План-конспект НОД в подготовительной группе «НАШ ГОСТЬ – ЗАЯЦ»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Цапок Лина Александровна

НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной к школе группы. Цель: уточнить и расширить представления детей о зайце, как представителе фауны различных природных зон.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное   учреждение городского округа Королев Московской области

«Детский сад комбинированного вида № 15 «Солнышко»

План-конспект НОД

в подготовительной группе

Тема: «НАШ ГОСТЬ – ЗАЯЦ»

Воспитатель: Цапок Л.А

Королёв, 2019

Цель: уточнить и расширить представления детей о зайце, как представителе фауны различных природных зон.

Задачи:

- закрепить знания детей о среде обитания зайцев, способе питания;

- расширить представления детей о внешних особенностях зайцев в зависимости от природной зоны обитания и сезонов;

- развивать связную речь, умение внимательно слушать сказку, обсуждать содержание;

- закрепить в активном словаре детей формулы речевого этикета;

- развивать мелкую моторику руки;

- совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги и конструктивные навыки;

- воспитывать усидчивость, желание доводить начатую работу до конца, аккуратность.

Предварительная работа: беседы о природных зонах и представителях фауны различных природных зон.

Материалы: текст сказки В. А. Сухомлинского «Зайчик и рябина»; иллюстрации к сказке; фото зайца-русака, чернохвостого зайца и зайца-беляка; листы бумаги в клетку для графического диктанта (по количеству детей); схемы для плоскостного конструирования (заяц, белка, волк, лиса); геометрические фигуры из картона для конструирования; листы голубой бумаги для основы аппликации Ф А-4; клей; клеёнки; салфетки; восковые мелки.

ХОД РАБОТЫ

(Дети располагаются на ковре, на стульчиках полукругом.)

        Воспитатель. Ребята, на прошлой неделе мы с вами знакомились с континентом Австралия, с животными, которые там живут, и, как оказалось, в Австралии, как и в наших краях живут зайцы. И вот о чем я подумала, а все ли мы знаем о зайцах? Давайте, ребята, вспомним, где может жить заяц? (Ответы детей: в лесу, на лугу, в горах, на севере.)  Совершенно верно. А чем питается заяц? (Ответы детей: морковкой, капустой, травой, корой деревьев.) Правильно. А как выглядит заяц? (Ответы детей: Зимой – белый. летом – серый и т. д.) Во многом вы правы, ребята, но я хочу вам еще кое-что рассказать о зайцах.

Воспитатель. Весной и летом шуба на зайцах серая с рыжевато-бурыми подпалинами. Среди густой травы зайчишку и не заметишь. (Воспитатель демонстрирует детям фото зайца-русака.)

Осенью заяц меняет летнюю серую шубку на более светлую, теплую и пушистую, полностью белоснежным становится только заяц-беляк, который живёт в северных районах. (Фото зайца-беляка.) А вот кончики ушей у зайца всегда остаются тёмными.

В народе зайца называют Косым, потому что у него глаза не в центре мордочки, а по бокам расположены, и зверек может видеть, что делается сбоку и даже сзади.

Нору зайцы не делают и пропитание на зиму не собирают. Днем они спят, спрятавшись в чаще леса: под корнями вывернутого бурей дерева или забившись в ямку под кустами. От зимней стужи заяц укрывается в лесной чаще, зарывшись в пушистый снег под кустом.

        Воспитатель.  Ребята, а какие вы знаете сказки, героем которых был заяц, как они называются? (Ответы детей: «Заюшкина избушка», «Теремок», «Колобок», «Под грибом», «Заяц хваста», «Соломенный бычок»). Правильно, ребята, а как вы думаете, почему заяц присутствует во многих сказках? (Ответы детей: он хороший, он добрый.) Да, ребята, зайчик добрый, милый и безобидный, и часто в сказках ему нужна помощь. Я предлагаю вам, ребята, послушать сказку, которую написал Василий Александрович Сухомлинский. Сказка называется «Зайчик и рябина».

По ходу чтения сказки, воспитатель размещает на мольберте изображения персонажей.

Зайчик и рябина

Наступила зима. Засыпало снегом землю. Трудно стало зайчику добывать еду.

Однажды увидел он на рябине красные ягоды. Прыгает зайчик вокруг дерева, а ягоды высоко.

Просит зайчик:

— Дай мне, рябинка, ягод.

А рябина отвечает:

— Попроси ветер. Он тебе поможет.

Обратился зайчик к ветру. Прилетел ветер, колышет, трясет рябину. Оторвалась кисть красных ягод, упала на снег. Радуется зайчик ягодам.

— Спасибо тебе, ветер, — говорит.

Воспитатель. Дети, в сказке все персонажи живые и умеют разговаривать как люди и заяц, и рябинка, и ветер. Вот увидел зайчик рябинку, подбежал к ней, а что он должен был сказать в первую очередь? (ответы детей: поздороваться.) А как можно поздороваться? Что говорят при встрече? (Ответы детей: здравствуйте, доброе утро, добрый вечер.) Зайчик сказал: «Дай мне, рябинка, ягод.», а что еще он забыл сказать? (Ответы детей: пожалуйста, будь добра.) А с какими словами зайчик мог обратиться к ветру? (Ответы детей: пожалуйста, помоги мне достать ягоды.) А всех ли зайчик поблагодарил в конце? (Ответы детей: не сказал спасибо рябинке.) А как он мог это сказать? (Ответы детей: спасибо тебе, рябинка, я тебе очень благодарен, за то, что ты позволила мне полакомится ягодками.) Ребята, давайте предположим где мог жить герой этой сказки? (Ответы детей: в лесу.) А может быть и на лугу, а прибежал в поисках пищи к жилью людей.

