Паспорт экологического проекта " Мы теперь ребята Эколята - дошколята"
методическая разработка по окружающему миру

Материал полезен воспитателям ДОУ. Он раскрывает работу с дошкольниками по формированию  у детей экологической культуры и культуры природолюбия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_my_teper_rebyata_ekolyata_doshkolyata.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ   ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  «ДЕТСКИЙ САД №2 «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК»  

г. МАКАРОВА».

Утверждаю

И.о. заведующий МБДОУ ДС № 2

_________________ ( Пономарева О. А.)

Приказ №______ от__________ 2016 год

 

   Паспорт экологического проекта

«Мы теперь ребята – «Эколята – дошколята»

 

Подготовили: воспитатели

Шестернина И. А., Иванова Е. Ю., Гнездилова М. А., Ряхина Л. А., Синицкая С. В.

МБДОУ «Детский сад №2

«Аленький цветочек»  г. Макарова».

г. Макаров, 2016 год

Летний экологический проект

«Мы теперь ребята – «Эколята – дошколята» МБДОУ «Детский сад № 2 «Аленький цветочек» г. Макарова»,

созданный в рамках природоохранного социально – образовательного проекта «Эколята – дошколята» по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия.

 

Введение

Президент Российской Федерации В.В. Путин заявил о реализации национальной идеи объединения народов нашей многонациональной страны. «Я гражданин России» таким, по его словам, должен стать лозунг этой идеи.

Одним из направлений развития государства и объединения многонационального общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это одно из приоритетных направлений в системе образования России, способствующих формированию у подрастающего поколения патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Проявлением патриотизма также является любовь к природе своей малой родины, внимание, забота и уважение к её животному и растительному миру. Эти чувства можно развить в процессе разностороннего экологического образования подрастающего поколения. Конечной целью такого образования является формирование у человека нового экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умение жить в гармонии с природой.

Природа – один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Поэтому в процессе знакомства с природой своего края, у ребенка воспитывается любовь к каждому объекту в природе, что в свою очередь, способствует и решению природоохранных задач.

В этом контексте суть одного из направлений патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душе ребенка и подростка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Для этого должна быть разработана идеология, позволяющая сформировать у ребенка культуру природолюбия, любовь к природе родного края, а, значит, любовь к государству.

Воспитание любви к природе, ее животному и растительному миру должно осуществляться постоянно, потому что формирование отношения к стране и государству, где живет человек, начинается с детства.

Изменение сознания ребенка способно повлиять на характер его дальнейших взаимоотношений с окружающей природной средой. При этом надо отметить, что на детей сильнее действуют эмоции, личный опыт и авторитарный пример.

Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта.

Дошкольные образовательные организации, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первичное представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.

Формирование у детей экологической культуры и культуры природолюбия должно быть продолжено и после завершения обучения в дошкольной образовательной организации.

Для решения этой организационной задачи на каждом этапе экологического образования и воспитания необходимы новые инновационные инструменты, программы, проекты, формы, методы, подходы, приемы, решения, технологии и мероприятия.

Одним из таких инструментов экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста, как части патриотического воспитания ребенка, может стать новый природоохранный социально-образовательный проект «Эколята – Дошколята» по формированию у детей экологической культуры и культуры природолюбия.

Проект «Эколята–Дошколята» является первым этапом общего процесса формирования экологической культуры ребенка.

В рамках природоохранного социально – образовательного проекта «Эколята – дошколята» по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия  решением педагогического совета  МБДОУ «Детский сад № 2 «Аленький цветочек» г. Макарова» был создан летний экологический  проект «Мы теперь ребята – «Эколята  -  дошколята», который  направлен на экологическое воспитание детей дошкольного возраста. В проекте представлен материал из опыта работы дошкольного учреждения по реализации задач экологического воспитания в летний период времени через  труд в природе, Природоохраняемые акции,  исследовательскую деятельность, пробуждение бережного отношения к природному окружению, расширение кругозора детей. 

Паспорт летнего экологического проекта

«Мы теперь ребята – «Эколята – дошколят»

Авторы проекта: Шестернина И. А., Иванова Е. Ю., Гнездилова М. А., Ряхина Л. А., Синицкая С. В.

Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий, игровой.

Вид проекта: фронтальный.

