Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Алякина Наталья Ивановна

Формирование знаний детей о разнообразии весенних цветов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_ozn_s_okr_pervotsvety_sr_gr.docx24.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе СПДС «Золотой колосок». «Первоцветы».
Подготовила и провела воспитатель высшей категории Алякина Н.И.

Цель. Продолжать расширять представление детей о первоцветах.                               Задачи:                                                                                                             Образовательные: Продолжать совершенствовать знания детей о разнообразии весенних цветов. Закреплять название весенних месяцев, знания  о приметах весны. Вызвать у детей интерес к окружающему миру. Развивающие: Развивать логическое мышление, внимание, воображение, память. Развивать связную речь, пространственное восприятие.                   Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к первоцветам и любовь к природе, развивать познавательный интерес.                                                                                                                      Используемая литература:                                                                                                 1. Комплексные занятия по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Средняя группа. – Волгоград: Учитель, 2011.           Предварительная работа:                                                                                                      Слушание музыкальных произведений П.И. Чайковского «Подснежник», рассматривание иллюстраций с цветами, загадывание загадок, чтение стихотворений о весне, наблюдения за изменениями в природе весной.                                                                Материалы к занятию:                                                                                                Аудиозапись Чайковского «Вальс цветов», презентация «Первоцветы», конверты с разрезными картинками первоцветов, экран, проектор, компьютер, музыкальный центр.

Звучит музыка П.И. Чайковского «Вальс цветов», дети слушают отрывок из произведения.                                                                                                   Воспитатель. Ребята, посмотрите на картинку и скажите, какое время года здесь изображено? (слайд 2)

Дети. Весна.

Воспитатель: Правильно, а как вы догадались, что здесь изображена весна? Какие приметы весны вы увидели на картине?

Дети. Тает снег, появились проталины, стало тепло.

Воспитатель. А как называются весенние месяцы?

Дети. Март, апрель, май.

Воспитатель. Послушайте стихотворение о весне:

К нам весна шагает

Быстрыми шагами

И сугробы тают

Под её ногами.

Черные проталины

На полях видны,

Видно, очень теплые

Ноги у весны.

Воспитатель.  Еще совсем недавно снег лежал на земле, было очень холодно,  катались мы на санках, играли в снежки, лепили снежную бабу,одевались в теплую одежду. Но вот весна к нам пришла с теплым солнышком и растопила снег и лед, побежали веселые ручейки, появились проталинки, весело поют птички, и можно увидеть, как из- под земли появляются растения, которые всю зиму находились под снегом. (слайд 3)

Ребята, а вы знаете, как называются первые весенние цветы, которые появляются когда еще лежит снег?

Дети. Подснежники. (Если дети затрудняются, воспитатель помогает)

Воспитатель. Правильно, посмотрите на эти первые цветы.

За ним апрель спешит и греет

И вот уже из–под земли

На тонкой ножке, словно феи,

Цветы, подснежники взошли! (слайд 4)

Подснежник – это первый вестник весны. Он нежный, хрупкий, но в то же время гордый и смелый, растет рядом со снегом, его обдувают холодные ветра, а он не боится и прямо стоит на своей тонкой ножке.

     А это вот совсем другой цветок - морозник! Он тоже, как и подснежник, цветет, когда еще лежит снег и мороз на дворе, а ему не холодно! (слайд5)

Воспитатель. Ребята, если вы отгадаете мою загадку, то я вам покажу еще один первоцвет, который тоже не боится мороза.  

 «Белые горошки на зелёной ножке»

Дети. Ландыш (слайд 6)

Воспитатель.  Правильно, это ландыш. Растение – символ весны. Его мелкие белые цветы похожи на душистые колокольчики, два крупных листа обхватывают стебли.

Родился ландыш в майский день

И лес его хранит;

Мне кажется, его задень –

Он тихо зазвенит.

И этот звон услышит луг,

И птицы, и цветы

Давай послушаем, а вдруг

Услышим, я и ты.

