Кружковая работа по экологического воспитанию детей подготовительной группы "Добро пожаловать в экологию".
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа)

Гроголь Светлана Петровна

Программа разработана на основе книги  Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!» Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2011.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_ekologicheskogo_kruzhka.doc191.5 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю

Заведующий МБДОУ Детский сад №131

_______________|Е.Г. Корякина|

Принято на

Педагогическом

совете МБДОУ Детский сад №131

          «       » _______________ 2012г.

Образовательная программа

экологического кружка

для подготовительной группы.

Воспитатель:

Гроголь Светлана Петровна

г. Архангельск

2012 г.

Пояснительная записка.

Дошкольный возраст – важный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования. Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей раннего возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду.

Целью экологического воспитания является, развитие гуманного отношения к природе и предполагает участие детей в посильном труде по уходу за растениями и животными, а также освоение ими норм поведения в природном окружении и навыков защиты окружающей среды.

Программа выдвигает три важные задачи:

  1. Познакомить детей с элементарными знаниями о природе и  помощь в формировании на этой основе у них ряда конкретных и обобщенных представлений о явлениях живой и неживой природы.
  2. Развивать умение бережно относиться к растениям и животным.

3)        Воспитывать у детей чувство любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту,  хрупкость.

Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс– в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, комната природы, зимний сад, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами.

Тематическое планирование.

Месяц

Тема занятия

Название игр, упражнений. Постановка опытов.

Сентябрь

Санаторно-гигиеническая обработка помещения, подготовка рабочего места. Анализ методической литературы, пополнение и систематизация картотеки игр и заданий для кружковой работы.

Поведение диагностики  экологических знаний (см. прил. №1)

Октябрь

Занятие 1. Экскурсия по территории детского сада «Растения готовятся к зиме»

Цель – формировать у детей точные представления о состоянии растений осенью, о плодах и семенах определенных деревьев, кустарников, травянистых растениях, показать способы распространения семян.

Задачи:

- развивать у детей умение устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды;

- выявить причины произошедших изменений;

- дать знание о плодах и семенах деревьев, кустарников, травянистых растений и о способах распространения семян;

 - ознакомленить детей с трудом взрослых осенью в парке по уходу за растениями.

Сбор листьев для гербария;

Сбор семян и плодов деревьев, кустарников и трав;

Конкурс загадок «Лучший знаток осеннего леса»

«Унылая пора! Очей очарование!..»

Цель – сформировать представление детей о «золотом периоде» осени.

Задачи:

- установление связи между изменениями в не живой природе и изменениями в жизни растений и животных;

- развивать умение видеть поэтическую красоту осени.

Прослушивание стихотворений Е. Трутневой «Стало вдруг светлее…», А. Пушкина «Уж небо осенью дышало»;

Ритмопластика « Игра с листочками».

 Решение кроссворда.

Занятие опытно-экспериментальное «Воздух и его свойства».

Цель – ознакомление детей со свойствами воздуха.

Задачи:

- показать способы и приемы обнаружения воздуха;

- объяснить значение воздуха в жизни человека;

- формировать у детей любознательность и навыки исследовательской деятельности.

Проведение серии опытов, которые знакомят детей с его свойствами (прозрачность, плотность и т.д.)

«Как и для чего дышит человек»

Цель – познакомить детей с дыхательной системой человека.

Задачи:

- ознакомить детей с процессом дыхания человека;

- ознакомить с важностью правильного дыхания

- воспитывать познавательный интерес к человеку.

Рассказ о дыхании с демонстрацией схемы с изображением дыхательной системы человека.

Беседа о правильном дыхании.

Ноябрь

«Рассматривание и сравнивание комнатных растений»

Цель - сформировать у детей знания о комнатных растениях.

Задачи:

- познакомить детей со строением растений;

-научить сравнивать растения находить общее и различия;

- сформировать знание об уходе за комнатными растениями.

Рассказ о строении растений с использованием моделей (корень стебель лист цветок; сенсорные модели: форма листа, его поверхность, размер, цвет расположение на стебле).

Демонстрация ухода за комнатными растениями.

«Для чего растениям семена»

Цель – закрепить представления детей о том, что семя - конечная стадия роста растения, оно необходимо для начала жизни нового растения.

