"Земля-наш общий дом"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Кретинина Юлия Юрьевна

"Человек-это часть природы, и разрушая природу,

Он разрушает свое будущее, будущее своих потомков".

"Все мы пассажиры одного корабля по имени "Земля",

И пересесть из него просто не куда".                  

                                                                                   Антуан де Сент-Экзюпери

Цель: Повысить уровень знаний детей о законах природы, побудить интерес к экологическим проблемам, сформировать ответственное отношение к окружающему миру в целом.

Задачи: 1) Расширение кругозора;

                2)Привитие любви к природе.

Методы работы: 

1)Технические (мультимедийный экран, проектор, компьютер)

2)Методические (беседы, дидактические игры, викторины)

Формы работы:

1)Групповые

2)Индивидуальные

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_zemlya_nash_obshchiy_dom.docx25.13 КБ

Предварительный просмотр:

                                             НОД « Земля - наш общий дом!»

Педагог приветствует детей. Ребята к нам в гости пришел Незнайка и принес письмо, давайте его прочитаем и узнаем от кого оно. Пишет нам мудрейший из мудрейших , что сегодня 22 апреля «День Земли».  Он просит нас познакомить Незнайку с этим важным днем и объяснить , почему так важно беречь Землю.

 Незнайка: Ребята, а что это за праздник «День Земли»? Расскажите мне, пожалуйста (ответы детей).

Педагог: Я дополню ответы детей и обобщу.

В 1969 году в Америке произошёл аварийный разлив нефти. Она в огромном количестве растеклось по поверхности прибрежных вод океана. Это стало большой трагедий для всего живого: пострадали многие животные, рыбы, птицы. Каким образом, как вы думаете? (Ответы детей)

Это событие произвело на американцев большое впечатление. Они решили хотя бы раз в году напоминать людям об их отношении к природе. 22 апреля 1971 года тысячи американцев вышли на улицы городов. Они устраивали митинги в защиту природы, убирали на улицах мусор, очищали берега рек, сажали деревья, проводили концерты, на которых в песнях и стихах воспевали красоту окружающего мира, призывали беречь его. Так прошёл первый День Земли. За американцами это праздник начали отмечать все жители планеты. В России День Земли тоже отмечают с 1995 года, уже более 20 лет.

Каждый человек способен внести свой вклад в защиту природы. Он должен быть беречь тепло и электроэнергию, воду, не засорять улицы городов мусором, и добрым делами отметить этот замечательный день.

А какие добрые дела мы с вами можем сделать? (Ответы детей)

Незнайка озирается по сторонам, видит глобус: А это что такое? Что за шар на ножке? (ответы детей)

Педагог: Вот молодцы, ребята. Теперь и Незнайка будет знать, что глобус – модель Земли.

Ребята, а что вы знаете о нашей планете? Какая она, Земля? Наша планета – это огромный–преогромный шар. Такой большой, что нужно много-много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг. Она круглая. Земля вертится вокруг Солнца, словно, самолетик вокруг башенки. Да ещё и сама вращается вокруг своей оси, крутится, как волчок, только медленно (педагог крутит глобус). Земля – спутник Солнца. Она намного меньше Солнца. Вместе с нашей планетой вокруг Солнца кружатся ещё восемь планет. Но только на нашей Земле есть жизнь.

А кто желает показать нашу родную планету на звездной карте? Наша планета голубого цвета (дети показывают)

Почему она голубая? (ответы детей)

Незнайка: А почему тогда глобус разноцветный, а не голубой?

Педагог: Ребята, а кто может сказать Незнайке, что обозначают цвета глобуса? (ответы детей)

Молодцы, ребята, все знаете. А посмотрите еще на карту и объясните, чем карта отличается от глобуса и чем похожа (ответы детей).

Мы уже говорили, что глобус – это круглая модель Земли. А про карту можно сказать что это плоская модель Земли. На ней то же изображение, что и на глобусе. Можно сказать, что это глобус, разрезанный посередине, расплющенный до квадратной формы с растяжением и искажениями. Для чего это сделано? Как вы думаете? (ответы детей).

Правильно, это сделано для удобства в работе. Карту можно повесить на стене, положить на стол, напечатать в книге и так далее.

Давайте попробуем найти Россию на карте и на глобусе. (Совместно находят Россию, Москву, и др. крупные города.)

Педагог: Красива и удивительна наша планета Земля. Сколько живет человек, он всегда, всю жизнь любуется её красотами и постигает её секреты и тайны.

