Образовательная ситуация с дошкольниками «Лекарственные растения»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Скрягина Татьяна Данииловна

ОО (регион, город, поселок и др.): Краснодарский край, город Краснодар

Наименование ОО МАДОУ детский сад № 136

Должность, Ф.И.О. руководителя ДОО: заведующий Бойко Марина Юрьевна

Ф.И.О. ответственного за инновационную деятельность в ОО: Вовк Анна Сергеевна

Ф.И.О. педагога: Тараненко Наталья Александровна, Скрягина Татьяна Даниловна

Электронный адрес педагога: natalya.taranenko73@mail.ruskryagina1983@bk.ru

Номинация: образовательная ситуация с дошкольниками  

Образовательная область: познавательное развитие

Возрастная группа: 4-5 лет, средняя группа

Тема: «Лекарственные растения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_o_rasteniyah.docx22.59 КБ

Предварительный просмотр:

ОО (регион, город, поселок и др.): Краснодарский край, город Краснодар

Наименование ОО МАДОУ детский сад № 136

Должность, Ф.И.О. руководителя ДОО: заведующий Бойко Марина Юрьевна

Ф.И.О. ответственного за инновационную деятельность в ОО: Вовк Анна Сергеевна

Ф.И.О. педагога: Тараненко Наталья Александровна, Скрягина Татьяна Даниловна

Электронный адрес педагога: natalya.taranenko73@mail.ru?  skryagina1983@bk.ru

Номинация: образовательная ситуация с дошкольниками  

Образовательная область: познавательное развитие

Возрастная группа: 4-5 лет, средняя группа

Тема: «Лекарственные растения»

Основные цели:

1) формировать представления о лекарственных растениях их строении и лечебных свойствах;

2) формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя, закреплять умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»;

3) закрепить знания детей о свойствах растений (растёт, дышит, питается).

Дидактические материалы: карточки с изображением различных предметов и растений;

  1. карточки с изображением лекарственных растений;
  2. игра «Собери лекарственные растения из частей»;
  3. лекарственные травы, прозрачный стакан;
  4. кукла Пилюлькин.

Ход образовательной ситуации

1.Введение в ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в деятельность, актуализировать их представление о сказках.

Воспитатель собирает детей около себя.

- Любите ли вы сказки?

-Назовите свои любимые сказки?

Воспитатель выслушивает ответы детей.

-Ребята, сегодня в детский сад принесли письмо от Пилюлькина. Пилюлькин просит нас помочь ему собрать лекарственные растения для изготовления настоя для малышей.

- Хотите помочь Пилюлькину?

- Сможете?

2.Актуализация знаний.

Дидактические задачи: актуализировать умение находить и выделять растения по их признакам среди других предметов.

-Ребята, а как вы думаете, где надо собирать лекарственные растения.

Воспитатель выслушивает ответы детей.

- В лесу, в поле, на лугу.

-На чём мы туда отправимся?

Воспитатель выслушивает ответы детей.

- На поезде, на электричке, на автобусе.

-Ребята, что нужно сделать, прежде чем сесть в автобус.

- Где покупают билеты?

-Как называется человек, который проверяет билеты?

Дети подходят к столу-кассе, на котором лежат карточки с изображением различных предметов. Карточек с изображением растений столько же, сколько и детей. Карточки лежат вперемешку.

-Ребята, в автобус контролер пропустит только того пассажира, у которого на билете будет изображено растение.

Воспитатель-контролер проверяет билеты и просит сказать, почему куплен этот билет.

Дети отправляются на автобусе в лес.

Приехали в лес.

Воспитатель предлагает послушать детям звуки леса и отдохнуть на мягкой травке.

3. Затруднение в ситуации.

Дидактические задачи:

  1. создать мотивационную ситуацию для знакомства детей с лекарственными растениями;
  2. формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.

Воспитатель собирает детей около себя и, показывая на стол, предлагает представить, что дети на поляне в лесу, где множество растений.

