Конспект организованной образовательной деятельности экологической направленности в подготовительной группе «Посвящение в юные экологи»
план-конспект занятия по окружающему миру

Миракян Елена Николаевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_mirakyan_e.n._roslavl.docx186.95 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОСТЕРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»

C:\Users\Админ\Documents\фото\1. 2016-2018\264_1503\IMG_6249.JPG

Миракян Елена Николаевна,

воспитатель МБДОУ «Остерский

детский сад «Солнышко»

Разработка организованной образовательной деятельности экологической направленности в  подготовительной группе   «Посвящение в юные экологи» -  победителя    регионального конкурса методических разработок педагогических работников Смоленской области, реализующих ФГОС

Рославль

2017г

ОД  имеет интегрированный характер (согласно ФГОС, работа с детьми строиться на основе интеграции образовательных областей («Познавательное развитие»,  «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»).

Цель: 

Вызвать интерес детей к экологической проблеме на Земле и последствий деятельности человека.

Задачи

Воспитательные:

 -воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом;

- формировать умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;

- формировать навыки коллективного общения (коллективные игры, правила добрых взаимоотношений);

- воспитывать интерес к экспериментированию, воспитывать аккуратность при работе с водой.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес к миру природы;

- развивать логическое мышление, внимание, умение объяснять свои действия,  инициативность.

Образовательные:

- продолжать формировать у детей представление о взаимосвязи живого в мире природы;

- формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

- закреплять представления детей о птицах Смоленского края, их классификацию;

- учить детей устанавливать причинно-следственные связи;

- уточнить знания детей о правилах поведения в природе; элементы ОБЖ;

- закрепить обратный счет (от 20 до 1);

- формировать универсальные предпосылки учебной деятельности (умение работать по правилу, по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции).

Создание среды для организации и проведения ООД

- Проектор, компьютер для просмотра презентации;

- Презентация   «Жалобная книга природы» (с показом фрагмента видео «Живая природа» и звуковыми файлами: сигналы SOS , запись голосов птиц);

- Плакат с изображением молодого леса;

- Раздаточные картинки для дидактической игры «Подарки для леса» (солнце, капели воды,  семена, зеленые листочки, птицы, червячки)

-Камешки с цифрами от 1 до 20 для дидактической игры «Тропинка»;

- Картинки с изображением птиц и их гнёзд для дидактической игры «Чьё гнездо?»;

- Тазы с водой (искусственные водоемы с «мусором»: щепки, кусочки пластмассы, металлические предметы);

-  Фартуки (по количеству детей), магниты, сочки, лопатки, мусорные пакеты;

- Запрещающие знаки природы;

- Эмблемы «Юный эколог»;

- Плакат  «Сохраним планету Земля».

Виды детской деятельности:

игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, чтение (восприятие) художественной литературы, двигательная, музыкально – художественная, трудовая.

Приемы руководства деятельностью детей в ООД:

1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: фрагмента видео  «Живая природа», объяснение, игровая ситуация.

2. Приемы активизации деятельности детей в процессе ООД: создание развивающей предметно-пространственной  среды, художественное слово, создание проблемной ситуации, игровая ситуация.

3. Приемы организации практической деятельности детей: наглядный материал, художественное слово, прослушивание грамзаписи, экспериментирование, моделирование, объяснения.

3. Приемы поддержания интереса у детей: просмотр презентации со звуковыми файлами, физкультминутка, ситуация выбора, планирование, чередование видов детской деятельности.

4. Приемы оценки и самооценки: поощрения, взаимопомощь с детьми.

Ход образовательной деятельности

1.Вводная часть

Создание интересной мотивации к  деятельности детей.

Звучит музыка. Показ видео клипа живая природа 

Воспитатель: Ребята, вам понравилось видео.

 Мне тоже понравилось. Ведь с каким удовольствием мы слушаем пение птиц, журчание ручейка, таинственный шепот леса. С каким наслаждением мы любуемся зеркальной гладью рек, величественной громадой гор. Вы со мной согласны? А как одним словом назвать всё это? (ответы детей). Ребята, а что такое природа? (ответы детей).

Воспитатель: А помните, мы с вами учили стихотворение Марины Сёмкиной про природу, кто желает его рассказать.

Дети: Посмотри мой милый друг, что находится вокруг,

Небо светло-голубое, солнце светит золотое.