Задачи:

- дать знание о строении семени (семенная кожура, семядоли, зародыш);

- формировать у детей знание о способах распространения семян растениями.

Рассказ о строении семени с использованием иллюстраций и семян растений.

Игра «С какой ветки детки?»

Рассказ о способах распространения семян (ветер, животные и т.д.)

Занятие опытно-экспериментальное «Путешествие капельки».

Цель – формировать представлений о круговороте воды в природе.

Задачи:

- познакомить детей со свойствами (температура, плотность, соленость, объем) и с агрегатными состояниями воды (лед, жидкость и пар);

- объяснить значение воды в жизни человека;

- формировать у детей любознательность и навыки исследовательской деятельности.

Проведение ряда экспериментов:

  1. «Делаем облако»
  2. «На каком корабле можно отправиться в путешествие (бумага, картон, пенопласт, дерево, металл, пластик и др.)?»
  3. «Прятки» в воде»
  4. «Можно ли спрятать предметы в соленой воде?»
  5. «Делаем облако»

«Зачем человеку желудок»

Цель – познакомить детей с пищеварительной системой человека.

Задачи:

- сформировать представление об органах пищеварения человека;

- раскрыть функции и значение желудка;

- воспитать бережное отношение к своему здоровью.

Рассказ о желудке с демонстрацией схемы с изображением пищеварительной системы человека.

Беседа о правильном питании.

Декабрь

Экологическая викторина «Знатоки природы»

Цель – закрепить знание детей о природе.

Задачи:

- выработать быстро находить правильный ответ;

- воспитать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Дети делятся на 2 команды. С помощью юлы со стрелкой выбирается конверт с заданием:

-подбери слова,

- загадки,

- нарисовать закрытыми глазами верблюда или лошадь,

- изобразить движения животных,

- ответь на вопросы.

«Путешествие мамонтенка». 

Цель – научить детей классифицировать животных.

Задачи:

- развивать умственные операции: анализ, сравнение, обобщение;

- закрепить умение видеть четкие признаки животных с помощью моделей каждого класса;

- формировать познавательный интерес к животным.

Знакомство детей с 4 классами животных: насекомые, птицы, звери и рыбы. Затем проводятся дидактические игры : «найди себе пару», «чего не хватает».

Занятие опытно-экспериментальное «Снег».

Цель – формирование знаний о снеге, как об одном из агрегатный состояний воды.

Задачи:

- ознакомить с процессом формирования снежинок;

- показать взаимосвязь температуры воздуха и состояние снега;

- объяснить значение снега для растений;

- формировать у детей любознательность и навыки исследовательской деятельности.

Рассказ об образовании снежинок с сопровождением фотографий. Проведение опыта: «А где же снег?». Беседа о пользе снега для растений.

Январь

«Как живут наши пернатые друзья зимой»

Цель – закрепить знания детей о птицах и их  поведении зимой.

Задачи:

- обобщить знания о птицах;

- установить связь между формой клюва и питанием птиц;

- отметить взаимоотношение птиц во время зимовки;

- вызвать желание помочь птицам.

Рассказ о жизни птиц зимой. Выполнение заданий «Зимующие  - перелетные», «Кто на кормушку прилетел»

«Север царство льда и снега».

Цель -  формировать у детей представление о климатических условиях Крайнего Севера и тундры.

Задачи:

- закрепить представления о приспособлении растений и животных к условиям северного климата;

- развивать умение устанавливать зависимость между температурой воздуха и состоянием воды и почвы;

- закрепить представление о приспособлении растений и животных к условиям северного климата;

- развивать умственную операцию и сравнения и доказательную речь.

Рассказ о климатических условиях северного климата, о видовом составе животных и растений. Дидактическая игра: «Как я приспособился?»

Февраль

«Лес как экологическая система».

Цель – формировать понятие о лесных ярусах.

Задачи:

- выявить взаимосвязи между растениями и местом обитания, питание животных;

- развивать у детей элементы экологического сознания: «Мы нужны друг другу на земле».

Прослушивание рассказа О. Дмитриева «Что такое лес». Игра «Узнай дерево по листику и плоду», затем подвижная игра «Лесорубы».

«Знакомство с животными жарких и холодных стран».

Цель – углубление знаний детей о диких животных.

Задачи:

- систематизировать представления детей об умении животных приспосабливаться к среде обитания;

- учить детей по внешнему виду животного определять место проживания;

- активизация словаря детей;

- расширять кругозор детей, воспитывать любознательность.

Занятие проходит в игровой форме «Путешествие на самолете».

«Как животные приспособились к зиме»

Цель – расширить и уточнить представления детей о приспособлении животных разных классов к зимним условиям существования.

Задачи:

- дать знания о том, что животные могут выжить только в том случае, если приспособятся  к тяжелым зимним условиям;

- учить устанавливать связи между особенностями поведения и условиями среды обитания;

- воспитать стремление помогать птицам, зверям зимой.

Занятие проходит в игровой форме «Чей хвост?», после чего проводится беседа о приспособлениях животных с использованием демонстрационных материалов.

«Если хочешь быть здоров».

Цель – сформировать представление детей о приспособляемости человека к зимним условиям.

Задачи:

- познакомить детей с использованием факторов природной среды для укрепления здоровья человека;

- дать детям знания об использовании средств народной медицины при простудных заболеваниях;

- познакомить детей с правилами поведения при простудном заболевании.

На занятии детям предлагается выполнить ряд заданий, после чего физкультминутка по профилактике ангины.

Март

Практическое занятие «Уход за растениями весной».

Цель – научить пересаживать за комнатные растения.

Цель – закрепить знания детей об условиях, необходимых для роста растений, об уходе за ними.

Задачи:

- сообщить детям, что с наступлением весны растения начинают активный рост;

- воспитать у детей интерес и пробудить желание ухаживать за растениями.

Обсуждение процесса пересадки (черенкования) по моделям. Пересадка растений.

«Загадки природы».

Цель – обобщить представление детей о типичных экосистемах (лес, луг, водоем, пустыня).

Задачи:

- развить умение самостоятельно устанавливать взаимосвязи в экосистемах;

- закрепить знание детей о правилах поведения в экосистемах.

Занятие проходит в форме путешествия по разным экосистемам «терпящим бедствие» (лес, луг, река, пустыня). В каждой экосистеме дети «наводят порядок» и помогают восстановиться природе.

«Как растет человек».

Цель – научить различать возрастные и половые особенности по внешнему виду человека.

Задачи:

- закрепить представления детей о семейных отношениях и о семье;

- показать значение семьи в жизни человека.

На занятии рассказывается и показывается на моделях возраста людей (младенец, ребенок, дошкольник, школьник и т.д.). В конце занятие детям предлагается построить свое семейное древо.

«Наши умные помощники органы чувств».

Цель – сформировать у детей представление о различных средствах и способах познания окружающего мира.

Задачи:

- определить роль органов чувств в восприятии окружающего мира;

- работать над развитием зрительного, слухового, вкусового, тактильно – двигательного восприятия;

- закрепить у детей знания о необходимости тщательного ухода за органами чувств, о соблюдении правил гигиены;

- развивать умение детей анализировать мимику человека, называть эмоциональное состояние человека.

На занятии дети прослушивают рассказ педагога об органах чувств и их функциях, после чего дети играют в дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Какой орган чувств нам помогает узнать об этом», «Подбери ключ», «Что художник неправильно нарисовал», «Найди исправный светофор», «Какой инструмент звучит», «Угадай на вкус» и «Узнай по запаху».

Апрель

«Кто такой человек».

Цель – уточнить знания детей о человеке в сравнении с животным и растительным миром, выделяя их существенные признаки.

Задачи:

- показать, что человек ближе всего относиться у группе зверей;

- рассказать о том, как человек использует богатства природы и как он их охраняет;

- воспитывать отношение к человеку как к естественному объекту природы;

- воспитать любовь, бережное отношение к природе.

Занятие проходит в форме беседы, в  ходе которой выявляются схожие и различные признаки между человеком и животными разных классов.

Опытно - экспериментальное занятие «Почему земля кормит».

Цель – ознакомить детей с компонентами почвы.

Задачи:

- ознакомиться с составом почвы;

- воспитать познавательный интерес и развивать навыки экспериментальной деятельности.

Проведение серии опытов, которые показывают состав почвы (воздух, вода, соли и т. Д.)

Итоговое занятие. «Весенняя прогулка по территории детского сада».

Цель – сформировать представления детей о парке как о сообществе, в котором живут вместе растения и животные.

Задачи:

- учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи, раскрывающие необходимость совместного проживания растений и животных;

- наблюдение за изменениями в природе весной, набуханием почек, цветением мать –и- мачехи.

На прогулке ведутся наблюдения об активности роста растений, поведением птиц. Обсуждается увеличение долготы светового дня.

Май

Проведение диагностики.

Написание самоанализа.

Методические рекомендации.

Программа экологического кружка рассчитана на детей подготовительной группы. Занятия проводятся один раз в неделю, во второй половине дня, после полдника. Посещение кружка проводится небольшими группами по 8-10 человек. Изучение материала идет по принципу “от простого к сложному”. Занятия проводятся в игровой форме, с демонстрацией опытов, таблиц и т. д. Возможны проведения открытых занятий и экологических праздников.

Перед началом работы с детьми, проводится диагностика их знаний и экологических представлений.

Для определения уровня экологической воспитанности подобран диагностический материал и оборудование для проведения диагностики.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

- во-первых, формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам;

- во-вторых, ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, т.е. опора на основополагающие идеи и понятия экологии.

Эти два направления неразрывны: чтобы научить детей правильно относится к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе.

Отсюда следует, что диагностику экологической воспитанности дошкольников необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям: формирование экологических знаний и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам .

Критерии сформированности экологических знаний:

1) знания о мире животных;

2) знания о растительном мире;

3) знания о неживой природе;

4) знания о временах года.

Контрольные задания для определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников  (см в приложении 1).

Циклограмма.

15.30-15.35

Объявление темы занятия. Постановка цели и задач.

15.35-15.55

Ход занятия.

15.55-16.00

Формулировка выводов.

Перспективный план работы по формированию у старших дошкольников экологических представлений.

Месяц

Тема занятия

Название игр, упражнений. Постановка опытов.

Сентябрь

Санаторно-гигиеническая обработка помещения, подготовка рабочего места. Анализ методической литературы, пополнение и систематизация картотеки игр и заданий для кружковой работы.

Поведение диагностики  экологических знаний (см. прил. №1)

Занятие 1. «Посещение кафе «Дары осени»»

Игровое занятие.

Октябрь

Занятие 1.«Растения готовятся к зиме».

Экскурсия по территории детского сада.

Занятие 2.«Унылая пора! Очей очарование!..»

Теоретическое занятие.

Занятие 2.«Воздух и его свойства».

Опытно-экспериментальное занятие.

Занятие 3. «Как и для чего дышит человек»

Теоретическое занятие.

Ноябрь

Занятие 1.Рассматривание и сравнивание комнатных растений»

Практическое занятие.

Занятие 2.«Для чего растениям семена»

Теоретическое занятие.

Занятие 3.«Путешествие капельки».

Опытно-экспериментальное занятие.

Занятие 4.«Зачем человеку желудок»

Теоретическое занятие.

Декабрь

Занятие 1.«Знатоки природы»

Экологическая викторина.

Занятие 2.«Путешествие мамонтенка». 

Теоретическое занятие.

Занятие 3. «Снег».

Опытно-экспериментальное занятие.

Январь

Занятие 1.«Как живут наши пернатые друзья зимой»

Теоретическое занятие.

Занятие 2.«Север царство льда и снега».

Теоретическое занятие с проведением дидактических игр.

Февраль

Занятие 1.«Лес как экологическая система».

Теоретическое занятие с проведением подвижных игр.

Занятие 2. «Знакомство с животными жарких и холодных стран».

Игровое занятие.

Занятие 3.«Как животные приспособились к зиме»

Игровое занятие.

Занятие 4.«Если хочешь быть здоров».

Занятие с выполнение заданий и проведением физкультминутки.

Март

Занятие 1.«Уход за растениями весной».

Практическое занятие.

Занятие 2.«Загадки природы».

Игровое занятие.

Занятие 3.«Как растет человек».

Теоретическое занятие.

Занятие 4.«Наши умные помощники органы чувств».

Теоретическое занятие.

Апрель

Занятие 1.«Кто такой человек».

Беседа.

Занятие 2 «Почему земля кормит».

Опытно-экспериментальное занятие.

Итоговое занятие. «Весенняя прогулка по территории детского сада».

Прогулка по территории детского сада.

Май

Проведение диагностики.

Написание самоанализа.

Список  литературы.

  1. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!» Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2011.
  2.  Горбатенко О. Ф.  Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. – Волгоград: изд. «Учитель», 2008.
  3. Николаева С. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. – М., 1995

Приложение 1.

Контрольные задания для определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников.

Задание 1. Определение характерных особенностей представителей мира животных (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Цель. Определить уровень знания характерных особенностей представителей мира животных.

Оборудование . Три большие карты: первая разделена на три части (хозяйственный двор, лес, пейзаж жарких стран); на второй карте изображены голубое небо, ветви деревьев и земля; на третьей карте изображены небо и луг. Фигурки животных: лошади, коровы, свиньи, козы, барана, собаки; волка, лисы, медведя, зайца, оленя, тигра, слона, жирафа, зебры. Фигурки птиц: голубя, синицы, воробья, дятла, сороки, вороны, снегиря, совы. Фигурки насекомых: бабочки, пчелы, божьей коровки, стрекозы, муравья, кузнечика, мухи, комара, паука.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает взять первую карту, из всех фигурок выбрать животных и разместить их на карте с учетом места их проживания.

Педагог предлагает взять вторую карту, из оставшихся фигурок выбрать птиц и разместить их на карте по своему усмотрению.

Педагог предлагает взять третью карту, из оставшихся картинок выбрать насекомых и разместить их на карте.

Если на столе остались какие-нибудь фигурки, можно предложить ребенку еще раз подумать и разместить их в соответствии с инструкцией. Спросить, по каким признакам он разместил животных на картах.

После того как ребенок справился с заданием, ему предлагается выбрать два изображения животных, три изображения птиц и три изображения насекомых и затем ответить на следующие вопросы в соответствии с выбранными картинками.

- Как называется животное (птица, насекомое)?

- Что ты можешь рассказать о нем?

- Твое отношение к ним.

Оценка результатов деятельности

Высокий уровень (13 - 15 баллов)

•  Ребенок без особого труда распределяет представителей животного мира по видам; аргументирует свой выбор.

•  Соотносит представителей фауны со средой обитания.

•  Знает характерные признаки.

•  Без особого труда, связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы.

•  Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

Средний уровень (8 - 12 баллов)

•  Ребенок иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам.

•  Не всегда аргументирует свой выбор.

•  В основном соотносит представителей фауны со средой обитания.

•  Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах.

•  На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.

•  Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

Низкий уровень (5 - 7 баллов)

•  Ребенок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам.

•  Не всегда аргументирует свой выбор.

•  Не всегда соотносит представителей фауны со средой обитания.

•  Затрудняется назвать характерные признаки.

•  На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если и отвечает, то в основном неверно.

•  Не проявляет интереса и не выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

Задание 2. Определение характерных особенностей растительного мира (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Цель. Определить уровень знания характерных особенностей растительного мира.

Оборудование. Комнатные растения: герань (пеларгония), традесканция, бегония, аспидистра (дружная семейка) и бальзамин султанский (огонек); лейка для полива комнатных растений; распылитель воды; палочка для рыхления; тряпочка и поддон.

Инструкция к проведению. Педагог называет пять комнатных растений, предлагает показать их.

- Какие условия необходимы для жизни, роста и развития комнатных растений?

- Как правильно ухаживать за комнатными растениями?

- Покажи, как правильно это нужно делать (на примере одного растения).

- Для чего людям нужны комнатные растения?

- Нравятся ли тебе комнатные растения и почему?

Затем педагог предлагает из представленных (даны в скобках) выбрать:

а) сначала деревья, потом кустарники (тополь, сирень, береза);

б) лиственные и хвойные деревья (ель, дуб, сосна, осина);

в) ягоды и грибы (земляника, волнушка, подберезовик, клубника);

г) цветы сада и цветы леса (астра, подснежник, ландыш, тюльпан).

Оценка результатов деятельности

Высокий уровень (13 - 15 баллов)

•  Ребенок самостоятельно называет разные виды растений: деревья, кустарники и цветы.

•  Без труда выделяет группы предлагаемых растений.

•  Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений.

•  Рассказывает, как правильно ухаживать за ними.

•  Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.

