НОД "Доктора леса".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

савченко анна викторовна

Показательная НОД в МБДОУ  по ознакомлению с окружающим в старшей группе "Доктора леса"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doktora_lesa_-_kopiya.odt8.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе

«Доктора леса» (Путешествие в весенний лес)

Цели:Продолжать формировать умение находить связи между изменениями в неживой и живой природе; увеличение количества осадков, много света и тепла, следовательно, бурно растут растения, проснулись насекомые, прилет птиц.

Закрепить знания детей о птицах, которые помогают сохранить лес от вредных насекомых. Упражнять в умении классифицировать птиц по принципу «зимующие – перелетные». Воспитывать заботливое отношение к птицам.

Развивать зрительную память.

Развивать логическое, системное мышление.

Продолжать работать над дыханием, дикцией, интонационной выразительностью.

Материал:

Иллюстрации, картинки с изображением птиц,  модель проталины.

Модели:

Признаки весны, существенные признаки птиц.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы, наблюдение за птицами в природе, беседы, загадки о птицах.

СОД

-Ребята,послушайте загадку.

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи.

В дом свой – улей – пчела

Первый мед принесла.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?    (Весной)

-О чём эта загадка?

-Почему вы так решили?

-Предлагаю вам составить рассказ о весне,а помогут вам вот такие картинки - подсказки.(дети составляют рассказы ,используя модели "Весна")

- Кто знает,сколько месяцев длится весна?Назовите их.

- а кто может назвать,какой сейчас месяц

-Сейчас  месяц апрель.

-Апрель – середина весны. Снег растаял. Вода испаряется, образуются облака. Дует весенний ветер, сгоняет облака в тучи. Из туч идет теплый весенний дождь. Первая гроза, первый весенний гром. Цветут весенние цветы: ландыш, мать – и – мачеха, купальница. Цветут деревья: тополь, береза, осина. Прилетают перелетные птицы. И так хочется погулять в лесу .А вам?

- Предлагаю отправиться в путешествие по весеннему лесу.

(Дети проходят по группе под звук птичьего голоса)

-В лесу так шумно от птичьих голосов. Прислушайтесь к птичьему разноголосью.(дети останавливаются и слушают голоса)

-Ну что,пойдём дальше? (продвигаются по группе),

Тишина стоит вокруг,

Вышли мы сейчас на луг.

-Посмотрите ,а в самой тени леса ещё осталась одна проталина.А в каком месяце в лесу много проталин?(Ответы детей).

-На проталинах появились цветы. Как называются первые цветы?(первоцветы)

-Представьте,что вы тоже первые цветы,С теплыми лучами солнца «цветок начинает распускать «лепестки»: приготовьте правую руку – кисть со сложенными вытянутыми пальцами – «бутон». «Цветок» медленно начинает распускаться: ссссссс… (показ воспитателем длительного выдоха). Улыбнитесь. Покажите зубки. Прижмите кончик языка к нижним зубам. «Цветок»  распускается… Распустился. Покажите «цветок» солнышку (поднять руку вверх, круговое движение кистью). Смотрите! Еще «цветок» распускается (левая рука, повтор упражнения).Но вот набежали тучи, закрыли солнышко, лепестки закрываются: сссс…  Начался «веселый дождик» (подскоки с подниманием рук вверх и в стороны). (Ощутить чувство радости и веселья).Поднялся ласковый ветерок (наклоны в стороны, руки вверху).Скорость увеличивается – ураган (по мере ускорения движения и увеличения амплитуды ощущать сначала чувство радости, затем тревоги).«Сверкнула молния» (из основной стойки выпады в различных направлениях с резкими движениями рук. Ощущать чувство торжества и силы).Ветер прогнал тучи, «солнышко просыпается» (из приседа медленно встать, подняться на носках, потянуться руками вперед и вверх к «солнцу». Ощущать радость рождения нового дня).

-Идем по лесу. Кругом мох да мох, и сосенки на нем растут. А вот и большие черные-черные птицы летят на поляну: Ш! Ш! Ш! (Движение по кругу)

-Что же это за птицы? ( Показ иллюстрации тетеревов).

-Это, дети, лесные глухари. У них синеватые головы с коротким клювом и красными бровями. Петухи красуются перед тетерками, чуфыкают, бормочут.

