Конспект занятия «Воздух — ты где?» с использованием технологии исследовательской деятельности
план-конспект занятия по окружающему миру

Конспект занятия «Воздух — ты где?» с использованием технологии исследовательской деятельности

Конспект

занятия с использованием технологии исследовательской деятельности

по теме«Воздух — ты где

Цель: Помочь детям обнаружить воздух вокруг себя. Закрепить и уточнить знания детей о свойствах воздуха. Опытным путем показать значение воздухадля человека и всего живого на Земле.

Задачи:

Образовательные:

• Способствовать обмену информацией о воздухе.

• Стимулировать интерес детей к экспериментированию, самостоятельному пониманию происходящих процессов.

Развивающие:

• Развивать коммуникативные навыки: действовать в команде, развивать умение отвечать полным предложением, доказывать своё мнение, составлять описательный рассказ своих действий, вступать в диалог, говорить по очереди, выслушивать мнения других, не перебивая, согласовывать свои действия.

Воспитательные:

• Побуждать к коммуникативному деловому общению на основе общих интересов.

• Поощрять стремление договариваться между собой.

• Поощрять проявления доброты, дружелюбия, внимания и уважения к сверстнику, взрослому, взаимопомощи и дружеской поддержки.

Оборудование: Полиэтиленовые пакеты, емкость с водой, банка, одноразовые стаканчики с водой и горошинками, трубочки для коктейля, полиэтиленовая пленка большого размера. Схема органов дыхания человека, тетради, груши медицинские.

Ход занятия:

(Дети стоят полукругом.)

Воспитатель предлагает детям сделать дыхательную гимнастику (1-2 минуты).

«Аромат цветов». Стоя, положить ладони себе на грудь. Сделать медленный вдох через нос, стараясь не поднимать плечи. Задержать дыхание и медленно выдохнуть, произнося«А-а-ах!».

Загадка о воздухе:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь

Он невидимый, и все же,

Без него мы жить не можем.

Что это?

Воздух.

- А есть ли воздух в нашей групповой комнате? (ответы детей)

- Что мы можем о нем сказать? (ответы детей)

- Имеет ли воздух цвет, запах? (ответы детей)

Вдохните в себя воздух и выдохните.

- Видите ли вы воздух(ответы детей)

А теперь попробуйте задержать дыхание.

- Долго ли вы сможете не дышать? (ответы детей)

Давайте сделаем вывод: может ли человек обойтись без воздуха? Без воздуха ни человек, ни животное, ни растение не могут прожить и нескольких минут. Вы хорошо знаете, как воздух «через нос проходит в грудь и обратный держит путь»? Давайте посмотрим. (Сопровождается показом на схеме органы дыхания человека.)

Воздух находится вокруг нас, он везде и он не видим.

- Как можно доказать, что воздух вокруг нас, можно ли его почувствовать, услышать или увидеть?

Давайте это проверим с помощью простых опытов.

Опыт №1

Воспитатель предлагает перейти детям к столам. (у каждого ребёнка всё необходимое для опытов)

Почувствуете ли вы воздух?

Помашите тетрадями возле своего лица.

-Что вы почувствовали? (ответы детей)

Опыт №2

Возьмите полиэтиленовые пакеты. Какие они? (пустые, мятые). Спокойно наберите через нос воздух и медленно выдохните в пакет, а потом заверните его, чтобы он не сдулся.

- Какой стал пакет? (толстый, надутый).

-Почему он стал таким? (ответы детей)

-Что заполнило пакет? (ответы детей)

Да, конечно же, вы правы. Мы с вами наполнили наши пакеты воздухом и увидели его.

Опыт №3

Услышите ли вы воздух?

Резко сожмите руками резиновую грушу.

Что вы услышали? (ответы детей)

Опыт №4

Воспитатель показывает детям опыт.

. На столе емкость с водой и пустая банка.

- Как вы думаете, есть ли воздух в банке(Есть).

-Можно ли это доказать?

Для этого нам надо опустить банку в воду, горлышком вниз и посмотреть, что же будет. Если держать ее ровно вода в нее не попадает. Что же не пускает воду в банку? А теперь я слегка наклоню банку и немного уберу из воды.

- Что появилось? (Пузыри).

- Как вы думаете, почему они появились? (ответы детей)

Вода вытеснила воздух из банкизаняла его место, а воздух вышел в виде пузырей.

Опыт№5

На столах у каждого ребенка стаканчик с водой и коктейльные палочки, на дне которого лежит горох -Что вы видите в стаканчиках? (ответы детей)

-Какая вода? Потрогайте, аккуратно пальчиками.

-Что делают горошины? (лежат на дне стаканчика).

-Хотите оживить горошины? Предложите мне, как можно оживить горошины. (ответы детей)

-Что нам может помочь? Правильно, воздух.

-Что нам надо для этого сделать? (Подуть в трубочки).

- Что происходит? Появились пузырьки - это воздух. Мы снова его увидели.

-А что же делают наши горошины? Они двигаются.

-Что же нам помогло оживить горошины? Да, конечно же, воздух. Мы не только его нашли, но и увидели, как он заставил горошины двигаться. Молодцы.

Игра с воздухом «Парашют»

У меня для вас приготовлен сюрприз. Посмотрите, какой большой у меня кусок полиэтиленовой пленки.

-Она какая? (Легкая, воздушнаявоздуху послушная).

-Вы знаете кто такие парашютисты?

-Что у них раскрывается над головой при прыжке с самолета? Давайте тоже сделаем парашют. А поможет нам в этом, конечно же, воздух. Воспитатель предлагает всем детям встать в круг и взяться за края пленки.

Дружно мы все встали в круг,

Будем делать – парашют.

Друг за другом мы идем,

Парашют в руках несем.

Руки вверх все поднимаем,

Парашют наш надуваем.

Вот какой наш парашют

Легким воздухом надут.

- Здорово мы поиграли с воздухом.

Воздух, окружающий Землю, давит на все предметы, находящиеся на ней. И конечно, на нас с вами. Сейчас я докажу вам это с помощью опыта.

Опыт №6

Воспитатель наливает в стакан воду до самого края. Прикрывает стакан листом плотной бумаги и, придерживая бумагу ладонью, быстро переворачивает стакан вверх дном. Вода из стакана не выливается. - Сверху на бумагу давит вода, а снизу воздухВоздух давит сильнее, поэтому вода из стакана не выливается.

-Вам понравилось? И мне очень понравилось играть с вами.

Сегодня мы с вами узнали много интересного:

- Вокруг нас везде есть воздух.

- Мы с вами дышим воздухом.

Воздух не видим, но его можно найти разными способами.

Воздух заставил горошины двигаться.

-С воздухом можно играть

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx20.22 КБ

Предварительный просмотр:

онспект занятия «Воздух — ты где?» с использованием технологии исследовательской деятельности

Конспект

занятия с использованием технологии исследовательской деятельности

по теме«Воздух — ты где

Цель: Помочь детям обнаружить воздух вокруг себя. Закрепить и уточнить знания детей о свойствах воздуха. Опытным путем показать значение воздухадля человека и всего живого на Земле.

Задачи:

Образовательные:

• Способствовать обмену информацией о воздухе.

• Стимулировать интерес детей к экспериментированию, самостоятельному пониманию происходящих процессов.

Развивающие:

• Развивать коммуникативные навыки: действовать в команде, развивать умение отвечать полным предложением, доказывать своё мнение, составлять описательный рассказ своих действий, вступать в диалог, говорить по очереди, выслушивать мнения других, не перебивая, согласовывать свои действия.

Воспитательные:

• Побуждать к коммуникативному деловому общению на основе общих интересов.

• Поощрять стремление договариваться между собой.

• Поощрять проявления доброты, дружелюбия, внимания и уважения к сверстнику, взрослому, взаимопомощи и дружеской поддержки.

Оборудование: Полиэтиленовые пакеты, емкость с водой, банка, одноразовые стаканчики с водой и горошинками, трубочки для коктейля, полиэтиленовая пленка большого размера. Схема органов дыхания человека, тетради, груши медицинские.

Ход занятия:

(Дети стоят полукругом.)

Воспитатель предлагает детям сделать дыхательную гимнастику (1-2 минуты).

«Аромат цветов». Стоя, положить ладони себе на грудь. Сделать медленный вдох через нос, стараясь не поднимать плечи. Задержать дыхание и медленно выдохнуть, произнося«А-а-ах!».

Загадка о воздухе:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь

Он невидимый, и все же,

Без него мы жить не можем.

Что это?

Воздух.

- А есть ли воздух в нашей групповой комнате? (ответы детей)

- Что мы можем о нем сказать? (ответы детей)

- Имеет ли воздух цвет, запах? (ответы детей)

Вдохните в себя воздух и выдохните.

- Видите ли вы воздух(ответы детей)

А теперь попробуйте задержать дыхание.

- Долго ли вы сможете не дышать? (ответы детей)

Давайте сделаем вывод: может ли человек обойтись без воздуха? Без воздуха ни человек, ни животное, ни растение не могут прожить и нескольких минут. Вы хорошо знаете, как воздух «через нос проходит в грудь и обратный держит путь»? Давайте посмотрим. (Сопровождается показом на схеме органы дыхания человека.)

Воздух находится вокруг нас, он везде и он не видим.

- Как можно доказать, что воздух вокруг нас, можно ли его почувствовать, услышать или увидеть?

Давайте это проверим с помощью простых опытов.

Опыт №1

Воспитатель предлагает перейти детям к столам. (у каждого ребёнка всё необходимое для опытов)

Почувствуете ли вы воздух?

Помашите тетрадями возле своего лица.

-Что вы почувствовали? (ответы детей)

Опыт №2

Возьмите полиэтиленовые пакеты. Какие они? (пустые, мятые). Спокойно наберите через нос воздух и медленно выдохните в пакет, а потом заверните его, чтобы он не сдулся.

