Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром "Уроки тетушки Совы. Мой родной город"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром "Уроки тетушки Совы". Целью НОД является формирование патриотических чувств и первичных представлений старших дошкольников о родном городе – Балаково. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_tetushki_sovy._moy_rodnoy_gorod.docx34.32 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: формирование патриотических чувств и первичных представлений старших дошкольников о родном городе – Балаково. 

Задачи:

Образовательные:

  • расширять и закреплять представления детей о родном городе
  • закреплять представление детей о гербе родного города;
  • закреплять представления детей об архитектуре современных и старинных зданий и сооружений

Развивающие:

  • развивать навыки свободного общения со сверстниками 

Воспитательные:

  • воспитывать чувство гордости за свой родной город; воспитывать любовь к родному городу

Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация «Мой родной город», герб города, части герба (см. Приложение №1), фотографии современного и старого города, картинки для игры «Что лишнее?», детская мельница, кувшин с водой, поддон, лестница знаний, фотографии детей.

Методические приемы: беседа, рассказ, демонстрация презентации, создание проблемной ситуации, дидактические игры, моделирование.

Предварительная работа: рассматривание фотографий с достопримечательностями города, беседа «Предприятия города Балаково», «Обитатели моря», «Кто в Волге живет», чтение энциклопедии для малышей «Детям о родном городе», работа с активным словарем (амбар, ладья, сноп, электричество, стерлядка, архитектура, достопримечательность).

Ход НОД:

  • Создание проблемной ситуации

Дети сидят на стульчиках, звучит музыка из мультфильма «Уроки тетушки Совы». На экране СЛАЙД №1. (см. Приложение №2)

Входит воспитатель, переодетый в Сову.

Сова: Здравствуйте, мои маленькие друзья! Узнали? Ну конечно узнали тетушку Сову из научного дупла. Сегодня мы с вами будем говорить о нашем родном городе. А вы знаете, как он называется ?

Дети: Балаково.

Сова: А как называют жителей нашего города?

Дети: Балаковцы

Сова: А знаете ли вы, ребята, почему наш город так назвали?

Дети: Нет, не знаем.

Сова: Существует несколько версий о происхождении названия города:

  1. от слова «балакать» - говорить: уж очень говорливый здесь поселился народ;
  2. от татарского слова «балык» - рыба: не секрет, что одними из первых, кто здесь поселился, были рыбаки.

Сова: У каждого города есть свой герб. Сегодня  я познакомлю вас с гербом нашего города. Яша, Кеся, куда же вы запропастились?

В группу заходят два кота Яша и Кеся (переодетые дети),

в руках у Кеси герб города

Сова:  Ах вот вы где, проказники! Поздоровайтесь с ребятами.

Яша и Кеся здороваются с ребятами, дети приветствуют гостей

Сова: Яша, Кеся, покажите ребятам герб города Балаково.

Яша: Я буду ребятам показывать, убери свои лапки. Это я его первый нашел.

Кеся: А я его первый принес.

Яша: Отдай, я ребятам покажу!

Кеся: Нет, я!

Рвут герб

Сова: Как не хорошо спорить! Смотрите, ребята, что бывает,  с теми , кто не умеет договариваться! Ну что, проказники, соберите все кусочки герба и склейте их.

Яша: Одним нам не справиться. Такие кусочки мелкие получились.

Кеся: Ребята, а вы нам поможете?

Дети: Поможем.

Сова: Ну хорошо, шалунишки, мы с ребятами поможем вам. Но чтобы восстановить герб, вам и ребятам нужно выполнить все мои задания. Вы готовы?

Дети, Яша, Кеся: Готовы!

Сова: Тогда я предлагаю вам посмотреть на наш город с высоты птичьего полета.

Сова: Я полечу, расправив крылья. Ну, а вы пилоты, приготовьте к полету свои самолеты.

  • Динамическая пауза «Самолеты»
    Дети встают на одно колено

- Заводим моторы: т - т - т -т - т - т (Круговые движения перед собой).

- Моторы разогреваются: д - д - д - д - д - д.

- Взлет! (подняться).

- Полетели: з- з- з- з- з- з -з (громко - тихо).

Скажем громко, отчетливо, ясно: -

Быстрокрылый мощный ТУ,

Набирает высоту.

Он летит все выше, выше,

Превратились в точки крыши.

Дети стоят на ковре. Воспитатель обращает внимание детей на экран,

где показан СЛАЙД №2

Сова: Посмотрите, так выглядит наш город с высоты птичьего полета. Обратите внимание на капельку - это островная часть города. Она со всех сторон окружена водой: слева судоходный канал, а справа – река. А вот и первое задание: «Как называется эта река?»

Дети: Волга.

Сова: Правильно, ребята. Самолеты на посадку: с- с- с - с – с

Дети садятся на стульчики.

Сова: Город окружен водой. А цвет воды , мы знаем, голубой, поэтому большая часть герба закрашена голубым цветом.  

Сова: Вот и первое задание выполнено и вы получаете первую часть герба.

Сова выставляет на мольберт нижнюю часть герба

СЛАЙД №3

  • Дидактическая игра «Найди пару». (см. Приложение №3)

Сова: А сейчас следующее задание. Перед вами расположены фотографии старого и современного города. Найдите каждой фотографии пару.

Дети подходят к столам, на которых лежат фотографии

(задание выполняется группами)

Сова: Молодцы, ребята, с заданием справились и получаете еще одну часть герба. Эта красная полоса расположена в верхней части герба. Яша, иди,  прикрепи, пожалуйста, ее на место.

Кот Яша прикрепляет красную полосу в верхней части герба.

СЛАЙД №4

Сова: А сейчас, мои дорогие, усаживайтесь поудобнее. Я расскажу вам  немного из истории города. Давным-давно Балаково был небольшим селом.  Вокруг были необъятные степи, которые давали богатые урожаи пшеницы. На берегу реки Балаковки были построены вместительные  хлебные хранилища (амбары). В них  хранилось зерно от урожая до урожая. Вывозился хлеб на баржах, которые по весенней воде подплывали по Балаковке прямо к амбарам, откуда зерно засыпалось по специальным желобам. Хлеб увозили в Москву, в другие города.  Слава о хлебной пристани Балаково гремела по всей России.

СЛАЙД №5

Сова: Балаково называли «хлебной столицей». Да и сейчас на полях нашего района выращивается пшеница и другие сельскохозяйственные культуры.

Сова: А если много выращивали и продавали пшеницы, то что еще может быть изображено на гербе?

Дети: Пшеница, хлеб. 

Сова: Молодцы, ребята.  В центре герба расположена ладья со снопом хлеба. Кеся, прикрепи, пожалуйста, ладью к гербу.

Кот Кеся прикрепляет ладью со снопом в центр герба.

Сова: Вот и еще одно задание выполнено.  

СЛАЙД №6

Сова: Что-то мы, ребята, засиделись.  Яша, Кеся, проведите,пожалуйста, с ребятами разминку.

Яша: Это мы можем.

  • Физминутка «Солнышко лучистое любит скакать»

СЛАЙД №7

Дети выходят на ковер повторяют движения за котами.

После физминутки дети садятся на стульчики.

СЛАЙД №8

Сова: Посмотрите, ребята, после такой зажигательной разминки в верхней части герба появилось солнце. Ребята, как вы думаете почему?

Дети: Потому что у нас светлый город, потому что у нас тепло летом.

Сова: Верно, солнце – символ света и тепла, а в нашем городе работают  предприятия, которые добывают электричество и тепло. Их называют электростанциями.

 СЛАЙД №9

Сова: Балаковская АЭС - крупнейшая электростанция страны.

Посмотрите,  она состоит из четырех блоков.

СЛАЙД №10

 Сова: Ежегодно Балаковская АЭС вырабатывает электричества больше, чем любая другая электростанция России.

СЛАЙД №11

Сова: А это Саратовская ГЭС одна из крупнейших в стране. Гидро означает вода, то есть работает с помощью воды.

Сова: Яша, Кеся, покажите ребятам, как вода, помогает вырабатывать электричество.

Яша и Кеся демонстрируют опыт с детской мельницей

Яша: Работу ГЭС можно сравнить с мельницей. Посмотрите, вода с высоты падает на лопасти.  

Кеся: Лопасти начинают крутиться и давать электричество.

Яша: На ГЭС используют огромные турбины, похожие на вентиляторы.

СЛАЙД №12

Сова: Спасибо,  друзья, все очень понятно объяснили.

Сова: А это Теплостанция. Она согревает весь город  и вырабатывает электричество.

СЛАЙД №13

Сова: Никита, прикрепи, пожалуйста, солнце в верхнюю часть нашего герба.

Никита прикрепляет солнце в верхней части герба

  • Дидактическая игра «Что лишнее?» (см. Приложение №4)

Дети проходят к столам для выполнения задания, садятся парами.

Сова: А сейчас еще одно задание.  Перед вами наборы картинок с речными и морскими обирателями. Уберите картинки с изображением обитателей, которые в Волге не водятся.

Дети парами выполняют задание. Сова оказывает индивидуальую помощь детям, испытывающим затруднения.

Сова: Вот и последнее задание выполнено, и вы получаете последнюю недостающую часть нашего герба. Это герб Саратовской области в виде крестика из трех стерлядок. Он расположен в правом верхнем углу. Аня, прикрепи ее, пожалуйста. 

Аня прикрепляет полученную часть в правом верхнем углу герба

Сова: Посмотрите, ребята, у нас получился герб нашего родного города Балаково.

СЛАЙД №14

Сова: Яша, Кеся, что нужно сказать ребятам?

Яша и Кеся: Ребята, спасибо за помощь, сами бы мы ни за что не справились.

  • Итог занятия.

Сова: Итак, ребята, что мы сегодня с вами делали на занятии.

Дети: Мы помогали котам собрать  герб города Балаково. Выполняли задания.

Сова: Молодцы! А теперь мне хотелось бы посмотреть, как вы знаете родной город. Я вам покажу свои фотографии на фоне достопримечательностей нашего города, а вы угадайте, где я нахожусь.

  • Дидактическая игра «Угадайте, где я нахожусь».

СЛАЙДЫ №15-24

Сова: Молодцы, очень хорошо знаете архитектуру родного города.

  • Рефлексия.

Сова: Мне бы хотелось посмотреть, как вы оцениваете свою работу  сегодня. Поставьте свою фотографию на нижнюю ступеньку лестницы знаний, если вам было не интересно, а если вы с интересом выполняли все задания, то поставьте свою фотографию на верхнюю ступеньку.

Дети выставляют свои фотографии на ступеньки лестницы знаний.

Сова: Я рада, что все очутились на верхней ступеньке лестницы знаний, это значит, что мы хорошо сегодня поработали.

Сова: В следующий раз я расскажу вам об известных людях, родившихся в нашем городе. До свидания, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим "Задания тетушки Совы"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной группы по ознакомлению и закреплению правил безопасности в быту,на улице,дома....

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в средней группе "Путешествие в Город Дорожных Знаков"

На данном интегрированном занятии (безопасность-познание-коммуникация) дети уточняют и закрепляют знания по ПДД. Можно использовать как итоговое занятие по ПДД....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ (средняя группа) Тема: «Здания родного города»

На данном занятии формируются представления об архитектуре родного города, о строительной технике и инструментах, воспитывается интерес и бережное отношение к зданиям родного города....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе "История родного края»

Знакомство с  историей родного  края (горный КРЫМ) в  старшей  группе. ...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в группе раннего возраста «Мой город»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в группе раннего возраста «Мой город»Автор Костикова Ирина Владимировна, воспитатель МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 10 "...