Доклад "Ребенок в семье и сообществе. Образ Я"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Екатерина Владимировна Молодых

Доклад "Ребенок в семье и сообществе. Образ Я"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл katya_itog.docx34.47 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему

« Образ Я »

                                                        Подготовила воспитатель

                                                         1категории Молодых Е.В.

   

 Одно из направлений  образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является «Ребенок в семье и сообществе», которое направленно на формирование у воспитанников образа Я, уважительного отношения  и чувства принадлежности к своей семье  и сообществу детей и взрослых в детском саду; формирование гендерной , семейной принадлежности .

   Представление о себе, образе- Я , является основополагающим, стержневым компонентом личности. Ребенок в дошкольном возрасте учится позитивно относиться к себе, выделять в себе разнообразные качества, осознавать их на доступном  для возраста уровне, уметь адекватно оценивать результаты деятельности, свои умения и свойства личности.

На формирование образа- Я и развитие самоуважения дошкольника в первую очередь оказывают влияние близкие взрослые и педагоги, что становится решающим  фактором при развитии ребенка. Понимая важность формирования образа-Я у дошкольников мы в своей работе   данному направлению уделяем большое внимание.

          Так например : Для развития у детей уверенности в себе , осознания своих характерных особенностей, уникальности и неповторимости  широко мы используем беседы, на  различные темы

 « Разные люди» , « Близнецы», «Чем отличаются люди? », «Каким я был? Какая я сейчас? Какими мы будем?», «Ты и твое имя», «Что ты любишь?», «Что ты умеешь делать?». «Робкие и смелые»

               В продуктивных видах деятельности используем  рисование на темы : « Я, мама и бабушка»,  «Изобрази себя» , «Нарисуй себя взрослым», « Нарисуй свое имя», «Нарисуй, что тебе разрешают и запрещают»,  «Что вам нравится зимой (весной, летом, осенью)».

Например  в продуктивных видах деятельности на тему «Что ты любишь?» детям  предлагалось изготовить индивидуальные  альбомы, где каждая страничка отображает то, что любит ребенок: игрушки, еду, занятия и др. Дети с интересом рисовали, наклеивали вырезанные картинки  и фотографии.

Также в группе  был собран фотоальбом , представляющий собой подбор фотографий детей в различных костюмах и сказочных образах , который использовался для составлений рассказов детьми о себе.

В реализации данного направления  мы используем также и дидактические игры такие как : « Узнай по голосу», «Любимый запах»,  «Скажи друг другу комплимент», «Кто позвал ?», «Путешествие в стану запахов», «Ласковое имя» , «Узнай настроение».

Например словесная игра  «Доскажи предложение», где дети заканчивают фразы.                                                                                                                                   -«Я боюсь, когда…», «Я чувствую себя смелым, когда….», «Я чувствую себя неуверенно, когда…»,  «Я горжусь собой, когда…..».

С целью помочь стеснительным детям избавиться от неловкости, робости мы предлагаем  игру с зеркалом «Похвали себя», где дети глядя в зеркало, говорят сами себе комплементы или используем игру «Волшебный стул», где ребенка уже  хвалят товарищи по группе.

Приобщая детей к художественной литературе , мы стараемся подобрать такие произведения, героями которых можно восхищаться и  подражать   , которые формируют образ-Я : «С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое» , Б.Жидков «На льдине», Л.Толстого «Котенок», «Филлипок», В Маяковский «Что такое хорошо, и что такое плохо», Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок». Л. Кэрролл «Алиса в Зазеркалье»,О. Кирилов «Книга ласковых имен»,Т. Петрушина «Когда я был маленьким».

Систематизировать всю информацию ,способствующую развитию образа –Я , позволяет также портфолио воспитанника , которое включает в себя фотографии ребенка, его личные данные, близких и значимых для него людей  , творческие работы воспитанника, дипломы, грамоты, сочинения родителей на тему «Мой ребенок». В создании  портфолио участвуют и ребенок , и семья, и мы-педагоги.

Для  расширения и закрепления гендерных  представлений дошкольников, развитие в мальчиках и девочках качеств  свойственных их полу мы используем разнообразные  формы и методы. 

