"Родничок" программа по краеведению
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Березовская Наталья Эдуардовна

Программа имеет еще одно название "Волга - великая русская река?". Почему со знаком вопроса? Да пототму, что берега Волги населеют разные народы, это и чуваши и мордовцы, и башкиры, и татары. Каждый народ населяющий берега Волги имеет свой неповторимый колорит, свою культуру и быт. Программа  расчитана на детей подготовительной группы и включает в себя ознакомление дошкольников с народными традициями народов живущих на берегах Волги

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnichok.docx65.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

детский сад п. Ермаково

Согласовано:                                                                                         Утверждаю:

Педагогический  совет                                                                        Заведующая Мдоу

от «__»______ 2018 г.                                                                         ____________ Головачева Г.Ю.

Протокол № ________                                                                         «__»__________2018 г

Дополнительная общеобразовательная

 программа «Родничок»

Возраст воспитанников: 6-7 лет

Срок реализации: 1 год

 Автор составитель:

Березовская

 Наталья Эдуардовна

Рыбинский муниципальный район, 2018

Аннотация

Программа  направлена на гражданское и духовно-нравственное воспитание личности, на решение задач по формированию у детей дошкольного возраста   таких качеств как толерантность, нравственность, патриотизм, духовность.

В ходе реализации программы дети отправляются в путешествие по великой русской реке Волге вместе со сказочным персонажем, Карасем Ершовичем, который рассказывает о городах, народах, традициях жителей Поволжья. Путешествие начинается из Тверской области где находится исток реки Волги. Далее дети знакомятся с бытом, играми, сказками, промыслами жителей республики Марий Эл, Чувашии, Удмуртии, Башкирии, Мордовии, Татарстана.

Содержание.

    Аннотация……………………………………………………………………………………..2

I. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка……………………………………………………………………...4

1.2 Основные цели и задачи реализации программы по дополнительному образованию…5

1.3 Связь с другими областями………………………………………………………………….6

1.4 Формы работы по реализации основных задач программы………………………………6

1.5 Результаты освоения программы…………………………………………………………...7

1.6 Целевые ориентиры освоения программы…………………………………………………7

II. Содержательный раздел

2.1 Возрастные и индивидуальные особенности детей 6-7 лет………………………………8

2.2 Содержание образовательной деятельности……………………………………………...11

III. Организационный раздел

3.1 Тематическое-планирование………………………………………………………………13

3.2 Управление и обеспечение образовательного процесса…………………………………24

 Литература……………………………………………………………………………………...26






I. Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка.

Термин «поликультурное пространство» появился сравнительно недавно. Несмотря на это, он является достоянием сразу нескольких сфер – сферы образования, культурологии, социологии и политологии.

Под поликультурным воспитанием подразумевается воспитание на культуре народов региона, в котором проживает ребенок, с приоритетом для культуры его национальности. Дошкольники, постигая региональную культуру, усваивают этнические нормы, правила, которыми предписывается дружелюбие, симпатия, уважение к взрослым и сверстникам других национальностей, интерес к их культуре и жизни.

С понятием «поликультурное воспитание» перекликаются и идеи толерантности.

Слово «толерантность» произошло с латинского – «tolerantia», и означает терпение. В соответствии с Толковым словарем Ожегова С.И., толерантность – это терпимость к чужому поведению, образу жизни, верованиям, идеям, мнениям, чувствам и обычаям.

Основой толерантности является признание права на отличие.

Федеральным государственным стандартом дошкольного образования предполагается решение задач, связанных с формированием толерантности у дошкольников связи с развитием в стране инклюзивного образования, в рамках которого происходит включение детей с ОВЗ в образовательную среду и адаптация в ней. 

Еще один аспект толерантности   - формирование личности нового человека - как носителя гуманистических толерантных идей в системе межэтнических отношений. В этом случае толерантность - необходимое условие мира и социально-экономического развития народов.

Значительная роль в решении поставленного вопроса принадлежит детскому саду как важнейшему институту социализации личности.

На сегодняшний день особенное внимание уделяется  духовному богатству культурного наследия народа. В этом прослеживается стремление народов к национальному возрождению. Нет такого народа, который не стремился бы к тому, чтобы сохранить свое национальное своеобразие, проявляющееся в родном языке, искусстве, традициях и фольклоре. В настоящее время ключевым принципом воспитания является воспитание, осуществляемое на базе национальных традиций.

Народы Поволжья – это не только русские. Это и башкиры, и татары, и мордвины, и чуваши, и марийцы. Каждый ребенок, и чуваш, и русский, должны иметь доступное его пониманию представление о жизни, быте и культуре другого народа.

Важнейшей задачей педагога является воспитание в детях толерантного отношения к другим народностям.

Формирование толерантности, как и формирование интолерантности, происходит под воздействием взаимоотношений внутри семьи, отношений членов семьи к другим людям и обществу в целом, а также под воздействием общения с окружающими людьми и сверстниками. Этот процесс обладает стихийным характером.

Чтобы сделать данный процесс целенаправленным, необходима организованная педагогическая деятельность в дошкольном учреждении.

Актуальность программы.

         Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы определяется нормативно -  правовыми документами федерального уровня:

  • Государственная программа РФ «Развитие образования на 2013-2020 годы»,
  • Концепция развития дополнительного образования детей,

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

Программа нацелена на развитие у дошкольников нравственных чувств, воспитание любви и уважения к  родному краю стремление  к познанию истории своей “малой” и “большой” Родины,  Программа позволяет через дополнительное образование воздействовать на эмоциональную сферу ребенка дошкольного возраста, на его  познавательную  деятельность, способствует формированию основных черт толерантной личности: терпимость к чужому мнению, умение сотрудничать, дружелюбие, гуманизм, умение владеть собой и слушать собеседника

Основные формы кружковой работы – тематические, комплексные и интегрированные занятия, в них включены: беседы, рассказы педагога, чтение художественной литературы; дидактические ,  творческие игры и подвижные игры; изготовление альбомов; составление творческих рассказов. А также экскурсии, целевые прогулки.

1.2 Основные цели и задачи реализации программы.

Цель программы заключается в формировании основ толерантной культуры личности дошкольника, родителя и педагога.

Задачи:

  • Воспитание уважительного отношения к наследию других народов;
  • Развитие воображения и мышления детей;
  • Стимулирование детской активности, сочетание ее с практической деятельностью;
  • Формирование интереса к национальной культуре;
  • Повышение этнографической грамотности детей;
  • Расширение представления об образе жизни людей, населяющих берега Волги.
  • Оказание содействия социальному, эмоциональному, нравственному, художественно-эстетическому и речевому развитию детей.

Участники: воспитатели, специалисты детского сада, родители, дети.

Принципы организации образовательной деятельности:

  • Принцип гуманистической направленности воспитания на развитие личности.
  • Принцип направленности воспитания на освоение культуры, ценностей общества, норм поведения.
  • Принцип воспитания в деятельности.
  • Принцип единства требований.
  • Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей.
  • Принцип сочетания педагогического руководства с инициативой и самостоятельностью воспитанников.
  • Принцип воспитания с опорой на положительные качества .

1.3. Связь с другими областями.

Знакомство дошкольников с родным краем процесс длительный и сложный. Положительного результата в развитии целостного отношения к родному краю можно достичь только систематической работой. Краеведческие знания интегрируются

-в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, художественную.

Представления о малой родине успешно интегрируются практически со всеми образовательными областями основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения («Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»).

- в совместную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов (прогулки, целевые экскурсии обеспечивают необходимую двигательную активность и способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников).

- в самостоятельную деятельность детей (дидактические и подвижные игры, рассматривание картинок, иллюстраций).

- в процессе взаимодействия с семьями (создание альбомов, составление маршрутов выходного дня, рисунки детей, выполненные совместно с родителями).

1.4 Формы работы по реализации основных задач программы.

Основные организационные формы:
• совместная деятельность;
• целевые прогулки по городу;
• экскурсии с различной тематикой о городе;
• праздники, развлечения;
• тематические выставки;
• встречи с участниками исторических событий, людьми искусства;
• работа в мини-музеи детского сада .

Методы и приемы:
• диалоги; беседы, рассказ воспитателя, родителей;
• сюжетно-ролевые игры, дидактические, подвижные игры;
• проблемные ситуации;
• проектирование;
• конкурсы, викторины;
• экспериментирование;
• коллективно-творческие дела;
• наблюдения;
• целевые прогулки и экскурсии;
• рассматривание картин, иллюстраций
.

Предполагаемый результат:

 1. К моменту окончания проекта дети будут иметь представления  о народах, проживающих вниз по течению реки Волги:
• об особенностях природы  (характерные признаки, типичных представителей   животного и растительного мира, охраняемые растения).
• исторических событиях,
• символике,
• обычаях, играх, предметах быта, элементах  народного творчества.

2.  - приобретут навыки работы с картой,
- смогут знавать изученные растения и животных,
- работать с элементами народного творчества,
- применять игры разных народов края для организации собственного досуга,
- творчески мыслить и рассуждать.

3. У детей будут развиты такие качества личности  как отзывчивость, справедливость, доброжелательное отношение  друг к другу независимо от национальности, культуры и вероисповедания, социального статуса. 

1.6. Целевые ориентиры освоения программы.

- Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

- Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.).

- Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.

- Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свои город, край, страну, их достижения, имеет представление об их географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.

II. Содержательный раздел.

2.1 Возрастные и индивидуальные особенности детей 6- 7 лет.

Игровые действия детей становятся более сл ожными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится.

Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д,

Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.

При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.

Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям.

В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений.

Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер общений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.

В результате правильно организованной образовательной работы дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития

2.2 Содержание образовательной деятельности.

№ п/п

Блок

Кол-во занятий

Темы

1

 С голубого ручейка начинается река

11

Знакомство с картой России, узнать, где находиться исток реки Волги, познакомиться с близлежащими городами: Рыбинск, Ярославль, Кострома,Нижний Новгород

2

Республика Марий Эл

    4

Знакомство с республикой Марий Эл, ее флорой и фауной, национальным костюмом, языком, художественной литературой

3

Чувашия

2

Знакомство  с новой республикой Чувашией и столицей городом Чебоксары. Гербом города. Расположение на карте, особенности флоры и фауны (лесостепная зона).с народным костюмом чувашей, сравнить с марийским (они похожи), со сказками и играми чувашского народа.

4

Удмуртия

4

Познакомить детей с народным удмуртским костюмом, с народными орнаментами удмуртов.  Изготовление посуды Познакомить детей с народной сказкой и игрой удмуртов.

5

Мордовия

5

Познакомить с народностью мордва, с мордовским народным костюмом, его особенностью, поясом-пулай,   с мордовскими сказками и играми. Научить детей считалочке на мордовском языке. Познакомить детей с традиционными блюдами:  «марийский суп с клецками», «хупла – пирог с рыбной начинкой».

6

Башкирия

4

Познакомить детей с народностью башкиры. Столицей городом Уфой , найти на карте. Рассмотреть герб Башкирии. Дать представление об изменении природы в этом крае; животном и растительном. Показать, как изменяется костюм народов Поволжья, появляются новые элементы, но много похожего.  Рассказать детям о жизни кочевого народа, его жилище. Познакомить детей с башкирской сказкой «Лиса-сирота», подвижной игрой «Водяной».

7

Татарстан

4

Познакомить детей с республикой Татарстан в составе России. Легендой названия города Казань. Дать представление о том, что в связи с деятельностью человека природе лесостепной зоны нанесен ущерб. В Татарстане занесены в Красную Книгу осы, пчелы, шмели. Познакомить детей с традиционной одеждой татар. Рассказать детям об одном из самых любимых праздников – сабантуе.  Познакомить детей с бытом татар на примере народной сказки «Гульчечек». Познакомить детей с приготовлением народного блюда из теста и меда чак-чак.

