Конспект занятия "Что мы знаем о воде?"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Опытно-экспериментальная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_voda.docx41.87 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытой ООД

«Что мы знаем о воде?»

(подготовительная к школе группа)

Цель: воспитание экологической культуры у старших дошкольников, развитие познавательных интересов.

Задачи:

-уточнить и расширить знания детей о воде, ее свойствах, роли в жизни человека и живых организмов;

-закрепить представления об источниках воды, распределении в климатических зонах, о мероприятиях по предотвращению загрязнения водоемов;

-развивать речь, мышление, любознательность;

-воспитывать бережное отношение к воде; интерес к познанию, организованность.

Основная образовательная область: Познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Форма проведения: Игровая исследовательская деятельность.

Планируемый результат: Дети закрепляют знания о свойствах воды, распределении ее в климатических зонах.

Методы: Практические, словесные, наглядные,  исследовательские.

Приёмы: вопросы, дополнения, художественное слово, поощрения.

Материалы и оборудование: Интерактивная  презентация.

Материал для опыта: стаканчики,  ложечки, пипетка, вода тёплая и холодная, краски , кубики льда, термос с кипятком, зеркальце, пульт управления кораблем, «волшебные семена».

Организация детей: Свободная: у доски, у столов,  за столами.

Словарная работа: Обогащение словаря:     шторм, ураган, торнадо, оазис,  высокогорный лед.

Предварительная работа: Чтение экологических рассказов. Опытно-экспериментальная деятельность: - вода жидкая, может течь, лёд легче воды, вода не имеет формы, опыт с соломинкой – замёрзшая вода двигает камни, очищение воды углем. Беседы - «Роль воды в жизни человека», «Кто живёт в воде», «Что растёт в воде», рисование – «Водичка льется, бежит и вьется».

Ход ООД

Пришло сообщение от профессора Знайкина.

Я занимаюсь изучением планеты Земля, нет возможности сегодня  собрать данные о важном компоненте-вода. Помогите мне в этом, вас будет сопровождать Смайлик, мой помощник.

-Ребята, поможем  профессору? (Да)

В.-Без воды нельзя обойтись никому, и заменить ее нечем. Организм человека, в том числе кровь, мозг, больше чем наполовину состоит из воды. А в некоторых растениях ее содержится еще больше. Вода также является домом для множества растений и животных .

СЛАЙД  1

В: Ребята, какого цвета на глобусе больше?

Д:- Голубого.

В: Что на глобусе обозначено голубым цветом?

Д: - Вода.

В: - Да. Это океаны, моря, реки. Известно, что живые существа впервые появились именно в воде. И сейчас в ней обитает больше половины всех животных и растений нашей планеты.

Отправляемся в путешествие по планете .Мы должны узнать, где можно увидеть воду.

(выбираем средство передвижения)

ЛЕТИМ, ПЛЫВЕМ, ПЕРЕМЕЩАЕМСЯ…по выбору детей. «Электролет». (произносим слова, которые помогут электролету доставить нас в нужное место на планете Земля)

Наш скоростной электролет

Отправляется в полет

Верным курсом там и тут

Нас доставит на маршрут

Посмотрите, мы приблизились к первому объекту.

Наш электролет приземлился на берегу океана.

-Что вы слышите?( океан шумит, плещется…)

В: Подойдите к столу, что вы видите?

Д: - Стаканчики с водой.

В: (беру в руки стакан).

(переливаю ее в другой стакан)

-Что делает вода, легко ли она переливается? Она какая? (жидкая) В жидком состоянии.

Д: - Чистая, прозрачная. ( Как проверим, что она прозрачная?)

Опускаем ложку в стакан, ее хорошо видно. ПРОЗРАЧНАЯ ВОДА,

(Воспитатель предлагает детям  взять кисточку и добавить в один из стаканов краску).

В:- А что сейчас происходит с водой? Вода осталась прозрачной? Проверим? (Опускают в стакан ложечку.)

Д: - Ложки не видно, значит вода не прозрачная.