- Мы пришли на полянку, где растут разные растения, нас Пилюлькин просил собрать лекарственные растения.

-Давайте соберем.

У детей возникает затруднение, так как они не знают какие растения являются лекарственными.

-Сумели мы собрать лекарственные растения? (Нет)

-Почему? (Потому что мы не знаем, какие растения являются лекарственными)

4. Открытие нового знания.

Дидактические задачи:

  1) познакомить детей с лекарственными растениями, их полезными свойствами;

  2) закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает».

-Что можно сделать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать?

(Можно спросить у того, кто знает)

Воспитатель предлагает посмотреть ответ в энциклопедии лекарственных растений.

-Ребята, а почему некоторые растения называются лекарственными?

Воспитатель выслушивает ответы детей.

- Потому что они лечат от разных болезней.

-Ребята я вас приглашаю в путешествие по энциклопедии лекарственных растений.

-Первая страница-первая загадка.

На зеленой круглой ножке вырос шарик у дорожки.

Ветерок вдруг прошуршал и развеял этот шар (одуванчик)

-Дети, найдите, пожалуйста, одуванчик (дети находят на столе карточку с одуванчиком). Это очень нужное и полезное растение. Оно произрастает по всей России. В листьях одуванчика много витаминов. Листья и корни помогают при кашле.

-Вторая страница - следующая загадка.

Стоит в поле кудряшка-белая рубашка.

Сердечко золотое. Что это такое? (ромашка).

Дети находят карточку с ромашкой.

-Ромашку можно встретить по всей России. Настоем ромашки можно полоскать горло, промывать носик, ополаскивать волосы.

-Следующая страница - последняя загадка.

Растет на клумбе огонёк - оранжевый цветок.

Ты отыщи его, дружок, он очень нужный огонёк (календула).

Дети находят карточку с календулой.

-Верно. У нас на клумбе растёт календула. Мы её ещё называем ноготки. Календулу применяют для заживления ран, ожогов, при ангине, простуде и насморке.

5.Включение нового знания.

Дидактические задачи: закрепить знания о внешнем виде лекарственных растений и их лечебных свойствах.

Воспитателю звонит телефон.

-Ребята, мне позвонил Пилюлькин. Он приглашает нас к себе в лабораторию.

Дети садятся в автобус и отправляются в путь. Детей в лаборатории встречает Пилюлькин.

 - Ребята, у Пилюлькина случилась беда. Все растения перемешались, помогите ему их разложить.

Игра: «Собери лекарственные растения из частей» (Дети собирают каждое растение из трех частей- цветок, стебель с листьями и корень). Пилюлькин благодарит детей за помощь и предлагает приготовить настой из лекарственных трав.

          - Для этого нужно взять чистый стакан и насыпать в него столовую ложку лекарственных растений (дети помогают). Теперь залить травы кипятком. Настой должен настояться. Скажите, вода, которой я заливала травы, была какого цвета?

-Бесцветная.

- А теперь смотрите, как вода меняет цвет. Растения отдают воде свой цвет и свои лечебные свойства. Вот и получается настой, которым можно лечиться.

6.Осмысление.

Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.

-Где мы сегодня были?

-Кому мы сегодня помогли?

Воспитатель выслушивает ответы детей, хвалит детей и говорит, что они смогли помочь Пилюлькину, потому что они узнали какие растения являются лекарственными.

 

Краткая аннотация к работе: Образовательная ситуация разработана в соответствии со структурой занятия "Открытия "нового знания в технологии деятельностного метода Л. Г. Петерсон. Содержание образовательной деятельности соответствует целям и задачам реализуемой в ДОУ программы «Мир открытий», рабочей программы группы и возрасту детей. В образовательной ситуации использовались такие виды деятельности как игра, опыты, общение, познавательная деятельность.

На 1 этапе - введение в ситуацию, предлагаются приемы, позволяющие вызвать у детей внутреннюю потребность включения в деятельность (беседа с опорой на личный опыт детей - актуализировать их представление о сказках), и осознанного принятия детьми так называемой «детской» цели с помощью вопросов «Хотите помочь Пилюлькину собрать лекарственные растения для изготовления настоя для малышей?». «Детская» цель будет соответствовать познавательному интересу детей, если в предварительной работе педагог познакомит детей с разными видами лекарственных растений, обыграет ее в разных формах. Тогда ситуация будет осознана в личном опыте и принята детьми. Цель педагога (образовательная цель) - познакомить с лекарственными растениями, их строением и лечебными свойствами.

На 2 этапе - актуализация знаний и умений, предлагается найти и выделить растения по их признакам среди других предметов. Этого будет достаточно для «открытия» детьми нового определения «лекарственные растения». Здесь, на этапе подготовки к ООД, должно быть продумано расположение детей во время игр.

На 3 этапе - затруднение в ситуации, продумана связь затруднения с достижением «детской» цели (дети не знают какие растения являются лекарственными) соответствует образовательной задаче, «открываемому» детьми новому знанию. Была четко сформулирована инструкция к действию – «Сумели мы собрать лекарственные растения?».

На 4 этапе - «Открытие» нового знания, с помощью побуждающего, подводящего диалога, дети должны максимально самостоятельно справиться с затруднением – рассказать почему эти растения «лечебные», ответить на загадки и найти соответствующую картинку.

На следующем этапе - предлагается провести серию игр и опытов, для закрепления знаний о внешнем виде лекарственных растений и их лечебных свойствах. Здесь продумано оптимальное соотношение групповых, парных и индивидуальных форм работы и взаимооценки детей.

На этапе осмысления, дети проговаривают условия, которые позволили восстановить в памяти детей то, что они делали, создать ситуацию успеха, тем самым достигнуть «детскую» цель. Так же на этом этапе соединяются «детская» и «взрослая» цели: «мы смогли помочь Пилюлькину, потому что они узнали какие растения являются лекарственными».

 

Комментарии к сценарию

  Использованная литература:

  1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Минобрнауки № 655 от 23 ноября 2009 года).
  2. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» / Построение непрерывной сферы образования. – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2007.
  3. Концептуальные идеи примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Мир открытий» (от рождения до 7 лет). Научно-методическое пособие / Под.ред. Л.Г. Петерсон. – М.: Институт СДП, 2011.
  4. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» // Научный руководитель Л.Г. Петерсон / Под ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. – М.: Цветной мир, 2012.
  5. Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий». // Научный руководитель Петерсон Л.Г./ Под ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. – М.: Цветной мир, 2012.
  6. Материалы Федеральной инновационной площадки: Рекомендации по разработке сценариев занятий "Открытия" нового знания в технологии "Ситуация", 2017.
  7. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия Образовательная область "Познание"Тема "Лекарственные растения"в подготовительной группе

: Познакомить детей с лекарственными растениями: ромашка, водяная лилия, тысячелистник. Развивать познавательные интересы. Воспитывать любовь к природе , бережное отношение к ней....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии "Лекарственные растения - средства оздоровления организма человека"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии "Лекарственные растения - средства оздоровления организма человека"...

Сценарий развлечения для старших дошкольников "Лекарственные растения" 12.09.16

Расширять знания детей о лекарственных растений их значении в жизни человека....

Непосредственно - образовательная деятельность «В мире лекарственных растений»

middot;      продолжать уточнять и расширять знания детей о разнообразии лекарственных растений; ·      формировать представления об использов...

Проект для старших дошкольников "Лекарственные растения"

Лето 2020 года приподнесло нам много сюрпризов. Работая в режиме дежурных групп, мы со страшими дошкольниками разработали и реализовали краткосрочный проект "Лекарственные растения". За врем...

Конспект образовательной ситуации «Уход за комнатными растениями» для детей раннего возраста 2-3 года.

Тема: «В уголке природы»Возраст воспитанников: группа раннего возраста (2-3 года).Цель: Создание условий для формирования первичных умений ухода за комнатными растениями.Задачи: Образовате...