Проектная деятельность "Овощи и фрукты-как сохранить витаминные продукты"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Куприянова Ирина Алексеевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проектная деятельность42.73 КБ

Предварительный просмотр:

Центральное управление министерства образования и науки Самарской области

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области лицей с. Хрящевка  муниципального района Ставропольский

ул. Полевая, д. 7/1, с. Хрящевка, м.р. Ставропольский, Самарская область, 445146,  т./факс (8482)23-57-42

e-mail:  hryashhev -  sch@mail.ru

 Проект: «Овощи и фрукты- как сохранить витаминные продукты»

Авторы проекта:

Куприянова Ирина Алексеевна

Мальцева Оксана Сергеевна

Воспитатели ГБОУ лицей с.Хрящевка

СПДС «Сказка»

Актуальность:
Питание в дошкольном возрасте имеет особое значение для здоровья ребенка, так как оно должно не только покрывать расходуемую им энергию, но и обеспечивать материал, необходимый для роста и развития всех органов и систем организма. 
Ухудшение качества питания, недостаток в пище витаминов и микроэлементов отрицательно сказываются на физическом развитии детей. 
С самого раннего детства у ребенка формируются вкусовые пристрастия и привычки. В их формировании важнейшую роль играет семья. Именно в дошкольном возрасте важно сформировать у детей правильное представление о здоровом питании, способствовать пониманию того, что здоровое питание должно являться неотъемлемой частью повседневной жизни. Без преувеличения можно сказать, что правильное питание – это залог хорошего самочувствия, работоспособности, активной деятельности, отличного настроения, важнейшее и непременное условие нашего здоровья и долголетия. 
Мы постоянно ищем все новые и новые способы позаботиться о своем здоровье, и в этом поиске забываем о самых простых и естественных вещах: необходимость обратить пристальное внимание детей и родителей на свое питание. Пересмотреть некоторые взгляды в этом направлении явилась основной причиной создания нашего проекта.

 Тип проекта:  групповой, долгосрочный, творческо-практический.

 Участники проекта: воспитатели, дети группы (4-5 лет), родители.

Время проведения: октябрь 2017г.- октябрь2018г.

Цель проекта: формировать у детей представления о правильном питании и здоровом образе жизни. 


Задачи проекта:

1 сформировать представление  у детей о понятии «витамины», об их пользе для здоровья человека

2.развивать познавательную активность детей, обогащая представления об окружающем мире через формирование критичности мышления(метод «Кластера», «Корзины идей»)

3. развивать у детей самостоятельность, овладение разнообразными способами действий, приобретение навыков игровой деятельности и общения

4. обогащать экологические знания детей и дать представление о механизмах производственных процессов

5.расширить содержание конструкторской деятельности за счет внедрения разных видов строительных материалов (конструктор, дополнительный  материал).

 

Этапы проекта:

- I этап (предварительный): постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, подготовительная работа с детьми и их родителями;

- II этап (основной): цикл ОД по теме проекта, изготовление моделей  из дополнительного материала;

-III этап(заключительный) : театрализованный показ сказки «Федорин огород» показ открытого занятия «Овощи и фрукты витаминные продукты»,  участие в смотре-конкурсе «Огород на окне», мастер-класс с родителями «Изучаем витамины играя»

 I ЭТАП

  • Подбор иллюстративного материала по теме проекта;
  • Подбор художественной литературы по теме проекта;
  • Подбор и изготовлени дидактических игр по теме проекта;

Форма работы с родителями:

  • Консультация «Живые витамины». 
  • Мастер-класс «Изучаем витамины играя»
  • Семейный конкурс «Осенняя сказка»
  • Беседы с родителями «Как надо питаться, чтобы быть здоровым?
  • Помощь в изготовлении атрибутов для театрализованной постановки сказки
  • Помощь в изготовлении сушилки из дополнительных материалов

Работа с детьми:

  • Рассматриваниеплакатов с изображением овощей и фруктов; муляжей овощей и фруктов; свежих овощей и фруктов; вареных для салата, кухонного инвентаря;
  • Беседы о здоровье; беседы о пользе овощей и фруктов;
  • Чтение и заучивание стихов, загадок про овощи и фрукты,
  • Дидактические игры «Угадай на вкус», «Соленое-сладкое», «Назови фрукт(овощ) круглой формы», «Перечисли фрукты(овощи) желтого цвета»(др.цветов).
  • Экскурсия на кухню.

