Главные вкладки

    Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме "Перелетные птицы"
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

    Котрова Анна Сергеевна

     Познакомить  детей с перелетными птицами, выяснить, почему их так называют, дать понятие – "насекомоядные", "водоплавающие"; изучить новые понятия (летят: стаей, вереницей, поодиночке, клином); закрепить понятия о сложных словах (насекомоядные – едят насекомых и так далее).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл НОД "Перелетные птицы"15.29 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме "Перелетные птицы"

    Автор: воспитатель Котрова А.С. г.Саратов МДОУ «Детский сад№194»
        Программное содержание: 1. Познакомить  детей с перелетными птицами, выяснить, почему их так называют, дать понятие – "насекомоядные", "водоплавающие"; изучить новые понятия (летят: стаей, вереницей, поодиночке, клином); закрепить понятия о сложных словах (насекомоядные – едят насекомых и так далее).
    2. Развивать активный и пассивный словарь детей; совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы.
    3. Воспитывать бережное отношение к природе, птицам.
    Активизация словаря: стаей, вереницей, поодиночке, клином, насекомоядные, водоплавающие, длиннохвостая, остроклювый, чернокрылый, длинношеий.
    Оборудование: иллюстрации с различными видами птиц, предметные картинки с изображением различных видов птиц, животных, рыб, насекомых.

    Ход занятия:

    1. Вводная часть.
    Расставляю перед детьми иллюстрации с различными видами перелетных птиц.
    - Сегодня мы с вами поговорим о перелетных птицах. Как вы думаете, почему их так называют? Правильно, потому что они улетают в теплые края. А в какое время года это происходит? Назовите, каких вы знаете перелетных птиц?
    2. Основная часть.
    - А вы знаете, каким образом птицы летят к нам? Правильно, стаей, но еще могут лететь: вереницей, поодиночке, клином. (Вывешиваю соответствующие картины).
    Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы. В слове насекомоядные прячутся два слова: едят насекомых. Повторите – насекомоядные. Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. А улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех улетают мухоловки, горихвостки, трясогузки, дрозды, жаворонки, овсянки, скворцы.
    Когда замерзают водоёмы (реки и озёра), направляются к югу водоплавающие птицы – гуси, утки и лебеди. В слове водоплавающие тоже прячется два слова – плавать в воде. Повторите – водоплавающие.

    Какая весенняя птица
    Трактору чуть ли не на нос садится?
    Бежит за плугом с криком вскачь
    Весны посланец – чёрный ...
    (Грач).
    Весной, когда трактор пашет землю, грачи прилетают в поле, они собирают земляных червей и личинок майского жука. Летом ловят в траве кузнечиков. Гнезда грачи строят на деревьях, где-нибудь около деревни, или на опушке рощи.

    Прилетает к нам с теплом,

    Путь, проделав длинный,
    Лепит домик под окном,
    Из травы и глины.
    (Ласточка).
    Часами носятся ласточки в небе, ловят комаров и различных мошек, а потом садятся на провода и отдыхают, чистят перышки. Крылышки у них длинные, узкие, хвост вилочкой, сами черные, грудка белая, горло красновато-коричневое. Гнездо ласточки вьют в деревнях под крышей. Само гнездо состоит из глины, смешанной со слюной и сидят потом в таком гнезде как в чашке.
    Нам в хозяйстве помогает,
    И охотно заселяет
    Деревянный свой дворец
    Темно-бронзовый ...
    (Скворец).
    Перья у скворца чёрные-чёрные, с блеском, с пестринкой. Он живет около человека, в скворечнике, хотя это и не всегда бывает. Скворцы любят старые парки и леса, где много душистых деревьев, в дуплах строят свои гнезда. Скворцы едят личинок насекомых, гусениц.
    Игра "У кого какое тело?"
    - Посмотрите, это скворец. Какой у него хвост? (Короткий). Значит, скворец какой? - Короткохвостый.
    - Это ласточка, у нее длинный хвост. Значит, какая ласточка? – Длиннохвостая.
    - Это грач, у него острый клюв. Какой грач? – Остроклювый.
    - У него чёрное крыло? – Чернокрылый.
    Молодцы, ребята, правильно.
    Физминутка "Скворечник".
    Из скворечника торчат
    Клювы маленьких скворчат
    Клювик раз, клювик два,
    Лапки, лапки, голова.
    Работа с пословицами.
    -Ребята, давайте вспомним пословицы о птицах.
    1.Всякая птичка свои песенки поет.
    2.Хорошо птичке в золотой клетке, а лучше того-на зеленой ветке.
    3.Невелика птичка, да коготок остер.
    4.Всякая птица тепло ищет.
    5.Всякая птичка сети боится. 

    -Молодцы, ребята, все пословицы вспомнили верно. Давайте их еще раз все вместе повторим. (дети пословицы произносят хором)
    Игра "Птицы, животные, рыбы, насекомые".
    - Посмотрите, у нас есть такие картинки, на них изображены животные, птицы, рыбы, насекомые. Сейчас мы их с вами перемешаем. Каждый себе должен взять по одной карточке. Я буду называть группу и те ребята, у кого есть кто- то из этой группы, должны быстро выложить их на стол.
    В ходе проговариваем названия групп, животных, обсуждаем, правильная ли получилась группа. Обращаю внимание на ошибки, поощряю за правильные ответы, высказывания.
    3. Итог занятия.
    - Итак, давайте вспомним, о чём мы сегодня с вами разговаривали? Мы говорили о грачах, ласточках, скворцах, - они перелётные птицы, которые живут рядом с людьми.
    Вы сегодня молодцы! Много рассказали о птицах, проявили старание при выполнении работы. Давайте закончим наше занятие стихотворением, которое мы учили. (Дети хором рассказывают стихотворение)
    Берегите птиц
    Не трогай ласточку! Она
    Издалека летит сюда,
    У нас растит своих птенцов,
    Не разоряй её гнезда.
    Будь другом птиц!
    Пусть под окном
    Поет весною соловей,
    И над просторами Земли
    Летают стаи голубей!
    Муса Джангазиев.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по развитию речи в старшей группе тема: «Животные и птицы»

    Учить употреблять названия детёнышей животных и птиц в родительном падеже, единственного числа....

    План-конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему " Перелетные птицы"

    конспект  содержит опорные схемы для составления рассказа, загадки, речевые игры....

    Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Перелетные птицы».

    Этот вариант НОД в старшей группе по развитию речи включает несколько разноплановых задач, образовательного и воспитательного плана....

    Конспект подгруппового занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Домашние птицы»

    Тема: «Домашние птицы»Цели:1.     Уточнить и активизировать имеющиеся у детей знания по данной теме.2.     Расширить глагольный словарь у детей по т...

    Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Птицы весной"

    Показать изменения в жизни и поведении птиц...

    Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему "Птицы"

    Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Лексическая тема "Птицы"....