Участники проекта: дети, воспитатели,  инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, родители.

Возраст детей: 3 – 7 лет

Срок  реализации:  три  летних  месяца.

Интеграция областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Актуальность: Лето – удивительная пора! Сколько радости приносят малышу игры с песком и водой, нахождение интересных объектов природы, солнечные ванны, хождение босиком по траве, обливание водой. Как же сделать жизнь детей в этот период содержательной, познавательной и интересной? Как организовать деятельность детей так, чтобы это время стало для малышей незабываемым? Решить эти вопросы помогает интересная и разнообразная организация деятельности детей в летний период.

Летом в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на открытом воздухе, что позволяет воспитателям в большей степени, чем в другие сезоны, решать задачи экологического воспитания. Правильно организованное детское экспериментирование и опытно - исследовательская деятельность дошкольников способствует развитию познавательной активности.

Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности, интеллекта.  Человек и природа — философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех.

Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в ее территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в том числе болезнетворными; характерно в последнее время увеличение аллергических и нервно-психических заболеваний, растет количество детей, имеющих врожденные аномалии.

 Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался ее дарами, не задумываясь о последствиях. И у нас возникло желание охранять природу от ее неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в детях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребенка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живешь, и, в конечном счете, любовь к Отечеству.

 «Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину».

Проблема:  Мы стали забывать, что человек – это часть природы, он должен беречь, охранять и защищать ее. И эта экологическая культура должна воспитываться с раннего детства.  

Цель проекта:

 Создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, бережного отношения к природе посредством расширения представления об окружающем мире, на основе ближайшего природного окружения.
Задачи проекта:

- Вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по ее охране;

- Формировать навыки культуры поведения в природе;

 - Формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе;

- Обеспечить непрерывность экологического образования в системе:

ДОУ – семья;

- Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле.

Условия реализации проекта: заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность работы.

Реализация проекта осуществляется через все виды детской деятельности.

При работе над проектом использовали основные организационные формы:

  • Партнерская деятельность воспитателя и детей  (беседы, чтение художественной литературы, рассматривание фото, иллюстрации о природе, просмотр  видео фильмов, слушание песен.);
  • Использование образов сказочных героев «Эколят» - друзей и защитников Природы;
  • Воспитанника дошкольного образовательного учреждения принимают в «Эколята – дошколята»: на торжественной церемонии зачитывается текст посвящения в «Эколята», вручается Свидетельство «Эколенка дошкольного образовательного учреждения» и специальный Знак (значок). Воспитанник, став «Эколенком», будет понимать, что он вошел в общество людей, которые берегут и защищают природу, которым свойственно доброе, уважительное, внимательное и заботливое отношение к ней.
  • Целевые прогулки по экспериментальному участку (огороду), по территории детского сада. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения "Найди по описанию", "Что, где растет?", "Вершки - корешки" и т.д.;
  • Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении  - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края;
  • Экскурсии - один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Находясь в лесу, мы с детьми собираем  разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы.  
  • Праздники, развлечения - одна из форм экологического воспитания. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включенность детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей;
  • Тематические выставки:   «Мир глазами детей»,  «Чудеса для детей из ненужных вещей», «Чудесный пенек в летний денек» и многие другие;
  • Экологическая лаборатория, где есть все необходимое для проведения различных опытов;
  • сюжетно - ролевые игры, пальчиковые,  дидактические игры;
  • продуктивная деятельность (лепка, рисование, аппликация, конструирование). 

Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.

Предполагаемый результат:

Дети:

  • У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
  • Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым;
  • У детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы;
  • Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.

Родители:

  • Обогащение уровня экологических знаний родителей;
  • Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей;
  • Привлечение родителей к активному участию в мероприятиях, конкурсах, выставках проводимых в рамках проекта;
  • Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.
  • Помощь в проведении  экскурсий и целевых прогулок.

Воспитатели:

  • Приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства;
  • Повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников;
  •  Повысится  мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей;
  • Пополнится дидактический материал по различным видам детской деятельности в рамках работы над проектом, развивающая среда в группе.

План проведения проекта:

1 этап - подготовительный

1. Изучить литературу по теме.

2. Подбор материал для развития творчества детей.

