Конспект НОД по познавательному развитию «Геометрические фигуры. Сравнение предметов по ширине, длине, высоте»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Аитова Юлия Владиcлавовна

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Геометрические фигуры. Сравнение предметов по ширине, длине, высоте»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aitova_yu.v._poznavatelnoe_razvitie.docx29.75 КБ

Предварительный просмотр:

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Самарский государственный социально-педагогический университет»

Факультет начального образования

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Геометрические фигуры. Сравнение предметов по ширине, длине, высоте»

 

Выполнил:

студент 2 курса

направления подготовки

44.04.01 Педагогическое образование

магистерская программа «Технология организации преемственности в работе детского сада и начальной школы»

Аитова Юлия Владиславовна

Самара, 2019

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию

Тема: «Геометрические фигуры. Сравнение предметов по ширине, длине, высоте»

Возраст детей: 4-5 лет

Образовательная область: познавательное развитие (формирование элементарных математических представлений)

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»

Цель: совершенствовать умения детей сравнивать два предмета по длине и ширине и обозначать результат сравнения словами «длинный-короткий», «широкий-узкий» и умения различать геометрические фигуры.

Задачи:

Образовательные:

- упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, выделяя их свойства (форма, цвет);

- закрепить понятия «длинный - короткий», «длиннее-короче».

Развивающие:

- развивать умение полным ответом отвечать на поставленный вопрос.

Воспитательные:

- воспитывать умение работать самостоятельно и в коллективе, оказывать помощь друг другу.

Методы и приемы:

Наглядный: показ книги с русской народной сказкой «Три медведя».

Словесный: беседа.

Практический: игра «Скажи наоборот».

Оборудование: сундучок, дорожки разной длины, ковер самолет, мяч, карточки для работы, простые карандаши, домики с геометрическими фигурами, книжки со сказками.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

I. Вводная часть

(2 мин.)

- Сегодня мы отправится в сказочное путешествие, откроем дверь в другой, необыкновенный, удивительный мир, в котором очень много чудес.

- А на чем можно отправиться в это путешествие?

- Но раз это сказочное путешествие, то давайте отправимся

туда на ковре-самолете. А я вам в этом сегодня помогу, я буду добрым Сказочником.

Воспитатель разворачивает «ковер-самолет», а там дырки в виде геометрических фигур.

- Ковер у нас оказался в дырках. Мы сможем отправиться на нем, путешествовать по сказкам?

- Поэтому, нам надо его отремонтировать. На подносе лежат геометрические фигуры. Возьмите геометрическую фигуру и определите ее место на ковре.

- Назовите те фигуры, которые вам понадобились.

- Молодцы. Становитесь на «ковер-самолет» и повторяйте волшебные слова.

Наш ковёр по небу мчится:

Что же с нами приключится?

Попадём на нём мы в сказку,

А в какую? Где подсказка?

- Мы можем отправиться на машине, самолете, поезде.

- Мы не можем отправиться на нем в путешествие.

- Нам понадобился круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Повторяют волшебные слова.

II. Основная часть

(15 мин.)

А подсказку мы найдем в моем сундучке.

- Сундучок, сундучок.

Позолоченный бочок

Расписная крышка,

Медная задвижка

Кто сундучок открывает,

Тот сразу в сказку попадает.

Посмотрим, в какую сказку мы сейчас попадем.

1 сказка.

- Я загадаю вам загадку, а вы отгадайте ее.

Мама девочку очень любила.

Шапочку однажды ей подарила.

Девочка имя забыла своё.

А ну, подскажите имя её.

Воспитатель открывает сундучок и достает книгу Ш. Перро «Красную шапочку».

Однажды мама послала Красную Шапочку отнести пирожок и горшочек масла бабушке, которая жила за лесом. Шла Красная Шапочка, шла и пришла в лес, и увидела что к домику бабушки ведут две дорожки. Стала думать, по какой дорожке ей быстрее добраться до бабушки. Поможем Красной Шапочке.

- К домику ведут две дорожки. Какие по размеру

дорожки?

- Правильно.

- Как вы думаете, по какой дорожке Красной Шапочке быстрее добраться до бабушки – по длинной или по короткой?  

- Правильно, по короткой дорожке быстрее дойти до домика. А как вы догадались?

- Сравним дорожки. Какого цвета длинная дорожка?

- Какого цвета короткая дорожка? (черная).

- Молодцы. Посмотрим, какая еще сказка спряталась в сундучке?

- Отгадайте загадку:

2 сказка.

- Утащили злые птицы

Кроху-братца у сестрицы,

Но сестричка, хоть мала,

Все же малыша спасла.

Что за птицы в сказке были,

И кому они служили?

Воспитатель открывает сундучок и достает русскую народную сказку «Гуси-лебеди».

В одной деревне жила-была семья: мама, папа, девочка Маша и ее брат Ваня. Однажды родители уехали в город и велели сестре приглядывать за младшим братом. Маша не послушалась родителей, оставила брата одного дома, а сама

ушла с подружками гулять в лес.

- Маша вернулась в деревню, подошла к своему дому и обнаружила, что потеряла в лесу ключ. У меня есть запасные ключи от всех домов в деревне. Давайте поможем Маше подобрать ключ к ее дому.

Воспитатель показывает ключи в виде геометрических фигур.

- Найдите ключи той же формы, что и на двери домов.

- Какие геометрические фигуры вы видите на домах?

- Скажите, есть ли здесь одинаковые фигуры по форме?

- Давайте сравним фигуры по цвету.

- А что  можно сказать о величине этих фигур?

- Найдите лишнюю фигуру и тогда мы поймем, какой ключ подойдет к Машиному дому.

