«Путешествие в страну электричества».
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

 

Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, мыслительной деятельности, любознательности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Путешествие в страну электричества».

Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, мыслительной деятельности, любознательности.

Задачи:

1. Образовательные: обобщить и расширить знания детей об окружающем мире; познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества, и возможностью снятия его с предметов; закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту; уточнить и расширить представления детей, где "живет" опасное электричество и как оно помогает человеку.

2. Развивающие: развивать стремление к поисково-познавательной деятельности; способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами; развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

3. Воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающего мира, развивать любознательность; вызвать радость от открытий, полученных из опытов; воспитывать умение работать в коллективе.

Оборудование: музыка для полета, надутые воздушные шарики по количеству детей (+3), мелкие кусочки бумаги в тарелочках по количеству детей (+1), расчески по количеству детей (+1), шерстяная ткань, теннисные шарики по количеству девочек, пластмассовые линейки по количеству мальчиков, перышки, фольга, опрыскиватель для комнатных растений, картинки «опасного» электричества.

Ход занятия:

Воспитатель: Доброе утро, мои дорогие детки и все гости, которые пришли сегодня к нам в гости!!! Посмотрите, как много сегодня к нам в гости пришло гостей. И сегодня они пришли к нам для того, чтобы посмотреть, какие мы с вами умненькие и как много всего знаем и умеем. Готовы?

Загадка:

По тропинке я бегу,

Без тропинок не могу.

Где меня,ребята,нет-

Не зажжётся в доме свет.

Дети: электрический ток.

Воспитатель: А где есть электричество?

Дети: В розетках, выключателях, проводах, лампочках.

Воспитатель: А как вы думаете, для чего нам нужен электрический ток?

Дети: Чтобы было светло, чтобы работали электроприборы.

Воспитатель: Совершенно верно. А назовите, какие приборы работают с помощью электрического тока? 

Воспитатель вывешивает картинки на доску.

Воспитатель: Да, электроприборы окружают нас повсюду. Как вы думаете, эти электроприборы помогают человеку?

Дети: Да.

Воспитатель: Я с вами согласна, электроприборы окружают нас повсюду, они как добрые волшебники, помогают нам везде, без них человеку было бы трудно.

 Дидактическая игра «Найди пару»

Пылесос – ковёр

Фен – волосы

Электрочайник – чашка

Утюг – бельё

Холодильник – продукты

Швейная машина – платье

Стиральная машина – бельё

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что есть электричество неопасное? Тихое, незаметное, оно живет повсюду само по себе. Но если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть.

Я приглашаю вас в «Страну электричества", где мы научимся ловить доброе электричество.

Воспитатель: Но прежде, чем отправится в далекое путешествие, нам необходимо зарядиться положительными эмоциями и получить заряд хорошего настроения.

Физкультминутка

Ток бежит по проводам, (Бег на месте.)

Свет несет в квартиру нам. (Руки вверх ,встать на носочки.)

Чтоб работали приборы, (Кулачками друг о друга стучат.)

Холодильник, мониторы. (Обнять себя подражать, козырёк.)

Кофемолки, пылесос, (Движение рук по кругу, всасывают движения рук.)

Ток энергию принес. (Шаги на месте.)

Воспитатель: Ну что ж, а теперь мы отправляемся в путешествие. Для этого нужно удобно сесть на стульчике, поднять ножки от пола, крепко закрыть глаза и мы с вами сразу же очутимся в волшебной стране.

Звучит музыка, и дети отправляются в полет.

Опыт № 1 «Шарики»

Воспитатель: Вот мы и в волшебной стране. Посмотрите, как интересно: на стене висит шарик. И на полу шарики. А давайте-ка их тоже повесим на стену.

Дети пытаются повесить шарик на стену.

Воспитатель: Почему этот шарик висит, а наши шарики падают? 

Предположения детей

Воспитатель: Он волшебный. А давайте наши шарики тоже сделаем волшебными. Посмотрите, как! Надо весь шарик потереть шерстяным кусочком ткани. Но прежде, чем попробовать их повесить на стену, попробуйте их подружить между собой.

Действия детей

Воспитатель: Ну, что, ребята, получается у вас подружить шарики?

Дети: Нет.

Воспитатель: А как вы думаете, почему?

Высказывания детей.

