Выступление (из опыта работы) на тему «Значение природоохранных акций в воспитании экологического сознания дошкольников».
консультация по окружающему миру

Воробьева Юлия Владимировна

Цель выступления:  Повысить компетентность  педагогов  в направлении – экологического воспитания дошкольников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_pr_ohr_akts.docx30.48 КБ
Office presentation icon ekologia.ppt921.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №11" Шатурского муниципального района Московской области

Выступление  (из опыта работы)  на тему  

«Значение природоохранных акций в воспитании экологического сознания дошкольников».

                                                                               

Подготовила  воспитатель

МБОУ ДОД "Детский сад №11

Воробьева Ю.В.

Шатура 2018 г.

Цель выступления:  Повысить компетентность  педагогов  в направлении – экологического воспитания дошкольников.

2 слайд «У ребенка необходимо воспитать любовь ко всему, что не может без ласковой человеческой руки, без чувственного человеческого сердца.  Речь идет о любви к живому и беззащитному, слабому и нежному».  В.А.Сухомлинский.

Еще лет двадцать назад об экологии и экологическом образовании дошкольников речь в таком контексте  не шла.

В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека. Человечество должно позаботиться о сохранении природной среды, естественной для его обитания и выживания.                                                                3 слайд Цель экологического образования — формирование человека с новым экологическим мышлением, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.                                                             Организуя работу по экологическому образованию дошкольников,  Свинина Е. В., Гришина И. И., Давыденко О. И. дифференцируют понятия «охраны природы» и «экологии».                                                                                                    

4 слайд   Под охраной природы подразумевается определенная деятельность человека, направленная на сохранение, как отдельных организмов, так и  экосистем.                                                                                                              Экологией же называется наука о взаимоотношении организмов друг с другом и о приспособлении их к жизни в тех или иных условиях.                                                                                                              Ребенок узнает, что каждое существо должно иметь свой дом со всем необходимым для его жизни, та как  в переводе с греческого «экология» — это наука о доме. Причем имеется в виду, что природа является домом не только для человека, но и для каждого живого организма.

На этапе дошкольного детства ребенок накапливает представления о разных формах жизни, у него закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку  мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.                                                                                              Как же приучить детей беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас?                                                                                                                                Особое значение  в экологическом воспитании детей принадлежит природоохранным акциям, в которых принимают участие, как взрослые, так и дети.                                                                                                         5 слайд Акции – социально значимые мероприятия, предпринимаемые для достижения единой цели, прежде всего для развития у детей и взрослых экологической культуры.                                                                                                 Цель проведения экологических акций: формирование экологической культуры, сознания и мировоззрения.                                                                      6 слайд Задачи:
- Формировать представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе.                                                                                                               - Развивать интерес к родной природе, родного края.                                                                                                                      - Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства.
- Привлечь родителей к участию в экологическом воспитании детей и совместному проведению акций.
                                                       

Для работы по экологическим акциям я использовала следующие методы: проведение бесед, занятий, игр по экологическому воспитанию; просмотр видеороликов; чтение художественной литературы; придумывание совместно с детьми экологических сказок; наблюдения; организация поисково-исследовательской деятельности, проведение опытов и пр.

7 слайд Рассмотрим   значение природоохранных  акций на примере одной, проведенных, в нашем ДОУ под названием «Поможем пернатым друзьям».

Наблюдение за детьми  во время прогулки, экскурсии на территории ДОУ и вне его выявило варварское  отношение детей к природе. Дети ломали  ветки деревьев,  разгоняли птиц, пугали и пытались напугать прибежавшую на участок кошку. Увидев такое отношение ко всему живому, было принято решение более глубоко и предметно ознакомить детей  в доступной для них форме с некоторыми представителями живой природы (а именно птицами), объяснить  её значимость, показать красоту, обучить правилам поведения в природе.                                      

И самым понятным  и действенным для детей, на мой взгляд, явилось проведение данной акции, девиз  которой, «Легче птицам зимовать, если будем помогать!»

8 слайд Алгоритм проведения акции:

Цель - развитие экологической культуры у детей на основе эмоциональных переживаний, практических действий.

Задачи:  формировать умения и навыки наблюдения за птицами; учить устанавливать связь между средой обитания и образом жизни птиц; воспитывать доброжелательное отношение к птицам, помогать птицам в трудное время.

объект (на что направлено) – птицы;

участники – дети, родители, воспитатель.                      

