ОПЫТНАЯ РАБОТА с детьми дошкольного возраста
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Потапушкина Галина Ивановна

В материале представлена опытная работа с предметами неживой природы, с растениями, животными для детей старшего дошкольного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyty.docx14.52 КБ

Предварительный просмотр:

ОПЫТНАЯ РАБОТА

с детьми дошкольного возраста

1. С предметами неживой природы (снег, лед, песок, глина, вода)

2. С растениями (условия, необходимые для их жизни)

3. С животными (выявление действия органов чувств животных).

Опыт 1.

Цель опыта: подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием воды (вода превращается в лед при низких температурах).

Определить причины замерзания воды (измерение температуры воздуха на улице и в комнате).

Опыт 2.

Цель опыта: подвести к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием снега и льда (снег и лед превращаются в воду в теплом помещении).

Наблюдение за таянием льда и снега.

Опыт 3.

Цель опыта: подвести детей к пониманию того, что снег тает от воздействия любого источника тепла.

Наблюдение за таянием снега на руке в морозный день, на руке в варежке.

Опыт 4.

Цель опыта: подвести детей к пониманию зависимости свойств снега от температуры воздуха: на морозе снег рассыпается. Чтобы из него можно было лепить, он должен быть влажным. Предложить детям в морозный день вылепить снежки. Полить снег водой. Выяснить, почему снег стал липким.

Опыт 5

Цель опыта: подвести детей к пониманию связи между состоянием снега и температурой воздуха (пластичность зависит от влажности, а влажность от температуры воздуха.) Принести снег в комнату, предложить вылепить снежки.

Опыт 6

Цель опыта: подвести детей к пониманию защитных свойств снег. Налить 3 бутылки воды – зарыть в снег на разную глубину.

Опыт 7

Цель опыта: посмотреть, как работает термометр.

Опыт 8

Цель опыта: замершая вода двигает камни. Узнать, как замерзшая вода двигает камни.

Опыт 9

Цель опыта: показать детям водопроницаемость песка и глины. Выяснить, почему вода сразу прошла через песок м не прошла через глину.

Опыт 10

Цель опыта: подвести детей к выводу, что формуется только сырой песок. Испечь «пирожки» из сухого песка и сырого песка.

Опыт 11

Цель опыта: выращивание грибка под названием «хлебная плесень». Вырастить грибок под названием «хлебная плесень».

Опыт 12

«Воздух занимает место»

Цель опыта: показать, что воздух занимает место. Находящийся в стакане воздух не дает воде заполнить стакан и поэтому накрытая стаканом вода вместе с плавающей пробкой опускается ниже уровня воды в миске.

Опыт 13

«Из каких цветов состоит солнечный луч»

Цель опыта: узнать, из каких цветов в действительности состоит солнечный луч

Опыт 14

Почему солнце можно видеть до того, как оно поднимется над горизонтом?

Цель опыта: установить, почему солнце можно видеть до того, как оно появляется над горизонтом.

Опыты с растениями (условия, необходимые для их жизни)

Опыт 1

Цель опыта: подвести детей к выводу о необходимости влаги для роста растений (проращивание семян в двух блюдцах – в пустом и с влажной ватой). Проращивание луковицы в сухой и в банке с водой.

Опыт 2

Цель опыта: подвести детей к выводу о необходимости света для роста растений. (Два растения поместить одно в темное, другое в светлое место).

Наблюдение за движением растений, тянущихся к свету.

Опыт 3

Цель опыта: подвести детей к самостоятельному выводу о необходимости удобрений для роста растений (2 растения, одно из них подкармливают)

Опыт 4

Цель опыта: подвести детей к выводу о необходимости тепла для роста растений (два растения поместить по-разному: одно в теплое место, другое – в холодное)

Опыт 5

Цель опыта: подвести детей к выводу о зависимости развития растений от солнечного света. Наблюдение за ростом мать-и-мачехи на разных полянках.

Опыт 6

Цель опыта: доказать разную потребность растений во влаге (поливать одинаковым количеством воды фикус, примулу, кактус и узамбарскую фиалку)

Опыт 7

Цель опыта: определение того, с какой стороны листа в растении проникает воздух. Узнать, с какой стороны листа проникает воздух.

Опыт 8

Цель опыта: листья и стебли растений пропускают воду. Показать, что листья и стебли растений могут вести себя, как соломинки.

Опыт 9

Цель опыта: показать, как растение может обеспечить себя питанием.

Опыт 10

Цель опыта: выращивание растения из морковных верхушек. Вырастить из морковных верхушек растение.

 

Опыты с животными (выявление действия органов чувств животных)

Опыт 1

Цель опыта: определить хорошее ли обоняние у кошки (разложить перед кошкой пакетики с рыбой и конфеткой)

Опыт 2

Цель опыта: выяснить, какой корм любит животное (морская свинка). Разложить перед животным различные виды корма.

Опыт 3

Цель опыта: выяснить, хорошо ли слышит попугай? (издать звуки, посмотреть, поворачивает ли он голову)

Опыт 4 «Определение возраста рыбы через увеличительное стекло»

Цель опыта: определить возраст рыбы через увеличительное стекло рассмотреть колечки на чешуйках.

Опыт  5 «Как кошка языком чистит себе шерстку»

Цель опыта: выяснить, как кошка языком чистит себе шерстку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Значение опытно-экспериментальной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста».

Основная цель экспериментирования: развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.Исходя из этой цели...

Краткосрочный проект по опытно-экспериментальной работе с детьми дошкольного возраста на тему: "Юные экспериментаторы"

дать детям дошкольного возраста представление о том, что воздух занимает место и обладает свойствами (невидим, легкий, не имеет запаха, а также дать представление о том, что ветер – это движение...

Методические рекомендации по планированию опытно – экспериментальной работы с детьми дошкольного возраста

Методические рекомендациипо планированию опытно – экспериментальной работыс детьми дошкольного возрастав исследовательской лаборатории«Хочу всё знать»...

Презентация "Значение опытно-экспериментальной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста"

Организация познавательно — исследовательской деятельности, развитие умственной работоспособности, формирование познавательной активности — важнейшие направления работы педагогов ДОО....

Использование массажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.сажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.

Ходьба по массажным дорожкам – это прекрасное средство тренировки мышц стопы. Ребенок ставит ножку по-разному, при этом по-разному работают различные мышцы, а нервные окончания по...

Использование опытно-экспериментальной деятельности при работе с детьми дошкольного возраста

Данная статья описывает особенности использования опытно-экспериментальной деятельности в ДОО с детьми дошкольного возраста. Особое внимание уделяется классификации опытно-экспериментальной деятельнос...