                          Взаимодействие со специалистами ДОУ:

Работа с музыкальным руководителем:

- Подготовка к театрализованной постановке «Федорин огород».

Работа с руководителем по ФИЗО:

 Игра-эстафета «Собираем урожай», Комплекс утренней гимнастики «Веселые витаминки» (с мал. мячами)

                                                 II этап

Комплексно-тематическое планирование по теме

«Овощи и фрукты – как сохранить витаминные продукты».

Образовательная область

Виды деятельности

Социально-коммуникативное развитие

Игра «Айболит расскажет о пользе овощей и фруктов»

С.р.и. «Овощной магазин»

Составление альбома «Во саду ли во огороде»

Сюжетно-ролевая игра «Фруктовое кафе»

Сюжетно-ролевая игра «Аптека»

Игра «Полезно-вредно»

Сюжетно-ролевая игра «Овощной ресторан»

Театрализованный показ сказки

Познавательное развитие

 

Беседа «Что такое витамин?»

Д\и «Сад и огород»

Работа с пособием Корзина идей

Работа с пособием «Цветок знаний»

Беседа «Всякому овощу свое время»

Д\и «Угадай на вкус»

Д\и «Волшебный мешочек»

Загадки «Овощи и фрукты»

Практическое задание «Почва на огороде»

(рассмотреть почву, найти в её структуре камни, песок, влагу).

Подготовка земли для посадки семян растений

Посадка лука

Посадка семян фасоли.

Посадка семян гороха

Д\и «Вершки и корешки»

Просмотр презентаций технического процесса сушки овощей и фруктов

Конструирование и моделирование процесса сушки овощей и фруктов 

 

Чтение и заучивание стихотворений об овощах

Д\и «Опиши овощи и фрукты»

Рассматривание альбомов «Овощи и фрукты»

Чтение стихотворения Ю. Тувим «Овощи»

Разучивание стихотворения Н.Нищевой «Огород»

Беседа: «Где живут Витамины»

Чтение рассказа Н.Носова «Огурцы»

Чтение Е.Благинина «Приходите в огород»

Художественно-эстетическое развитие

Лепка «Что созрело в саду и огороде?»

Разучивание песни и движений «Овощи»

«Грядки на нашем огороде»

Лепка «Мой любимый овощ»

Рисование «Фрукты в вазе»

Лепка «Мой любимый фрукт»

Рисование «Витаминка»

Коллективное рисование «Фруктовый сад»

Лепка «Кладовая витаминов»

Физическое развитие

П\и «Фруктовые деревья»

Пальчиковая гимнастика «Салат», «Огуречик, огуречик.»

Игра-эстафета «Собираем урожай»

П\и «Убежим от вируса»

Комплекс утренней гимнастики «Веселые витаминки» (с мал. мячами)

Физминутка «Капуста»,  «В огород мы пойдем»

П\и «Эй, ловишка, выходи, витаминки догони!»

П\и «Посадил дед репку»

III ЭТАП

 

Итоги проекта «Овощи и фрукты – как сохранить витаминные продукты»:

Театрализзованный показ сказки «Федорин огород», показ открытого занятия «Овощи и фрукты витаминные продукты», участие в смотре-конкурсе «Огород на окне», семейный конкурс «Осенняя  сказка», мастер- класс для родителей «Изучаем витамины играя», моделирование производственного процесса сушки фруктов и овощей (конструктор, дополнительный материал)

Результаты проекта:

  • у детей повысился уровень познавательного развития по данной теме, большинство детей освоили правила приема пищи, у них сформированы основы культуры поведения за столом;
  • дети поняли, что овощи и фрукты – важные продукты на нашем столе;
  • ребята научились делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи по результатам своих экспериментов;
  • совместная деятельность педагогов, родителей и детей более сплотила наш детско-взрослый коллектив.

Данный проект оказался очень эффективен и актуален на сегодняшний день. Он дает возможность ребенку экспериментировать, систематизировать полученные знания, развивает творческие способности и коммуникативные навыки, которые позволят ребенку в дальнейшем адаптироваться к школьному обучению, что является одной из главных задач федеральных государственных общеобразовательных стандартов.

Таким образом, в результате совместной работы над проектом у детей и их родителей сформировались основные понятия рационального питания, потребности в здоровом питании и образе жизни, умение выбирать полезные продукты, воспитывать чувство ответственности за своё здоровье. В результате проектной деятельности, у детей повысился уровень знаний о витаминах и минеральных веществах в овощах и фруктах, сформировались основы правильного поведения за столом, культура правильного питания.

                                                                                                     Приложение1

                            Конспект «Польза  витаминов»

Цель: закрепление   знаний  о витаминосодержащих продуктах питания (овощах, фруктах)

Интеграция: познание, развитие речи, социально-коммуникативное развитие

Задачи:

 Обучающие:

1. формировать первоначальные представления о витаминах А, В, С;

2. различать витаминосодержащие продукты питания (овощах, фруктах) и место произростания

3.. активизировать употребление в речи существительных с обобщающим значением (овощи, фрукты) и образование прилагательных от существительных

4. вызывать интерес и потребность к правильному питанию.

Развивающие:

1. развивать мышление, память, речевые способности детей.

Воспитательные:

1. воспитывать заботливое отношение к своему здоровью;

2. формирование позитивного отношения к театрализованной деятельности.

Оборудование:  муляжи овощей и фруктов , макет дерева, макет огорода, картинки с изображением овощей , фруктов,витаминов ,коллаж с изображением витаминов, атрибуты к сказке «Федорин огород»,панно с изображением овощей и фруктов

.

                                         Ход

Воспитатель- Витаминка: Здравствуйте, дети! Меня зовут Витаминка.Я пришла к вам в гости со своими друзьями

Мы-витамины-не таблетки

И не вкусные конфетки!

Мы несем здоровье вам,

Помогаем тут и там!

Мы пришла к вам в гости – поиграть. В моей волшебной коробке очень много интересного,вот например загадки, буду загадывать загадки, а вы  их отгадывать.

Загадывание загадок сопровождается показом картинок.

Я Длинный и зеленый, вкусен я соленый

Вкусен и сырой. Кто же я такой (огурец)

Сидит дед во сто шуб одет,

Кто его раздевает, тот слезы проливает. (лук)

Круглое, румяное и растет на ветке

Бок красивый, аленький! Любят его детки. (яблоко)

Воспитатель А кто знает стихотворение про яблочко?

Витаминка А  у меня еще кое-что есть в коробке(достает витамины)

Посмотрите витамины бывают вот такими (показ витаминов в аптечной упаковке, А еще витамины где живут?  

Дети( в овощах и фруктах.)

РебенокМы витамины делаем овощи и фрукты не только вкусными, но и полезными!

Ребенок Витамин А

Расскажу вам не тая

Как полезен я друзья

Я в морковке и томате

В тыкве,персике,салате

Съешь меня и подрастешь

Будешь ты во всем хорош

Помни истину простую

Лучше видит только тот

Кто жует морковь сырую

Или пьет морковный сок

Ребенок Витамин В

Я полезный витамин

Вам друзья необходим

Очень важно спозаранку

Съесть за завтраком овсянку

Черный хлеб полезен нам

И не только по утрам

Ребенок Витамин С

От простуды и ангины

 Помогают апельсины

Ну а лучше съесть лимон

Хоть и очень вкусный он

 Воспитатель. Витаминов много, но какие самые главные?

Дети( A, B, C.(показ сопровождается показом коллажей о витаминах).

Д/и «Подбери витамин»

Дети поочереди подбирают витамины для различных овощей и фруктов

Витаминка:Ребята

посмотрите, сколько разных овощей я принесла (на большом блюде лежат муляжи овощей).

 Воспитатель Давайте выберем те овощи или фрукты  из которых можно сделать салат. Показывает яблоко-салат яблочный,морковь-морковный,огурец-огуречный,лук-луковый,груша-грушевый,баклажан-баклажановый

Хотите приготовить салат,а чтобы узнать из чего отгадайте загадку:Растет на грядке,длинная,оранжевая,сладкая, хрустящая

Дети:Морковь

Пальчиковая гимнастика

Мы морковку чистим,чистим

Мы морковку трем.трем

Сахарком ее посыпем

И сметаною зальем

Вот такой у нас салат

Витаминами богат

Витаминка:Какие вы молодцы  салат приготовили.

Воспитатель Предлагаю отправиться в огород и посмотреть, где растут овощи и фрукты,в которых так много витаминов   

                     Физминутка «Урожай» 

В огород пойдем,

Урожай соберем, (шагаем на месте)

Мы морковку натаскаем (тянем)

Мы картошку накопаем, (копаем)

Срежем мы кочан капусты (сели, срезаем)

Очень круглый, сочный, вкусный, (круг руками)

Щавеля нарвем немножко (рвем)

И вернемся по дорожке. (идут)

Витаминка: Ну вот мы и пришли в огород. Ой! Кто- то в огороде пошалил! Все овощи с грядки вырвал, фрукты с деревьев сорвал. Помогите мне, ребята, навести порядок!