 

           Данные формы и методы помогают нам реализовать  следующие задачи гендерного воспитания представленные на слайде: это

  1. Создание условий для социально - психологических представлений о сходстве и различии людей,.
  2. Оказание  помощи ребенку в половой социализации, в установлении своей половой принадлежности.
  3. Формирование у детей понимание особенностей поведения мальчиков и девочек, умение вместе играть.
  4. Знакомство  детей  с  деятельностью  взрослых:  мужчин   и женщин,  с  их личностными   качествами.  
  5. Осуществление подготовки детей к будущей семейной жизни, к осознанию роли отца и матери.

Нами проводились беседы с детьми на темы: « Какими должны быть мальчики и девочки», « Кто я, мальчик или девочка?» » с целью развития в мальчиках и девочках  качеств ,свойственных их полу. «Путешествие в доисторические времена»- с целью развития  у детей правильного понимания роли мужчины и женщины в обществе.

Необходимое условие гендерного воспитания дошкольников- это создание предметно – пространственной среды с учетом интересов, потребностей детей . Мы основываясь на своем практическом опыте,  создали для девочек уголок кулинарии, рукоделия , дизайна, уголок «маленьких хозяюшек», зону для сюжетно- ролевых игр («Мой дом », «Торговый центр», «Диагностический центр», «Школа»),

 для мальчиков- уголок ручного труда, настольных игр , спортивных игр, строительный материал для постройки парохода, ракеты, машины.

Успешнее всего усвоение гендерного поведения детьми проходит в сюжетно – ролевых  играх: « Семья», « Я  механик», «Станция техобслуживания», « Я военный, (спасатель, пожарный)», « Маленькая хозяюшка»,  «Салон красоты», «Супермаркет», «Скорая помощь»,  «Ателье»  и другие.

         Детская художественная литература является одним из важных средств гендерного воспитания дошкольников. Как известно, художественный образ воздействует на маленького ребёнка гораздо сильнее, чем скучные объяснения взрослого. При отборе художественных произведений  мы учитывали следующие требования: представленные на слайде , это и

  • доступность произведения возрасту,
  • эмоциональная привлекательность произведения,
  • динамичность сюжета,
  • эмоциональное и образное описание героев,
  • наличие эпизодов, которые дети могут перенести в игру.

Знакомили детей с такими художественными произведениями как:                            - Э. Успенский «Если был бы я девчонкой»

- С. Маршак «О девочках и мальчиках» -

С. Алексеев «Рассказы о Суворове и русских солдатах»

- Л. Кэрролл «Алиса в Зазеркалье» и др.

В книжном уголке  оформили выставки   книг, иллюстраций, фотографий по темам: «Все работы хороши — выбирай на вкус», «Мальчики и девочки вместе».                                                          

 Также в своей работе по данному направлению используем  нашу муниципальную программу «Принц и золушка».

Современное общество нуждается в восстановлении традиционных ценностей, включающих бережное отношение к семье.

И мы с целью  расширения представлений о семье реализуем  долгосрочный проект «Семья», где участниками являются и дети, и педагоги и родители. Мероприятия данного проекта были разработаны с учетом    5 областей ФГОС ДО.

Маршрут реализации проекта представлен на экране.

Как видите в проекте нашли отражения разноплановые мероприятия через разные виды детской деятельности по всем  пяти образовательным  областям.

Так ,   социально-коммуникативное развитие реализовывалось через составление детьми и родителями семейного герба, «Генеалогического древа», альбомов «Традиции нашей семьи».

В преддверии выборов губернатора пензенской области семьи воспитанников приняли активное участие в фотоконкурсе «Голосуем свей семьей».

Рассматривали с детьми и обсуждали семейные фотографий, с целью закрепления представлений о семье, ее составе, близких родственниках. 

Вместе с детьми мы посещали на дому прадедов воспитанников, которые являются ветеранами ВОВ и тружениками тыла, в рамках празднования 70-летия победы, где дети знакомились с героями войны, их подвигами и боевыми наградами.

Первый этап становления профессионального самоопределения начинается в  дошкольном возрасте, и заключается в развитии наглядных представлений ребенка о профессиях родителей.

         Успешным решением данной задачи стало взаимодействие  детского сада с родителями воспитанников группы, а также старшими братьями и сестрами, которые обучаются в многопрофильном колледже.  

         Одна из интересных форм такого взаимодействия,  было проведение совместного квест – путешествия « Мастер  Град»

         С целью формирования у детей  позитивных установок и уважительного отношения к разным видам рабочих профессий.

