Юные исследователи.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Слепцова Светлана Викторовна

Дети через опыты узнают про воздух. Имеет ли он цвет, запах, видим ли мы его. В конце занятия приходят к выводу, что нужно беречь природу, чтобы дышать чистым воздухом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunye_issledovateli_vozduh.docx24.23 КБ

Предварительный просмотр:

Юные исследователи

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе

Образовательные области: познание, здоровье.

Задачи:

обучающие: 

  • расширять знания детей о неживой природе, воздухе, его свойствах;
  • обобщить имеющиеся у детей знания об органах чувств; сформировать представление детей о том, что дыхание человека имеет большое значение для него;
  • формировать осознанное отношение к своему здоровью, желание заботиться о чистоте воздуха;
  • формировать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;

развивающие:

  • развивать познавательный интерес;
  • развивать правильное дыхание;
  • укреплять глазные мышцы, предупреждать утомление, снять напряжение;

воспитательные:

  • воспитывать аккуратность при работе.

Материал:

для воспитателя: полиэтиленовый пакет; стакан и емкость с водой, пластмассовый стакан и трубочка; воздушный шар;

для детей:  полиэтиленовые пакеты, стаканы пластмассовые с водой по одному на каждого ребёнка, трубочки для коктейля на каждого ребёнка; шарики воздушные на каждого ребёнка.

Подготовительная работа:  

наблюдение за ветром, загадывание загадок на прогулке о воздухе, ветре; знакомство с некоторыми его свойствами в опытнической деятельности.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Воспитатель. Здравствуйте, дорогие ребята. Я хорошо училась в школе, и поэтому я очень умная и знаю всё на свете. Сегодня я хочу поделиться с вами этими знаниями и пригласить вас в свою лабораторию.

Для начала вам нужно отгадать загадку, чтобы узнать, о чём мы будем говорить. Слушайте внимательно.

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем.

                             (Воздух)

Воспитатель. О чём мы с вами будем говорить? (О воздухе) 

  • Чем мы с вами вдыхаем воздух?
  • Давайте вдохнём легко и плавно носом и выдохнем ртом.
  • А теперь вдохнём протяжно ртом и выдохнем носом.
  • Что мы вдыхали носом и ртом?
  • Скажите, что такое воздух?

Ответы детей.

Воспитатель. Так же, как рыбы живут в воде, животные и мы с вами живем окруженные воздухом, как бы погруженные в него. Воздух - это смесь газов, которые необходимы для всего живого на Земле: растений,  животных и людей.

Чем мы с вами видим? (Ответы детей.) Давайте попробуем увидеть воздух глазами.

Гимнастика для глаз (проводится 2 р.)

Вправо смотрим — ничего,

Влево смотрим — ничего. (Резко переводят взгляд вправо-влево.)

Раз-два, раз-два — посмотри.

Воздух в комнате найди.

Глазки шире распахни. (Выполняют круговые движения.)

Вверх глаза ты подними, (Глаза смотрят вверх.)

Вниз скорее посмотри. (Глаза опускают вниз.)

Воспитатель. Ребята, мы  увидели с вами воздух?

Ответы детей.

Воспитатель. Значит, воздух какой?

Ответы детей.

Воспитатель.  Да, ребята, воздух прозрачный. Давайте назовём прозрачные предметы в нашей комнате.

Дети называют все прозрачные предметы в групповой комнате.

Воспитатель. Молодцы! А ещё воздух находится вокруг нас. Я вам сейчас докажу, что воздух есть в этой комнате.

Опыт «Поиск воздуха»

Воспитатель.  Возьмите полиэтиленовый пакет. Положите пакет в руку и сожмите в кулак. Посмотрите. Что в нём? (Пусто) Теперь, стоя на месте, мы будем размахивать пакетом из стороны в сторону, закрутим пакет. Как вы думаете, что в пакете? Почему он надулся и стал плотным? Чем он заполнен? Действительно, пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож пакет? (Ответы детей.) Воздух занял всё место  в пакете. Теперь откроем пакет и выпустим из него воздух. Что произошло с пакетом? Интересно, почему? (Ответы детей.)

Вывод: воздух есть вокруг нас, он заполняет все ёмкости.

Воспитатель.  А вот интересно узнать, где же ещё прячется воздух!

Опыт «Воздух в стакане»

Воспитатель.  Ребята, как вы думаете, что в этом стакане?

Воспитатель показывает стакан по очереди всем ребятам, выслушивает ответы.

Воспитатель. А вот мы сейчас и проверим. Переворачиваем стакан вверх дном и медленно опускаем его в бассейн, стакан нужно держать очень ровно, чтобы вода не попала внутрь. Как вы думаете, почему стакан внутри остался сухим? Почему вода не попала  в стакан? (Ответы детей.)

Вывод: вода не может проникнуть в стакан, потому что там есть воздух, и он не пускает воду. Поэтому стакан не тонет.

А сейчас опустим снова стакан в воду, но теперь уже держать его надо не прямо, а немного наклонив. Что происходит? (Ответы детей.) Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись?

Вывод: вода с воздухом меняются местами. Воздух выходит, стакан набирается водой, и поэтому он тонет.

Воспитатель. А вы говорили, что в стакане ничего нет. Что мы можем теперь сказать об этом стакане? (Ответы детей.)

Опыт «Ветер - движение воздуха»

Воспитатель. Ребята, воздух всегда вокруг нас, как мы можем почувствовать его? (Можно помахать на себя веером, листом бумаги, подуть на ладонь.) Давайте попробуем с помощью воздуха устроить ветер! Как мы можем сделать себе ветер, если у нас с вами нет веера. (Ответы детей). Помашите ладошками сначала на себя, а потом друг на друга. Что вы чувствуете? Наши руки движутся и как бы подгоняют воздух. Воздух тоже начинает двигаться, поэтому в лицо дует лёгкий ветерок.

Вывод: когда воздух движется, получается ветер.

Физкультминутка «Ветер»  (Движения выполняются по содержанию текста)

                         Ветер дует на меня,  (Машут на себя.)

Ветер дует от меня.  (Машут от себя.)

Ветер дует высоко,  (Встают на носки.)

Ветер дует низко.  (Садятся на корточки.)

Ветер дует далеко, (Отводят руку в сторону.)

Ветер дует близко. (Машут на себя.)

Опыт «Воздух в человеке»

Воспитатель. А вот интересно, есть ли воздух внутри нас? Как это можно узнать? (Ответы детей.) Сделайте губы дудочкой и выдохните воздух на ладонь. Какой воздух вы почувствовали? (Холодный) Теперь откройте рот широко и выдохните воздух. Какой воздух вы почувствовали? (Тёплый) А теперь давайте проверим, как долго мы сможем не дышать. Закройте рот и нос и не дышите. (Воспитатель следит за тем, чтобы дети не слишком долго задерживали дыхание.) Перед вами стакан с водой и трубочка. Будем вдыхать носом, а выдыхать ртом в трубочку. Что наблюдаем? Воздух выходит из лёгких, проходит в рот, а изо рта мы его выдыхаем в трубочки в виде воздушных пузырьков. Какой сделаем вывод?

Вывод: Человек дышит воздухом, у нас в лёгких есть воздух.

Воспитатель.  Ребята, мы вдыхали воздух через нос, выдыхали ртом, не видели его глазами. А как можно услышать воздух?

Опыт «Воздух можно услышать»

Воспитатель. Чем мы слышим? Воздух можно услышать. Давайте надуем шарики. Что внутри шариков? (Ответы детей.) Чтобы услышать воздух, спустите шарики. Что происходит? (Ответы детей.)

Вывод: Звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать.

Опыт «Воздух не имеет запаха»

Воспитатель. А чем может пахнуть воздух? (Ответы детей.)

Вывод: Собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.

Пальчиковая гимнастика «Что мы узнали о воздухе»

Раз, два, три, четыре, (Сгибаем, разгибаем пальцы.)

Мы про воздух говорили. (Раскрыть ладони.)

Легче он простой воды,

Не увидишь его ты, (Поднести кулачки к глазам («бинокль»).)

Запахом не наделён, (Указательным пальцем отрицательные движения.)

Человеку нужен он.

Чтоб здоровыми нам быть,

Надо с воздухом дружить. (Большими пальцами — на себя. Сгибаем, разгибаем пальцы.)

Воспитатель.  Чтобы быть здоровыми, нам необходимо дышать чистым, свежим воздухом. К сожалению, ежедневно в атмосферу Земли выбрасывается огромное количество вредных веществ, которые загрязняют воздух. Дым сигарет, выхлопные газы, выбросы отработанных газов заводов, которые при вдыхании вызывают различные заболевания. Именно поэтому во всём мире люди заботятся о чистоте окружающей среды. А что мы с вами можем сделать для того, чтобы дышать свежим воздухом? (Ответы детей.) 

Ребята, вы молодцы, хорошо поработали. Теперь вы много знаете о воздухе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое обеспечение. Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"

Данная программа направлена  на формирование исследовательской деятельности старших дошкольников. Программа приведена в соответствии с ФГОС ДО в 2017 году....

Юнный исследователь

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад  № 12 «Василёк» с.Раздольное. Конспект занятия по исследовательской  деятельностив старшей разновозрастной группе.«Юные исследователи».Во...

Проект "Юные исследователи"

Тип проекта:  Информационно – практико – ориентированный.Вид проекта:  Групповой.Цель проекта:   Развитие познавательных способностей детей, посредством опытно-эксперименталь...

Проект "Юный исследователь"

Цель проекта:развитие у детей познавательной активности, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию....

Конспект совместной деятельности с детьми «Юные исследователи». Игра - конкурс.

Игра - конкурс с детьми подготовительного к школе возраста....

ПРОЕКТ «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» Опытно – исследовательская деятельность В старшей группе

Целью  проекта является развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию.   Задачи:Расширение пре...