 Дидактическая игра «Наведи порядок в огороде»

Воспитатель Молодцы ребята, помощники мои, а  

сказку послушать хотите? Я вам расскажу, а вы мне поможете

см Приложение 2

 Витаминка: Ребята вы все сегодня такие молодцы.

-Какие добрые дела мы сегодня сделали?

-Какие вы вспомнили витамины?

 А сейчас мне с вами пора прощаться. А своих друзей я оставлю с вами Я вам желаю, чтобы ваше здоровье было всегда крепким! До свидания!

 

Приложение 2

                    Сказка «Федорин огород». 
Звучит «Шествие сеньора помидора» из балета «Чиполлино» Арама Хачатуряна, на середину зала выходят дети в масках овощей: Капуста, Лук, Морковь, Помидор.
Овощи садятся «на грядку».

Ведущая: Жили-были за забором Лук, (лучок встаёт и садится, как и все овощи далее, капуста и морковка,
С краснощеким помидором разговаривали ловко.

Лук: (плаксиво) У Федоры посуда немыта, в огороде лучок не политый,
Как же только Федоре не стыдно? Ох, как нам овощам обидно!

Капуста: (лениво) Ты лучок поплачь сильней, и слезой меня полей,
Очень мне – капусте жарко, плохо зелени моей.

Морковь: (расстроено)Посмотрите, как худа я, не морковка – а беда я.
Витаминов во мне нет, не гожусь я на обед.

Помидор: Мы Федоре не нужны, мы Федоре не важны.
От Федоры мы уйдем огород другой найдем.
Звучит музыка, Овощи уходят за ширму.
Ведущая: Тут к огороду Федора идет, лейку и грабли с собою несет

Федора: Что такое? Почему? Ничего я не пойму!
Ни картошки, ни капусты в огороде не найду.
Ой, горе, Федоре, горе! (качает головой, ищет овощи)

Ведущая: Что случилось, бабушка Федора?

Федора: Ох, скорее, помогите, огород вы мой спасите!
Ведь без вкусных овощей не сварю я даже щей!
Убежали с огорода и редиска, и лучок,
И картошка, и капуста, помидор и чесночок.

Ведущая: Обиделись на тебя овощи Федора, ушли из огорода.
Звучит музыка, выходят овощи.
Капуста: У Федоры было худо, не любила нас она.

Лук: Не полола, не рыхлила, загубила нас она!

Морковь: Я на Федору так сердита, все лето на грядке стою, не полита.

Помидор: Мы все заросли сорняками, поедены корни жуками.
Ведущая: Бабушка Федора, ты опять стала лениться?
Федора: Ох, простите вы меня, пощадите вы меня!
Не буду больше я лениться, а буду только я трудиться:
Поливать, рыхлить, копать. вас не буду обижать, (обращается к овощам)
Сорняки все уберу, а жуков я прогоню!
Овощи вместе: Ну, Федора, так и быть, рады мы тебя простить!
Ведущая: Чтобы было много овощей на грядке,
Нужно огород держать в порядке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Овощи и фрукты – самые витаминные продукты

С помощью разнообразных методов (ТСО, ребусы, д/и, инсценирование) детям показана значимость и полезность для здоровья таких продуктов питания как овощи и фрукты. В игровой форме дети знакомятся...

Проект "Овощи и фрукты - витаминные продукты"

Проектная деятельность в 1 младшей группе по теме "Овощи и фрукты"...

Конспект занятия "Овощи и фрукты - витаминные продукты (средняя группа)

Занятие, способствующее развитию активного словаря детей, закреплению названий овощей и фруктов....

Овощи и фрукты - витаминные продукты

                    Педагогический проект в группе раннего возраста.                   ...

"Овощи и фрукты - витаминные продукты"

Познавательный материал для дошкольников,  о пользе овощей и фруктов...

Овощи и фрукты - витаминные продукты

1 Упражнять в составлении рассказов с опорой на мнемотаблицу.-2 Учить дошкольников образовывать относительные прилагательные от названия существительных. – 3 Закрепить умение детей употреблять в ...