Основными задачами квест-путешествия являются:

-Это формирование у дошкольников социальной роли труда взрослых

-воспитание уважение к людям разных профессий

-обогащение сюжетно-ролевых игр  детей

-обучение способам взаимодействия в командных играх.

На подготовительном этапе квест-путешествия   мы

-просмотрели с детьми иллюстрации и презентации  о профессиях .

-беседовали, читали  художественную литературу

 и разучивали стихи о профессиях;

   -знакомили с ключевыми профессиональными словами и фразами, которые могут встретиться детям в процессе квест-путешествия;

       -организовывали профориентационные дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные игры;

     -слушали и разучивали музыкальные произведения по теме.

А также использовались нетрадиционные формы работы с детьми и родителями, это:  

  • выставка совместных детско-родительских работ «Фото-рассказы о профессиях», «Калейдоскоп профессий» и т.д.;
  • выставки детских рисунков «Профессия моей мечты», «Дом, который построю я», «Профессии нашего города» и т.д.;
  • семейная гостиная «Все профессии нужны, все профессии важны», «Мой папа – рабочий!», «Профессиональные династии», «Горжусь профессией своей» и др.;
  • родительские собрания с участием представителей колледжей;
  • профориентационные экскурсии с родителями и детьми на производственные предприятия, комбинаты.

Так же на данном этапе подготовила необходимые материалы  и оборудование, это  :

карта « Мастер Града», картины, иллюстрации, фотографии, рисунки с изображением людей разных профессий родителей воспитанников , орудий и средств труда;

На основном  этапе квест –петешествия  мы с детьми   отправились в путешествие, где посетили 4 профориентационные зоны  Мастер-града : « Аллея дизайнеров», «Транспортный проезд», «Прическа принцессы», «Волшебное пирожное». Работа с воспитанниками группы мы строили с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и принципа интеграции образовательных областей. Общая продолжительность квест-путешествия составила около  1 часа.

Каждую зону представлял студент многопрофильного колледжа, который проводил для детей мастер класс по своей профессии  и организовывал с ними детскую продуктивную деятельность.  

На заключительном этапе –этапе рефлексии, во второй половине дня была организована  беседа  с детьми по вопросам:

 -С какими профессиями вы сегодня познакомились?»,

Что нового узнали?

 Что было интересно?

Что вас удивило?

Что было трудно?

Все ли у вас получилось?

О какой еще профессии вы хотели бы узнать?

« Какая профессия понравилась больше всего?», Кем бы вы хотели быть, когда вырастите и почему?

Таким образом , проведение подобного квест-путешествия

позволило нашим воспитанникам приоткрыть дверь в мир самых разных профессий и положило начало продуктивному взаимодействию детского сада и колледжа.

Реализуя образовательную область  Познавательное развитие мы использовали  составление  

с детьми карты - схемы микрорайона с обозначением домов, где живут дети группы .  Знакомились  с картой «Мой город».

Также дети рисовали на тему «Мой дом», где отображали схемы своих квартир.

   Детьми  составлялся Коллаж «Домашние любимцы»,

 семейные альбомы: «Комнатные растения», «Что растет у нас на даче».

    Проводилась акция  «Коллекционируем вместе»

          В  рамках  образовательной области «Художественно –эстетическое развитие»

           Проводились конкурсы рисунков на тему  « Моя семья», « Портрет мамы (папы)», « Моя комната» и др.,

Дети готовили подарки и сувениры членам своей семьи с целью проявления  творчества при украшении своей комнаты и родного дома собственными рисунками и поделками.

         Образовательная область речевое развитие представлена :

          -творческим рассказыванием детей по темам «Выходной день в моей семье», «Мои близкие», «Наши любимые питомцы», «Лето на даче», «Как я помогаю дома», «Наше путешествие», «Мир семейных увлечений», «Если мама устала», «Мои обязанности в семье», «Как я помогаю бабушке, дедушке».

      -  составлением словарика имен членов семьи «Что означают имена», альбома «Моя семья» с рисунками, фотографиями, стихами детей.

Приобщение к художественной литературе проходило через ознакомление с такими детскими художественными произведениями  как

Сказки: «Дикие лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»,

 «Кукушка», «Красная шапочка»

Стихи: Я. Аким «Моя родня», Э. Машковская «Про бабушку» и др.