Ветер листьями играет, тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава, горы, воздух и листва.

Птицы, звери и леса, гром, туманы и роса.

Человек и время года. Это все вокруг – природа.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите отправиться в путешествия в мир природы? Давайте мы попросим ветерок помочь нам. Возьмитесь за руки, закроим глаза и тихо скажем: «Ветер, ветер дуй сильней, унеси нас в лес скорей».

2. Основная часть

1-й слайд.      На экране появляется изображение сгоревшего  леса.

Воспитатель: Ой, ребята, как вы думаете, что случилось в лесу?

Предполагаемые ответы детей: Кто-то разжёг костёр и не затушил его, или кто-то бросил горящую сигарету  и др.

Воспитатель: Как вы думаете, а что происходит с животными и птицами в лесу во время пожара?

Предполагаемые ответы детей: При пожаре сгорают все растения в лесу. Погибает много животных и птиц, а те, которые смогли спастись покидают этот лес и др.

2-й Слайд.  Звучит Сигнал SOS («голос Книги»  - запись):

- Много Жалоб Накопилось

У природы на людей.

Воды речек замутились

Пересох в лесу ручей.

Стали чахнуть липы, клены

На обочинах дорог.

Скоро свои птичьи трели

Соловей нам не споет.

 Воспитатель: Ребята, что случилось, чей это голос?

 3-й Слайд "Жалобная Книга"

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это за книга? Давайте попытаемся прочесть.

Дети: Жалобная книга природы.

Воспитатель: Как вы думаете, почему она так называется? (ответы детей)

Воспитатель: Да, люди часто ведут себя неправильно в природе и наносят ей вред. И все свои жалобы природа собрала в этой книге. Сейчас она обращается к нам, потому, что после пожара природа  нуждается в помощи. Что же делать?

Предполагаемые ответы детей:  – Помочь природе. 

Воспитатель: Ребята, а как называются люди, которые стараются помочь природе, заботятся о ней? (Экологи).

Воспитатель:- А вы хотели бы стать юными экологами – друзьями природы?

Воспитатель: Тогда ответьте: «Какими должны быть юные экологи?» Предполагаемые ответы детей: (наблюдательными, трудолюбивыми, бережно и заботливо относиться к природе, замечать и исправлять нарушения правил общения с природой, как взрослых, так и детей, готовы оказать помощь живым организмам, если это нужно и т.д.).

Воспитатель: Хорошо вы знаете, какими качествами должны обладать юные экологи. Но чтобы получить такое высокое звание, надо пройти несколько испытаний. Вы готовы? (Да).

4-й слайд "Молодой лес"

Воспитатель: Для того чтобы вырос новый лес, нужно очень много времени. Ребята, ведь мы друзья и защитники природы. А для этого предлагаю сделать нашему молодому лесу подарки.  

Дидактическая игра «Подарки для леса»

Дети выбирают картинки (подарки для леса): солнце, капели воды,  семена, зеленые листочки, птицы, червячки и дарят (прикрепляют на изображения молодого леса).

Предполагаемые ответы детей:

 - я дарю тебе птицу – она будет тебе другом и спасет от гусениц;

- я дарю тебе солнышко, пусть оно светит ярко – ярко, согревая тебя, помогая листочкам окраситься в зеленый свет;

- я дарю тебе капельку воды, пусть она напоит и умоет тебя;

- я дарю тебе дождевого червячка – пусть он сделает землю плодородной;

- я дарю тебе зеленые листочки – пусть  их вырастет много-много и спрячусь под ними от жаркого солнца;

- я дарю тебе семена – пусть из них вырастет  много новых деревьев

- и др.

5-й слайд "Лес" ( Изображение леса, дети оказали помощь) Воспитатель хвалит детей.

ЗВУЧИТ СИГНАЛ SOS (звук)

Воспитатель: Ребята, кто-то опять просит нас о помощи. Давайте подойдём к книге и посмотрим.

2-й слайд на экране появляется изображение муравья

«Голос Книги»  - запись

– Ой, беда, беда, беда

Пропала муравьиная тропа,

На муравейник кто-то наступил,

Потом камнями завалил!

Воспитатель: Да, ребята, не только звери и птицы, но и полезные насекомые могут исчезнуть из-за неправильного поведения людей. А какую пользу приносят муравьи?