Воспитатель: Оказывается, когда мы шарики трем кусочками шерстяной ткани, они заряжаются одинаковыми зарядами, которые ни как не могут дружить между собой.

Воспитатель: Ну что, раз у нас шарики не хотят дружить друг с другом, давайте их попробуем повесить на стену.

Воспитатель: Все шарики висят? Вот и наши шарики стали волшебными.

Как вы их сделали такими? 

Ответы детей

Воспитатель: Произошло это от того, что в шерстяных вещах живет электричество. Мы его поймали, когда стали натирать шарик кусочком шерстяной тряпочки, он стал электрическим и поэтому притянулся к стене.

Воспитатель: Теперь мы знаем, где живет электричество?

Дети: Да, в шерстяных вещах.

Воспитатель: А вы знаете, что еще электричество живет у нас в волосах?

Дети: Нет.

Воспитатель: Так вот, оказывается, когда мы расчесываемся расческой, в наших волосах появляется электрический ток.

Воспитатель: Что происходит с волосами?

Дети: Они электризуются, становятся непослушными, торчат в разные стороны и даже раздается треск.

Воспитатель: Это еще раз доказывает, что в волосах живет электричество.

А давайте попробуем другие предметы сделать волшебными. 

Дети встают вокруг стола

Опыт №2 «Расческа»

Воспитатель: Посмотрите, перед вами лежат маленькие кусочки бумаги. Возьмите расческу и поднесите ее к бумаге. С бумагой что-то происходит? 

Дети: Нет.

Воспитатель: Как заставить бумагу притянуться к расческе? 

Предположения детей

Воспитатель: Догадайтесь, что надо сделать, чтобы бумага притянулась к расческе?

Дети: Потереть ее о волосы.

Воспитатель: Ловите электричество. 

Дети расчесываются или натирают расческу о волосы

Воспитатель: Подносите к бумаге. Что происходит с бумагой? 

Дети: Бумага прилипла, притянулась, зашевелилась.

Воспитатель: Почему притянулись кусочки бумаги? Как вы думаете, какая расческа стала? 

Дети: Электрическая, волшебная.

Воспитатель: Как она стала такой? 

Дети: Потерли о волосы, поймали электричество в волосах.

Воспитатель: Молодцы! Вы опять поймали электричество.

Воспитатель: Давайте поиграем с добрым электричеством и сделаем самые обычные предметы волшебными. 

Дети проходят к следующему столу.

Опыт №3 «Волшебная одежда»

Воспитатель: Девочки возьмите пластмассовые шарики, а мальчики - линеечки. Прикоснитесь к фольге. Что вы видите? 

Дети: Лежат спокойно.

Воспитатель: Как можно сделать эти обычные предметы волшебными с помощью одежды? 

Дети: Потереть.

Воспитатель: Ловите электричество.

Дети трут свои предметы об одежду.

Воспитатель: Прикоснитесь шариками к фольге, а линеечками к перышкам. Что вы видите? 

Дети: Предметы притянулись, прилипли.

Воспитатель: Какие стали предметы? 

Дети: Электрическими.

Воспитатель: Как они стали электрическими? 

Дети: Мы их натерли одеждой.

Воспитатель: Значит, где еще живет доброе электричество? 

Дети: В одежде.

Воспитатель: Доброе электричество живет не только в волосах, но и в нашей одежде.

6. Словесная игра «Если не работает?»

Воспитатель:

Электричество прекрасно

Хоть оно не безопасно

Но что будет если вдруг

Отключат нам его вокруг.

Дети: (Не будут работать электрические приборы.)

Воспитатель: Если не включаются, чем же заменяются?

Воспитатель: Продолжите моё предложение:

Если не работает пылесос – я возьму веник.

Швейная машина – иголка.

Электролампа – свеча.

Телевизор – дети играют.

Стиральная машина – тазик.

Миксер – венчик.

Электрочайник – чайник.

Воспитатель: Ну, вот и заканчивается наше путешествие по «Стране Электричества», давай присядем на стульчики и вспомним, чем мы сегодня с вами занимались.

Дети сидят на стульчиках.

Воспитатель: Ребят, чему вы научились сегодня в «Стране волшебных предметов»?

Дети: Ловить электричество, делать предметы волшебными.

Воспитатель: А почему мы называем предметы волшебными? 

Дети: Они электрические.

