Авторская программа «Ознакомление детей дошкольного возраста с национальной культурой, традициями и обычаями народов Республики Саха»
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Колодезникова Евдокия Ивановна
Сегодня перед дошкольным образованием стоит
сложнейшая задача – воспитать культурную, творческую личность,
умеющую найти свое место в сложной, постоянно изменяющейся
действительности. В данных условиях возникает проблема введения народных традиций в воспитании, обращения к народным традициям и обычаям Республики
Саха.
Целью образования в многонациональной республике является не
только обеспечение общего образования, но и приобщение детей к родному
языку, истории, этнокультуре, духовным ценностям, воспитание у них
культуры межнациональных отношений. Воспитывая детей в духе народных традиций, можно развить у них национальное самосознание, а значит, и уважение к своему народу. Человек, познавший ценности национальной культуры, научившийся думать целостно, будет нравственно действовать во благо Отечества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskaya_programma.docx31.8 КБ

Предварительный просмотр:

 Авторская программа:

«Ознакомление детей дошкольного возраста с национальной культурой, традициями и обычаями народов Республики Саха»

Тема программы: «Ознакомление детей дошкольного возраста с национальной культурой, традициями и обычаями народов Республики Саха»

Введение

Актуальность: Сегодня перед дошкольным образованием стоит

сложнейшая задача – воспитать культурную, творческую личность,

умеющую найти свое место в сложной, постоянно изменяющейся

действительности. В данных условиях возникает проблема введения народных традиций в воспитании, обращения к народным традициям и обычаям Республики

Саха.

Целью образования в многонациональной республике является не

только обеспечение общего образования, но и приобщение детей к родному

языку, истории, этнокультуре, духовным ценностям, воспитание у них

культуры межнациональных отношений. Воспитывая детей в духе народных традиций, можно развить у них национальное самосознание, а значит, и уважение к своему народу. Человек, познавший ценности национальной культуры, научившийся думать целостно, будет нравственно действовать во благо Отечества.

Актуальностью темы является, что родное слово и культура предков это

бесценное богатство у каждого народа. Воспитание детей на родном языке

способствует всестороннему развитию его личности, патриотическому и

нравственному воспитанию, передающему с поколения в поколение.

Федеральный государственный образовательный стандарт дает нам –

педагогам много возможности в плане внедрения национально-

регионального компонента. В детском саду можно создать предметно

-пространственную развивающую среду в виде уголка или национальной

комнаты. Все зависит от творческого подхода каждого воспитателя.

Проблема: У современных детей мало знаний и представлений о своей

стране, о людях разных национальностей живущих в ней, об их культуре и

традициях.

Цель:

Воспитание интереса к родной стране, стремление сделать все возможное,

чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа входящего в

состав РС (Я).

Задачи:

  • воспитывать интерес к познанию особенностей жизни народ

Саха.

  • развивать умения отражать полученные знания о национальной

культуре в специально созданной обстановке (игра, театр, музыкально-

литературные импровизации, музей).

  • развивать творческие способности детей, через знакомство с

национальным народным творчеством.

  • вовлекать родителей в совместную творческую деятельность, побуждая

интерес к познанию своих умений и сотрудничеству с ребенком.

  • просвещение родителей, формирование мотива сотрудничества:

ребенок-педагог-родитель.

  • воспитывать культуру поведения в детском саду, на улице, в гостях, в

музее.

Методы работы с детьми:

1. словесный;

2. наглядный;

3. практически-исследовательский;

4. поисковый;

5. игровой.

Предполагаемый результат исследования:

-дети имеют первичные представления о Республике Саха;

-самостоятельно могут рассказать о природных особенностях, климате,

животном мире, коренных жителях, национальных сказках и т.д.;

- выражают желание дальнейшей деятельности по изучению субъектов

РС (Я);

- развиваются психические процессы, такие как: мышление, память,

внимание, воображение, умение исследовать, познавать новое.

