Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему "Птицы"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Лексическая тема "Птицы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_zanyatiya_seminar_nod_ptitsy.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Школа №1155

                                   

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему:

«Птицы»

Подготовила  воспитатель  

Рецер Наталья Геннадьевна

Москва 2018

Цель: закрепить и обобщить знания о птицах; активизировать речь и познавательный интерес детей к природе.

Образовательная область познавательное развитие - развитие речи. Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Образовательные задачи:

- закреплять представления о птицах;

формировать умения и навыки наблюдения за птицами.

Развивающие задачи:

- развивать память, мышление;

- развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы;

- развивать связную и диалогическую речь;

- упражнять детей в словообразовании сложных прилагательных, расширять глагольный словарь детей

Воспитательные задачи:

- воспитывать доброжелательное отношение к природе;

- воспитывать бережное отношение и любовь к птицам.

Оборудование:

Разрезные картинки двух птиц (для деления детей на команды), магнитные плакаты «Природные сообщества» («Зимующие птицы», «Поле», «Лес», «Водоем», «Приусадебный участок»), планшеты «Логико-Малыш» по количеству детей, аудиозапись «Голоса птиц», презентация «Узнай птицу по голосу», две кормушки, зерна фасоли, картинки-раскраски с изображением птиц.

Предварительная работа:

- беседы о птицах;

- чтение художественной литературы по теме;

- рассматривание иллюстраций, репродукций картин известных художников: Саврасов А.К. «Грачи прилетели», Рылов А.А. «В голубом просторе»;

- сюжетное рисование «Помощь птицам зимой»;

- выставка семейного рисунка: «Птицы родного края»;

- просмотр видеофильмов «Перелетные птицы», «Зимующие птицы»;

- наблюдение за поведением птиц на прогулках.

Ход НОД:

1. Запись «Голоса птиц»

(дети заходят в группу и собираются в круг)

Воспитатель:

Ребята, как вы думаете, о ком мы сегодня будем беседовать? (о птицах)

Для этого нам нужно разделиться на 2 команды с помощью разрезных картинок (деление на команды, прикрепление бейджиков (воробей, сова)). Каждой команде выдается кормушка, куда будут складываться зерна фасоли за правильные ответы.

2. Разминка

Воспитатель:

- Когда услышите название птицы, хлопните в ладоши.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи.

Лебеди, сороки,

Аисты, вороны,

Галки, макароны.

Голуби, куницы.

Голуби, синицы,

Чибисы, стрижи.

Комары, кукушки,

Галки и стрижи.

Куропатки, трясогузки,

Журавли, кукушки

Совы и ватрушки.

(каждая команда получает фишку)

3. Отгадывание загадок, работа с магнитным плакатом

  Дети выбирают магнит с изображением птицы, слушают загадки и прикрепляют к магнитному плакату свой ответ.

       Чернокрылый, красногрудый,

       Он везде найдет приют.

       Не боится он простуды-

       С первым снегом тут как тут. (Снегирь)

Чёрен я пером от роду,

В поле погулять люблю.

И на радость свекловодов

Долгоносиков люблю.  (Грач).

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синичка)

Стоит ствол,

На стволе – кол,

На колу – дворец,

Во дворце – певец.

Прилетел в резной дворец

Темно-бронзовый певец. (Скворец).

Прилетает к нам с теплом,
Путь, проделав длинный,
Лепит домик под окном,
Из травы и глины. (Ласточка)

Кто летает, кто стрекочет?

Рассказать всем новость хочет? (Сорока)   

Отгадав загадку, ребенок находит картинку с изображением птицы. Воспитатель:

- Почему эта картинка? (описание птицы в загадке)

 Вопросы к детям, у которых магнитные картинки-ответы на загадки:

- Чем она питается? Значит он живет… Куда поместим скворца (грача, синицу и снегиря)? (В сад. Там много насекомых вредителей. И люди привлекают скворцов, развешивая скворечники.)

4. Работа с планшетами «Логико-Малыш»

   Одной команде достается задание на планшете «Где какая птица живет? Найди места обитания», другой – «Кто что ест? Угости птицу».

После выполнения задания, задать детям вопросы, о том почему они сделали такой выбор, проверить правильность ответов, перевернув карточку в планшете. За каждый правильный развернутый ответ, участник получает фишку для своей команды.

Беседы с детьми  по ответам на планшете (цапля, дятел, глухарь)

5. Физкульт. минутка «Скачет шустрая синичка» 

Скачет шустрая синица,        (прыжки на месте на двух ногах)

 Ей на месте не сидится,        (прыжки на левой ноге)

 Прыг-скок, прыг- скок,         (прыжки на правой ноге)

 Завертелась как волчок         (кружимся на месте)

 Вот присела на минутку,       (присели)

 Почесала клювом грудку,      (встали, наклоны головы вправо – влево)

 И с дорожки на плетень,        (прыжки на левой ноге на месте)

 Тири-тири                                (прыжки на правой ноге)

 Тень-тень-тень!                       (прыжки на месте на двух ногах)

6. Игра «Птичий язык». 

Воспитатель: 

А теперь поиграем!

Воробей - чирикает,

Кукушка -…

Сорока - …

Ворона - …

Голубь - …

Курица - …

Утка - …

Соловей - …

7.  Игра «Кто какой?». Образование сложных прилагательных

Воспитатель: 

-У каждой птицы есть свои особенности. Сейчас мы поиграем в игру «Кто какой?». Просмотрите внимательно на сороку. У сороки белые бока. Какая сорока? (Белобокая)

У снегиря красная грудь. Какой снегирь? (Красногрудый снегирь)

У воробья короткие лапы. Какой воробей? (Коротколапый воробей)

У дятла красная голова. Какой дятел? (Красноголовый дятел)

У синицы жёлтая грудь. Какая синица? (Желтогрудая синица)

Молодцы, мне понравились ваши ответы, а вам понравилось играть? 

За каждый правильный развернутый ответ, участник получает фишку для своей команды.

8. Подведение итогов: о чем мы сегодня беседовали? Вспомнили места их обитания, кто чем питается, кто как выглядит, а сейчас я предлагаю вам угадать чей голос вы услышите. Презентация, вручение картинки-раскраски с угаданной птицей.

Просмотр презентации, подсчет фасоли (на память детям раздаются картинки-раскраски с изображением птиц).

Список используемой литературы:

1. Шорыгина Т.А. «Птицы. Какие они?» М.: Гном и Д, 2007г

2.  Горьканова  А.Н.  «Перелетные  и  зимующие  птицы  России»  М.:  Школьная  пресса, 2008г

3.  Иванкова  В.Н.  «1000  загадок,  пословиц,  поговорок,  скороговорок.» - М.;  ООО «Аквариум-Принт», К.: «Дом печати ВЯТКА», 2006г  

4.  Зимние  стихи.  «Сборник  стихотворений  о  зиме  русских  поэтов».-  «Мозаика-Синтез.»2009г      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....

конспект занятия по развитию речи в старшей группе. "«Формирование диалогической и монологической речи в режиссёрской игре». Сказка «Заюшкина избушка»

Цель занятия: способствовать формированию у детей монологической и диалогической речи в режиссерской игре....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: "Страна красивой речи"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: "Страна красивой речи"...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа).

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа)....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...