Воспитатель: Что происходит с этими предметами? 

Дети: К ним все притягивается

Воспитатель: А как мы их делали волшебными? 

Дети: Ловили электричество в волосах и одежде

Воспитатель: Вам понравилось играть с этим электричеством?

Дети: Да.

Воспитатель: Это электричество опасно? 

Дети: Нет, оно доброе, неопасное.

Воспитатель: А еще ребята, давайте вспомним, какое еще бывает электричество?

Дети: Опасное.

Воспитатель: Правильно, ребята, еще электричество бывает опасным. Как вы думаете, где живет такое электричество?

Дети: В электрощитах, в розетках, во включенных лампочках, в телевизорах, в микроволновых печках и т.д.

7. Беседа о технике безопасности.

Воспитатель:

Сколько в квартире вещей интересных

Знакомых уже и ещё не известных.

Спрятался в них электрический ток,

Он безопасен? Ответь мне дружок!

Воспитатель: Ребята вы знаете правила безопасности?

Дети объясняют.

Электроприборы могут ударить током, стать причиной пожара. Поэтому, выходя из дома, необходимо выключать телевизор, магнитофон, утюг и т.д.

Нельзя тянуть руками электрический провод, можно брать в руки только вилку.

Ни в коем случае нельзя подходить к оголенным проводам, не дотрагиваться до них. Это опасно для жизни.

Нельзя прикасаться мокрыми руками к электрическим приборам и проводам.

Нельзя вставлять никакие предметы в розетку.

Нельзя дотрагиваться до горячих электроприборов.

Воспитатель: Перед вами лежат картинки. Выберите те, которые относятся к «опасному» электричеству.

Дети выбирают картинки с «опасным» электричеством.

Воспитатель: Запомните это, ребята, и ни в коем случае не подходите, и не играйте с опасным током.

Воспитатель: Ну, вот и все, нам пора прощаться с волшебной страной электричества. А давайте на память о волшебной стране возьмем воздушные шарики, которые висят на стене. Но взять их можно только тогда, когда они опять станут обыкновенными -  не электрическими.

Надо снять электричество. Как же снять электричество? 

Предположения детей

Воспитатель: Предметы наэлектризованы, они притягиваются, а чтобы они стали послушными, надо смочить водой, электричество пропадет и их можно будет легко снять. Давайте проверим, так ли это. 

Воспитатель брызгает из опрыскивателя для комнатных цветов

Воспитатель: А теперь возьмите воздушные шарики и подарите их нашим гостям в память о нашем с вами путешествии.

Дате дарят присутствующим гостям воздушные шарики.

Воспитатель: Но нам с вами, пора возвращаться обратно в детский сад. Давайте присядем на свои места и полетим обратно домой.

Музыка. Дети кружатся

Воспитатель: Вот мы и в детском саду. Вам понравилось наше путешествие?

Дети: Да.

Воспитатель: А нашим дорогим гостям, мы хотим еще подарить памятки, о том, как и зачем беречь электроэнергию.

Дети дарят гостям памятки «Берегите энергию!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волшебная страна Электричество

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию для детей старшей группы. Дети закрепляют знания об электричестве, о правилах пользования электроприборами, знакомятся с электростанцией.Сочетание р...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну электричества»

Обобщить знания детей о пользе и опасности электричества.Закреплять правила безопасного обращения с электрическими приборами....

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе. Тема: «Золушка в волшебной стране - Электричество»

Задачи:1)     Сформировать у детей представление о том, где живет электричество и как оно помогает («Познание»).2)     Поддержать у детей интерес к познанию о с...

Педагогическое мероприятие путешествие в сказочную страну « Электричества»

Проведённая образовательная деятельность поможет сформировать  у детей знания об электричестве ( опасном и безопасном) и обратить внимание    на ту опасность, которую несёт в себе ...

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по безопасности и экспериментированию для детей 6-7 лет Путешествие Незнайки в страну Электричества.

Программное содержание:Образовательные задачи:- Обобщать знания детей об электричестве, расширять представления о том, где «живет» электричество и как помогает человеку....

Конспект ООД по форме экспериментальных действий на тему: «Путешествие в страну электричества»

Конспект ООД по форме экспериментальных действийна тему:  «Путешествие в страну электричества» Программные задачи:Образовательные:-обобщить и расширить знания детей об окружающем...