9 слайд Этапы:                                                                                                           1.Подготовительный (разработка плана по достижению цели, сбор информации, объём и накопление материала).                                  (Рассматривание книг иллюстраций, презентаций по теме; обсуждение плана, рассматривание книг, дидактические игры) 

 Вывод: дети заинтересовались данной проблемой, признали, что не всегда хорошо относились к братьям нашим меньшим, обижали их.                                                                                  

10 слайд 2.Организационно-практический  (т. е. деятельностный, выполнение плана деятельности) В следствие которого происходило (Фото) рассматривание  и отбор семян для подкормки птиц;

11 слайд проведение наблюдений за птицами,

12 слайд посещение краеведческого музея г. Шатуры, 

13 слайд показ сказок о животных и птицах,

14 слайд изготовление кормушек с воспитателем и родителями,

15 слайд развешивание кормушек и подкормка птиц).                                                                                                                                                              

16 слайд 3. Аналитический (подведение итогов, рефлексия. Может проходить в форме награждения, изготовление фотоальбома, видеофильма, изготовление книжек-самоделок, проведение выставок и т. д.).  Мы провели награждение участников.                                                                                                                        17 слайд В итоге у детей развились и обогатились элементарные экологические знания, доступные пониманию ребёнка и навыки экологического грамотного и безопасного для природы и для самого ребёнка поведения. Дети стали увереннее ориентироваться в правилах поведения в природе, мотивом бережного отношения к природе выступило понимание ценности жизни, стремление к совершению добрых поступков.                                                                                                     

По окончании акции дети стали осторожнее общаться с живыми объектами, причинять им меньше неудобств, оберегать их привычные условия существования, стремятся предупредить негативные поступки, свои и младших дошкольников.                                                                                                С помощью взрослых  вступают в активную защиту живого (не только птиц), пытаются поправить последствия неправильных действий (не пугать птиц и домашних животных, заходящих на участок, подкармливать птиц без напоминания, подбирая  любимый ими корм, выявленный в результате наблюдения). Мотивом такого отношения выступает осознание детьми ценности живого, их гуманная позиция.

18 слайд На основании вышесказанного и рассмотренной акции хочется акцентировать внимание на следующем - до ребенка очень важно донести:                                                                                                                                                 -что каждый живой организм для своего существования нуждается в одновременном присутствии многих условий и нарушение хотя бы одного из них приводит к ухудшению его состояния, а зачастую и к гибели;                                                                                                                                          -что, по внешнему виду и поведению животных  можно примерно определить, какие условия жизни нарушены, чего им не хватает;                                           -если человек берет под опеку животное или растение, он несет за него ответственность,  поэтому вначале нужно узнать, в каких условиях оно нуждается, а затем создать эти условия или насколько возможно улучшить их;                                                                                                                                                  -что в природе не бывает ни полезных, ни вредных организмов, таковыми они считаются только по отношению к человеку, поэтому каждый организм, каким бы вредным он ни был для нас, имеет право на существование.                                                 

Например: «Тараканы вредны: они не только портят пищу, но и переносят возбудителей болезней». Это утверждение не верно: в природе тараканы в природе выполняют важную функцию — они уничтожают органические остатки, кроме того, сами являются кормом для разных видов животных;                     – человек — единственное существо, которое обладает развитым разумом.

Благодаря разуму он является самым сильным существом на Земле, поэтому оказывает более значительное влияние на природу, чем животные и растения. Следовательно, он несет ответственность за создание благоприятных условий жизни не только домашних, но и для свободно живущих организмов.                         А это прямо  относится к природоохранным акциям, которые в настоящее время приобретают колоссальное значение в воспитании экологического сознания дошкольников - своей наглядностью, возможностью проследить положительные изменения в состояния животных, птиц, растений и тд. вследствие улучшения условий их жизни; сделать соответствующие выводы.

И в заключении  с уверенностью могу сказать, что участвуя в акциях природоведческого характера,  дети приходят к пониманию природных процессов, осознанно применяют полученные на практике знания, осознают ответственность  за последствия некоторых действий человека, растут не равнодушными к чужой беде.

19 слайд Пройдут годы, вырастут дети, и, хочется верить, что они навсегда сохранят в своём сердце любовь к родной  природе, доброту и отзывчивость ко всему живому.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Значение природоохранных акций в воспитании экологического сознания дошкольников».

Слайд 2

. « У ребенка необходимо воспитать любовь ко всему, что не может без ласковой человеческой руки, без чувственного человеческого сердца. Речь идет о любви к живому и беззащитному, слабому и нежному » . В.А.Сухомлинский .

Слайд 3

Цель экологического образования — формирование человека с новым экологическим мышлением, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Организуя работу по экологическому образованию дошкольников, Свинина Е. В., Гришина И. И., Давыденко О. И. дифференцируют понятия «охраны природы» и «экологии».

