечики,

Прыг-скок, прыг-скок.

Сели, травушку покушаем, тишину послушаем.

Выше, выше, высоко, прыгай на носках легко.

Игра «Собери картинки»: 

 Надо собрать картинки разных насекомых из 4 частей. (Стоят 4 стола, на них разрезные картинки с насекомыми: бабочка, пчёлка, муравей, божья коровка, жук). Дети собирают.

-  Кто у вас получился? (Дети называют).

- Чем они похожи?

- У всех насекомых 6 ног, есть голова, брюшко, на голове усики, у некоторых насекомых есть крылья.

Давайте посадим на нашу полянку …

Загадка

Под листиком  (оса)

Не пчела она, а жалит.

Мед, варенье обожает.

Есть на брюшке полоса.

Кто она, скажи? (Оса).

Знают взрослые и дети —

Тонкие плетет он сети,

Мухам враг он, а не друг.

Как зовут его? (Паук).

Кто влетает в каждый дом

Вместе с летним сквозняком?

Кто жужжит за рамой глухо?

Надоедливая  ( муха).

Игра «Раздели на группы»

- На какие группы мы их можем разделить
(Ответы детей: Полезные, вредные, хищные)
-  Назовите полезных насекомых?
(Ответы детей: Бабочка, пчела, муравей)
- Какую пользу они приносят?
(Ответы детей: пчелы опыляют цветы, дают мед, бабочка опыляет цветы, муравьи по лесу разносят семена, санитары  леса )
Назовите вредных насекомых?
(Ответы детей: Муха, комар, гусеница)
Какой от них вред?
(Ответы детей: Муха разносит микробы на лапах, гусеница ест листья растений, комар кусает людей и животных)

- Все они такие маленькие, что их можно не заметить.  Они легко прячутся.  Кузнечик прячется в траве. Поэтому он, какого цвета? (зеленого)
Майский жук прячется на ветках деревьев. Поэтому он какого цвета? (коричневого). Бабочка на цветке? (яркая, похоже на цветок). Потому, они могут быть разного цвета им нужна такая окраска, чтобы защищаться, прятаться от врагов.
- Дети, посмотрите, божья коровка такая яркая. Её видно в траве, и на дереве. Её любая птица заметит. Где же ей прятаться?
Ответы детей. (она сама защищается от врагов, в минуту опасности она выделяет молочко, которое плохо пахнет и поэтому её никто не ест.)

Посмотрите, какая полянка красивая стала.

Игра «На полянке»

Цель: расширение словарного запаса. Совершенствование грамматического строя речи (использование предлогов в, на, по, с, под, над).

Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым!   Как одним словом можно назвать тех кого мы видим на полянке? А можно ли трогать и обижать насекомых? (они живые)
- Да насекомые живые. Их нельзя обижать. Что произойдёт с природой, если исчезнут насекомые? Исчезнут и растения, погибнут птицы. Насекомые это часть природы, ими можно любоваться. Наблюдать, как они летают, бегают, прыгают, жужжат. И сегодня на прогулке мы узнаем, а какие насекомые есть на нашей площадке. Нам пора возвращаться обратно в детский сад.

Под музыку дети приходят обратно.

   Дети а что же пчелка делала у нас в группе сегодня утром? Пойдемте посмотрим в спальню, куда она улетела. Там дети находят подарки ( наборы для игр с песком, конфеты).

 

«Вам привет от добрых пчёлок,

Полный волшебства бочонок,

Мёд в бочонке необычный,

В нём сюрприз для вас отличный.

Крышка, крышка повернись,

Мёд в конфеты превратись!

Хотите посмотреть?»

(Открывает бочонок, в нем конфеты «Пчелка»).

(Воспитатель раздает конфеты детям)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Таинственный мир насекомых".

Пояснительная записка к итоговому занятию по развитию речи«Таинственный мир насекомых».       Предлагаемое занятие «Таинственный мир насекомых» является обобщающим ...

Конспект занятия "В поисках клада"

Программное содержание:Образовательные задачи: напомнить способы образования чисел три и четыре; закреплять навыки счета и отсчета предметов; упражнять в сравнении предметов по длине и ширине;Во...

КОНСПЕКТ НОД "В поисках сокровищ"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе....

Конспект занятия "В поисках здоровья"

Знакомство с состовляющими  здоровья  каждого человека...

Конспект по ФЭМП "Поиски Колобка"

Цель: иметь представление о образовании числа 5Задачи: Закрепить знание  числового ряда, порядковый счет, действие сложениеРазвивать логическое мышлениеВоспитывать самостоятельность, желание прий...

Конспект совместной деятельности "Мир насекомых"

Данная деятельность проводится в сентябре месяце. "Мир насекомых" - это второе занятие согласно перспективному плану по развитию фонематического восприятия у детей 5 - 6 лет. Может использоваться в ка...

Конспект занятия по рисованию «Насекомые» в подготовительной группе Тема: “Насекомые”

Конспект занятия по рисованию «Насекомые» в подготовительной группеТема: “Насекомые”  ЦЕЛЬ: Продолжать расширять знание о многообразии насекомых. Воспитывать любовь и...