В: Подумайте, что было бы, если бы вода в реках была непрозрачной? Могли бы рыбы и другие животные жить в ней?

Д: Не смогли.

- Непрозрачная вода не пропускает солнечные лучи, а без этого в реках, озёрах не могут жить растения.

В: Правильно. А не будет растений – не будет рыб и других животных. Животным тоже нужна прозрачная вода, чистая. Значит нельзя загрязнять водоёмы.

В: На столике стаканчики с водой. Опустите пальчики в воду, что можно сказать о воде?

Д: В одном стакане вода тёплая, в другом – холодная.

В:  В водоёмах вода бывает разной температуры, а значит, в них живут разные животные и растения. Некоторые растения, рыбы и животные могут жить только в тёплой воде, другие – только в холодной.

- Если бы вы были рыбами, то какую бы воду выбрали – холодную или тёплую?

- Где больше разных растений и животных – в тёплых или холодных морях?

(В холодных морях живёт меньше разных растений и животных.)

-Где мы побывали и увидели воду? В каком состоянии мы увидели воду? (в жидком).

Пока мы наблюдали за водой, наш помощник сообщает , что на океанских просторах начинается шторм. Поспешим  дальше. Нас настигает торнадо. Как бы нам не сбиться с пути….

Наш скоростной электролет

Отправляется в полет

Верным курсом там и тут

Нас доставит на маршрут

Куда же мы попали?

Д: Это пустыня.

-Почему так назвали?

Д: здесь ничего нет.

-Есть ли здесь вода? Почему мы сюда попали? Здесь очень жарко и сухо..

(Песок, какой он? Он сухой. Как же мы сюда попали и почему? Где же найти воду?)

В тазике песок, сверху он теплый и сухой, копнем и внутри он влажный. Вода сохраняется глубоко  в песке.

Воды в пустыне очень мало, поэтому, так мало животных  можно встретить в пустыне. ( Ящерицы, насекомые, змеи впитывают воду через кожу, зарываясь в песок в жару днем). Крупные животные

пьют воду из источников , которые находятся в оазисах. Как вы думаете, куда делась вода в пустыне?

В: Ребята, а еще вода настоящая волшебница. Она умеет превращаться и изменяться.

Опыт «Пар – это тоже вода»

На столе термос с кипятком. Воспитатель открывает его, чтобы дети увидели пар. Но надо доказать, что пар – это тоже вода.

В: Как вы думаете, пар это вода или нет? Проверим это. (Поместить над паром стекло или зеркальце, на нём выступят капельки воды, показать их детям.)

Вывод: пар – это тоже вода.

- В природе есть такие места, где очень горячая вода выходит из–под земли на поверхность.

Это гейзеры. От них тоже идёт пар. Может ли кто-нибудь жить в таком горячем месте?

(Жильцов очень мало, например, особенные водоросли.) В каком состоянии здесь находится вода?

ПАРООБРАЗНОМ. ( забираем карточки для отчета Знайкину).

Смайлик зовет в дорогу.

 Обратите внимание, мы пролетаем мимо  долины гейзеров.

Наш скоростной электролет

Отправляется в полет

Верным курсом там и тут

Нас доставит на маршрут

-Стало оччень холлодно. Где мы? Почему электролет нас доставил сюда и где мы? Почему слышен какой-то шум? (это шум ветра, чем выше в горы, становится холоднее.)

Опыт «Лёд – твёрдая вода».

В: Посмотрите, на столе лежат кубики льда.

-Откуда он появился?

-Потрогайте лед. Какой он? (холодный, скользкий, мокрый, твердый)

-Какое состояние воды мы увидели?

-Что происходит со льдом? (тает) –Почему? Возьмите в ладонь, что случилось, тает быстро, ладонь теплая).

Вывод: лёд, снег – тоже вода.

Вывод: Вода бывает в трех состояниях: жидком, газообразном и твердом.

В.- Где можно встретить воду в жидком состоянии?

Д.- В кране, в стакане, в море, в реке, в тазу и т.д.