Планирование деятельности педагог:

- проводит анкетирование родителей для выявления их отношения к

воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

-обработка результатов анкетирования родителей по патриотическому

воспитанию;

- изучает литературу, интернет ресурсы (факты из истории и т.д.);

- составляет проект по линиям развития посвященный изучению истории

возникновения Республики Саха (Якутия); о происхождении города,

географическом расположении, климате и т.д.; знакомит детей с культурой,

языком, традициями, национальными обрядами;

-использует ТСО;

- подбирает методический и наглядный материал;

-организует выставку творческих работ детей;

-оформляет группу в соответствии с выбранной темой проекта;

-привлекает родителей к поиску и оформлению проекта.

Дети:

- знакомятся с дидактическими и наглядными материалами;

- участвуют в продуктивной, поисковой и игровой деятельности;

- принимают совместное участие с родителями в досуговых мероприятиях;

- знакомятся с художественной литературой;

- ищут с родителями материал по теме проекта.

Материалы:

Дидактические, наглядные пособия (карты, атласы, картинки, музыка,

видео и т.д.), современные средства ТСО, научная, художественная

литература, материалы.

Формы работы:

Планируемая деятельность

Дата проведения

Сентябрь

1.Беседа «Месяц сентябрь – Улуу Суорун»

Цель: дать детям представление о месяце сентябре в обычаях и традициях якутского народа.

2.Чтение «Три совета» Ленская А. 

Цель: развивать интерес детей к национальной литературе. Учить понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев.

3.Рисование якутских узоров «Тараах ойуу», «Ураhа ойуу»

Цель: учить детей рисовать узоры по мотивам якутских росписей, передавая их колорит. Развивать умение составлять узоры на предметах одежды.

4.Национальные игры «Хейро», «Сокол и лиса»

Цель: развитие внимания, быстроты реакции, ловкости, ориентировки в пространстве.

Октябрь

1.Беседа «Месяц октябрь – Хотой Айыы»

Цель: дать детям представление о месяце октябре в обычаях и традициях якутского народа.

2.Беседа «Место проживания предков - алаас»

Цель: закрепить представление детей о местах проживания предков.  Вызвать интерес к укладу их жизни.

3.Рисование якутских узоров «Таҥалай ойуу», «Илим ойуу»

Цель: учить детей рисовать узоры по мотивам якутских росписей, передавая их колорит. Развивать умение составлять узоры на предметах одежды.

4.Национальные подвижные игры «Перетягивание палки», «Бой быков»

Цель: развитие внимания, быстроты реакции, ловкости, ориентировки в пространстве.

Ноябрь

1.Беседа «Месяц ноябрь – Байанай»

Цель: дать детям представление о месяце ноябре в обычаях и традициях якутского народа.

2.Заучивание стихотворения Баал Хабырыыса «Поздняя осень»

Цель: учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавая красоту природы. Развивать поэтический слух детей.

3.Знакомство с национальным инструментом - хомус

Цель: познакомить детей с якутским национальным инструментом хомус (внешним видом, звучанием). Расширять музыкальные впечатления детей.

4. Украшение чорона национальным узором (аппликация)

Цель: учить составлять якутские узоры на посуде, композиционно правильно располагать аппликацию. Закреплять умение вырезать симметрические формы из бумаги, сложенной гармошкой.

5. Знакомство с якутскими народными играми «Меткий охотник», «Рыбаки с неводом»

Цель: развитие ловкости, внимания, координации движений, выдержки.

Декабрь

1.Беседа «Месяц декабрь – Билгэ Хаан»

Цель: дать детям представление о месяце декабре в обычаях и традициях якутского народа.

2.Чтение якутской национальной сказки «Лиса и медведь»

Цель: познакомить детей с якутской сказкой, которая учить, что хвастаться некрасиво.

