Статья. Современные игровые технологии как средство формирования экологического сознания у детей младшего дошкольного возраста
статья по окружающему миру (младшая группа)

Хохлова Ольга Борисовна

Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. Очень важно удивляться вместе с ними, побуждать не только смотреть, но и видеть красоту окружающей нас природы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья: «Современные игровые технологии как средство формирования экологического сознания у детей младшего дошкольного возраста».

Формирование экологического сознания у младших дошкольников - это не одно из направлений деятельности педагогов, а целостный процесс, охватывающий все аспекты развития ребенка в системе его отношений с природой, обществом и со своим внутренним миром. Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение определенными знаниями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать природу и быть истинно культурным человеком.

Защита окружающей среды может оказаться абстрактным понятием, если не внушить ребенку простую и ясную мысль: мы должны любить деревья, луга, речки, всю природу  так, как мы любим нашу маму и друг друга, как любим саму жизнь.

Дети младшего возраста, прежде всего, воспринимают окружающий мир в игровой деятельности. Этот возраст - начальная ступень формирования осознанного отношения к растениям, животным, предметам, к себе, как части природы.

В экологическом воспитании дошкольников, применяются различные игровые технологии. Такие как  сюжетно - ролевая игра, игровые обучающие ситуации с игрушками - аналогами, игровые обучающие ситуации с литературными персонажами, игровые обучающие ситуации типа путешествий, игры с правилами и подвижные игры. Большую роль в закреплении знаний о природе играют разнообразные дидактические игры.

Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе.

Важнейшее условие реализации образовательных областей, предусмотренных ФГОС дошкольного образования - экологизация среды в ДОУ, т. к. среда - это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека. Дидактические игры  способствуют более полному и успешному решению задач экологического воспитания  в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста.

Дидактические игры развивают познавательные способности; способствуют получению новых знаний, их обобщению и закреплению, способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности; дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменение отдельных внешних признаков. Обогащают чувственный опыт ребенка, вызывают определенное эмоциональное отношение к природе, развивая при этом его умственные способности. Развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, развивается связная речь; ряд игр с успехом используется для развития фонематической стороны языка. Способствуют социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы. Способствуют художественно-эстетическому воспитанию - совершая действие, ребенок думает, насколько оно красиво, элегантно, следит за выразительностью своей речи и речи.

Таким образом, в период дошкольного детства происходит формирование и развитие экологической культуры детей и при условии качественного формирования знаний в настоящий момент, ребенок будет любить, ценить и беречь окружающую природу всю жизнь, передавая свои знания и умения следующим поколениям.

Включение дидактических игр как одного из видов игровых технологий в работу с младшими дошкольниками  делает ее наиболее интересной, мотивированной, а, значит, более успешной.  В результате их применения повышается уровень экологической воспитанности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста в процессе поисково-познавательной деятельности.

Презентация. Задачи:1.  Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.2.  Провести диагностику уровня развития элементов экологического сознания у старших...

Дидактические игры как средство формирования предпосылок экологического сознания у детей младшего дошкольного возраста

Данная методическая разработка посвящена проблеме формирования основ экологического сознания  у детей младшего дошкольного возраста. В работе предствалена картотека и технология использования дид...

Формирование экологического сознания у детей раннего дошкольного возраста

  С раннего возраста у детей формируется первичное представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему отечеству.Но как воспитывать эту любовь? Она начинаетс...