8

Я, ты ,он, она – вместе целая страна

4

Развивать интерес к языкам народов Поволжья. Способствовать повышению интереса и уважения к языкам.      

Закрепить у детей знания народов Поволжья, об их традициях, культуре, обычаях. Воспитывать уважение к национальной культуре народов Поволжья.

III. Организационный раздел

3.1 . Тематическое планирование

 Сентябрь

« С голубого ручейка начинается река».

   

«  Тверь – городок, Петербурга уголок».

 «Рыбинское море».

«Рыбинск»

Октябрь

Музей «Курочки Рябы».

«Ф.Ф.Ушаков, В.Н.Терешкова-прославленные земляки.»

 «Ярославия».

 

«Наши соседи – костромичи».

Ноябрь

« Сказочная Кострома».

«Чудо-град над гордою рекою».

Развлечение «Русские забавы».

«Республика Марий Эл».

Декабрь

«Марий Чодра – марийский лес».

«Народный костюм марийцев».

 « Читаем марийские сказки, играем в игры».

«Чувашия».

 « Салам – здравствуйте».

Январь

    «Удмуртия- край родников».

 «Народный костюм».

«Удмуртская посуда».

«Сказка «Как произошли медведи», Народная игра с платком».

Февраль

«Мордовия».

Пулай – мордовский пояс».

«Сказка «Куйгорож». Игра «Раю-раю».

Аппликация «Монисто».

«народная кухня чувашей и марийцев».

Март

«Башкирия».

«Народный костюм».

 «Жилище кочевников».

«Сказки игры башкиров»,

Апрель

«Татарстан».

«Народный костюм».

«Сабантуй – Свадьба плуга».

«Сказка «Гульчечек».

Май

«Астрахань».

«Здороваемся на разных языках».

«Мир национальных узоров» - выставка детских рисунков и поделок.

« Я, ты, он, она – вместе целая страна».

Дать детям представление о том, что наша великая русская река начинается с маленького ручейка в Тверской области. Рисование « С   голубого  ручейка начинается река».

Предложить детям найти на карте первый большой город на Волге, познакомить с особенностями застройки города (лучами), гербом города. Знакомство с народной игрой «Бояре».

 Предложить детям найти на карте Рыбинское водохранилище. Рассказ деда Карася Ершовича о рыбинском море, о затоплении Мологи. Рассматривание памятника «Мать-Волга».

Коллективная аппликация «Наше море».

Чтение отрывков из книги «Сказание о земле Рыбинской», рассматривание герба города, сравнить с Тверью.

Посещение музея «Курочки рябы». Знакомство с бытом людей живших в нашей местности, знакомство с народным костюмом Ярославской области.

Предложить детям  вспомнить о том, каких  знаменитых людей вырастила наша земля. Подвести  детей к рассказу  о флотоводце Ф.Ушакове. Рассказ деда о первой женщине – космонавте В.Терешковой.

Продолжение путешествия по Волге, знакомство с городом Ярославль.  Легенда возникновения города.

 Рассказ о Ярославском крае: природе, животных. О значении Волги в жизни края. Сравнить гербы Ярославля и Рыбинска, чем похожи, чем отличаются.  Познакомить с народной игрой «Бабушка Пыхтеиха».

 Предложить найти  и отметить флажком  на карте следующий город. Рассказ о ближайших соседях –костромской области. На гербе –ладья, на которой путешествовала царица Екатерина. Окружена непроходимыми лесами, богатыми зверьем. Игра «дрема».

Накануне предложить детям узнать, как связана сказка Н. Островского «Снегурочка» и город Кострома. Рассказ детей  о том, что Кострома родина писателя Н. Островского, написавшего сказку «Снегурочка». Теперь в Костроме её теремок, куда приезжают туристы. Рисование по сказке «Снегурочка».

Узнать, почему Новгород назван Нижним. Знакомство с гербом города.