Воспитатель. Ребята, у зайцев острые зубы, которыми он, как ножницами, срезает кору с деревьев. Зимой корма в лесу мало, поэтому зайцы подбираются к стогам и лакомятся сеном. Иногда приходят на огороды и обгрызают капустные кочерыжки, а если в саду стволы молодых яблонек, то заяц может обгрызть с них кору.

Воспитатель. Дети, вы уже немножко устали, давайте сделаем разминку. Я предлагаю вам встать рядом со стульчиками и выполнять движения за мной.

Физминутка «Вышел зайчик погулять»

Вышел зайчик погулять,                        (ходьба на месте)

Начал ветер утихать.  

Вот он скачет вниз по склону                 (прыжки на месте)

Забегает в лес зелёный                            (бег на месте)

И несётся меж стволов,                           (прыжки на месте)

Средь травы, цветов, кустов.

Зайка маленький устал,                           (ходьба на месте)

Хочет спрятаться в кустах.

Замер зайчик средь травы,                      (присели)

А теперь замрём и мы.                             (садятся на стульчики)

Воспитатель. Ребята, а вы знаете, что задние лапы у зайцев длиннее передних. Вот посмотрите. (Воспитатель предлагает вниманию детей фото зайца.)

Во время прыжка заяц выбрасывает вперед сначала задние ноги, а потом передние. Поэтому заяц легко взбегает на горку, а вот спуститься ему гораздо труднее, если заяц убегает от погони с горы, то он может скатится кувырком, ещё говорят «кубарем». Спасаясь от погони, Косой запутывает следы, петляет, делает огромные прыжки в сторону, чтобы сбить со следа лису, волка или охотничьих собак. Вот, посмотрите, как заяц скачет. Сначала прямо, потом налево, потом снова прямо, затем ещё налево (воспитатель чертит на бумаге зигзаги), это вам ничего не напоминает? (Ответы детей: графический диктант.) Точно, я знаю, что вам нравиться писать графические диктанты, ведь у нас в результате, всегда получается интересное изображение, и вы любите предугадывать, что же получится. Сегодня я предлагаю вам еще один графический диктант, но прежде давайте сделаем пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «Пришла зима»

Пришла зима,                                     (трём ладошки друг о друга)

Принесла мороз ,                                (трём плечи, предплечья, ладошки)

Пришла зима,                                      (трём кончик носа правой рукой)

Замерзает нос                                      (трём кончик носа левой рукой)

Снег,                                                     (стучим кулачками по коленям)

Сугробы,                                               (стучим ребром ладони по коленям)

Гололёд.                               (трём ладошками о колени в разных направлениях)

Все на улицу,                                       (хлопки по коленям)

Вперёд!

(Дети присаживаются за столы, где приготовлены листы бумаги в клетку и карандаши.)

Воспитатель. Ребята, я прошу вас быть очень внимательными, тогда у вас всё получится. Если вы запутаетесь или отстанете, пожалуйста. не расстраивайтесь, в свободное время мы закончим диктант с теми, у кого не получилось. Перед вами листы бумаги в клетку, на них стоит точка, от которой мы начинаем работу. Итак, отправляем точку в путешествие. (Воспитатель диктует задания – дети выполняют.)

Воспитатель. Какое изображение у вас получилось? (Ответы детей: зайчик.) Дорисуйте вашему зайцу глаз.

Скажите, ребята, а есть ли у зайца враги? Кто может ему угрожать? (Ответы детей: волк, лиса.) А еще ребятки и сова-хищница может ловить маленьких зайчат. А с кем зайчик мог бы дружить? (Ответы детей: с белочкой, ёжиком.) Ребята, когда мы с вами пишем графический диктант, у нас всегда получается контурное изображение, которое можно назвать схемой. И, по такой схеме можно конструировать изображение из геометрических фигур. У вас на столах лежат конверты с геометрическими фигурами. Возьмите их и составьте изображение по схеме. А схемы у вас будут вот какие: у вас зайчик, у вас белочка, у вас лиса, а у вас волк.

 Можете приступать к работе.

(Дети выполняют плоскостное конструирование изображений животных из геометрических фигур.)

Воспитатель. Когда у вас получится изображение, я предлагаю вам наклеить его на бумагу, чтобы сохранить на память о сегодняшнем занятии. (Дети выполняют аппликацию.)

(По окончании работы, воспитатель предлагает некоторым детям рассказать о своей работе, (описать животного по схеме), о том чем понравилось занятие, что запомнилось, какое задание хотели бы сделать еще?)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация двигательной деятельности детей на прогулке План-конспект досуга в компенсирующей группе «В гости к Зимушке-Зиме»

Двигательная деятельность детей на прогулке имеет огромное значение для их физического, психического и эмоционального развития. Зимняя прогулка проведенная в форме досуга "В гости к Зимушке-Зиме" инте...

Организация двигательной деятельности детей на прогулке План-конспект досуга в компенсирующей группе «В гости к Зимушке-Зиме»

Двигательная деятельность детей на прогулке имеет огромное значение для их физического, психического и эмоционального развития. Зимняя прогулка проведенная в форме досуга "В гости к Зимушке-Зиме" инте...

план конспект занятия в младшей группе "В гостях у Мишутки"

план конспект интегрированного занятитя в младшей группе...

ПЛАН - КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ " В ГОСТИ К СОЛНЫШКУ "

СЦЕНАРИЙ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ « В ГОСТИ К СОЛНЫШКУ »Программное содержание : Развивать умение выполнять действия с предметами разнойвеличины , продолжать учить группировать однородные предметы...