- Какой стал пакет? (толстый, надутый).

-Почему он стал таким? (ответы детей)

-Что заполнило пакет? (ответы детей)

Да, конечно же, вы правы. Мы с вами наполнили наши пакеты воздухом и увидели его.

Опыт №3

Услышите ли вы воздух?

Резко сожмите руками резиновую грушу.

Что вы услышали? (ответы детей)

Опыт №4

Воспитатель показывает детям опыт.

. На столе емкость с водой и пустая банка.

- Как вы думаете, есть ли воздух в банке(Есть).

-Можно ли это доказать?

Для этого нам надо опустить банку в воду, горлышком вниз и посмотреть, что же будет. Если держать ее ровно вода в нее не попадает. Что же не пускает воду в банку? А теперь я слегка наклоню банку и немного уберу из воды.

- Что появилось? (Пузыри).

- Как вы думаете, почему они появились? (ответы детей)

Вода вытеснила воздух из банкизаняла его место, а воздух вышел в виде пузырей.

Опыт№5

На столах у каждого ребенка стаканчик с водой и коктейльные палочки, на дне которого лежит горох -Что вы видите в стаканчиках? (ответы детей)

-Какая вода? Потрогайте, аккуратно пальчиками.

-Что делают горошины? (лежат на дне стаканчика).

-Хотите оживить горошины? Предложите мне, как можно оживить горошины. (ответы детей)

-Что нам может помочь? Правильно, воздух.

-Что нам надо для этого сделать? (Подуть в трубочки).

- Что происходит? Появились пузырьки - это воздух. Мы снова его увидели.

-А что же делают наши горошины? Они двигаются.

-Что же нам помогло оживить горошины? Да, конечно же, воздух. Мы не только его нашли, но и увидели, как он заставил горошины двигаться. Молодцы.

Игра с воздухом «Парашют»

У меня для вас приготовлен сюрприз. Посмотрите, какой большой у меня кусок полиэтиленовой пленки.

-Она какая? (Легкая, воздушнаявоздуху послушная).

-Вы знаете кто такие парашютисты?

-Что у них раскрывается над головой при прыжке с самолета? Давайте тоже сделаем парашют. А поможет нам в этом, конечно же, воздух. Воспитатель предлагает всем детям встать в круг и взяться за края пленки.

Дружно мы все встали в круг,

Будем делать – парашют.

Друг за другом мы идем,

Парашют в руках несем.

Руки вверх все поднимаем,

Парашют наш надуваем.

Вот какой наш парашют

Легким воздухом надут.

- Здорово мы поиграли с воздухом.

Воздух, окружающий Землю, давит на все предметы, находящиеся на ней. И конечно, на нас с вами. Сейчас я докажу вам это с помощью опыта.

Опыт №6

Воспитатель наливает в стакан воду до самого края. Прикрывает стакан листом плотной бумаги и, придерживая бумагу ладонью, быстро переворачивает стакан вверх дном. Вода из стакана не выливается. - Сверху на бумагу давит вода, а снизу воздухВоздух давит сильнее, поэтому вода из стакана не выливается.

-Вам понравилось? И мне очень понравилось играть с вами.

Сегодня мы с вами узнали много интересного:

- Вокруг нас везде есть воздух.

- Мы с вами дышим воздухом.

Воздух не видим, но его можно найти разными способами.

Воздух заставил горошины двигаться.

-С воздухом можно играть


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии «Море в опасности» с использованием технологии исследовательской деятельности.

Цель: Учить охранять окружающую  среду. Иметь представления о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды. Сформировать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе....

Конспект занятия в старшей группе с применением технологии исследовательской деятельности "В гостях у Королевы Воды"

Уточнить знания детей о значении воды в жизни.Познакомить со свойствами воды: жидкая, не имеет формы, цвета, запаха....

Конспект НОД «Воздух» в подготовительной группе (образовательная область «Познавательное развитие») с использованием технологии исследовательской деятельности

Цель: подвести детей к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас Задачи:Способствовать расширению знаний о воздухе.Развивать, мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельнос...

Конспект НОД по речевому развитию с использованием технологии исследовательской деятельности в младшей группе на тему: «Транспорт»

Конспект НОД по речевому развитию с использованием технологии исследовательской деятельностив младшей группе на тему:«Транспорт»...

Конспект НОД «Воздух» в подготовительной группе (образовательная область «Познавательное развитие») с использованием технологии исследовательской деятельности

Тема: ВоздухЦель: подвести детей к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас Задачи:Способствовать расширению знаний о воздухе.Развивать, мышление, память, речь, интерес к познавательно...

Конспект НОД в подготовительной группе с использованием технологии исследовательской деятельности «Царица Вода»

Цель: Совершенствование представления детей о разнообразных свойствах воды.Задачи:«Познавательное развитие» - Познакомить с разными свойствами воды, отсутствие собственной формы; теку...