Методическая разработка образовательной деятельности по теме: «Быт кубанских казаков»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Танага Ирина Анатольевна

 

Возраст воспитанников: средний дошкольный возраст

Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая,речевая

Цель: Продолжать знакомить воспитанников с жизнью и бытом Кубанского казачества.

Задачи:

  • Развивать познавательный интерес к истории своего народа.
  • Воспитывать бережное отношение к музейным экспонатам и любовь к родному краю – малой Родине.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6.docx21.1 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка образовательной деятельности по теме:

«Быт кубанских казаков»

        

Возраст воспитанников: средний дошкольный возраст

Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая,речевая

Цель: Продолжать знакомить воспитанников с жизнью и бытом Кубанского казачества.

Задачи:

  • Развивать познавательный интерес к истории своего народа.
  • Воспитывать бережное отношение к музейным экспонатам и любовь к родному краю – малой Родине.

Материалы и оборудование:проектор, аудиозапись песен Кубанского Казачьего хора, макет и фотографии быта казаков, макет печи, тесто соленое, дощечки, скалки, куклы казака и казачки.

1 этап: способствуем формированию у детей внутренней

мотивации к деятельности

Содержание

Обратная связь на высказывание детей

«Наша добрая улыбка»

Пусть наша добрая улыбка      (руки прикасаются к уголкам губ)

Согреет всех своим теплом,     (руки прикладываются к сердцу)

Напомнит нам, как важно в жизни (руки вперед, пальцы, как солнечные лучи)

Делиться счастьем и добром!                    ( руки в стороны)

Приятно знать ,что  у вас прекрасное настроение!

2 этап: способствуем планированию детьми их деятельности

        

Содержание

Обратная связь на высказывание детей

Звучит гимн Кубани «Ой, Кубань — ты наша Родина», на экране появляется заставка родного края.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, о чем пойдет сегодня речь в нашей беседе?

Дети: о родном крае, о Кубани

Совершенно верно!

3 этап: способствует реализации детского замысла

        

Содержание

Обратная связь на высказывание детей

 Воспитатель: Среди просторов нашей большой страны есть край, где ты живешь, где твой родной дом, твоя земля родная. Это и есть наша Кубань. И где бы ты ни был, куда бы ты ни ездил, всегда будешь вспоминать свою родную Кубань. Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в прошлое. Мы попадем в хату наших дальних-дальних предков, хату, в которой живет старинная казачья семья (изображение на картине, фото, макет подворья)

-А что такое хата?

Дети: дом, жилище.

Воспитатель: В казачьих семьях глава семьи казак. А чем он занимался? Дети: добывал пищу для семьи, работает в поле, защищает границу от врагов (фото казака)

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним пословицы про казака:

Казак без коня, что солдат без ружья.

Казак в беде не плачет.

Казак сам голодает, а конь его сыт.

Казаку конь-отец родной и товарищ дорогой.

Терпи казак- атаманом будешь.

Казаку честь-родину беречь.

Казачьему роду-нет переводу.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо запомнили пословицы про казаков.

Воспитатель: А как называли жену казака?

Дети: Казачка (фото казачки)

Игра « Одень казака и казачку»

Воспитатель: А сейчас, ребята, вам задание, одеть в костюмы казака и казачку (вырезные куклы с набором вырезной бумажной одежды, современной и казачьей)

Воспитатель: Чем она занималась дома?

Дети: Ходила к колодцу, приносила воду на коромысле, гладила белье, готовила еду, пекла хлеб (картинки труда казачек)

Воспитатель: Казачка очень любила приготовить вкусную еду для своего мужа. А в чем готовили еду? (Изображение на картинке.)

Дети: В чугуне, он тяжелый, чугунный и каша в нем вкусная.

Воспитатель: А молоко в чем хранили?

Дети: Глиняный сосуд, который называется глэчик. (фото)

Воспитатель: Чтобы испечь пироги, нужно замесить тесто. Как называется посуда, в которой замешивают тесто?

Дети: Макитра-это горшочек из глины (фото)

Лепка из соленого теста

Воспитатель: вот  тесто замешано и сейчас мы с вами будем лепить пироги.

Воспитатель: Ну, налепили и отправляем в русскую печь (макет печи, фотографии). Ребята, самое главное в казачьей хате — это печь. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки и тепло и уютно. А знаете ли вы, что русская печь существует около четырёх тысяч лет? Русская печь отапливала жильё, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, варили квас, сушили продукты и одежду. А летом печь на дворе стояла, чтобы в хате жару не было. Приготовленные в русской печке кушанья отличаются особым вкусом и ароматом. Раньше говорили:

«Всё, что в печи,- на стол мечи».