Рассказы: С. Баруздин «Мамина работа», Р. Гамзатов «Мой дедушка», В. Драгунский «Моя сестренка Ксения», Н. Носов «И я помогаю» и др

Проводились игры-драматизации по мотивам литературных произведений: Г. Шалаева «Как вести себя у бабушки и дедушки», В. Осеева «Обычная старушка».

       Использование данных произведений помогают  воспитывать в детях уважительное отношение к членам своей семьи.

Образовательная область физическое развитие 

представлена проведением совместных мероприятий родителей с детьми  «Стартуем вместе», «День здоровья», межсемейными соревнования «Папа, мама , я - спортивная семья».

На заседании клуба «Вместе дружная семья» мы предлагали родителям составить режим дня для  семьи, проводили  конкурс на лучший  семейных комплекс утренней гимнастики, закаливающих процедур.

Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. Пространство группы  мы стараемся разграничить  с учетом ФГОС ДО на зоны ( центры, уголки).  Для решения задачи формирования представления  о ближайшей окружающей среде к оформлению уголков и  центров мы привлекаем детей.

Совместно с детьми в группе была создана мини-библиотека. Наши воспитанники сами предлагали, на какую тему они хотели бы оформить выставку книг. К этой работе были привлечены семьи воспитанников. Была проведена акция «Книжкин дом». В  ходе её проведения родители с детьми приносили как вновь купленные книги современных писателей, но и книги, которые пользовались популярностью в семье. Книжный фонд группы был систематизирован по разделам вместе с дошкольниками.

- народные, авторские сказки;

- об истории страны, армии;

- о детях, взрослых и их взаимоотношениях;

- о природе, временах года;

- познавательная литература.

     Для того чтобы детям было удобнее найти книгу по нужной теме, каждый раздел обозначен художественным символом (деревом, солдатом, сказочным персонажем…). Всю эту атрибутику мы  создавали вместе с детьми, как модель настоящей библиотеки.

    В целях создания развивающей среды группы, совместно  с детьми мы оформили выставки коллекций на тему «Диназавры»,  «Моя любимая игрушка», «Марок и монет, открыток», «Что за чудо эти фиалки» и др.

Формирование представлений о себе как об активном члене коллектива проходило через проектную деятельность: «Творческая мастерская», «Мы вместе»,  «Юные артисты», Акцию «Подари вторую жизнь игрушке, книге».

         Мы с воспитанниками группы изготавливали сувениры для малышей, показывали театральные представления, и устраивали концерты для младших товарищей.

      Таким образом работая во взаимосвязи «ребенок, родитель-педагог» нам удалось создать наиболее полные и благоприятные условия для формирования у воспитанников образа –Я и уверенности в своих возможностях, чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект совместной деятельности (ребёнок в семье и сообществе) средняя группа. Тема : "Дружная семейка"

В конспекте предоставлен материал по социально-коммуникативному развитию. В первую очередь ставится задача воспитания любви и уважения к семье, о взаимоотношениях между родственниками и детьми. ...

Перспективное планирование. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие». Ребёнок в семье и сообществе

Образ Я. Расширять представления ребенка об изменении позиции в связи с взрослением (ответственность за младших, уважение и помощь старшим, в том числе пожилым людям и т. д.). Через символические и об...

Планирование. Социально - коммуникативное развитие. Ребенок в семье и сообществе. Патриотическое воспитание.

Планирование. Социально - коммуникативное развитие. Ребенок в семье и сообществе. Патриотическое воспитание....

непосредственной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (ребенок в семье и сообществе - формирование гендерной принадлежности) "Девочки и мальчики"

Закрепляются гендерные представления у детей, знания о своей принадлежности к полу, о строении человека, формируются умения различать мальчиков и девочек по внешнему виду и поведению....

Перспективно-тематическое планирование непрерывной образовательной деятельности по ОО «Социально - коммуникативное развитие». Раздел «Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание». Семья. Средний возраст (4 – 5 лет)

перспективное планирование занятий, совместной и самостоятельной деятельности воспитателя с детьми: бесседы, игры, продуктивная деятельность, театральная деятельность. работа с родителями....

Презентация "Ребенок в семье и сообществе"

Презентация "Ребенок в семье и сообществе"...

«Детский сад – одна семья - дружеское сообщество детей, сотрудников и родителей».

laquo;Детский сад – одна семья - дружеское сообщество детей, сотрудников и родителей»....