 Предполагаемые ответы детей: Муравьи-санитары леса, они поедают слизней, гусениц, тлю, которые уничтожают растения. В муравейниках много лабиринтов и этажей, они очень трудолюбивы и живут большими семьями и др.

Воспитатель: Да, ребята, вы правы, за год одна муравьиная семья уничтожает до 10 миллионов вредителей леса. Есть такая пословица: «Трудится, как муравей». Кто может объяснить смысл этой пословицы?

Предполагаемые ответы детей: Пословицу применяют в речи тогда, когда хотят сказать о человеке, который много работает, любит трудиться .

Воспитатель: Ребята, давайте муравьям поможем,

Камни снова на тропинку сложим.

(дети берут камни, рассматривают их, на них цифры )

Воспитатель: Дети, чтобы муравьи нашли тропинку, камешки надо расположить в обратном порядке от  20 до 1. Справитесь?

Дидактическая игра: «Тропинка». (от 20 до 1)

Воспитатель: Как я рада за вас, ребята. Вы помогли муравьям восстановить их тропинку.

7-й слайд " Муравейник и муравьиная тропа" ( дети оказали помощь)

Физкультминутка: « Муравей»

Муравей нашёл былинку

Много было с ней хлопот,

Как бревно взвалил на спинку

Он домой её несёт.

Он сгибается под ношей

Он ползёт уже с трудом,

Но зато такой хороший

Муравьи возводят дом.

(движения выполняются по тексту)

Воспитатель: А теперь ребята, я предлагаю  отдохнуть. Послушать и угадать по голосу птицу, но я даю вам подсказку это птицы, которые живут в Смоленских лесах.  Чтобы не спугнуть птиц, надо сидеть тихо и слушать.

  8-й - 12-й слайд "Птицы" (Дети  садятся на ковёр слушают и отгадывают пение птиц: сквореца, иволги, соловья ,малиновки ,кукушки)

ЗВУЧИТ СИГНАЛ SOS

13 – й  слайд. На экране появляется птичка.

Помогите нам, ребята.

Оказались мы в беде.

Разорили наши гнезда,

Не поселиться нам нигде.

Воспитатель: Дети, кто-то разорил птичьи гнезда, они прилетели, а гнёзд нет, давайте мы поможем птичкам.

Дидактическая игра «Чьё гнездо?» (Работа за общим столом. Дети расселяют птиц по гнездам, комментируют работу).

14 й слайд "Птица с птенцами в гнезде" (дети оказали помощь)

ЗВУЧИТ СИГНАЛ SOS

15-й слайд. На экране появляется озеро с загрязнёнными берегами. Идет запись звука:

Люди на озере отдыхали,

Веселились, загорали.

И не думая, бросали

И обертки от конфет,

И разорванный пакет,

И коробочки от сока,

От банана кожуру,

От орехов скорлупу.

Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько мусора? Кто это мог сделать?

Предполагаемые ответы детей: Люди, которые здесь отдыхали.

Воспитатель:  Ребята, сейчас  весна .   Снег растаял и весь этот мусор вместе с талыми водами поплыл в водоем. От этого мусора всем жителям воды очень плохо. Они могут погибнуть.  Я, предлагаем вам сейчас потренироваться в очистке пруда                в        группе.        Согласны?        (Да)
- Для этого мы приготовили вам искусственные водоемы. И вам нужно подумать,        как        очистить        его        от        мусора.
- Давайте подойдем и посмотрим. Что вы видите? (Водоем весь в мусоре)
- Собранный мусор, куда мы положим? (В мешки для мусора)
- Нам могут понадобиться инструменты для очистки.
- Мы приготовили вам предметы, которые вы можете использовать в очистке водоема. (Палочки, сачки, удочки, магниты, веревочки, совочки и т.д.)
- Подумайте, как и чем можно достать предметы, которые плавают на воде, а которые лежат на глубине? Вам нужно достать их не замочив руки. (Дети высказывают предположения и проверяют свою версию)
- Молодцы. Достали все предметы. Скажите, какие предметы мы достали со дна нашего водоема? Как вы думаете, почему они были на глубине? А чем вы их достали? (Объясняют, что на дне лежали тяжелые предметы .Достали их магнитом, потому что они металлические и магнит их притянул.)
- А предметы, которые были на воде? Они какие? Чем вы их достали? (Дети называют предметы. Объясняют, что предметы на воде были пластмассовыми, резиновым, деревянными они легче воды, поэтому плавали на        поверхности)
- Молодцы ребята ,вы хорошо справились с заданием.

16-й слайд "Озеро с чистыми берегами"(дети оказали помощь)

3.Заключительная часть    

17-й слайд "Закрытая жалобная книга"

Воспитатель: Посмотрите, книга- то закрылась, значит, жалобы закончились, и книга рада вашим  добрым делам. Благодаря вашему труду и участию наведен порядок в лесу. И вы по-настоящему заслужили звание «Юный эколог». И теперь я вам всем вручаю вот такие эмблемы, которые так и называются «Юный эколог» (награждение).

Воспитатель: А  теперь нам с вами пора возвращаться в детский сад. Давайте закроем глаза и скажем: «Ветер, ветер дуй  сильней, унеси нас в сад скорей».

Воспитатель: Для того, чтобы природа нас радовала мы должны её беречь и выполнять правила поведения в природе, с некоторыми из них мы познакомились и как настоящие экологи помогли нашей природе. Я думаю, что не только мы, но и все ребята детского сада должны знать, что 2017 год назван годом экологии, а самое главное они обязательно должны соблюдать правила в природе. А для этого я предлагаю вам, как настоящим экологам,  сделать плакат и показать его всем детям.  Выберете себе любой один запрещающий знак, который соответствует нашему путешествию, то есть то, что делать нельзя в природе и расположите  этот знак около  нашей планеты, чтобы сохранить её в чистоте ради всего живого на земле.

Оформление плаката (Дети выбирают для себя запрещающий знак и по очереди рассказывают о нем и прикрепляют к плакату).

Воспитатель:  Я предлагаю вам ребята вспомнить стихотворение: « Наша планета Земля».

Дети читают стихотворение:

1.Наша планета Земля

Очень щедра и богата:

Горы, леса и поля –

Дом наш родимый,  ребята!

2. Давайте будем беречь планету,

Другой такой на свете нет.

Разведём над нею тучи и дым,

В обиду её никому не дадим!

3. Беречь будем птиц, насекомых, зверей.

От этого станем мы только добрей.

4. Украсим всю землю садами, цветами.

Такая планета нужна нам с вами!

Воспитатель:  Ребята, я предлагаю вам отнести наш  плакат в другие группы и рассказать всем, чего нельзя делать в природе. Вы согласны?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по направлению «Социально-личностное развитие» образовательная область «Социализация» Тема: «Права ребёнка» Подготовительная группа

В наше время актуальна проблема защиты прав детей.  Знакомить детей с их правами необходимо уже в ДОУ.В данном мтериале представлен конспект организованной образовательной деятельности по теме "П...

Конспект организованной образовательной деятельности по направлению «Познание» образовательная область «Формирование элементарных математических представлений» Тема: «Путешествие за названием группы» Средняя группа

Конспект "Путешествие за названием группы"  поможет  достигнуть  следующих целей: совершенствовать умение различать и находить геометрические фигуры; выделять несколько признаков (цвет ...

Конспект организованной образовательной деятельности по направлению «Социально-личностное развитие» /область «Социализация»/ во 2-ой младшей группе «Детский сад, детский сад - он так нужен для ребят»

Программные задачи:Образовательные задачи:-рассказать, что детский сад похож на семью; как и в семье, здесь есть взрослые, которые заботятся о детях,-понимать смысл загадки и находить отгадку,-учить д...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОЙ ИТОГОВОЙ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «Юный пешеход»

Основная образовательная областьРечевое развитие и безопасностьИнтегрированные образовательные областиХудожественно- эстетическое развитие, чтение художественной литературы, речевое развитие, художест...

"Пригласительная афиша для папы" конспект организованной образовательной деятельности для детей старшей группы к Дню защитника Отечества.По образовательному направлению "познавательное развитие"

Пояснительная запискаУважаемые коллеги, вашему вниманию я представляю занятие непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по образовательному  направлению «познавательное ...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми средней группы. Познавательное развитие "Юные пожарные"

Цель: формировать у детей осознанное и ответственное отношение к выполнению правил пожарной безопасности. Вооружить знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуациях....