Проект "Откуда хлеб пришел"
методическая разработка по окружающему миру

Кочеткова Татьяна Юрьевна

Хлеб — это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будние и в праздничные дни. Без него не обходится ни один прием пищи. Этот продукт сопровождает нас от рождения до старости. Ценность хлеба ничем нельзя измерить. Но почему одни дети любят хлеб и с удовольствием его едят, а другие отказываются от него?

Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб, и относятся к хлебу небрежно (бросают, кидают, крошат, лепят фигурки, выбрасывают недоеденные куски).

Данный проект позволяет в условиях воспитательно-образовательного процесса расширить знания детей о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде людей, выращивающих хлеб, воспитывать бережное отношение к хлебу. Входе работы над проектом необходимо привлечь как можно больше детей; сделать проект сотворчеством воспитателя, детей и родителей.

Вместе с ребятами старшей группы мы решили, проследить весь путь хлеба от зернышка до нашего стола.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_otkuda_hleb_prishel.docx29.05 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад  № 70 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга

 

 

 

 

 

Проект для детей старшей группы

по теме: «Откуда хлеб пришел»

 

 Подготовила воспитатель:

Кочеткова Татьяна Юрьевна

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2019 год

I.      Актуальность проекта, цели и задачи

Хлеб — это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будние и в праздничные дни. Без него не обходится ни один прием пищи. Этот продукт сопровождает нас от рождения до старости. Ценность хлеба ничем нельзя измерить. Но почему одни дети любят хлеб и с удовольствием его едят, а другие отказываются от него?

Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб, и относятся к хлебу небрежно (бросают, кидают, крошат, лепят фигурки, выбрасывают недоеденные куски).

Данный проект позволяет в условиях воспитательно-образовательного процесса расширить знания детей о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде людей, выращивающих хлеб, воспитывать бережное отношение к хлебу. Входе работы над проектом необходимо привлечь как можно больше детей; сделать проект сотворчеством воспитателя, детей и родителей.

Вместе с ребятами старшей группы мы решили, проследить весь путь хлеба от зернышка до нашего стола.

Вид проекта: информационно-исследовательский, краткосрочный.

Цель: формировать у детей целостное представление о процессе выращивания хлеба и профессиях людей, задействованных в этом процессе, через участие в трудовой деятельности.

Задачи:

Обучающие:

- формировать элементарные представления о пользе хлеба и его ценности в жизни людей.

Воспитывающие:

- воспитывать бережное отношение к хлебу, к труду тех людей, благодаря которым хлеб появился на нашем столе.

Развивающие:

- вызвать у детей интерес к хлебу через стихи, сказки, загадки, проектно-исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности.

Задачи по работе с родителями:

- привлечь родителей к организации и реализации проекта;

- порекомендовать совместно с детьми испечь хлебобулочное изделие в домашних условиях.

II.      Этапы проекта

I.      Этап — подготовительный:

     1. Создание условий для проекта «Хлеб всему голова».

     2. Изучение методических пособий и литературы по теме.  

     3. Подбор художественной литературы (пословицы, сказки, стихи, загадки, игры).

     4. Беседа с родителями на тему: «Участвуем в проекте «Хлеб всему голова».

     5. Составление перспективного плана мероприятий.

II.      Этап — основной:

     1.  Беседы с детьми.

     2.  Рассматривание картинок, иллюстраций.

     3.  Чтение художественной литературы (рассказы, сказки, загадки).

     4.  Дидактические игры.

     5. Художественное творчество (лепка, аппликация (чудо мельница), раскрашивание, рисование золотой колосок).

III.     Этап — заключительный:

   Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе познавательно — исследовательской деятельности детей.

IV.      Этап — презентационный:

           - Альбом с картинками «Хлеб всему голова».

           - Кулинарная книга «Рецепты наших бабушек».

           - Выставка детских рисунков, поделок из пластилина, связанной с тематикой проекта.

III. Работа над проектом

        Для реализации проекта использовали групповое помещение средней группы «Васильки». Для оформления мини-музея «Хлеб всему голова» необходимо создать следующую развивающую предметно-пространственную среду: мельница, колосья пшеницы и ячменя, зерна пшеницы, репродукция картины И. Шишкина «Рожь». Была произведена подборка демонстрационных картинок на тему «Откуда хлеб пришел», а также просмотр мультфильма по мотивам украинской сказки «Колосок». При этом происходила активизация словаря детей: мельница, колосок, пашня, всходы, земля, хлебобулочные изделия, мука, рожь, ячмень, пшеница, сеялка, комбайн, зерноток.

Взаимодействие с родителями по теме проекта:

- обсуждение темы проекта, привлечение родителей к созданию оборудования (объектов) для мини-музея: изготовление мельницы, колосья пшеницы и ячменя, зерна пшеницы, подбор материала к альбому «Хлеб всему голова», подборка рецептов для кулинарной книги «Бабушкины рецепты».

- рекомендации по организации мини пекарни в домашних условиях.

Работа над проектом с детьми:

Познавательное развитие

Беседы:

«Хлеб – всему голова».

 «В здоровом теле – здоровый дух».

 «Культура поведения за столом» (Обращение с хлебом за столом).

Ознакомление с окружающим миром.

Тема: «Откуда хлеб пришел»

Экскурсии: 1. На кухню.

Цель: закрепление знаний о профессии повара.

2. В пекарню.

Цель: знакомство с трудом работников пекарни, с процессом замешивания теста и выпекании хлеба.

Развитие элементарных математических представлений

Тема: «Что такое хлебозавод».

Речевое развитие

Чтение художественной литературы:

Сказки: А. Ремизов «Хлебный голос»,

             С. Топелиус «Три ржаных колоска».

Стихотворения: Ю.В. Ждановская «Нива», И. Токмакова «Что такое хлеб», В. Орлов «Хлеба пекутся», Я. Аким «Пшеница», «Пахнет хлебом» (Перевод И. Токмаковой).

Рассказ: К.Г. Паустовский «Теплый хлеб».

Развитие речи

Тема: «О тех, кто растит хлеб»

Художественно-эстетическое развитие

Изобразительная деятельность:

1.Рисование. Темы: «Урожай», «Колосья пшеницы», «Хлебобулочные изделия».

2. Лепка. Темы: «Хлебное поле», «Хлебобулочные изделия из соленого теста».

3. Занятие по флористике и дизайну. Тема: «Букет из засушенных листьев, цветов и колосьев».

Конструирование из конструкторов типа «Лего»

Тема: «Сельскохозяйственные машины»

Музыкальная деятельность:

«Песнь о хлебе» С. Есенин

«Хлеб всему голова» О. Воронец

Танец с колосками.

Социально-коммуникативное развитие

Игровая деятельность: 1. Сюжетно-ролевые игры «Мы – хлеборобы»,

«Что делают из муки», «Хлебный магазин».

2. Настольно-развивающие игры: «Из чего мы сделаны», «Поваренок».

3. Дидактическая игра: «Кто растит хлеб для всех людей».

4. Строительная игра: «Комбайн».

5. Игра «Волшебная палочка» (разговор о профессиях).

Развлечение «Слово о хлебе»

Трудовая деятельность. Коллективный труд:

Посев озимой пшеницы.

Маленькие кондитеры

Булочки из сдобного теста.

Физическое развитие

Комплекс утренней гимнастики «Колоски»

Создание РППС:

1. Иллюстративный материал «Расскажи детям о хлебе».

2. Репродукции картин: И.И. Шишкина «Рожь», И. Машкова «Снедь московская. Хлебы», Г.Г. Мясоедова «Жатва. Страдная пора (косцы), М.К. Клодта «На пашне».

3. Картины: «Тракторист», «Комбайнер», «Уборка урожая».

4. Музей хлеба в группе.

5. Подборка разных видов круп.

Этапы реализации проекта

№ п/п

Мероприятия

Цели

Ответственные

Сроки реализации

1 этап - подготовительный

Изучение и сбор теоретического и методического материала по использованию проектного метода

Повышение собственной профессиональной компетентности через изучение технологии проектирования

Воспитатель

1 неделя

Составление плана работы над проектом

Реализация мероприятий по проектной деятельности

Воспитатель

1 неделя

Беседа с родителями на тему: «Хлеб всему голова»

Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта

Воспитатель

1 неделя

Поисковая работа по подбору иллюстративного материала, художественных произведений, информационного материала о хлебе (энциклопедии), дидактических и театрализованных игр, бросового материала, произведения устного народного творчества.

Создать условия для реализации проекта «Хлеб всему голова».

Воспитатель,

родители.

1 неделя

Создание условий для организации работы: приобретение бросового материала для оформления

Привлечение родителей

Консультация для родителей «Откуда хлеб пришел»

Предложить информацию родителям по данной теме.

Воспитатель

1 неделя

Ознакомление детей с фотоматериалом по созданию мини-музея в группе.

Сформировать интерес у детей к проектной деятельности на тему «Хлеб всему голова».

Воспитатель,

родители.

1 неделя

2 этап - основной

Рассматривание колосьев (предметные картинки, засушенные колосья)

Развивать умение обследовать и сравнивать колосья разных злаковых культур (пшеница, овес, рожь). Видеть различия и называть колосья разных злаковых культур.