- Дверь открыта, мы можем идти дальше, где нас ждут новые сказки.

3 сказка.

- Посмотрим, в какую сказку мы сейчас попадем.

Возле леса на опушке,

Троя их живёт в избушки,

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки,

Угадайте без подсказки

Кто герои этой сказки?

Воспитатель открывает сундучок и достает русскую народную сказку «Три медведя».

- Что случилось с девочкой в сказке?

- Поможем Маше вместе. А чтобы пойти на помощь Машеньке, подготовимся.

Физминутка.

Три медведя шли домой            

Папа был большой-большой

Мама с ним поменьше ростом,      

А сынок — малютка просто.        

Очень маленький он был,  

С погремушками ходил.              

Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь.            

- Машу спасли. Она убежала от медведей и оставила на прощанье свой мячик, а мы поиграем в игру с мячом «Скажи наоборот».

Михаил Иванович большой – а мишутка?

Дорога широкая, а тропинка…

Кустарники низкие - а деревья…

Ночью темно, а днем…

У волка хвост длинный, а у зайца…

Ручеек узкий, а река...;

- Молодцы! И с этим заданием мы справились.

В моем сундуке осталась последняя сказка.

4 сказка.

Хоть он был без рук и ног,

Но сбежать из дома смог.

Волк и заяц, и медведь,

Не смогли за ним поспеть.

Но лисичка знает дело -

Быстро «Ам» его и съела.

- Бабка тесто замесила, колобка она слепила, в печь его поставила, там его оставила. Вышел он румян пригож и на солнышко похож. Он остыть хотел немножко и улегся на окошко. Но случилась с ним беда - утащила колобка

рыжехвостая лиса.

- Поможем колобку. Колобок хочет узнать, умеете ли вы ориентироваться на листе бумаги. А ориентироваться

будут нам помогать фигурки, лежащие на столе.

Воспитатель раздает квадратные листки и фигуры животных.

- Положите колобка посередине листа, зайчика справа от колобка, волка слева от колобка, медведя вниз под колобком, а лису вверх над колобком. 

- Где располагается колобок?

- Где находится зайчик?

- Куда положили волка?

- Где расположен медведь?

- Где находится лиса?

- Это сказка «Красная Шапочка».

- Одна дорожка длинная, другая короткая.

- По короткой дорожке добраться быстрее.

- Можно приложить или наложить их друг на друга и выровнять конец.

- Длинная дорожка зеленого цвета.

- Короткая дорожка черного цвета.

- Это сказка «Гуси-лебеди». Они служили Бабе-Яге.

- Находят ключи той же формы, что и на двери домов.

- На домах круг, квадрат, прямоугольник и треугольник.

- Одинаковых по форме фигур здесь нет.

- Круг синий. Он подойдет к красному дому. Красный треугольник от голубого дома. Зеленый квадрат подходит к желтому дому.

- Фигуры разные по величине, одни больше другие меньше.

- Лишняя фигура – прямоугольник.

- Медведи, Маша – герои этой сказки.

- Она пошла в лес и заблудилась. Нашла домик медведей и вошла в него.

- Дети шагают на месте вперевалочку

- Поднять руки над головой, потянуть вверх.

- Руки на уровне груди.

- Присесть.

- Присев,   качаться  по-медвежьи.

- Встать, руки перед грудью сжаты в кулаки.

- Дети имитируют игру с погремушками.

- Мишутка маленький.

- Тропинка узкая.

- Высокие.

- Днем светло.

- Короткий.

- Широкая.

- Дети кладут колобка посередине листа, зайчика справа от колобка, волка слева от колобка, медведя вниз под колобком, а лису вверх над колобком. 

- Колобок посередине листа.

- Зайчик находится справа от колобка.

- Волк слева от колобка.

- Медведь внизу под колобком.

- Лиса находится вверху над колобком.

III. Заключительная часть

(3 мин.)

- Вы выполнили все задания из сундучка и нам пора возвращаться на ковре-самолете.

- Назовите сказки, которые были в сундучке?

- Какие герои встречаются в этих сказках?

- Чем мы им помогали?

- «Красная Шапочка», «Гуси-лебеди», «Три медведя», «Колобок».

- В сказке «Красная Шапочка» - Красная Шапочка, мама, бабушка, волк. «Гуси-лебеди» - Гуси-лебеди, сестрица, братец. «Три медведя» - медведи, Маша. «Колобок» - бабушка (старуха), волк, дедушка (старик), заяц, колобок, лиса, медведь.

- Мы искали заплатки на ковер-самолет, длинную и короткую дорожки Красной Шапочки. Подбирали ключи от домов и спасли Машу. Находили места героям из русской народнйо сказки «Колобок» на листе бумаги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию "Геометрические фигуры" во второй младшей группе.

Конспект занятия по познавательному развитию "Геометрические фигуры" во второй младшей группе....

Конспект ООД по познавательному развитию "Геометрические фигуры" во второй младшей группе.

Конспект ООД по познавательному развитию во второй младшей ггруппе....

Конспект ООД по познавательному развитию "Геометрические фигуры"

Этот материал может быть полезен воспитателям ДОУ, предназначен для детей старшего дошкольного возраста....

Технологическая карта к занятию по ФЭМП "Геометрические фигуры. Сравнивание предметов по ширине и высоте"

Технологическая карта к занятию по ФЭМП "Геометрические фигуры. Сравнивание предметов по ширине и высоте"...

Конспект занятия по познавательному развитию "Геометрические фигуры" в младшей группе

План-конспект занятия по математике "Геометрические фигуры"...