3.Рисование якутских узоров «Оҕуруо ойуу», «Сибэкки ойуу»

Цель: учить детей рисовать узоры по мотивам якутских росписей, передавая их колорит. Развивать умение составлять узоры на предметах одежды.

4.Национальная подвижная игра «Игра в ворота»

Цель: развитие равновесия, координации движений, гибкости и ритмичности.

Январь

1.Беседа «Месяц январь – Танха ыйа»

Цель: дать детям представление о месяце январе в обычаях и традициях якутского народа.

2.Беседа «Заповедные места Якутии»

Цель: расширение представлений детей о географии родного края, формирование бережного отношения к природе

3.Рисование якутских узоров «Билэ ойуу», «Хатырык ойуу»

Цель: учить детей рисовать узоры по мотивам якутских росписей, передавая их колорит. Развивать умение составлять узоры на предметах одежды.

4.Национальная подвижная игра «Лунки»

Цель: развитие меткости, ловкости, быстроты реакции и выдержки.

Февраль

1.Беседа «Месяц февраль – Одун Хаан»

Цель: дать детям представление о месяце феврале в обычаях и традициях якутского народа.

2.Заучивание стихотворения «Снега лежали ровно» Л. Попов (отрывок)

Цель: учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавая красоту природы. Развивать поэтический слух детей.

3.Рисование якутских узоров «Эрэhэ ойуу», «Сyрэх ойуу»

Цель: учить детей рисовать узоры по мотивам якутских росписей, передавая их колорит. Развивать умение составлять узоры на предметах одежды.

4.Национальные подвижные игры «Бег с платком», «Не задень полено»

Цель: развитие внимания, быстроты реакции, ловкости, ориентировки в пространстве.

Март

1.Беседа «Месяц март – Дьɵhɵгɵй Хотун»

Цель: дать детям представление о месяце марте в обычаях и традициях якутского народа.

2.Заучивание стихотворения «Поснежник» И. Эртюкова

Цель: учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавая красоту природы.

3.Рисование якутских узоров «Дьɵhɵгɵй ойуу», «Буɵр ойуу»

Цель: учить детей рисовать узоры по мотивам якутских росписей, передавая их колорит. Развивать умение составлять узоры на предметах одежды.

4.Национальная настольная игра «Тыксаан»

Цель: развитие мелкой моторики пальцев и координации движений и глазомера.

Апрель

1.Беседа «Месяц апрель – Айыыhыт  Хотун»

Цель: дать детям представление о месяце апреле в обычаях и традициях якутского народа.

2.Изготовление якутских сувениров «Коврик» 

Цель: познакомить детей с национальным сувениром, научить детей изготавливать коврик из бумаги.

3.Рисование якутских узоров «Туйах ойуу», «От ойуу»

Цель: учить детей рисовать узоры по мотивам якутских росписей, передавая их колорит. Развивать умение составлять узоры на предметах одежды.

4.Национальная подвижная игра «Волк и жеребята»

Цель: развитие волевых качеств, умение внимательно слушать говорящего.

Май

1.Беседа «Месяц май – Иэйэхсит  Хотун»

Цель: дать детям представление о месяце мае в обычаях и традициях якутского народа.

2.Знакомство «Животные Якутии», «Птицы Якутии», «Флора Якутии»

Цель: продолжать знакомить детей с флорой и фауной Якутии.

3.Рисование якутских узоров «Ынах ойуу», «Кɵҕуɵр ойуу»

Цель: учить детей рисовать узоры по мотивам якутских росписей, передавая их колорит. Развивать умение составлять узоры на предметах одежды.

4.Национальная настольная игра «Тырыынка»

Цель: развитие мелкой моторики рук, координации движения и смекалки.

Июнь

1.Беседа «Месяц июнь – Yрyн Аар Тойон»

Цель: дать детям представление о месяце июне в обычаях и традициях якутского народа.

2. Рассматривание картин  - якутский священный столб - СЭРГЭ

Цель: познакомить детей с разновидностями сэргэ и их основными функциями. Познакомить с народными мифами и поверьями, традициями, связанными с СЭРГЭ.