Рассказ о нижегородских промыслах: резьба и роспись по дереву, пряники, вышивка. Рисование «Городецкие узоры»

Закрепить народные игры «Бояре», «Бабушка Пыхтеиха», познакомить с играми костромской и нижегородской областей: «Кострома», «Просо»,  хороводом «Девицы-мудреницы». Создать радостное настроение.

Познакомить детей с  республикой. Она входит в состав Российской Федерации.  Предложить детям узнать дома как переводится название столицы Марий Эл Йошкар- Ола .

Познакомить детей с богатой флорой и фауной широколиственных лесов Марий Эл.

Познакомить детей с традиционным народным костюмом марийцев, сравнить с русским. Рисование «Украшение марийского передника».

Дать  понятие о том что у каждого народа есть свой язык:(научить детей здороваться на марийском языке), сказки и игры. Помочь понять через игру и сказки особенности национальной культуры.

Познакомить детей с новой республикой Чувашией и столицей городом Чебоксары. Гербом города. Расположение на карте, особенности флоры и фауны (лесостепная зона).

Познакомить детей с народным костюмом чувашей, сравнить с марийским (они похожи). Аппликация «Чувашские узоры».

Познакомить детей со сказками и играми чувашского народа. Чтение сказки «Альдюк», подвижная игра «Хищники на море».

Познакомить детей с еще одной республикой Поволжья – Удмуртией.  Её называют краем родников из – за их большого количества. Познакомить со стихотворением Тимофея Шмакова «Родник». Символ Удмуртии «италмас», предложить детям узнать дома, что же это такое

Познакомить детей с народным удмуртским костюмом. Обратить внимание на серебряные украшения, на то, что вышивались костюмы уже шелковыми, золотыми и серебряными нитями. Платок повязывали особым способом за два крайних конца, предложить попробовать завязать.

Познакомить детей с народными орнаментами удмуртов. Каждый рисунок в орнаменте несет свое особое значение.  Рисование косынки

 Изготовление посуды Развивать умение передавать узор на объемной форме. Воспитывать уважение к труду народных мастеров.

Познакомить детей с народной сказкой и игрой удмуртов, обратить внимание, что игры у всех народов похожи между собой Чем?

 Игра с платком.

Познакомить с народностью мордва. Входит в состав России, находиться больше в степной зоне. Столица город Саранск, найти и отметить на карте

Познакомить детей с мордовским народным костюмом, его особенностью, поясом-пулай. Рисование «Наряд мордовской красавицы».

Познакомить детей с мордовскими сказками и играми. Научить детей считалочке на мордовском языке.

Закрепить название женского украшения «монисто», которое носят женщины Чувашии и Мордовии. Аппликация «Монисто»

Познакомить детей с традиционными блюдами:  «марийский суп с клецками», «хупла – пирог с рыбной начинкой».

Познакомить детей с народностью башкиры. Столицей городом Уфой , найти на карте. Рассмотреть герб Башкирии.

Дать представление об изменении природы в этом крае; животном и растительном мире.

Показать, как изменяется костюм народов Поволжья, появляются новые элементы, но много похожего.

Дать детям задание -  узнать о кочевниках. Рассказать детям о жизни кочевого народа, его жилище. Оно является временным (летним). Постоянное жилище они украшали. Аппликация «Наличники»- вырезывание симметричных деталей.

Познакомить детей с башкирской сказкой «Лиса-сирота», подвижной игрой «Водяной».

Познакомить детей с республикой Татарстан в составе России. Легендой названия города Казань, найти на карте. Предложить узнать дома другие легенды, связанные с городом Казань

Познакомить детей с традиционной одеждой татар. Рисование «Украшение ичигов».

Рассказать детям об одном из самых любимых праздников – сабантуе. Это весенний праздник, где люди задабривают духов, для получения хорошего урожая. Основной частью праздника является проведение соревнований. Провести соревнования

Познакомить детей с бытом татар на примере народной сказки «Гульчечек».

Познакомить детей с приготовлением народного блюда из теста и меда чак-чак.

предложить детям найти на карте город Астрахань, и отметить флажком.