Средний уровень (8 - 12 баллов)

•  Ребенок иногда допускает незначительные ошибки в названии видов растений: деревьев, кустарников и цветов.

•  В основном правильно выделяет группы предлагаемых растений, иногда затрудняется аргументировать свой выбор.

•  Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений.

•  Рассказывает, как правильно ухаживать за ними.

•  Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями сформированы недостаточно.

•  Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.

Низкий уровень (5 - 7 баллов)

•  Ребенок затрудняется называть виды растений: деревья, кустарники и цветы.

•  Не всегда может выделить группы предлагаемых растений, не может аргументировать свой выбор.

•  Затрудняется рассказывать, как правильно ухаживать за комнатными растениями.

•  Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями не сформированы.

•  В процессе практической деятельности постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интерес и не выражает свое отношение к растениям.

Задание 3. Определение характерных особенностей неживой природы (проводиться индивидуально с каждым ребенком).

Цель. Определить уровень знания характерных особенностей неживой природы.

Оборудование. Три баночки (с песком, с камнями, с водой).

Инструкция к проведению. Педагог предлагает определить содержимое баночки. После того как ребенок назовет объекты неживой природы, предлагает ответить на следующие вопросы.

- Какие свойства песка ты знаешь?

- Где и для чего человек использует песок?

- Какие свойства камней ты знаешь?

- Где и для чего человек использует камни?

- Какие свойства воды ты знаешь?

- Где и для чего человек использует воду?

Оценка результатов деятельности

Высокий уровень (13 - 15 баллов)

•  Ребенок без труда определяет содержимое баночек.

•  Правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы.

•  Самостоятельно рассказывает о том, для чего люди используют объекты неживой природы.

•  При ответах на поставленные вопросы проявляет творчество и фантазию.

Средний уровень (8 - 12 баллов)

•  Ребенок в основном правильно определяет содержимое баночек.

•  Называет основные отличительные характеристики объектов неживой природы.

•  После дополнительных вопросов взрослого приводит примеры того, как люди используют объекты неживой природы.

Низкий уровень (5 - 7 баллов)

•  Ребенок допускает значительные ошибки при определении содержимого баночек.

•  Не всегда правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы.

•  Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они используются.

Задание 4. Знание времен года (проводится индивидуально или маленькими подгруппами).

Цель . Определить уровень знания времен года.

Оборудование . Альбомный лист бумаги, цветные карандаши и фломастеры.

Инструкция к проведению. Педагог. Какое время года тебе нравится больше всего и почему? Нарисуй картинку, где будет изображено это время года. Назови время года, которое наступит после твоего любимого времени года, скажи, что последует за ним и т.д.

Затем предлагает ответить на вопрос "Когда это бывает?":

- Светит яркое солнце, дети купаются в речке.

- Деревья покрыты снегом, дети катаются с горки на санках.

- С деревьев опадают листья, птицы улетают в теплые края.

- На деревьях распускаются листочки, расцветают подснежники.

Оценка результатов деятельности

Высокий уровень (13 - 15 баллов)

•  Ребенок правильно называет времена года. Перечисляет их в нужной последовательности.

•  Знает характерные признаки каждого времени года.

•  Проявляет творчество, и фантазию при ответе на вопрос "Какое время года тебе нравится больше и почему?"

•  По памяти воспроизводит сезонные особенности того или иного времени года.

•  Комментирует свой рисунок.

•  Выражает эстетическое отношение к природе.

Средний уровень (8 - 12 баллов)

•  Ребенок правильно называет времена года. Иногда затрудняется назвать их в нужной последовательности.

•  В основном знает характерные признаки каждого времени года, но иногда допускает незначительные ошибки.

•  На вопрос "Какое время года тебе нравится больше и почему?" отвечает односложно.

•  В рисунке отражает существенные признаки того или иного времени года.

•  Выражает эстетическое отношение к природе.

Низкий уровень (5 - 7 баллов)

•  Ребенок не всегда правильно называет времена года. Затрудняется назвать их в нужной последовательности.

•  Не знает характерных признаков разных времен года.

•  Отвечая на вопрос "Какое время года тебе нравится больше и почему?", называет только время года.

•  В рисунке не может отразить характерные признаки того или иного времени года.

•  Не выражает эстетического отношения к природе.