Воспитатель

2 неделя

Чтение стихотворений

В. Воронько «Вот лето пролетело...», «Вешний день пахать пора...»

Поддерживать интерес к литературным произведениям, расширять представления детей о труде тракториста, хлебороба и комбайнера

Воспитатель

2 неделя

 Познание тема: «Откуда хлеб пришел»

Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, выращивающих хлеб. Развивать внимание, память, речевую активность, восприятие.

Воспитатель

2 неделя

 «Художественное творчество» (рисование) «Золотой колосок»

Рассматривание иллюстраций с изображением колосьев. Развитие эстетического восприятия окружающих предметов. Формировать умение рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, наклонные) и т.д..

Воспитатель,

дети

2 неделя

Чтение стихотворений П. Каганова «Хлеб — наше богатство!», чтение сказки «Колосок». Игра «Кто что делает»

Воспитывать любовь и бережное отношение к хлебу, уважение к людям, выращивающим хлеб. Развивать интонацию, выразительность, силу голоса, умение правильно расставлять акценты при чтении стихотворения.

Воспитатель

3 неделя

 «Художественное творчество» (лепка из соленого теста) «Золотой колосок», хлебобулочные изделия (крендель, пирожок, батон, рогалик, баранка и т. д.)

Познакомить с технологией замешивания теста. Учить лепить фигурки из соленого теста по образцам — рисункам. Развивать навыки лепки: скатывание, раскатывание, соединение деталей, сглаживание неровностей, сплющивание, вдавливание. Воспитывать аккуратность при работе с тестом.

Воспитатель,

дети

3 неделя

 «Художественное творчество» (аппликация) «Чудо мельница».

Закрепить умение детей вырезать симметричные фигуры из бумаги, сложенной вдвое, развивать зрительный контроль за действием рук при пользованиях ножницами. Развивать умение выполнять работу в определенной последовательности опираясь на образец. Воспитывать аккуратность при работе с клеем, осторожность при работе с ножницами.

Воспитатель,

дети

4 неделя

3 этап - заключительный

Подведение итогов

Беседа с детьми. Анализ результатов, полученных в процессе познавательно — исследовательской деятельности детей.

Воспитатель,

дети

4 неделя

4 этап - презентационный

Выставка детских рисунков, поделок, аппликаций.

Презентация альбома «Хлеб всему голова».

Презентация кулинарной книги «Рецепты бабушек и мам»

Обобщение опыта работы

Воспитатель, дети,

 родители

4 неделя

IV.      Результаты проекта

        В результате работы над проектом дети узнали: как вырастить хлеб, изготовить муку и выпечь хлеб. Узнали об истории возникновения хлеба, хлебных профессиях. Что в хлебе содержатся необходимые вещества для жизнедеятельности человека.

        Создали альбом в картинках «Хлеб всему голова», а также кулинарную книгу «Рецепты бабушек и мам».

        Работа над проектом помогла развить нравственные качества детей, обогатить активный словарь детей специфическими терминами и названиями, познакомить со старинными русскими обычаями. Увеличилось число родителей, принимающих участие в жизни детского сада.

        А главное: мы будем учиться бережно относиться к хлебу, ведь это труд многих людей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи на тему: « Откуда хлеб пришел».

      I.            Чтение стихотворения А. Балина «Хлеб»      II....

Презентация " Откуда хлеб пришел?"

Презентация к конспекту И.А. Морозова Ознакомление с окружающим миром 5-6 лет....

Конспект занятия в подготовительной группе для детей с тяжелым нарушением речи ОНР по лексической теме: «Откуда хлеб пришел?»

Уточнение и закрепление представление детей о выращивании хлеба, развитии связной речи....

Проект "Откуда хлеб пришел"

Продолжать учить детей устанавливать причинно-следственные связи в явлениях природы в рамках детского экспериментирования; находить характерные признаки субъектов природы, дать представление о выращив...

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе на тему "Откуда хлеб пришел""

Задачи занятия:-уточнять знания детей о хлеборобах, хлебе и его пути к нашему столу;-продолжать обогащение словаря, формирование грамматического строя, развитие связной речи;-воспитывать бережное отно...

Презентация "Как хлеб на стол попал"(приложение к конспекту занятия "Откуда хлеб пришел")

Презентация состоит из 18 слайдов, последовательно рассказывающих о долгом пути хлеба от поля до нашего стола....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных представлений о хлебе у детей старшего дошкольного возраста "Откуда хлеб пришел на стол".

Итоговое занятие по формированию целостной картины мира о хлебе у детей старшегог дошкошьного возраста "Откуда хлеб пришел на стол".....