Образовательная деятельность по экологии в старшей группе " Перелетные птицы ".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Ковальская Надежда Васильевна

Конспект занятия по зкологии в старшей группе .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_po_ekologii_pereletnye_ptitsy.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной  образовательной деятельности по экологии    "Перелетные птицы"                     

(старший группа)

Цель:  уточнить и расширить представления о зимующих и перелетных птицах, об их жизни в весенний период;  развивать интерес к жизни птиц, о видах гнезд и их размещении; развивать воображение, мышление, речь детей, обогащать их словарь; воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.

 Задачи : закреплять с детьми характерные признаки весны; упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи;

 расширять представления детей о перелетных птицах, об их жизни в весенний период; дать сведения о видах гнезд и их размещении;

развивать логическое мышление и внимание;

воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.

Предварительная работа : чтение художественной литературы, беседы о птицах, рассматривание иллюстраций с изображением времени года - весна, птиц; отгадывание загадок о перелетных и зимующих птицах.

 Демонстрационный материал:

Письмо; дерево; иллюстрации зимующих и перелетных птиц;  разрезные картинки - игра «Собери птичку»; тексты загадок о перелетных птицах; физкультминутка «Перелетные и зимующие птицы».

Ход занятия:

 (Дети входят в группу и становятся вокруг воспитателя).

В: Ребята, сегодня на занятие я приготовила много интересного. Послушайте загадку:

Светает рано по утрам.

Подснежники и тут и там,

 Ручей шумит, как водопад,

Скворцы к скворечникам летят.

 Звенят под крышами капели.

Медведь с еловой встал  постели.

Всех солнышко теплом ласкает,

Кто это время года знает?…. (весна)

В.: Да, ребята, к нам пришла весна. А какая она?

Д.: Теплая, светлая, радостная, звонкая, ласковая, нежная, солнечная, зеленая, прекрасная, добрая.

В: Молодцы! А какие чудеса происходят весной?

Д: Тает снег, появляются проталины, набухают почки, пробивается травка, появляются первые цветы.

 (Обращаю внимание на предмет, накрытый покрывалом).

В: Ребята, а что это такое? Да это же чудо – дерево! Посмотрите, какие на нем птицы! Назовите их (дятел, воробей, синица, снегирь). Как одним словом можно назвать этих  (зимующие).

- А вот ещё птица прилетела – скворец. Он прилетел из теплых стран. Смотрите, скворец принес нам конверт. Что же в нем? Давайте прочитаем.

«Дорогие ребята, пишут вам перелетные птицы. Мы не сможем к вам прилететь, так как нас заколдовал злой волшебник. Помогите нам, расколдуйте нас. Выполните задания волшебника и злые чары исчезнут. И тогда мы сможем к вам вернуться. Перелетные птицы».

В.: А почему птиц называют перелетными?

Д.: Потому что они улетают на зиму в теплые страны.

В.: Да, так. А почему птицы улетают в теплые края?

Д.: Потому что им страшен голод.

В.: Правильно. А с наступлением весны птицы возвращаются и радуют нас своим пением.

В: Ребята, поможем перелетным птицам ( ответы детей) . Волшебник спрятал конверты с заданиями в нашей группе. Давайте найдем конверт с первым заданием. (дети находят конверт с цифрой 1)

-Мы с вами должны отгадать загадки про перелетных птиц:

1) Не ворона, не синица -
Как зовется эта птица?
Примостилась на суку -
Раздалось в лесу "ку-ку". 

(Кукушка) 

2) Быстро над землёй порхает,
Мошек на лету хватает
И мелькает в высоте
С чёрной стрелкой на хвосте.
Домик у неё из глины,
Вроде маленькой корзины. (ласточка)

3) Он весной к нам прилетает

С многочисленною стаей.

Мы ему построим дом,

Чтоб птенцов он вывел в нём.

Станет солнце землю греть,

И начнут все птицы петь!

Чёрный фрак надел певец –

Гимн весне поёт ... (скворец).

4) Он по пашне свежей ходит
Словно в саже весь, носач
Дождевых червей находит,
Возвратившись с юга …
(Грач)

5) Хоть на вид и неказист

Хотя очень голосист

( Соловей)

В: С первым заданием справились. А теперь нужно найти конверт с цифрой 2.(дети находят конверт).

Второе задание - игра «Собери птичку»  (дети собирают разрезные картинки и называют птиц, изображенных на них).

В:Вот и со вторым заданием вы справились. А теперь давайте отдохнём и поиграем.