Воспитатель. Ребята, я хочу вам сказать, что-то очень важное. Все эти первоцветы: и подснежник, и морозник, и ландыш – занесены в красную книгу и поэтому их срывать – нельзя. Придя в лес, можно только полюбоваться на их красоту, понюхать, сфотографироваться. (слайд 7)

 Воспитатель. Отгадайте еще загадку:

Держит девочка в руке

Облачко на стебельке.

Стоит дунуть на него

И не будет ничего. (Одуванчик)

Молодцы! Как вы быстро отгадали! Конечно же, это одуванчик!

Где можно встретить одуванчики? Они растут везде и даже нашей полянке в детском саду. Скажите какой, одуванчик? Давайте, подарим ему приятные слова (пушистый, красивый, легкий, мягкий, золотой). А можно ли срывать эти цветы? Почему?

Дети. Ответы детей. (слайд 8)

Воспитатель. Одуванчик — один из самых лучших медоносов, к нему любят прилетать в гости и пчелы и шмели, и бабочки и даже мелкие насекомые. Одуванчик так любит солнышко, что не отводит от него восторженного взгляда. Головка цветка всегда движется за солнышком.  Когда одуванчик отцветает, на месте желтой головки появляется белый шарик из пушинок. На каждой пушинке крепится семечка, и когда дует ветер, он пушинки разлетаются и разносят семена одуванчика.

Продолжаем знакомиться с первоцветами. (слайд 9)

Ранней солнечной порой

На проталинке весной

Украшают бугорки

Мать-и-мачехи цветки.

В ярких желтеньких платочках

И зелененьких носочках.

Мать-и-мачеха одна из самых первых зацветает по весне. У неё небольшие желтенькие цветочки на толстенькой ножке-стебельке. Когда цветы отцветут, появляются большие зеленые листья. С виду совсем обычные, а потрогаешь – вот так диво! Одна сторона у листьев теплая, покрытая мягким пушком, а другая – гладкая и холодная. Теплая – это мать, холодная – мачеха. Растёт мать-и-мачеха на открытых солнечных местах.

Физминутка

 «На лугу растут цветы» (слайд 10)

На лугу растут цветы

Небывалой красоты. (Потягивания — руки в стороны.)

К солнцу тянутся цветы.

С ними потянись и ты. (Потягивания — руки вверх.)

Ветер дует иногда,

Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.)

Наклоняются цветочки,

Опускают лепесточки. (Наклоны.)

А потом опять встают

И по-прежнему цветут.

Воспитатель. Садимся на свои места и продолжаем знакомиться с первоцветами. Первоцветы – это многолетние растения, т. е. такие, которые по многу лет растут и цветут. Они сохраняются под снегом зимой, а с наступлением тепла пробуждаются, и из их корня растут стебель, листья.                                Первоцветы рвать нельзя. Ну а если мы захотим подарить цветок кому-нибудь, где же нам их взять?                                                                            Дети. Можно купить в магазине, сорвать дома.

Воспитатель. Правильно, цветы продаются в магазине, их можно купить и подарить, или посадить дома, а потом когда нужны нам цветы, мы можем их срезать и подарить. (слайд 11)

Помни правила:

• Не рви цветы в лесу, на лугу. Пусть красивые растения остаются в природе.

• Помни, что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.

• Посади первоцветы в саду и ухаживай за ними.

• Расскажи друзьям и близким об охране первоцветов.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок.

Если ВСЕ: и Я, и ТЫ,

Если МЫ сорвем цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

И не будет красоты.

Дидактическая игра «Собери полянку».

У меня на столе лежат картинки, ой, что же с ними произошло? Надо же подул ветер и все картинки перепутал. Ребята, помогите пожалуйста собрать мои картинки с цветами. (выполнение задания)

Какие вы молодцы, так быстро справились с заданием! Кто мне скажет, как называются эти цветы? (ответы детей) Какая красивая цветочная поляна у нас получилась!

 Словесная игра: «Один – много» (слайд 12)

Воспитатель называет единственное число существительного, а дети – множественное.                                                                                                            Одуванчик – (одуванчики); подснежник – (подснежники); ландыш – (ландыши); морозник – (морозники)

Дидактическая игра «Четвертый лишний» (слайд 13)

Рефлексия.

О чем мы сегодня с вами говорили?

Что вам понравилось больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты