Экология
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Панова Олеся Андреевна

Виды водных растений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eko1.docx22.8 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 89 имени А.П. Маресьева"

         

Конспект занятия по экологии в старшей группе

Подготовила воспитатель

Панова Олеся Андреевна

Москва 2019

Программное содержание:

  1. Познакомить детей с некоторыми видами водных растений (кувшинка, кубышка), с их особенностями, приспособленностью к жизни именно в водной среде
  2. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира. 
  3. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, разъяснить необходимость охраны этих растений и среды их обитания.

Материал и оборудование: Изображения водных растений, рисунок белой кувшинки, кубышки, мешок с фишками.

Предварительная работа: Беседа с детьми о водных растениях

Организация занятия: Обращаюсь к детям, чтобы они собрали игрушки, сообщаю, что сейчас будет занятие.

Ход занятия

-Дети, вы были когда-нибудь на озере, реке,  пруду?

- Видели ли какие-нибудь растения? Какие вам запомнились?

Предлагаю детям рассмотреть рисунки растений и отобрать те, которые они видели на водоеме.

- Кто может показать мне рисунок с изображением белой кувшинки?

-Как ее еще называют? (Лилией.) 

- Кто из сказочных  героев сидел на листе кувшинки? (Буратино, Дюймовочка)

-Давайте с вами рассмотрим листья и стебли этого замечательного растения. -Листья толстые, в форме сердечка, с выемкой у черешка. Как вы думаете, почему листья толстые? Правильно, потому что внутри каждого листочка есть маленькая воздушная подушка. Она не даст листу утонуть, даже если на него сядет маленькая птичка. Листья и цветы у кувшинок – на длинных стебельках-веревочках, они связывают растение с толстыми корешками, которые лежат на дне и кормят кувшинку. Стебелек очень нежный – в реке его держит вода, а на суше он не может стоять прямо.

-В каких местах растут белые кувшинки? (Там, где вода или стоит на месте, или течет не очень быстро.) 

-Почему? (Из-за строения стеблей и корней.) 

-Кто может садиться на их листья? (Лягушки, птички, стрекозы, бабочки и другие насекомые.)

-Какие цветы у белой кувшинки?

-Да, у кувшинки прекрасные белые цветы с желтой серединкой. К ним часто прилетают разные насекомые и пьют вкусный сок-нектар, переносят пыльцу с цветка на цветок. Кувшинки раскрывают свои лепестки утром, а закрывают вечером. Их даже называют цветы-часы. Цветок опускается вечером в воду, как будто боится холодного ночного тумана. Это стебельки укорачиваются и тянут за собой цветок. Белые кувшинки очень красивые, люди охотно рвут их для букетов. Поэтому в реках, озерах остается все меньше этих цветов. Без воды они сразу вянут, цветки закрываются, и приходится их выбрасывать. Лучше всего любоваться кувшинками с берега реки и не рвать их.

Предлагаю детям найти рисунок цветка, похожего на лилию.

-Как его называют? (Кубышка желтая)

-Чем похожи и чем отличаются кубышка и кувшинка? Растут ли они рядом? (Кубышка растет обычно рядом с кувшинкой.) Свое название растение получило из-за плодов, похожих на маленькие зеленые кувшинчики-кубышки. Ими очень любят лакомиться бобры. В сказке о Дюймовочке старая жаба украшала дом кубышками и камышами.

-Днем плавающая головка цветов всегда повернута к солнцу. У кубышки и у кувшинки очень мощные корневища. Корневища кубышки имеют форму клубня, ответвления которого уходят в грунт на 5 метров. Плоды этих растений – крупные кувшинчики, но у кувшинок они созревают под водой, а у кубышек – над водой. Кувшинчики раскрываются, и семена плывут по воде, потом падают на дно. А на следующий год из них вырастают удивительной красоты цветы.

-Давайте с вами немного отдохнем и поиграем.

Физкультминутка
Наши алые цветки.
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки.
Тихо засыпают,
Головой качают.

-Дети, как вы думаете, все эти растения могут жить без воды?

-Почему? Докажите.

Прошу детей встать в круг.

-Сейчас мы поиграем в игру. Я буду задавать вопросы, если вы знаете ответ, поднимите руку. Кто первый поднимет руку и правильно ответит получит фишку. Победит тот, кто больше всего получит фишек.

-Какие растения растут на водоемах?

- О каких цветах мы сегодня говорили?

- В каких местах растут белые кувшинки? 

- Когда кувшинки раскрывают и закрывают свои лепестки?

- Растут ли рядом кувшинка и кубышка?

- Можно ли срывать цветы на водоемах?

Подвожу итоги. Называю победителя.

-Дети, о чем мы сегодня говорили? Вам было интересно? Спасибо, занятие окончено!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для педагогов по экологии "Экология и мы!"

На неделе экологической культуры у нас в Центре был проведен семинар для педагогов «Экология и мы!». Целью проведения семинара было повышение профессионального мастерства  педагогов. Формой прове...

Семинар - практикум по экологии "Расширение знаний взрослых об экологии и окружающем мире"

Данный материал будет актуален для педагогов дошкольного образования...

Занятие по экологии: « Через добрые дела можно стать юным экологом» (старшая группа)

Цель: познакомить детей с понятием « юный эколог» (ребенок любящий природу, всегда и везде заботящийся о ней). На литературных примерах учить понимать добрые и плохие поступки по отношению к природе. ...

Выступление на межмуниципальных экологических чтениях «Экология природы – экология культуры» «Реализация индивидуальных запросов воспитанников детского сада через участие в экологическом проекте «Экология природы – экология души»

 Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребенка - детский сад «Аленький цветочек» - это образовательное учреждение, в котором экологическ...