Физкультминутка: "Зимующие - перелетные птицы"

В : Давайте поиграем. Если я назову перелетную птицу – “летите” и “машите крыльями”. Если назову зимующую – приседайте и хлопайте в ладоши.

Дети идут по кругу и проговаривают : “Друг за другом мы идем, дружно, весело идем. Надо думать, не зевать, только верно показать”. (Воробей, ласточка, синица, кукушка, дятел, грач, сорока, соловей)

В: Молодцы, ребята. Продолжим помогать нашим пернатым друзьям? Давайте найдем следующий конверт. Какая цифра должна быть на нем (Ответ детей: 3) Дети садятся на стульчики.

В: Ребята,  кто знает - какая первая забота у птиц весной .

Д:  Построить новые гнезда .

 В :Из чего строят гнезда птицы.

Д: Из сухих травинок, веточек, соломинок, пушинок, мха, лоскутков, березовой коры ит. д.

 В:Где птицы строят свои гнезда.

Д : на деревьях, на земле, под крышей,  в кустах .

В: Вот посмотрите, ребята, несколько картинок.

Грачи строят гнезда на высоких деревьях, гнездятся стаями. Гнездо грача напоминает разлохмаченную шапку. Грачи строят гнезда из сучьев - а внутри, чтобы мягче было будущим птенцам, выстилают сухой травой и тонкими ветками. Соловей устраивает гнездо очень низко , почти на земле в траве или на небольших кустах и состоит из сухих листьев, залежавшихся с прошлого года. Внутри жилище выстлано тонкими и сухими травинками и веточками .  Ласточки строят гнезда под крышами, карнизами, балконами. Гнездо ласточки имеет форму полушария с боковым входом и строится только из комочков размокшей после дождя земли или глины. Скворушка селится в скворечниках, которые ему делают люди. Выстилает его мягким мхом, пухом, травинками.

В : Вот и еще одно задание волшебника выполнено. Мы с вами рассмотрели где и как строят гнезда перелетные птицы. Давайте найдем следующий конверт с цифрой 4.

В:  Какая следующая забота у птиц?

Д: Вывести птенцов.

В: А кто заботится, высиживает, согревает, бережет яйца?

Д: Мама птичка, самка.

В: А кто кормит маму, пока она высиживает яйца?

Д: Папа, самец.

В:Ребята , какие правила должны соблюдать люди  во время гнездования птиц .

Д :Заслышав шум неподалеку, они покидают свои гнезда и стараются увести врагов подальше от своего домика, и даже могут погибнуть. Поэтому, в лесу нельзя шуметь, чтобы не пугать птиц. А еще, заметив гнездо, нельзя его разорять, трогать яйца и птенцов, потому что птица, почуяв посторонний запах, может их бросить, и тогда птенцы погибнут. Молодцы!

Я, ребята, птиц люблю.

Никогда их не ловлю –

Ни ловушками, ни в сетки,

Не держу их дома в клетке.

Никогда гнезда не трону

Ни сороки, ни вороны,

Ни скворца, ни воробья

 Не обижу в жизни я!

В: Мы с вами выполнили все задания злого волшебника и расколдовали  перелётных птиц. Теперь можно посадить наших  птиц на дерево.

В: Вы молодцы, ребята! Посмотрите, какое чудесное дерево у нас получилось. Давайте вспомним еще раз, о каких птицах мы с вами сегодня говорили? Что нового вы узнали сегодня? (ответы детей).
В:Ребята,  перелетные птицы оставили вам подарок – раскраски, где изображены другие перелетные птицы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная образовательная деятельность по экологии в старшей группе, тема:" Все в лесу нужны друг другу"

Образовательная деятельность на тему "Все в лесу нужны друг другу", основная цель занятия:  формировать представление о том, что все в природе взаимосвязано. занятие предназначено для детей ...

Конспект образовательной деятельности по экологии в старшей группе, тема: «Перелетные птицы»

Цели: 1. Познакомить детей с понятиями: « лететь «клином», «цепочкой», «стайкой». 2. Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте, кукушке, соловье; о частях тела пти...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии в старшей группе

Интегрированная непоредственной образовательной деятельности по экологии в старшей группе. Цели: развивать навыки проведения лабораторных опытов, актевизировать и обобщать словарь детей, развивать соц...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии в старшей группе Тема: «Волшебница вода»

Продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачность, не имеет запаха, вкуса, вода растворитель.Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека;Уточнить представления детей о том, ...

Образовательная деятельность по экологии в старшей группе на тему: "Поможем птицам зимой"

Образовательная деятельность по экологии в старшей группе на тему: "Поможем птицам зимой"...