Зимующие птицы
план-конспект занятия по окружающему миру

Матюшина Оксана Валерьевна

Конспект занятия по окружающему миру «Зимующие птицы» с использованием магнитного плаката «Жизнь птиц зимой».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_okruzhayushchemu_miru.docx22.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по окружающему миру «Зимующие птицы» с использованием магнитного плаката «Жизнь птиц зимой».

Задачи:

• Закрепить понятие «зимующие» птицы;

• Дать детям представление о видах питания зимующих птиц;

• Активизировать в речи обобщающие слова: «зимующие птицы»;

• Расширить словарный запас: корм, кормушка, холодно, голодно и т. д. ;

• Развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов.

• Воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к птицам.

Оборудование:

Магнитный плакат «Жизнь птиц зимой», магнитные картинки с изображением птиц (воробей, ворона, сорока, синица, голубь, снегирь, дятел, мяч, разрезные картинки с изображением птиц.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

- Какое сейчас время года? Вспомните, пожалуйста, зимние месяцы. Какая погода бывает зимой?

2. Введение в тему.

- Ребята, а всех ли птиц мы можем встретить на улице зимой? (Нет, некоторые птицы улетают в теплые края)

- Как мы их называем? (Перелетные)

- Какие это птицы? (Ласточка, грач, скворец, жаворонок, аист, кукушка, соловей).

- Почему эти птицы улетают на юг? (Эти птицы питаются насекомыми, а зимой их нет).

- Но не всем птицам страшна зима. А какие птицы остаются у нас на зиму вы угадаете сами. (Загадывание загадок)

На доску вывешивается плакат «Жизнь птиц зимой».

1. Чик-чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это?. (Воробей)

(на плакат вывешивается картинка с изображением воробья.)

- Посмотрите и скажите, какого цвета оперение воробья? (он маленький коричневого и серого цвета). Чем покрыто тело воробья? (перьями) Чем питаются воробьи? (хлебными крошками)

(На плакат вывешивается картинка с изображением того, чем питается воробей.)

Послушайте 2-ую загадку:

Все время стучит,

Деревья долбит.

Но их не калечит

А только лечит (Дятел)

(Вывешивается картинка с изображением дятла)

- Какой красивый дятел! Опишите его. (У дятла голова, шея, спина, крылья- черные, а на голове красная шляпка)

-Какой у дятла клюв? Зачем он ему нужен? (Крепким клювом он стучит по дерева, долбит кору и достает насекомых)

-А зачем дятел достает насекомых из-под коры? (он спасает дерево от вредителей)

-Как люди называют дятла? Почему? (санитар леса)

- Чем питается дятел? (личинками)

(На плакат вывешивается картинка с изображением того, чем питается дятел.)

3. Еще загадка:

Верещунья-белобока,

А зовут ее. (Сорока)

(Вывешивается картинка с изображением сороки)

- Какая сорока? Опишите ее. (сорока крупная птица с черно-белым оперением)

- Как называют сороку в сказках и стихах? (сорока-белобока)

- Чем питается сорока? (семенами растений)

(На плакат вывешивается картинки с изображением семян растений)

4. Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине он появится опять. (Снегирь)

(Вывешивается картинка с изображением снегиря)

- Как вы думаете, почему эту птицу называют снегирь? (от слова «снег»- он ныряет в снег и купается)

- Опишите его. (у снегиря на голове черная шапочка, серая спинка, а грудка- красная)

- Чем питается снегирь? (ягодами рябины, зернами и семенами)

(На плакат вывешивается картинка с его любимой едой)

5. Она маленькая птичка,

И зовут ее … (Синичка)

(Вывешивается картинка с изображением синички)

- Как она выглядит? (на голове черная шапочка, спинка желто-зеленая, брюшко желтое, крылья и хвост – серые)

- Чем питается синичка? (салом)

(На плакат вывешивается картинка с изображением сала)

6. Окраской – сероватая, повадкой – вороватая,

Каркунья хрипловатая. (Ворона)

(Вывешивается картинка с изображением вороны)

- Опишите ее (черные голова, горло, крылья и хвост, остальное оперение серое)

- Чем питается ворона? (отходами)

(На плакат вывешивается картинка с изображением того, чем питается ворона)

7. Я – толстый, серый, под ногами

Хожу по городу кругами

И напрягаю толстый зоб,

Очаровать подругу чтоб. (Голубь)

(Вывешивается картинка с изображением голубя)

- Опишите его. (Оперение голубя серое)

- Чем он питается? (Хлебом)

(На плакат вывешивается картинка с изображением того, чем питается голубь)

3. Физминутка

Летели птички

Собой невелички.

Как они летели

Все люди глядели.

Как они садились

Все люди дивились.

Сели, посидели,

Взвились, полетели

Песенки запели.

- Молодцы, ребята, вы отгадали загадки о птицах. Давайте еще раз их назовем (воробей, дятел, сорока, снегирь, голубь, ворона, синица).

- Ребята, давайте хорошо рассмотрим этих птиц: что у них общего: есть туловище, голова, крылья, лапки, на голове – глаза и клюв, все части тела покрыты перьями. А что же разного (Расцветка)

- Как можно назвать одним словом этих птиц? Почему? (зимующие, потому что они не улетают в теплые края, а остаются зимовать у нас)

- Ребята, вы знаете, какая бывает зима? Зима суровая, вьюжная, морозная. Легко ли птицам зимой в лесу? Почему? (Птицам тяжело найти себе корм под снегом. Они прилетают ближе к людям за помощью, взрослые делают кормушки и насыпают в них корм.)

- Ребята, давайте вспомним, чем питаются птицы?

- Правильно, ребята. Воробьи питаются зёрнышками, пшеном, хлебными крошками (показывает карточку с изображением пшена).

Синицы питаются зёрнышками, крошками, любимое их лакомство – сало (показывает карточку с изображением сала).

Снегири едят семена, ягоды, любят клевать ягоды рябины (показывает карточку с изображением рябины).

Вороны всеядные птицы, питаются очистками, остатками пищи (показывает карточку с изображением огрызка яблока).

Сорока питается семенами растений (показывает карточку с изображением семечек).

Дятел питается личинками (показывает карточку с изображением личинок).

Голубь питается крупу, хлебом, хлебными крошками (показывает картинку с изображением хлеба).

- Давайте теперь поиграем. Ещё раз внимательно посмотрите, кто чем питается. Я карточки перемешиваю. Кто хочет их расставить?

Дети выходят по одному, выбирают карточку, называют, что на ней изображено и говорят, какая птица этим питается.

- А сейчас выходите, вставайте в круг, и давайте поиграем.

Игра называется «Угадай-ка». Я вам буду бросать мяч, и называть птицу, а вы будете говорить перелётная это птица или зимующая.

4. Закрепление знаний.

Детям раздаются разрезные картинки, дети собирают.

- А теперь, я буду загадывать маленькую загадку, а у того у кого эта птичка-отгадка, тот говорит отгадку.

Красногрудый, толстый, любит рябину.

Красноголовый, трудолюбивый, санитар леса.

Маленькая, брюшко желтенькое, любит сало.

Маленький, драчливы, боевой удалой.

Серенький, любит хлеб.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту

Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...

презентация о зимующих птицах нашего края "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"

Презентация к занятию по окружающиму миру на тему : "Зимующие птицы "....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

Конспект НОД подготовительной к школе группы на тему: «Расширение и усвоение знаний о зимующих птицах» (в рамках тематической недели «Зимующие птицы»)

Цели: Расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц, закрепление обобщающего понятия «Зимующие птицы», совершенствование грамматических категори...