Контрольное задание для определения экологически правильного отношения дошкольников к природным явлениям и объектам

Задание 5. Экологическое отношение к миру природы (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Цель . Определить уровень экологически правильного отношения к миру природы.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы.

- Как ты помогаешь взрослым ухаживать за домашними животными (если они есть)? Ели у ребенка нет домашних животных, спрашивайте: "Если бы у тебя дома была кошка или собака, как бы ты стал ухаживать за ними?"

- Как ты помогаешь взрослым ухаживать за обитателями Уголка природы в детском саду?

- Что ты вместе с взрослыми можешь делать, чтобы на участке детского сада всегда росли растения?

- Как мы можем помочь зимующим птицам?

Оценка результатов деятельности

Высокий уровень (13 - 15 баллов)

•  Ребенок полными предложениями отвечает на поставленные вопросы.

•  Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы.

•  Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.

•  Без труда выражает свое отношение к проблеме.

Средний уровень (8 - 12 баллов)

•  Ребенок отвечает на поставленные вопросы.

•  В основном знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы.

•  Иногда не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.

•  Может выразить свое отношение к проблеме.

Низкий уровень (5 - 7 баллов)

•  Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы.

•  Не имеет представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы.

•  Не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.

•  Затрудняется выразить свое отношение к проблеме.

Результаты диагностики уровня экологической воспитанности дошкольников на сентябрь 2006 года представлены  таблице 1.


Анкета для родителей
"Экологическое воспитание детей"

•  Что такое экология? ________________________________________

_________________________________________________________________

•  Есть ли у Вас комнатные растения, и какие? Если нет, то почему?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

•  Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

•  Посадили ли Вы дерево? ______________________________________

•  Мастерили ли Вы когда-нибудь кормушки для птиц? ______________

•  Читаете ли Вы ребенку книги о природе? ________________________

•  Смотрит ли Ваш ребенок журналы, фотографии, телепередачи о природе? __________________________________________________________

•  Любит ли Ваш ребенок бывать в лесу? __________________________

•  Часто ли Вы бываете в лесу с ребенком? ________________________

•  Знает ли Ваш ребенок названия деревьев, цветов, ягод и т.д.? _______

•  Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?______________________________________________

•  Знает ли Ваш ребенок стихи, загадки, поговорки, пословицы о природе? __________________________________________________________

•  Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?_________________________________________________________

•  Как Вы думаете, получит Ваш ребенок знания о природе в детском саду?______________________________________________________________

Приложение 2.

Игры, проводимые на занятиях.

Месяц

№ занятия

Название игры (упражнения)

Цель

Описание игры (упражнения)

Сентябрь

1

Конкурс «Что по вкусу?»

Упражнять детей в различении вкусов.

4 человека с завязанными глазами должны определить, что это по вкусу (пирог с капустой, зеленый горошек, сок апельсиновый, яблоко)

Конкурс «Что это по запаху?»

Показать детям, что можно определять некоторые предметы по запаху.

4 человека с завязанными глазами должны определить, что это по запаху (чеснок, лук, огурец, яблоко)

Конкурс «Что это на ощупь?»

Учить детей описывать предметы, основываясь на получении информации о нем только на тактильно-двигательном уровне.

Детям предлагается определить на ощупь, предмет лежащий в мешочке.

Октябрь

1

Конкурс загадок «Лучший знаток осеннего леса»

Испытать сообразительность и знания детей о растительном мире.

Чтение загадок

Решение кроссворда

Испытать сообразительность и знания детей об осени.

3

4

-

-

-

Ноябрь

1

-

-

-

2

«С какой ветки детки?»

Закрепить знание детей о плодах деревьев.

Демонстрация детям плодов разных деревьев.

3

  1. «Делаем облако»

Изучить процесс образования облаков.

Материалы:3-х литровая банка, противень, горячая вода, кубики льда

Содержание эксперимента:

Налить в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см.). Положить на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако.

«На каком корабле отправимся в путешествие?»

Исследовать воздействие воды и плавучесть различных материалов.

проверить на плавучесть и прочность различные материалы (подборка поручается детям). Фиксировать результаты эксперимента. Сделать выводы по результатам. (бумага, картон, пенопласт, дерево, металл, пластик и др.).

«Прятки в воде»

Изучить свойство плотности воды.

