ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЕКАРСТВЕННЫМИ РАСТЕНИЯМИ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
статья по окружающему миру

Блинова Татьяна Сергеевна

В статье,посвящённой вопросам экологического воспитания детей дошкольного возраста, раскрываются формы работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с лекарственными растениями республики Марий Эл, о создании условий для ознакомления детей с миром целебных растений, сформированности представления о наиболее распространённых лекарственных растениях, их пользы и роли растений в оздоровлении, сохранении и укрепления здоровья человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_blinova.docx24.54 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 373.24

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЕКАРСТВЕННЫМИ РАСТЕНИЯМИ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

FAMILIARIZE PRESCHOOL CHILDREN WITH MEDICINAL PLANTS OF THE REPUBLIC OF MARI EL

БлиноваТатьянаСергеевна                

       BlinovaTatyanaSergeevna    

воспитательМБДОУ «Детскийсад № 20 г.Йошкар-Олы «Дюймовочка»

educator MBDOU "Detskiy sad № 20, Yoshkar-Ola "Thumbelina»                     tatyana-blinova-2012@mail.ru

СамкаеваМаринаСемёновна                                              SamkaevaMarinaSemyonovna.                                                       samkaeva.marina@bk.ru

воспитательМБДОУ «Детскийсад № 20 г.Йошкар-Олы «Дюймовочка» educatorMBDOU "Detskiysad № 20, Yoshkar-Ola "Thumbelina»

Аннотация.В статье,посвящённой вопросам экологического воспитания детей дошкольного возраста, раскрываются формы работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с лекарственными растениями республики Марий Эл, о создании условий для ознакомления детей с миром целебных растений, сформированности представления о наиболее распространённых лекарственных растениях, их пользы и роли растений в оздоровлении, сохранении и укрепления здоровья человека.

Ключевые слова:лекарственные растения, здоровье, природа, наблюдения

Summary.The article is devoted to questions of ecological education of preschool children reveals the form of exposing preschool children from medicinal plants of the Republic of Mari El, create conditions for introducing children to the world of medicinal plants, formation of ideas about the most common medicinal plants and their use and role of plants in improving, preserving and strengthening human health.

Key words:medicinal plants, health, nature, observation

           О любви к Родине и природе русский писатель, прозаик и публицист Михаил Пришвин говорил: «Мы – хозяева природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу – значит охранять Родину».

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу. Наблюдать, сопереживать, понимать.

Наблюдая и рассматривая растения в группе, на улице, и узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах, правильного сбора.

Интерес к лекарственным растениям повышается с каждым годом. Это объясняется тем, что лекарственные препараты из растений наиболее безопасны и обладают слабо выраженным побочным влиянием.

Зачастую родители плохо представляют, как же необходимо приобщать ребёнка к здоровому образу жизни, научить пользоваться силами природы, то есть лекарственными растениями, не могут создать условия, которые способствуют повышению защитных сил организма, его работоспособности. Этот пробел  решиливосполнить педагоги в детском саду и поделиться опытом, как мы проводим работу с детьми по ознакомлению с лекарственными растениями нашего края.

Республика Марий Эл – это один из самых экологически чистых районов России. Территория республики расположена на границе степной и лесостепной зон.Благодаря чудесным экологическим условиям на территории республики сохранился богатый животный и растительный мир. Марийский край – это сказочные пейзажи, гавань тишины, место, где богатый растительный мир, а так же царство зверей и птиц. Природа республики поражает своим великолепием и богатством, а леса славятся на всю Россию, на территории которых можно встретить всевозможные грибы и ягоды, а также лекарственные растения.Детям мы объясняем, что лекарственными называются растения, применяемые в медицине для лечения и профилактики различных заболеваний. Действие лекарственных растений обусловлено тем, что в их листьях, стеблях, цветках, плодах, корнях содержатся биологически активные соединения, которые обычно называют действующими веществами. Эти вещества разнообразны по составу и строению и оказывают разностороннее воздействие на организм.[1]                               У нас аптека находится практически под ногами. Дети должны увидеть красоту окружающей природы, понять пользу растений, цветов и трав. Мы, взрослые, гуляем с детьми, ходим на экскурсии, в парк, лес, в поле, знакомим их с нашей матушкой-природой. Весной и летом можно очень много гулять и наблюдать за растениями, птицами, насекомыми. Детям все интересно. Многие лекарственные растения знакомы детям с ранних лет. Рассмотрим наиболее известные для детей растения.                                                                                                              Необыкновенно рано расцветает мать-и-мачеха. Да и название необычное у этого лекарственного растения. Издавна его называли так. В чем же дело? У его листьев интересная особенность. Приложишь к щеке листок верхней блестящей стороной – кожу холодит, это «мачеха». Приложишь нижней стороной, мягкой от густых волокон, - станет тепло, это «мать». Для заготовки обычно собирают листья мать-и- мачехи, реже цветы. Мать-и-мачеха – старинное средство от кашля, простуды. [2]