3. Кумысное празднество - ЫСЫАХ

Цель: продолжить знакомство с народными традициями и обычаями. Рассказать об основных элементах праздника. Воспитывать интерес к культуре других народов, толерантное отношение.

4. Знакомство с героическим эпосом «Олонхо»

Цель: познакомить с народным героическим эпосом «Олонхо». Дать понятие «героический». Учить пересказывать отдельные сюжеты эпоса. Воспитывать уважение к народному творчеству

Июль

1.Беседа «Месяц июль – Аан  Алахчын»

Цель: дать детям представление о месяце июле в обычаях и традициях якутского народа.

2. Народное песенное творчество

Цель: знакомить с типами якутской песни, содержанием песенного фольклора. Поддерживать интерес к народным обрядам

3.Косторезное искусство Якутии

Изготовление панно «Охота» на пластилиновых дощечках (техника «резьбы» по основе)

Цель: познакомить детей с творчеством якутских мастеров-косторезов. Учить определять основную тематику работ, мотивы фольклора и этнографии.

Август

1.Беседа «Месяц август – Аан Дьааhын»

Цель: дать детям представление о месяце августе в обычаях и традициях якутского народа.

2.Беседа «Лекарственные растения Якутии»

Цель: познакомить детей с лекарственными растениями Якутии.

3.Рассматривание энциклопедии «Якутия»

Цель: продолжать знакомить детей с интересными местами Якутии.

4.Национальная настольная игра «Мотовка»

Цель: развитие мелкой моторики рук, координации движения и смекалки.

Используемая литература:

1. Афанасьева А. Б. Этнокультурное образование в России: теория,

история, концептуальные основы: монография. - СПб.: Издательство

«Университетский образовательный округ Санкт-Петербурга и

Ленинградской области», 2009.

2. Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное

воспитание дошкольника.

3. Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать... Нетрадиционные формы

работы по патриотическому воспитанию.

4. Лыкова И.А. Художественное творчество.

5. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод

проектов в ДОУ.

6 . “Нюргун Боотур Стремительный”- эпос-олонхо Платона Ойунского

перевод на русский язык Владимира Державина. 1982 г.

7. Ченкураева Е. Н. Педагогические условия становления этнокультурного

образования в инновационном образовательном учреждении

8. Филиппова Н. И., Флегонтова У. М. Результаты мониторинговых

исследований «Олонхо и современные дети» // Иитии кыьата. - 2011.

9.Андросова Н.П. Якутия: детская энциклопедия.- Якутск: Бичик, 2015.

10. Киричек Е.А., Проснякова Т.Н. Край, в котором я живу. Моя Якутия.-АСТ_ПРЕСС ШКОЛА, 2016.

11.Пестерев В.И.  По родному краю. Бичик, 2014.

12.Андросова Ю.В., Александрова Н.П. Олонхо в игровой деятельности. Бичик,2013.

13.Андреева Р.П., Иванова А.Н. Оhуор ойуута, Бичик 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами национальной культуры

Балаева Татьяна ЕвгеньевнаМБДОУ «Атемарский детский сад №1 «Теремок»Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами национальной культуры.    Как и вся Росси...

Авторская программа "Ознакомление детей дошкольного возраста с природой на экологической тропе"

Программа реализуется в совместной деятельности и на прогулках...

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ КОМИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Для того чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие ребенка-дошкольника, а дошкольник испытывал потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, нео...

Мастер-класс для педагогов «Фольклорные игры Алтайского края как средство приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре и традициям русского народа»

Мастер-класс для педагогов«Фольклорные игры Алтайского края как средство приобщения детей дошкольного возраста  к национальной культуре и традициям русского народа»...

Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре и языку коми народа

тематический план работы по этнокультурному напрвлению в группах дошколного возраста в детском саду...