Ребята, а как вы понимаете выражение: ЗЕМЛЯ - НАШ ОБЩИЙ ДОМ? Для кого это общий дом? (ответы детей)

Кроме нас и наших близких, на земле живёт ещё множество людей. А кто ещё живёт рядом с нами? Бабочки и жабы, цветы и деревья, рыбы и птицы, звери и насекомые. Ни мы, ни они не выбирали место, где появиться. Земля – это наш общий дом. Поэтому мы – все жители Земли – очень зависим друг от друга. Земля – наш дом. Значит, нам его и беречь.

Педагог читает стихотворение В. Орлова «Общий дом» под тихую музыку

Под одною голубою

Общей крышей мы живем.

Дом под крышей голубой

И просторный, и большой.

Дом кружится возле Солнца,

Чтобы было нам тепло,

Чтобы каждое оконце,

Осветить оно могло.

Чтобы жили мы на свете,

Не пугаясь, не грозя,

Как хорошие соседи

Или добрые друзья.

Педагог: А как надо беречь Землю? (ответы детей)

Ребята, а как вы думаете, если будет существовать планета Земля, то всегда ли в ней будут жить люди, животные, расти растения? (Ответы детей)

Среди других наук особое место занимает экология (от слова «эко»- дом, жилище). Она изучает природный дом, который есть у каждого растения, животного, человека, т. е. всё, что окружает жителей земли. Поэтому можно сказать, что экология-наука об окружающем нас мире.

Как вы думаете, для чего необходимо изучать природу? (ответы детей)

Изучая природу, мы узнаем много нового и интересного, раскрываем тайны, скрытые в ней. Природа удивительна, стремитесь познать её. Чтобы стать юным экологом, нужно любить природу, улучшать условия жизни различных существ. Но помощь должна строиться с учётом правил, существующих в самой природе. Какие вы помните правила природы? (дети вспоминают эко-знаки)

Педагог: Помните! Юный эколог-тот, кто любит природу, оказывает ей помощь, знает и соблюдает правила общения с ней. Стремись быть таким!

«Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц, скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут,

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо.

Береги свою планету –

Ведь другой, похожей,  нету ! » (Я. Аким)

Педагог:  Незнайка, теперь ты многое знаешь много о  Земле. Помни, что наша  планета Земля добра к нам. Ответим ей теплом на тепло, любовью на любовь.

Ребята поможем, спасем землю от беды? (ответы детей) Пора отправляться в путь и не забудьте, пригласить с нами Незнайку. Что нам нужно в пути чтобы не заблудиться? (карта) Да карта – это изображение нашей Земли на плоскости, ее удобно брать с собой в путешествие. Но посмотрите что у нас с картой, она рассыпалась на части и наше первое задание «Собери карту» (на доске выкладывают из частей). Молодцы, справились с заданием, но только тут и звери растерялись и их нужно расселить по своим местам обитания.

 Игра «Кто,  где живет» (прикрепить на карту животных севера, морей, лесов). Молодцы, спасли зверей. А мы отправляемся дальше.

И вот пришли с вами на лес. Давайте посмотрим, что нас окружает. Посмотрите, а здесь деревья погибают, им нужна наша помощь. Давайте мы их посадим и скажем , какое дерево посадили.

 Игра «Я посадил….»(вывешивают сваленные деревья на доску) Молодцы, спасли деревья. а давайте вспомним как надо себя вести в лесу; НЕЛЬЗЯ ЖЕЧЬ КОСТРЫ, НЕЛЬЗЯ ГРОМКО ШУМЕТЬ, КРИЧАТЬ, РАЗБРАСЫВАТЬ МУСОР, РУБИТЬ ДЕРЕВЬЯ, ЛОМАТЬ ВЕТКИ (ПОКАЗ КАРТОЧЕК).

Оставляем знак «БЕРЕГИ ПРИРОДУ».

Незнайка: «Ребята , какие интересные задания и игры, как хорошо, что вы меня пригласили в это увлекательное путешествие!»

Незнайка: «Ребята, мы гуляем по лесу, но вы заметили что-то здесь совсем тихо и не слышно птичьего пения?

Реб: «Давайте поиграем в игру на внимание, и может быть, птицы к нам вернутся?»

Педагог: «Отличная идея!»

Игра «Правильно-неправильно» -педагог  называет птиц, но как только услышите, что я ошиблась, хлопайте в ладоши.

Прилетели птицы, голуби, синицы, мухи и стрижи.

Что неправильно? почему (насекомое)

Прилетели птицы, голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны (еда).