В: - В газообразном состоянии?

Д : - пар над чайником, кастрюлей, туман, в бане,  облака и т.д.

В: В твердом?

Д:- лед на реке, в луже зимой, на катке, сосулька под крышей, в холодильнике, ледяные фигуры, горки

- Ребята, подумайте, откуда берётся вода в кране? Мы каждый день пользуемся этой водой, а она всё течёт и течёт, не кончается. Вода проделала большой путь, прежде чем попала в кран. К воде надо относиться бережно, не оставлять без надобности открытые краны.

Наш скоростной электролет

Отправляется в полет

Верным курсом там и тут

Нас доставит на маршрут

 Где мы?

Посмотрите, как много воды, но вся она покрыта растениями. Лучи солнца не проникают в воду, поэтому так мало растений  живет в воде. Вода в болоте мутная, поэтому здесь немного животных, которые приспособились к жизни в болотах. Ученые подсчитали, что главные запасы воды на Земле - это болота.

Отправляемся на болота.

Опыт: Очищение воды.

Здесь у нас загрязненная вода, давайте попробуем помочь природе очистить ее.

Работа в парах, очищение загрязненной воды при помощи воронок и ватных дисков.

Время, в которое мы живем,  особенное. Никогда раньше не были люди такими могучими, как сейчас. Они посылают ракеты на Луну и на Марс, перегораживают реки, устраивают искусственные моря и во всех концах Земли возводят заводы, электростанции, города. Нередко эти стройки сильно влияют на природу, меняют ее. А ведь главное правило экологии говорит: В ПРИРОДЕ ВСЕ СВЯЗАНО ДРУГ С ДРУГОМ.

Что же делать, чтобы наша Земля становилась не грязнее, а чище? Чтобы остались на ней реки и озера, чтобы жили на ней рядом с нами рыбы и стрекозы, бабочки и киты, чтобы не потонули в мусоре и отбросах наши города.

Здесь у нас загрязненная вода, давайте попробуем помочь природе очистить ее.

Работа в парах, очищение загрязненной воды при помощи воронок и ватных дисков.

рода.

Д: Надо, начиная любое дело, сначала обдумать и рассчитать его так, чтобы оно не нанесло вреда природе.

Д: «Вода - это жизнь»

В: Беречь воду - значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающего мира. Я думаю, что мы с вами будем всегда охранять природу. А сейчас вспомним, какие научные знания вы получили и отчитаемся перед профессором.

Наш скоростной электролет

Отправляется в полет

Верным курсом там и тут

Нас доставит на маршрут

Отчет профессору по слайдам. ( океан, пустыня, оазис, горы, болото).

Где мы увидели воду на планете Земля?

В каком состоянии находится вода в разных зонах, что вы запомнили?(жидкое, парообразное, твердое)

СЮРПРИЗ. ПРОФЕССОР дарит вам волшебные семена, мы опустим их в воду, и будем наблюдать как из них появляются ростки, а какие мы узнаем после.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интеллектуального конкурса "Знай-ка"

Интегрированное  КВН - занятие для детей подготовительной группы. Все задания в занятии направлены на развитие интеллектуального потенциала детей в игровой форме....

Конспект "Что мы знаем о рыбах?"

Итоговое занятие в группе для детей сЗПР...

Конспект "Что мы знаем о рыбах?"

Итоговое занятие в группе для детей сЗПР...

конспект интеллектуального конкурса "Знай-ка о спорте"

в конспекте подобраны различные задания для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект интеллектуальной игры "Знаю, умею, могу!"в средней группе

Разработка интеллектуальной игры "Знаю, умею, могу!" в средней группе. Включает в себя различные задания согласно по возрасту детей....

Конспект занятия «Я знаю, что надо придумать…»

Цель: развитие творческих способностей детей и их сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости и взаимопомощи....

Конспект "Что мы знаем о воде"

Конспект по познавательному развитию с детьми средней группы на тему : "Что мы знаем о воде"....