По склонам, лугам, обочинам дорог весело зажелтели компании одуванчиков. Пройдет немного времени – и желтые цветочки сменятся нежной пушистой шапочкой: созреют семена. Как сразу изменится одуванчик! Даже не верится, что перед тобой то же самое растение. Скромный одуванчик припас для вас и такие полезные минеральные вещества, как соли железа, кальция и фосфора. Кроме того, корень одуванчика рекомендуют принимать для улучшения пищеварения и при болезнях печени. Масляная настойка из одуванчиков – прекрасное средство от ожогов. Так что, если вы соберете одуванчик, вы не зря постараетесь. [2]            

Поливитаминными мы называем листья крапивы. «Ну какой же это друг! Это скорее зеленый враг», - скажут иные из вас. Ведь у некоторых остались неприятные воспоминания от встречи с ней. Ее листья в изобилии содержат необходимые нашему организму соли железа, кальция. Поэтому из ранней крапивы можно приготовить вкусные зеленые щи. Крапива останавливает кровотечения, уменьшает воспаления. Отвар из крапивы обладает свойством понижать содержание сахара в крови [2]

Летом в разгаре сбор цветов аптечной ромашки. Ромашка имеет обширное и разностороннее применение: при гастритах, при сильных болях в животе, для полоскания горла при ангине и ларингите . [3] 

            Во время похода не забудьте о подорожнике. Если вы натерли ногу или получили ожог при раскладывании костра, или вас укусило какое-нибудь насекомое, то приложите к больному месту чистый лист подорожника большого – и вы почувствуете облегчение. Отвар из листьев применяют при бронхитах, при язвенной болезни желудка, при воспалении почек. Спиртовый экстракт листьев растения понижает артериальное давление. [4]

           Немало легенд связано у разных народов  с этим растением. Ему даже приписывали волшебные свойства. Зверобой широко применяют как лекарственное средство. Настои и настойки применяют для лечения неврозов, гастритов, при головных болях. Растение входит в состав различных лечебных чаев и сборов.[4]

           Когда оденутся пышной листвой деревья, отцветут подснежники и первоцветы, в лесу, по сырым местам, кустарникам и оврагам появляются золотисто-желтые цветки на длинных ветвистых стеблях. Это чистотел. Начало его цветения совпадает с прилетом ласточек. Надземная часть чистотела обладает обезболивающим, понижающим давление и спазмолитическим свойствами и используется при заболевании печени, желчного пузыря. В народной медицине свежий сок чистотела употребляется как средство для сведения бородавок, мозолей, темных пятен на коже, при чесотке и некоторых других кожных болезнях. [5]

Мяту перечную как культурное растение впервые вывели еще в XVII веке. Молодые побеги и листья употребляют в пищу как пряную приправу для ароматизации блюд и напитков. В медицине листья, собранные до цветения, применяют для улучшения пищеварения, против тошноты и спазм кишечника, в качестве желчегонного и обезболивающего средства, для стимуляции сердечной деятельности. Из листьев мяты готовят настойку, они входят в состав лекарственных сборов. [5]

Уже в начале апреля и до середины мая можно собирать набухшие, смолистые почки березы. Почки вместе с ветками сушат в тени или в хорошо проветриваемом помещении.Это первое средство от почечных, сердечных отеков и кожных недугов. Им также лечат болезни желудка, печени, желчного пузыря, органов дыхания, суставов и тканей, ЛОР-органов, применяют как глистогонное и общеукрепляющее лекарство.