«Чуфф-ши! Чуфф-ши!

Красные брови хороши!»

-Послушайте загадку:

Всех прилетных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Взад-вперед по пашне вскач.

А зовется птица … (грач).

-Ходят важные, носами землю ковыряют: червяков ищут.

(Дети изображают: «Кра! Кра! Весна! Весна!»).

-А кто поет такую песню:

Зинь – зинь – танн!

Зинь – зинь – танн!

Скинь кафтан!

Скинь кафтан! (Синичка)

-Послушайте ещё загадку:

НЕ ворона,не синица,
Как зовётся эта птица?

Примостилась на суку-

Раздалось в лесу"ку-ку".

-Каких перелетных птиц вы еще знаете?(Ответы детей)

-А знаете ли вы, почему мы называем птиц нашими пернатыми друзьями?(Ответы детей)

-Присядем на полянке отдохнём,а я вам расскажу о самых настоящих докторах леса.

-Моя первая загадка об одном из них:

Черный жилет,

Красный берет,

Нос как топор,

Не дровосек, не плотник,

А первый в лесу работник.   (Дятел).

(показ иллюстрации)

-Дятлов не случайно называют докторами леса. Большой пестрый дятел летом и зимой выстукивает – выслушивает стволы деревьев. Под корой он безошибочно находит личинок короедов, дровосеков. Посмотрите, какой клюв у дятла. Зачем он ему? Правильно, он не только из-под коры  жуков и личинок вытаскивает, но и выдалбливает глубокое дупло для гнезда, и семечки из шишек вылущивает. А язык у дятла острый и липкий, он им насекомых из любой щели достает. Посмотрите на лапки и хвост дятла. Почему они такие? Лапы у него короткие, с цепкими когтями, поэтому он свободно лазает по стволам деревьев, а короткий упругий хвост служит ему опорой при долблении.Живут дятлы в дуплах, там и птенцов своих выращивают.

- На стволах деревьев, кроме дятлов, кормятся поползни (показ иллюстрации). Как вы думаете, умеют ли поползни, как дятлы, долбить кору? Почему эту птичку назвали поползень?(Ответы детей).

-В отличие от дятлов поползни не долбят кору, а собирают насекомых с поверхности стволов деревьев.

-Иволга – тоже лесной доктор. (Показ иллюстрации).

Она поедает волосатых гусениц, которых избегают другие птицы.

-Как вы думаете, надо ли заботиться о птицах, которые не поедают насекомых – вредителей? Объясните свой ответ.(Ответы детей).

-Правильно, надо охранять всех птиц и все живое на Земле.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

-Ребята,а что общего у всех птиц?Посмотрите на мою мнемотаблицу  и скажите.(показ мнемотаблицы"существенные признаки птиц")(ответы детей),

-Нравится вам путешествовать по лесу?Но пора возвращаться домой.И чтобы наш путь не был очень длинным,скажем волшебные слова:

Раз,два,три- повернись

В детском саду окажись.

-Вам понравилось сегоднешнее путешествие? А что запомнилось больше всего?

-Ребята,с сегоднешнего дня мы с вами начнём создавать макет "весенних изменений в природе".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно - исследовательская деятельность "Птицы - доктора леса"

Познавательно - исследовательская деятельность для детей среднего дошкольного возраста...

Ознакомление детей с окружающим."Доктора леса-птицы" для детей старшего возраста.

"Доктора леса-птицы"Цель: Продолжать знакомить детей с птицами, которые помогают охранять лес Упражнять в умении классифицировать птиц по признаку:"зимующие - перелетные"Воспитывать заботливое отношен...

Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе на тему: «Доктора леса».

-            продолжать знакомить детей с птицами, которые помогают сохранять лес от вредных насекомых.-...

Конспект НОД в старшей группе "Доктора леса (Путешествие в весенний лес)"

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Цель: закрепление и расширение знаний о птицах, помогающих сохранять деревья...

НОД по ознакомлению с окружающим «Доктора леса» ( Путешествие в весенний лес) в старшей группе.

Программное содержание:Продолжать формировать умение находить связи между изменениями в неживой и живой природе : увеличение количества осадков, много света и тепла , следовательно, бурно растут расте...