Конспект занятия по духовно нравственному воспитанию в старшей группе "Моя семья. Генеологическое древо"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Рябова Галина Павловна
Цель:
расширение представлений детей о семье.
Задачи:
Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; о некоторых родственных отношениях; закреплять умение называть свое  отчество.
Закрепить знания детей о членах семьи.
Познакомить детей с понятиями «родословная», «Генеалогическое древо». 
Учить создавать простейшее генеалогическое древо, выстраивая цепочку родственных взаимоотношений.
Развивать связную речь, логическое мышление, внимание, память, познавательный интерес.
Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям– членам семьи, желание заботиться о них,  чувство гордости за свою семью.
 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

               

                                               Конспект

Открытого занятия по духовно – нравственному         воспитанию

На тему:   «Моя семья. Генеологическое древо»

в старшей группе

   Воспитатель МДОУ№49

                                                                             Рябова Г.П.

                                                                              высшая категория

                                              2019г

Цель: расширение представлений детей о семье.

Задачи:

Образовательные.

Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; о некоторых родственных отношениях; закреплять умение называть свое  отчество.

Закрепить знания детей о членах семьи.

Познакомить детей с понятиями «родословная», «Генеалогическое древо».

Формировать представление о генеалогическом древе.

Учить создавать простейшее генеалогическое древо, выстраивая цепочку родственных взаимоотношений.

Развивающие.

Развивать связную речь, логическое мышление, внимание, память, познавательный интерес.

Воспитательные.

Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям– членам семьи, желание заботиться о них,  чувство гордости за свою семью.

Словарь: генеалогическое древо, родословная.

Предварительная работа: заучивание пословиц и стихотворений о семье, беседы, игры, чтение художественной литературы по теме.

Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование, мультимедийная  презентация, письмо ,мяч, изображение дерева, листочки на каждого ребенка

                                                      Ход нод.

Воспитатель: Ребята у нас сегодня в группе гости .

Давайте всем пожелаем доброго утра!

 «Доброе утро солнцу и птицам, доброе утро улыбчивым лицам! Доброе утро тебе и мне! Доброе утро всем на земле!»

Воспитатель: Дети, к нам в группу пришло письмо. Как вы думаете от кого оно. Так, от домовенка Кузи. 

Воспитатель читает письмо.

«Дорогие, ребята!

Посылаю вам  задания и  игры на тему  о самом главном в жизни человека. А о чем пойдет речь, вы узнаете, разгадав ребус.»

Ваш домовенок Кузя.

Воспитатель предлагает детям разгадать ребус, с помощью которого они узнают тему занятия. На слайде изображение «». (слайд 2)

Правильно, дети. Сегодня мы поговорим о самом важном в жизни каждого человека -  о семье.

Воспитатель:

Давайте подумаем и скажем: кого мы называем семьей? (маму, папу, бабушку, дедушку и детей.)

 - Скажите ребята, а как вы понимаете что такое семья? (ответы детей) (слайд 3)

Воспитатель акцентирует внимание детей на слове «семья», предлагая ответить на вопрос: «А почему именно семь «я»?»

Семья – словечко странное,

Хотя не иностранное.

– Как слово получилось,

Не ясно нам совсем.

Ну, «Я» – мы понимаем,                                

А почему их семь?

Воспитатель:

Не надо думать и гадать,

А надо просто сосчитать:

Два дедушки,

Две бабушки,

Плюс папа, мама, ребенок.

Сложили? Получается семь человек,

Семь «Я»!

Воспитатель: если приглядеться внимательнее к  своим родным, то можно увидеть, что все чем то похожи друг на друга. Чем могут быть похожи члены семьи? (Ответы детей)  Правильно, своей внешностью , походкой, чертами характера.   Отличием каждой семьи является это схожесть членов семьи.  Послушайте Вову:

Посмотрите на меня -

На кого похожий я?

Глазки-вишни, как у мамы,

Улыбка солнечная –папы.

Цвет волос, как у дедули,                  

Носик точно уж бабули.

В семье каждый потрудился,

Чтобы я такой родился!

Воспитатель: А, как вы думаете, чем еще отличаются семьи друг от друга?

Дети определяют второе характерное отличие семьи – общая фамилия. Им предлагается назвать фамилии своих семей.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что кроме фамилии и имени у каждого человека есть отчество. Отчество дается ребенку по имени папы, например, если папа Сергей, то отчество ребенка-мальчика Сергеевич, а ребенка-девочки Сергеевна.

Проводится игра с мячом «Назови свое отчество».

Воспитатель называет имя ребенка и бросает ему мяч, а ребенок называет свое отчество.

Дети читают стихи о семье

  • Каждому слово «семья» родное

В этом слове много тепла

Оно словно солнце большое,                          

Полно надежд и добра. (Дарина)

  • Семья – это радость, тепло и уют

Семья - это дом, где тебя всегда ждут.   (Маша)       

  • Если мир и дружба в семье,

Вами будут гордиться все.     (Алиса)   

  • Знают взрослые и дети,

Что важней всего на свете-

Мама, папа, ты, и я-                                        

Вместе дружная семья!  (Ксюша)

Физминутка «Семейная зарядка».

Осенью, весною                            Дети выполняют движения по тексту.
Летом и зимою
Мы во двор выходим 
Дружною семьёй.
Встанем в круг и по порядку,

Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает
Повороты вправо – влево,
Делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой,
И качаю головой.

Дидактическая игра «Родственники».

