Главные вкладки

    Конспект НОД «Почему листья опадают?» с элементами экспериментирования
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

    Киселева Марина Алексеевна

    Экспериментальная деятельность

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pochemu_listya_opadayut.docx19.02 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект НОД «Почему листья опадают?» с элементами экспериментирования

     

    Задачи:

    - Обобщить знания об осенних изменениях в природе.

    - Исследовать строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.

    - В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.

    - Закрепить знания о знакомых деревьях, форме их листьев, значении листьев для дерева.
    Интеграция:

    1. Образовательная область «Чтение художественной литературы»:

    - Способствовать образному восприятию стихотворений. Развивать умение отгадывать загадки.

    2. Образовательная область «Социализация»:

    - Развивать умение работать в коллективе, согласовывать свои действия с другими детьми.

    3. Образовательная область «Коммуникация»:

    - Уметь задавать вопросы, анализировать, рассуждать, самостоятельно делать выводы, аргументировать свои ответы. Активизировать слова: черешок, кромка.

    4. Образовательная область «Физическая культура»:

    - Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве.
    Развивать внимание, связную речь, общую и мелкую моторику.

    5. Образовательная область «Музыка»:

    - Побуждать детей эмоционально реагировать на музыкальное сопровождение и наглядность.

    6. Образовательная область «Здоровье»:

    - Способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний от совместной деятельности.

     

    Предварительная работа:

    На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев.
    Сбор листьев разной формы и окраски.
    Игры «Беги к дереву, которое я назову», «С чьей ветки детки».

    Оборудование:

    Лупы; кусочки белой ткани, сложенные пополам; деревянные кубики.
    Листья зеленые и других цветов.
    Листья настоящие крупные и мелкие, разной формы.
    Вырезанные из цветной бумаги листья разных деревьев.
    Коробки с прикрепленными к ним рисунками с изображением знакомых детям деревьев.
    Листы бумаги с заданиями «Найди тень» и «Полет листка».
    Листы бумаги зеленого цвета.

    Методы и приемы:

    Художественное слово, сюрпризный момент, дидактические игры, рассматривание, исследовательская деятельность, вопросы, словесная инструкция, практические упражнения, пальчиковая гимнастика, игровые приемы, динамическая пауза.

    Ход НОД:

    Организационный момент:

    Воспитатель: Ребята, сегодня утром, в почтовом ящике, я нашла письмо, а пишут нам ребята из другого детского сада, вот послушайте: " В одно прекрасное утро мы вышли дети утро на прогулку. Вдруг налетел прохладный ветерок, солнышко спряталось за облака. Дети поежились и спросили:
    - Что случилось?
    - Ничего особенного! Просто закончилось лето! - улыбнувшись, сказала нам воспитательница. - На дворе осень.
    - А и правда! - расстроено сказал один мальчик. - Осень — очень грустное время года. Почти каждый день идут дожди и дует сильный ветер...
    - Нет, дети, - возразила воспитательница, - каждое время года прекрасно по-своему!"

    А вы, ребята, как считаете? Объясните почему вы так считаете. (Если дети затрудняются, воспитатель использует наводящие вопросы: «А почему именно осенью так приятно гулять в парке? Чем одаривает осенний лес? Разве плохо, когда взрослые приносят с магазина или рынка спелые гроздья винограда, арбузы и другие вкусности? У кого из вас день рождения осенью? И хотя одни птицы улетают от нас в теплые края, другие птицы прилетают к нам зимовать. Какие это птицы?)

    Осень — очень красивое время года, потому что деревья меняют свои зеленые наряды на разноцветные.

    Дети читают стихотворение: С. Коган "Листики".

    Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит.

    Воспитатель предлагает детям отправиться в Лабораторию к Знайке: " Мы проведем опыт и эксперимент для того, чтобы получить ответы на вопросы. Кроме этого, вас ждет много интересных заданий и игр.Давайте рассмотрим, как устроен лист. А для того, чтобы получше рассмотреть воспользуемся увеличительным прибором — лупой.

    Исследование строения листа с помощью лупы

    Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.
    Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите 
    жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу. Она вбирает в себя солнечный свет и потому всегда темнее, чем нижняя сторона листа. Убедитесь в этом сами, если перевернете листок и рассмотрите его нижнюю поверхность.
    Край листа называется «
    кромка». Рассмотрите кромку листа.
    Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.

    Динамическая пауза «Мы листики осенние»

    Мы листики осенние,
    На ветках мы сидели,
    (Плавное покачивание руками вверху над головой)

    Ветер дунул - полетели,
    Мы летели, мы летели
    (Руки в стороны, махательные плавные движения, бег)

    И на землю тихо сели.
    (Медленно присесть на корточки)

    Ветер снова набежал
    И листочки все поднял.
    (Встать, руки в стороны)

    Закружились, полетели
    (Бег с плавными махательными движениями)

    И на землю снова сели,
    (Присесть)

    А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.

    Опыт «Почему лист зеленый?»

    Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта? На ткани появились зеленые пятна. Это зеленое вещество из листочка и окрашивает его в зеленый цвет. (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений).
    Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист становится желтым или … какого цвета бывают листья у деревьев осенью? Оранжевые, красные, коричневые.

    Но вернемся к нашей истории.

    Все что вы рассказали про осень, объяснила детям их воспитательница. И дети согласились с ней, что осень действительно не так уж плоха. А тем временем сильным порывом ветра во дворе разметало и подняло в воздух пыль и опавшие листья.
    - Ну вот! - сказал упрямый мальчик. - Я же говорил.
    А когда ветер успокоился, воскликнул:
    - Смотрите с этого дерева облетели почти все листочки.

    Эксперимент «Как листья опадают»

    На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться.
    Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Пока лист летит внимательно следите за его полетом и запоминайте: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился?

    Какие выводы можно сделать из этого эксперимента? Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся.

    А теперь послушайте, что случилось дальше в нашей истории.

    - Ох-ох-ох! - вздохнул мальчик. - И как же бедные деревья будут без листьев, совсем голые спасаться от холода. Может мы сможем им как-то помочь?
    И придумали дети прикрепить листья к дереву клеем или липкой лентой. Но прежде пришлось им определить с какого дерева слетел какой листок.

    А вам по силам определить с какого дерева листок? Сейчас проверим.

    Динамическая пауза «С какого дерева листок»

    На ковре разбросаны опавшие листья. На коробках изображены знакомые вам деревья. Бегите на ковер собирайте листья и складывайте их в ту коробку, на которой изображено именно то дерево, с которого слетел этот листок. (Воспитатель уточняет, какое количество разных листочков может взять каждый ребенок, чтобы хватило всем)

    Дерево готово, займемся листьями. У вас есть еще кусочки пластилина. Какого они цвета? Зеленые, желтые, оранжевые. Отщипывайте от них небольшие кусочки и прикрепляйте к ветвям дерева надавливанием. (В ходе работы детей воспитатель следит, чтобы листья не лепились к стволу, поощряет проявления творчества вроде листочков, опавших на землю или летящих).

    Сюрпризный момент

    Воспитатель обращает внимание, что в конверте есть ещё одно письмо - схема.

    - Ребята, мы сможем прочитать такое письмо? Конечно нет. Ведь оно зашифровано. Но расшифровать мы попробуем. Давайте подойдем к столу. Возьмите в руку сухой листок и высоко поднимите над головой, а затем опустите. Что делает ваш листок?

    Ответы детей: кружится, летит, падает.

    -Что будет делать наш листок, если опустить его в таз с водой?

    Ответы детей: он плавает....

    - Возьмите на одну ладошку лист, на другую – камушек. Затем подуйте сильно, сначала на камушек, а затем на лист. Что произошло?

    Ответы детей: Лист полетел, а камушек остался на ладошке. Значит камушек тяжелый, а лист – легкий.

    -Возьмите сухой осенний лист и сожмите его в ладошке. Что произошло?

    Ответы детей: лист сломался.

    Воспитатель предлагает всем ребятам вернуться на места и вместе расшифровать наше письмо – схему. (На схеме листочек. От него идут стрелочки к птице, к рыбе, к перышку, к елочной игрушки).

    - И так наш листок как птица, что делает?

    Ответы детей – летает....

    - Наш листок как рыба, что делает?

    Ответы детей - плавает....

    - Наш листок как перо, какое оно?

    Ответы детей - легкое....

    -Наш листок как елочная игрушка, какое оно?

    Ответы детей – хрупкое....

    - Молодцы! Расшифровали письмо – схему.

    Итог: Чтобы сохранить и запомнить красоту осенних листьев, мы создадим в группе «Мини-музей осенних листьев».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект познавательной непосредственно-образовательной деятельности с элементами экспериментирования "В гостях у Почемучки".

    Материал представляет собой непосредственно-образовательную деятельность с элементами экспериментирования . Цель работы: расширить представления детей о свойствах воды, способствовать формированию у д...

    Конспект интегрированного занятия по ОБЖ с элементами экспериментирования для детей 6-7 лет Тема: "Электричество и человек"

    Задачи занятия:обобщать знания детей об электричестве, расширять представления о том, где «живет» электричество и как помогает человеку. Познакомить детей с причиной появления статического электричест...

    Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования по теме: «Таинственный воздух».

    Уточнение и обобщение представлений о свойствах и функциях воздуха. Опыты с водой....

    Конспект поисково – познавательной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей старшего возраста:«Где спрятался воздух?»

    В каждом ребенке живет Маленький Исследователь. Организуя опытно - исследовательскую деятельность с детьми, используя игровые приемы,  мы продолжаем изучать  свойства воздуха,развивать любоз...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием элементов экспериментирования для детей 1,6 – 2 лет «УГОЩЕНИЕ ДЛЯ МИШКИ»

    Существует выражение, что наш ум - на кончиках наших пальцев. Поэтому нужно обращать внимание на развитие мелкой моторики. Игры-занятия на развитие двигательных способностей пальчиков для малышей прос...

    Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей старшей группы " Вулканы"

    Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей старшей группы Тема: «Вулканы»Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, по...