В конце  июня или в начале июля зацветает липа .Собирают все соцветия вместе с продолговатыми прицветниками во время цветения липы. Очень важно не упустить время сбора; липа цветет всего около 2 недель. Применяют в виде горячего водного настоя для полоскания горла и как потогонное средство при простуде.

Ягоды чёрной смородины собирают с диких и культивируемых кустов. Их перерабатывают в свежем виде на витаминный сироп или высушивают в печах. Заготавливают также листья.Ягоды черной смородины содержат витамины С, Р, каротин.Смородина облегчает простуду, чистит обложенное горло, снимает процесс воспаления. Очень хорошее действие оказывает смородина на почки. Она устраняет проблему, восстанавливает работу органов.

В своей работе с детьми, мы сделали акцент на том, что перед тем, как начинать употреблять отвары, настойки, вытяжки растений и трав, необходимо посоветоваться с  врачом.

 В ходе работе мы познакомили детей с разнообразием растительного мира, с лекарственными травами республики Марий Эл, развивали умение сравнивать и анализировать, обобщали словарный запас детей и их знаний о лекарственных травах, воспитывали бережное отношение к природе и своему здоровью, к природному наследию нашего края, желание заботиться о своём здоровье.

В группах были изготовлены: альбомы с рисунками лекарственных растений, альбомы с фотографиями лекарственных растений, гербарии лекарственных растений, лекарственные сборы,«нюхательные» мешочки, дидактические игры по теме: «Лекарственные растения», создана картотека лекарственных растений ,книга сказок, рассказов, стихов и загадок о лекарственных растениях, оборудование для опытов и экспериментов.

Таким образом, в группе были созданы условия для ознакомления детей с лекарственными растениями, организован непрерывный систематический педагогический процесс, который включает в себя ежедневное поддержание условий, необходимых для полноценной жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность приучает думать и систематически получать знания не только по лекарственным растениям, но и формирует экологические представления в целом.

Литература

1.Андреев С.А, Баринов В.А. Аптека у нас дома. Московский рабочий,1983

2.Александров Б.А. Копилка витаминов-М: Издательство «Просвещение»,1966

 3. Подымов А.И.,Суслов Ю.Д.Лекарственные растения Марийской АССР – йошкар-Ола,Марийское книжное издательство 1990.

4. Сафонов Н.Н. Лекарственные растения луга – М.: Изобразительное искусство, 1993.

5.Гаммерман А.Ф, Гром И.И. Целебные растения– М.: Издательство «Медицина», 1967.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НООД по ознакомлению детей раннего возраста с миром растений «Малыш знакомится с растительным миром»».

Цель:- Учить узнавать овощи: огурец, помидор, репа, капуста, морковь, картошка. Знать обобщающее слово овощи....

Конспект НОД по ознакомлению детей раннего возраста с миром растений.

Конспект НООД по ознакомлению детей раннего возраста с миром растений....

Авторская программа «Ознакомление детей дошкольного возраста с национальной культурой, традициями и обычаями народов Республики Саха»

Сегодня перед дошкольным образованием стоитсложнейшая задача – воспитать культурную, творческую личность,умеющую найти свое место в сложной, постоянно изменяющейсядействительности. В данных усло...

Методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) детей по организации ознакомления детей дошкольного возраста со стихотворением детей дошкольного возраста.

В презентации представлены методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) по организации ознакомления детей  дошкольного возраста  со стихотворением в условиях...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. «Береза – лекарственное растение»

Обучающая задача: Познакомить с лекарственным растением березой, и ее свойствами.  Продолжать знакомить детей с деревом, ставшим символом России, какую пользу приносит это дерево людям. Восп...

Презентация к конспекту непосредственно - образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. «Береза – лекарственное растение»

Обучающая задача: Познакомить с лекарственным растением березой, и ее свойствами.  Продолжать знакомить детей с деревом, ставшим символом России, какую пользу приносит это дерево людям. Восп...