НОД по ознакомлению с окружающим «Доктора леса» ( Путешествие в весенний лес) в старшей группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Кулага Виолетта Алексеевна

Программное содержание:

  1. Продолжать формировать умение находить связи между изменениями в неживой и живой природе : увеличение количества осадков, много света и тепла , следовательно, бурно растут растения , проснулись насекомые, прилет птиц.
  2. Закрепить знания детей  о птицах, которые помогают сохранить лес от вредных насекомых. Упражнять в умении классифицировать птиц по принципу « зимующие –перелетные». Воспитывать заботливое отношение к птицам.
  3. Развивать зрительную память .
  4. Закрепить усвоение соотношения целого и части, закрепление понятия квадрат и прямоугольник .
  5. Развивать логическое, системное мышление.
  6. Продолжать работать над дыханием, дикцией, интонационной выразительностью.

Материал : иллюстрации, картинки с изображением птиц, мнемотаблица к стихотворению, модель проталины, игра « сложи квадрат»,  проигрыватель модели « Весна»

Модели: признаки весны, существенные признаки птиц.

Предварительная работа: Чтение художественной литературы, наблюдение за птицами в природе, беседы, загадки о птицах.

Ход занятия.

 Ребята, послушайте загадку.

    « Зазвенели ручьи

        Прилетели грачи

        В дом свой –улей –пчела

        Первый мёд принесла

       Кто скажет, кто знает

       Когда это бывает? »

При помощи модели дети объясняют свой ответ.

- Ребята, сколько месяцев длится весна? Назовите их.

-Какой сейчас месяц? ( ответы детей)

- Апрель- середина весны. Снег растаял. Вода испаряется, образуются облака. Дует весенний ветер, сгоняет облака в тучи. Из туч идёт теплый весенний дождь. Первая гроза, первый весенний гром. Цветут весенние цветы: ландыш, мать-и-мачеха, купальница. Цветут деревья: тополь, береза, осина. Прилетают перелетные птицы. В лесу шумно от птичьего разноголосья.  Хотите послушать музыку весны в лесу?

( звучит аудиозапись « пение птиц в лесу»)

- В весеннем лесу сыро, давайте , давайте построим дорожку, чтобы нам удобнее было гулять.

Игра « сложи квадрат» ( каждый ребенок берет  на столе квадрат из бумаги, объединяют в одну «дорожку»)

Под музыку А. Вивальди  дети подходят к репродукциям картин И. Левитана « Март», А. Саврасова  « Грачи прилетели».

 -Ребята, а что изображено на этих картинах? Какой месяц, по вашему мнению, изображен на картине? Как догадались? Почему на земле среди снега видны кусочки земли без снега, как они называются (ответы детей)

-На проталинах появились цветы. В каком месяце это было? Какие первые цветы вы знаете?

Физминутка.

«Вместе по лугу идем».

 

Вместе по лесу идем,             Ходьба на месте.

Не спешим, не отстаем.         Потягивания – руки в стороны.

Вот выходим мы на луг         Наклониться и коснуться левой ступни

Тысяча цветов вокруг!          Правой рукой, потом наоборот – правой

Вот ромашка, василек,          ступни левой рукой.

Медуница, кашка – клевер.

 Расстилается ковер.  И направо, и налево.        Повороты вправо-влево.

 Чтоб сорвать в лесу цветочки,                            Наклоны вперед: сначала к правой ноге

, Наклоняйтесь до носочков.                                Потом к левой.

Раз – цветок, два – цветок,

А потом сплетем венок                    Руки поднять над головой, а затем опустить  До уровня головы – «надеть венок на голову».          Ходьба на месте.

Снова мы идем по лесу.                          Потягивания – руки в стороны.

А    вокруг – так интересно!                   Садятся на места.

Отдохнуть пора, дружок. Мы присядем на пенек.

 

А мы продолжаем путешествие по лесу. Кругом мох да мох, и сосенки на нем растут. А вот и большие черные – черные птицы летят на поляну: Ш! Ш! Ш! Ш! (Движение по кругу)

Что же это за птицы? (Показ иллюстрации тетеревов). Это, дети, лесные петухи или тетерева. Как они выглядят.