Прилетели птицы, голуби, синицы, галки и стрижи, комары, чижи. (насекомое).

Прилетели птицы, снегири, синицы, гуси и чижи, волки и ежи (животные).

(Звучит пение птиц)

Незнайка: «Ребята вы такие молодцы. Вы слышите и птицы запели!

Педагог: «А как мы должны помогать птицам?» (не разорять гнезда, не обижать, подкармливать…-показ карточек).

Оставляем знак «БЕРЕГИ ПТИЦ».

Педагог: « Со всеми заданиями мы справились и планета вне опасности»(просмотр презентации о чистой планете)

А теперь давайте мы вспомним ,как мы помогли нашей планете собирая красивую большую ромашку, и с каждым лепестком вы расскажете, понравилось ли вам путешествие, что запомнилось, какие чувства вас переполняли,  как и чем мы должны помогать своей планете.

Педагог: «Ребята, Земля - родной дом для всех, кто на ней живет. Земля-это горы, реки, моря, люди, животные. А теперь проведем веселую викторину о природе».

  1. Задание : «Вопрос- ответ».
  2.  «Самое большое животное на Земле» (слон). «Кто из животных быстрее всех бегает?» (гепард).  «Какая птица днем спит, а ночью охотится» (сова). «Кого на Земле больше: птиц,  животных или насекомых?» (насекомых).  «Что постоянно делает верблюд?» (жует и плюет). «Есть ли у нас в стране растения, которые занесены в Красную книгу?» (да).  «Что происходит с листвой осенью, весной?» (опадает, появляется) и т. д.

(Дети отвечают на вопросы о животных)

  1. Задание: « Назови запрещающие знаки поведения в лесу». (По желанию  могут применяться разнообразные запрещающие знаки.) 
  2. Незнайка: «Ребята, а я тоже знаю одну интересную игру. Я называю животное, а вы дружно должны показать фигуру».

Например, заяц - показываем длинные уши; слон -показываем хобот.

  1. Педагог предлагает детям и Незнайке задание «Домашние и дикие животные». Раздаются картинки диких и домашних животных. По сигналу дети находят дом для диких животных–лес, и человека – для домашних.

Дети обмениваются впечатлениями и вместе с педагогом провожают Незнайку в его волшебную страну и дарят подарок в виде большой ромашки , которую собрали в процессе путешествия.

Рефлексия .  Дети садятся в большой круг , берутся за руки , закрывают глазки и под спокойную музыку  слушают слова педагога:

«Дерево, животное, цветок и птица

Не всегда умеют защититься

Если будут уничтожены они

На планете мы погибнем как они».

Педагог: «Молодцы ребята, справились со всеми заданиями, научили многому Незнайку,  теперь вызнаете, что Земля – общий дом для всех»!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной деятельности ко дню земли: «Земля наш общий дом»

Цель: Формирование у детей чувства бережного, ответственного отношения к природе, как не возобновляемому, жизненно важному ресурсу...

«День Земли» итоговое занятие по проекту «Земля-наш общий дом» на РМО музыкальных руководителей

Аннотация: праздник «День Земли" для детей старшей группы направлено на развитие экологической культуры дошкольников. Данное мероприятие является обобщающим по теме: «Земля-наш общий ...

Сценарий праздника «День Земли» ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ

День Земли отмечают на всей планете 22 апреля, ведь планета наш общий дом. И не будем забывать, что только вместе мы сможем её уберечь. А чтобы узнать, как же живёт наша планета, мы отправимся в необы...

Сценарий развлечения к Дню Земли «Земля – наш общий дом!» 2019 г

Цель: Расширить понятие детей о планете Земля, как о родном доме, который надо беречь Задачи: 1. Формировать знания о природе и бережном отношении к ней 2. Расширять словарный запас детей, память, быс...

Творчество детей дома в условиях самоизоляции. Рисование к дню Земли на тему"Земля -наш общий дом"

Предлагаем творческие работы детей в условиях самоизоляции, которые выполнили вместее с родителями....

Сценарий досуга в День Земли для второй младшей группы «Земля – наш общий дом»

Сценарий досуга в День Земли для второй младшей группы«Земля – наш общий дом»Цель: формировать бережное отношение к нашей планете.Задачи: развивать представление о жизни на Земл...

«Земля - наш общий дом-спасем планету Земля»

Цель: Углубить и закрепить знания детей об охране природы.Образовательные:Дать элементарные знания о значимости Дня Земли для людей, о людях-экологах, (люди, которые помогают природе);Помочь детям осо...