Содержание: найти способ и спрятать мелкие игрушки в прозрачном сосуде с водой.

Возможные варианты: покрасить воду в цвет игрушки; покрасить воду в черный цвет; придумать другие варианты и обсудить, будут ли они соответствовать условию – «спрятать в воде»?

«Можно ли спрятать предметы в соленой воде?»

Учить детей сравнивать свойства воды.

Материалы: 2 прозрачные емкости; 2 ст.ложки соли; 2 сырых яйца.

Содержание эксперимента: наполнить емкости пресной и соленой водой, опустить в них яйца в стаканы с соленой и пресной водой. Зафиксировать результаты, сделать выводы на основе полученных результатов.

4

-

-

-

Декабрь

1

-подбери слова,

- загадки,

- нарисовать закрытыми глазами верблюда или лошадь,

- изобразить движения животных,

- ответь на вопросы.

Испытать знания детей о лесных животных.

Описание конкурсов в книге О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» стр. 214.

2

«найди себе пару», «чего не хватает».

Учить детей систематизировать животных по признакам.

Описание дидактических игр в книге О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» стр. 352.

3

«Что такое снег»

Выяснить из чего состоит снег.

Материалы: снег в емкости.

Ход эксперимента: снег в емкости установить на батарею и пронаблюдать за его таяньем.

Январь

1

«Зимующие  - перелетные»

Уточнить знания детей о зимующих и перелетных птицах.

Материалы: Карточки с изображением зимующих и перелетных птиц.

Ход занятия: Дети должны разобрать карточки на змующих и перелетных.

«Кто на кормушку прилетел»

Уточнить знания детей о зимующих в городе птицах.

Материалы: Кормушка и карточки с изображение птиц.

Ход занятия: Демонстрация карточек с птицами. Дети должны выбрать, тех птиц которые зимуют в городе.

2

«Как я приспособился?»

закрепить представления о приспособлении растений и животных к условиям северного климата

Детям показываются картинки с изображением разных животных и растений.  Ребята должны назвать растение/животного, и озвучить каким образом это растение/животное приспособилось к холодным условиям.

Февраль

1

«Узнай дерево по листику и плоду

Испытать знания детей о растениях. Учить определять вид растения по листу или плоду.

Детям должны определить вид растения по изображениям листиков и плодов.

2

«Путешествие на самолете»

учить детей по внешнему виду животного определять место проживания.

Сценарий занятия описан в книгк О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» стр. 223

3

«Чей хвост?»

Испытать знания детей о животных.

Кубик на гранях которого нарисованы хвосты разных животных. Дети бросают, определяют вид животного и его приспособление к зиме.

4

-

-

-

Март

1

-

-

-

2

«Загадки природы»

Обобщить представление детей о типичных экосистемах (лес, луг, водоем, пустыня).

Занятие проходит в форме путешествия по разным экосистемам «терпящим бедствие» (лес, луг, река, пустыня). В каждой экосистеме дети «наводят порядок» и помогают восстановиться природе.

3

-

-

-

4

«Чудесный мешочек», «Какой орган чувств нам помогает узнать об этом», «Подбери ключ», «Что художник неправильно нарисовал», «Найди исправный светофор», «Какой инструмент звучит», «Угадай на вкус» и «Узнай по запаху».

Определить роль органов чувств в восприятии окружающего мира.

Описание игр в книге О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» стр. 225.

Апрель

1

-

-

-

2

3

-

-

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование кружковой работы по экологическому воспитанию 2 младшей группе

Берегите эти земли, эти воды,Даже малую былиночку любя.Берегите всех зверей внутри природы,Убивайте лишь зверей внутри себя!...

План работы кружка по экологическому воспитанию детей подготовительной к школе группе

Кружок «Юные экологи» для детей подготовительной к школе группы «Ирисы» МКДОУ г.Новосибирска «Детский сад №447 комбинированного вида«Семицветик»...

Опыт работы по экологическому воспитанию детей в подготовительной группе. ТЕМА : " Охрана воды "

Опыт работы по экологическому воспитанию детей  подготовительной группы.Тема: «ОХРАНА ВОДЫ»....

Проектная работа по экологическому воспитанию детей подготовительной группы детского сада

Экологическое воспитание в детском саду. Проектная деятельность....