Послушайте еще загадку:

Они чуфыкают, бормочут:

«Чуфф – ши! Чуфф – ши!

Красные брови хороши!»

Всех прилетных птиц

Чистит пашню от червей.

Взад – перед по пашне вскачь.

А зовется птица…. ( грач)

Ходят важные, носами землю ковыряют: червяков ищут.

А по болоту ходят такие большие птицы – ростом прямо с баранов, и шеи у них длинные – длинные. Кто такие? Трру! Трру – рру! (Журавли)

 

 А кто поет такую песню:

Зинь – зинь – танн!

Зинь – зинь –танн!

Скинь кафтан!

Скинь кафтан! (Синичка)

- Каких перелетных птиц вы еще знаете?

- А знаете ли вы, почему мы называем птиц нашими пернатыми друзьями?

- как еще называют птиц, почему?

Моя первая загадка об одном из них:

Черный жилет,

Красный берет,

Нос как топор,

Хвост как упор.

Не дровосек, не плотник,

А первый в лесу работник?

Дятлов не случайно называют докторами леса. Большой пестрый дятел летом и зимой выстукивает – выслушивает стволы деревьев. Под корой он безошибочно находит личинок короедов, дровосеков. Посмотрите, какой клюв у дятлов. Зачем он ему? Правильно, он не только из - под коры жуков и личинок вытаскивает, но и выдалбливает глубокое дупло для гнезда, и семечки из шишек вылущивает. А язык у дятла острый и липкий, он им насекомых из любой щели достает. Посмотрите на лапки и хвост дятла. Почему они такие? Лапы у него короткие, с цепкими когтями, поэтому он свободно лазает по стволам деревьев, а короткий упругий хвост служит ему опорой при долблении.

Живут дятлы в дуплах, там и птенцов своих выращивают.

На стволах деревьев, кроме дятлов, кормятся поползни (показ иллюстрации). Как вы думаете, умеют ли поползни, как дятлы, долбить кору? Почему эту птичку назвали поползень? (Ответ детей)

- В отличие от дятлов поползни не долбят кору, а собирают насекомых с поверхности стволов деревьев.

Иволга – тоже лесной доктор(Показ иллюстрации). Она пожирает волосатых гусениц, которых избегают другие птицы.

 

 А вот еще загадки:

Не царь, а в короне,

Не всадник, а со шпорами,

Не сторож, а всех будит. (Петух)

Кто там прыгает – шуршит,

Клювом шишки потрошит,

Голоском речистым – чистым,

«Кле, кле, кле» поет со свистом? (Клест)

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит,

Тычет клювом на угад –

Ищет в речке лягушат. (Цапля)

Весь день рыбак в воде стоял,

Мешок рыбешкой набивал.

Закончив лов, забрал улов,

Поднялся в высь и был таков. (Пеликан)

Можно ли этих птиц называть докторами леса?

-    Как вы думаете, надо ли заботится о птицах, которые не поедают насекомых – вредителей: Объясните свой ответ. (Ответ детей)

 

   - Правильно, надо охранять всех птиц и все живое на Земле.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защищаться.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

На планете мы останемся одни.

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ознакомление с окружающим миром по теме «Моя семья» в средней – старшей группе

Методы:- словесный;-игровой;-объяснительно-иллюстративный;-проблемный;-репродуктивный.Цели: формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; учить строить элементарные родственные...

Конспект НОД во второй младшей группе по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Путешествие на весеннюю полянку»

Конспект НОД во второй младшей группе по ознакомлению с окружающим миромТема: «Путешествие на весеннюю полянку» Воспитатель: Черепанова Л.И.Задачи:- обобщить и закрепить знания детей ...

Конспект НОД в старшей группе "Доктора леса (Путешествие в весенний лес)"

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Цель: закрепление и расширение знаний о птицах, помогающих сохранять деревья...

КОНСПЕКТ занятия по ознакомлению с окружающим миром с использованием элементов экологического воспитания в старшей группе. «Азбука безопасности в природе – путешествие по экологической тропе»

КОНСПЕКТзанятия по ознакомлению с окружающим миром с использованием элементов экологического воспитания в старшей группе.«Азбука безопасности в природе – путешествие по экологической тропе...