Познакомить детей с астраханской областью. Рассмотреть герб области. Астрахань являлась первой крепостью стоящей на южной границе Руси. Является многонациональной территорией России.

Развивать интерес к языкам народов Поволжья. Способствовать повышению интереса и уважения к языкам.      

Развивать у детей умение передавать узоры народов Поволжья, закрепить знания детей. Воспитывать доброжелательность.

Подготовка детей к развлечению, проведение итогового занятия –развлечения. Закрепить у детей знания народов Поволжья, об их традициях, культуре, обычаях. Воспитывать уважение к национальной культуре народов Поволжья.

Физическая карта России, иллюстрации истока Волги, стихи Б. Кежуна, В. Гиляровского.

Герб города Тверь, карта России с нанесенным значком истока Волги. Иллюстрация памятника Афанасию Никитину Стихотворение о Твери Ираиды Мордовиной.

Карта России с нанесенными значками истока Волги и г.Тверь, иллюстрации затопленной Мологи, памятника Матери-Волги.

Карта России, герб г. Рыбинска, книга «Сказание о земле Рыбинской», стих. Вл. Малеванца

«Мой Рыбинск не хуже Парижа».

 Экспонаты музея.

Альбом «Космос», «Книга будущего адмирала». Фото Волги из космоса.

Карта Волги с нанесенным значком Ярославля. Иллюстрации с видом города, памятником Ярославу Мудрому.

Карта ярославской области. Гербы Ярославля и Рыбинска. Батожок для игры.

Карта России, герб г.Костромы, иллюстрации города. Стихотворение Апполона Коринфского о Костроме.

Портрет Н.Островского, сказка «Снегурочка», фото теремка Снегурочки в Костроме.

Карта России, герб Нижнего Новгорода, виды города, стихи о нем.

Иллюстрации с городецкими деревянными поделками, пряниками, вышивкой.

Атрибуты для игр.

Карта России, герб города Йошкар- Ола. Виды города.

Иллюстрации с животными и растениями заповедника Марий Чодра».

Иллюстрации с народным костюмом марийцев.

Сказка «Нончык-патыр», атрибуты к игре «Колышки», «Биляша».

Карта России, герб г.Чебоксары, картинки с животными.

Иллюстрации с народными орнаментами, народным костюмом.

Сказки народов России, веревка для игры.

Карта России, герб Удмуртии, стихи Т. Шмакова. Иллюстрации города Ижевска – столицы Удмуртии.

Иллюстрации народного костюма удмуртов. Платки.

Иллюстрации с орнаментами, используемыми в народной вышивке.

Соленое тесто, стеки.

Сказки народов России, платок для игры.

Карта России. Герб Саранска. Изображения животных степной полосы.

Иллюстрации с народным костюмом, пояса.

Сказки народов России, атрибуты для игры.

Фольга для вырезывания монеток, ножницы, клей, нитки.

Посуда для приготовления блюд, фартуки.

Карта России, герб, иллюстрации водопадов, степной зоны.

изображения животных и растений;

Иллюстрации с народными костюмами башкиров, кусочки сукна, меха.

Иллюстрации с изображение юрты, виды башкирских наличников.

Сказки народов России, платок для игры.

Карта России, герб республики. Иллюстрации г.Казань.

Иллюстрации с традиционной одеждой, обувью, орнаменты для украшения обуви.

Атрибуты для игровых соревнований.

Сказки народов России.

Яйцо, мука, соль, мед, сахар, разделочные доски.

Карта России. Герб Астраханской области.

Карта России, маленький кораблик для путешествия по карте.

Атрибуты для развлечения.