«Печь нам – мать родная»,

«У печи всё красное лето».

Хлебом не корми, только с печи не гони.

Зимой в мороз даже кур под печкой держали.

Загадки

Воспитатель: Ребята, я загадаю загадки, а вы подумайте, про что они.

«Шуба в избе,

Рукав на улице».

«Стоит изба из кирпича,

То холодна, то горяча.»

Игра «Тесто»

Правила игры: дети стоят парами по кругу, сцепленные руки подняты вверх. Водящая пара под музыку пробегает в любые «ворота». Игру продолжает эта пара и так до тех пор, пока не закончится музыка. С окончанием музыки ведущий говорит: «Готово тесто!». Пара, оставшаяся в середине круга, пляшет, затем игра продолжается.

Воспитатель: Ребята, садитесь продолжим путешествие.

-Ну, а чаем поили гостей из…….

Дети: самовара (фото, картинки)

Воспитатель: Правильно. Хозяйки были очень домовитые, аккуратные, бережливые. Они сами пряли, ткали. Что помогало после ручной стирки погладить одежду, белье, тканные изделия?

Дети: рубель и каталка (фото, картинки)

Игра « Отгадай, что делаю»

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем. Встаньте, пожалуйста. Я буду называть вам действие, а вы мне будете это изображать.

Дети имитируют движения.

-копать

-нести коромысло

-хлеб класть в печь

-месить

-класть яблоки в корзину

-гладить

-прясть

Воспитатель: Молодцы, дети. Мы продолжаем наше путешествие.

А еще казачки очень любили украшать свою одежду вышивкой и кружевом. Какие предметы в хате были украшены вышивкой?

Дети: Полотенца, занавесочки,  подушки, скатерти, рушник (фото, картинки)

Воспитатель: Какие цвета использовались в вышивке?

Дети: черный и красный на белом фоне

Воспитатель:

Какие вы у меня  догадливые!

Меня радует, что вы вспомнили о чем мы разговаривали ранее.

Молодцы! Какие вы внимательные!

Я с вами  согласна!

Молодцы, ребята!

Очень весело вы играли!

У вас здорово все получается!

Какие вы молодцы! Вы теперь так много знаете о быте и традициях Кубани. Как много новых слов теперь вы знаете.

4 этап: способствует проведению детской рефлексии по итогам деятельности.

Содержание

Обратная связь на высказывание детей

Давайте их вспомним. Я буду вам описывать предмет, а вы должны будете назвать мне его.

Игра « Угадай по описанию»

-Дом, в котором жили наши предки (хата)

-Это глиняный предмет, в котором молоко долго не прокисает (глэчик)

-С помощью этих двух деревянных предметов одежда казаков всегда была выглажена (рубель и каталка)

-В чем замешивали тесто? (в макитре)

-Воду приносили из ….(колодца)

-Вкусный чай пили из …..(самовара)

-В этом предмете готовили вкусную кашу и он был очень тяжелый? (чугун)

-А с помощью этого предмета и хлеба встречают гостей. (рушник)

-Какой запах в хате, наверное, уже и пирожки поспели наши (достает из печи пирожки)

 Ребята, я думаю, что сегодня вы узнали и вспомнили многое из того, о чем говорили ранее.

Вы меня порадовали!

Молодцы, ребята! Теперь я знаю, что наши предки гордились бы вами. Наше занятие подошло к концу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка образовательной деятельности по теме: "Реклама любимой книги"

Цель данного мероприятия: развитие детской инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности – игре, общении, совместной творческой продуктивной деятельности....

Методическая разработка образовательной деятельности по теме"Космическое путешествие"

Цель данной организованной образовательной деятельности:развитие связной речи на основе закрепления детьми темы «Космос»....

Методическая разработка образовательной деятельности по теме: «Построим дом - поможем людям».

Возраст воспитанников: старший дошкольный (седьмой год жизни).Виды деятельности: коммуникативная, конструктивная, познавательно-исследовательская, художественная.Образовательные области: социально-ком...

Методическая разработка образовательной деятельности на тему " Прогулка в весенний лес"

Обобщать знания детей по теме " Весна" Уточнить знания детей о времени года.изменениях в природе, происходящих весной....

Методическая разработка образовательной деятельности по теме: Беседа с детьми «Наш младший воспитатель"(Представлено на районном методическом объединении воспитателей младших групп)

Цель: формировать  первичные представления об окружающем мире, профессии младший воспитатель.Задачи:Формирование позитивных установок к различным видам труда.Формирование первичных представлений ...