Воспитатель:

А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим.
Мальчик для папы и мамы кто? 
Мальчик для дедушки и бабушки?
Девочка для папы и мамы?
Девочка для дедушки и бабушки?
Папа для дедушки и бабушки?
Мама для дедушки и бабушки?
Мальчик для девочки в семье кто?
Девочка для мальчика в семье кто?

Воспитатель:

С давних пор люди старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Так как их было много, но необходимо было всех помнить, то люди решили записывать их имена, фамилии в специальные тетради, чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам. Эти записи назывались «родословными». (слайд4 )

А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева, (показ генеалогического древа) , где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи.  (слайд5)

Таким образом, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже на столетия. А дерево это стали называть «Генеалогическим древом».  Оно действительно похоже на дерево. На этом дереве есть ячейки-окошечки. 
Заполнять их нужно по правилам. На вершине дерева вы найдёте окошечко. У кого-то оно будет одно, а у кого-то несколько. Это вы и ваши братья, и сестры.
В окошечках, которые находятся справа и слева, располагаются ваши родители: мама и папа. 
У ваших родителей тоже были родители, которые их любили, воспитывали и учили уму-разуму, их вы называете бабушками и дедушками.

А сейчас Вова и Маша познакомят вас со своими генеологическими древами, которые составили их мамы. (Рассказы детей)

Воспитатель: Издавна семья на Руси почиталась, семью оберегали, с любовью и почтением относились к отцу и матери. Поэтому до нас дошло много пословиц и поговорок.  В народе говорят: «Семьей дорожить — счастливым быть». А какие пословицы и поговорки знаете вы?

 

(Дети вспоминают, и  произносят пословицы и поговорки о семье:) (слайд6)

  • Согласную семью и горе не берёт.
  • Семья без детей, что цветок без запаха.
  • Семейный горшок всегда кипит.
  • Не будет добра, коли в семье вражда.
  • В хорошей семье хорошие дети растут.
  • В своем доме и стены помогают.
  • Не нужен и клад, коли в семье лад.
  • Согласная семья - самая счастливая.
  •  В гостях хорошо, а дома лучше.
  •  Мой дом - моя крепость.
  •  При солнышке тепло, при матери добро.
  •  Родителей чти — не собьешься с истинного пути.

            Вся семья вместе, так и душа на месте

Прослушивание песни «Моя семья»

Семья – это счастье, любовь и удача. (слайд7)

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты,

Рожденье детей. Первый шаг, первый лепет.

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота.

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно! Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно,

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая ваша семья!

Воспитатель: - Ребята, Кузя   приготовил для вас дерево. (слайд8) Оно стоит голое, не очень красивое. Кузя предлагает вам превратить его в семейное дерево, украшенное листьями. где каждый листочек– будет качеством или чувством, которое вы хотели бы видеть  в каждом члене семьи, для того, чтобы семья была надежная, крепкая и дружная (дети украшают дерево листочками  и называют качества: доброта, щедрость, забота, понимание, любовь, сочувствие, уважение, дружба, бережливость, достаток, щедрость , преданность, доверие, сотрудничество, здоровье, красота , нежность ,трудолюбие , внимание , мудрость , смелость и т. п.).

 - Молодцы ребята! Посмотрите, какое красивое дерево у нас получилось. В нем сочетаются бабушкина мудрость и доброта, дедушкина щедрость и понимание, папина сила и смелость, мамина любовь и забота. А все вместе - это семья! (слайд8)

Воспитатель. Ребята , мы с вами выполнили все задания Кузи. Вы молодцы! А когда вы вырастите, у каждого  из вас будет своя семья. И мне бы хотелось, чтобы это была семья, где взрослые будут заботиться о детях и пожилых родителях, а дети будут слушаться взрослых и во всем им помогать. А главное, все будут любить друг друга и относиться друг к другу с уважением. (слайд9)

1 задание –«Отгадайте ребус»

2 задание-  Игра «Назови свое отчество»

3 задание-  «Прочитайте стихи о семье»

4 задание-   Игра «Родственники»

5 задание-  Вспомните пословицы о семье»

6 задание-  Послушайте песню «Моя семья»

7  задание-   «Украсьте дерево»

             

               Дорогие, ребята!

Посылаю вам  задания и  игры на тему  о самом главном в жизни человека. А о чем пойдет речь, вы узнаете, разгадав ребус.

                          Ваш домовенок Кузя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в средней группе Тема: «Родословное древо семьи».

Программное содержание: Познакомить детей с понятием «родословное древо», учить понимать свое место в семье. Дать детям представление о православных родительских субботах, их значении и смысле. Воспит...

Методическая разработка по духовно-нравственному воспитанию детей старшей группы «Семья и её ценности»

Данная разработка представляет собой методический материал для проведения занятий по духовно-нравственному воспитанию детей. Предназначена для использования в работе воспитателей дошкольных образовате...

Программа духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи и детского сада.

Данная программа предполагает формирование у дошкольников знаний о современной жизни, традициях, истории, религиозной культуре нашего народа, а также воспитывает их интерес к родной стране, области, г...

Доклад по духовно-нравственному воспитанию на тему: "Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников".

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников"....

Мероприятие для детей старшего дошкольного возраста по духовно – нравственному воспитанию. Тема: «Моя дружная семья».

Способствовать формированию нравственно – патриотической культуры детей, уважительного отношения к родителям, к семье и семейным традициям....

Конспект НОД по духовно – нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста на тему: « Мой род – моя семья»

Материал этого занятия поможет воспитывать в детях любовь, заботливое отношение и  сопереживание  к членам своей семьи, вызвать желание узнать больше о своем роде и предках, обогащать и акти...