3.2. Управление и обеспечение программы

Нормативно-правовые материалы:

  • статья 9 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ"Об образовании в Российской Федерации" «..организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях..»
  • типовое положение о дошкольном образовательном учреждении от 27.10.2011 г. № 2562 п. 19 и п. 20 регламентируют самостоятельность разработки основной общеобразовательной программы дошкольного образования и дополнительно образовательной программы; 
  • санитарно-эпидемиологические требования к дошкольному образовательному учреждению от 15мая 2013 года N 26
    санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.3049-13
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" 
  • Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 N 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования"
  • письмо Минобрнауки РФ «О методических рекомендациях по отнесению дошкольного образовательного учреждения к определенному виду»;
  • Положение о лицензировании образовательной деятельности. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. N 966 .
  • Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №1155 "Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
  • концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) ФКC по общему образованию МО РФ 17.06.2003 г

Финансовое:

Реализация проекта осуществляется за счет бюджетных ассигнований ДОУ (покупка методической литературы, оборудования и др.), а также силами родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ (изготовление наглядных и дидактических пособий и др.)

Материально-техническое:

Реализация проекта требует оформления в групповой комнате зон по нравственно-патриотическому воспитанию, изготовления информационных материалов для родителей воспитанников, педагогов.

  • Дидактические и наглядные пособия;
  • ТСО (компьютер, проектор и т.д.);
  • Методическая, краеведческая, художественная литература;
  • Репродукции и иллюстрации картин художников;
  • Художественная литература по темам;;
  • Электронные презентации в соответствии с тематическим планированием;
  • Аудиозаписи;
  • Карта России;
  • Символика республик Поволжья ;
  • Буклеты, наборы открыток;

Кадровое:

- воспитатели и специалисты ДОУ




 Список литературы

  1. «С чего начинается Родина?» / Под ред. Л. А. Кондрыкиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  2. Баранникова О.Н.Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду,-М.2007.
  3. В.Н. Матова «Краеведение в детском саду СПб.: ООО « Издательство «Детство-пресс». 2014.
  4. Ватаман В.П.Воспитание детей на традициях народной культуры.- Волгоград,2007.
  5. Вахрушев А.А., Кочемасов Е.Е., Акимова Ю.А., Белова И.К. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. – М.: «Баласс», 2001
  6. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! – СПб., 2003.
  7. Г. Блинова Познавательное развитие детей 5 – 7 лет .Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  8. Дошкольникам о защитниках Отечества под. Ред. Л.А. Кондрыкинской.-2007.
  9. Как знакомить дошкольников с природой./ Л.А. Каменева, А.К.Матвеева, Л.М. Маневцова и др.;Под ред. П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1983.
  10. Козлова С.А., Я - человек. Программа приобщения ребенка к социальному миру.-М.1999.
  11. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет.-М.2007.
  12. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В.«Развитие связной речи по лексико-семантической теме «Человек: я, мой дом, моя семья, моя страна» - М.: «Издательство ГНОМиД», 2001.
  13. Круглова Т.А., Ерохина Е.Л. Государственные символы России.- М, 2002.
  14. Лосева А.Ю. Как помочь ребенку полюбить свой родной город /Детский сад от А до Я ,2003,№ 3.
  15. Маханёва М. Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие». Издательство: Сфера, 2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конcпект занятия по краеведению и развитию речи в подготовительной группе доу " Машина времени у меня под окном"

Занятие построено с использование мультимедийного пректора и компьютора.Внесены события прошлого , настоящего и будующего....

Программа по краеведению "Дошкольникам о родном городе Ивантеевка"

Краеведение —  предмет, посвящённый комплексному изучению конкретной территории на основе географических компонентов. Содержание курса разнится в зависимости от региона. В...

Конспект занятия в старшей группе по краеведению Тема: « Волга – матушка»

Воспитывать любовь и интерес к родной природе, умение видеть ее красоту....

Доклад для воспитателей "Краеведение"

Воспитателям на заметку....

Конспект занятия по краеведению на тему: «Мы дети Сочи». (Подготовительная к школе группа)

Программные задачи:1.Продолжать углублять и расширять знания детей о родном городе, как о городе курорте.2.Развивать речетворческие способности детей, используя прием фантазирования.3.Закреплять...

Примерный план работы по краеведению для старшей группы

В перспективном плане предлагаются темы занятий, содержание работы по месяцам....