Слайд 4

Под охраной природы подразумевается определенная деятельность человека, направленная на сохранение, как отдельных организмов, так и экосистем. Экологией же называется наука о взаимоотношении организмов друг с другом и о приспособлении их к жизни в тех или иных условиях.

Слайд 5

Акции – социально значимые мероприятия, предпринимаемые для достижения единой цели, прежде всего для развития у детей и взрослых экологической культуры. Цель проведения экологических акций : формирование экологической культуры, сознания и мировоззрения .

Слайд 6

Задачи : - Формировать представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе. - Развивать интерес к родной природе, родного края. - Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства. - Привлечь родителей к участию в экологическом воспитании детей и совместному проведению акций.

Слайд 7

Рассмотрим значение природоохранных акций на примере одной, проведенных, в нашем ДОУ под названием «Поможем пернатым друзьям».

Слайд 8

Алгоритм проведения акции: Цель - развитие экологической культуры у детей на основе эмоциональных переживаний, практических действий. Задачи: формировать умения и навыки наблюдения за птицами; учить устанавливать связь между средой обитания и образом жизни птиц; воспитывать доброжелательное отношение к птицам, помогать птицам в трудное время. объект ( на что направлено) – птицы; участники – дети, родители, воспитатель.

Слайд 9

Этапы 1.Подготовительный (разработка плана по достижению цели, сбор информации, объём и накопление материала). Обсуждение плана, рассматривание книг, дидактические игры.

Слайд 10

2.Организационно-практический (т. е. деятельностный, выполнение плана деятельности) В следствие которого происходило- Рассматривание и отбор семян для подкормки птиц.

Слайд 11

Проведение наблюдений за птицами

Слайд 12

Посещение краеведческого музея г. Шатуры.

Слайд 13

Показ сказок о животных и птицах.

Слайд 14

Изготовление кормушек с воспитателем и родителями.

Слайд 15

Развешивание кормушек и подкормка птиц

Слайд 16

3. Аналитический (подведение итогов, рефлексия. Может проходить в форме награждения, изготовление фотоальбома, видеофильма, изготовление книжек-самоделок, проведение выставок и т. д.). Мы провели награждение участников и сделали фото-презентацию акции.

Слайд 17

В итоге у детей развились и обогатились элементарные экологические знания, доступные пониманию ребёнка и навыки экологического грамотного и безопасного для природы и для самого ребёнка поведения. Дети стали увереннее ориентироваться в правилах поведения в природе, мотивом бережного отношения к природе выступило понимание ценности жизни, стремление к совершению добрых поступков.

Слайд 18

На основании вышесказанного и рассмотренной акции хочется акцентировать внимание на следующем - до ребенка очень важно донести: -что каждый живой организм для своего существования нуждается в одновременном присутствии многих условий и нарушение хотя бы одного из них приводит к ухудшению его состояния, а зачастую и к гибели; -что, по внешнему виду и поведению животных можно примерно определить, какие условия жизни нарушены, чего им не хватает; -если человек берет под опеку животное или растение, он несет за него ответственность, поэтому вначале нужно узнать, в каких условиях оно нуждается, а затем создать эти условия или насколько возможно улучшить их; -что в природе не бывает ни полезных, ни вредных организмов, таковыми они считаются только по отношению к человеку, поэтому каждый организм, каким бы вредным он ни был для нас, имеет право на существование .

Слайд 19

Заключение Пройдут годы, вырастут дети, и, хочется верить, что они навсегда сохранят в своём сердце любовь к родной природе, доброту и отзывчивость ко всему живому.

Слайд 20

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление из опыта работы на тему: «Физическое воспитание и оздоровление дошкольников».

В этом материале я делюсь своим опытом по сохранению и оздоровлению детей 1 младшей группы....

выступление из опыта работы на тему: «Экологическое воспитание старшего дошкольного возраста».

Формирование экологической культуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет. Дошкольное детство- начальный этап формирования личности человека. В это время закладываются позити...

Выступление из опыта работы на тему: "Экологическое воспитание дошкольников"

Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности, интеллекта.  Человек и природа — философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуа...

Описание опыта работы по теме "Игровая деятельность как средство формирования экологической культуры дошкольников"

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, имеет важное значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры....

Инновационный опыт по теме: «Природоохранные акции в формировании экологического сознания дошкольников»

Экологическое образование и воспитание детей – это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем...

Выступление из опыта работы на тему: «Формирование экологической культуры дошкольников средствами инновационной деятельности» на совещании для руководителей ДОУ муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Выступление из опыта работы на тему:«Формирование экологической культуры дошкольников средствами инновационной деятельности»на совещании для руководителей ДОУ муниципального района Туймази...