3. Обсудить с родителями проблему и определить пути решения.

2 этап - основной

№ п/п

Содержание

Группа

Ответственные

Июнь «Здравствуй, лето!»

1.

Праздник «Мы теперь ребята – «Эколята – дошколята», посвящение детей в «Эколят – дошколят»

Все группы

Воспитатели, муз. руководитель

2.

Акция «Эколята – дошколята»  за чистый  город», создание буклетов, памяток для жителей города.

Старшие и подготовительные группы

Воспитатели, дети, родители

3.

«Экологические знаки» -  изготовление знаков «Не сорить»,  размещение их на территории  детского сада и  городского парка

Старшие и подготовительные группы

Воспитатели, дети, родители

4.

Оформление участков на экологическую тему «Чудесный пенек в летний денек»

Все группы

Воспитатели

5.

Сбор коллекций «Что у нас под ногами» - природный материал

Все группы

Воспитатели, дети, родители

6.

Рисование на асфальте «Мир  глазами детей»

Все группы

Воспитатели, дети

7.

Беседы «Правила поведения в природе», «Для чего нужна панамка» и т.д.

Все группы

Воспитатели, дети

8.

Дидактические игры и подвижные игры на экологическую тему с участием сказочных героев «Эколята» - защитники природы»

Все группы

Воспитатели, дети

9.

Экскурсии и целевые прогулки  в природу

Все группы

Воспитатели, дети

10.

«Песочные фантазии» - экспериментально – исследовательская  деятельность (игры с песком)

Все группы

Воспитатели, дети

11.

Чтение художественной литературы, рассматривание фото, иллюстрации о природе, просмотр  видео фильмов

Все группы

Воспитатели, дети

12.

«Красная книга Эколят» - сбор информации о растительном и животном мире родного края занесенных в «Красную книгу»

Все группы

Воспитатели, дети, родители

Июль «Голубая капелька»

1.

Праздник «Эколята – дошколята в гостях у Нептуна»

Все группы

Воспитатели, дети, муз. руководитель

2.

Акция «Берегите воду в кране»

Все группы

Воспитатели, дети

3.

«Экологические знаки» -  изготовление знаков «Не сорить»,  размещение их на территории водоемов

Старшие группы

Воспитатели, дети, родители

4.

Рисование на асфальте «Этот подводный мир»

Все группы

Воспитатели, дети

5.

 «Мастерская Елочки»  - конкурс поделок из различных материалов « В Царстве Золотой рыбки»

Все группы

Воспитатели, дети, родители

6.

Лаборатория «Волшебная вода», познавательно – исследовательская деятельность, опыты и игры с водой

Все группы

Воспитатели, дети

7.

Дидактические игры и подвижные игры на экологическую тему с участием сказочных героев «Эколята» - защитники природы»

Все группы

Воспитатели, дети

8.

Экскурсии и целевые прогулки  в природу

Все группы

Воспитатели, дети

9.

Беседы с использованием иллюстраций:

«Вода на глобусе», «Обитатели пресных водоемов», «Обитатели морей и океанов».

Все группы

Воспитатели, дети

10.

Беседы: «Солнце, воздух и вода – закаляйся детвора», «Болезни грязных рук». «Для чего нужна вода», «Правила поведения в воде».

Все группы

Воспитатели, дети

11.

«Красная книга Эколят» - сбор информации об редких  морских обитателях родного края  

Все группы

Воспитатели, дети, родители

12.

Чтение художественной литературы, рассматривание фото, иллюстрации о природе, просмотр  видео фильмов

Все группы

Воспитатели, дети

Август «Этот удивительный мир лета»

Развлечение «В лес за чудесами»

Младшие, средние группы

Воспитатели, дети, муз. руководитель

2.

Развлечение «Эколята – дошколята в гостях у Лесовичка»

Старшие группы

Воспитатели, дети, муз. руководитель

3.

Акция «Берегите природу», изготовление листовок, буклетов, памяток

Старшие группы

Воспитатели, дети,  родители

4.

 «Детский экологический театр», театральные представления с участием детей средних и старших групп, показ спектаклей для малышей

Средние и

старшие группы

Воспитатели, дети,  родители

5.

Дидактические игры и подвижные игры на экологическую тему с участием сказочных героев «Эколята» - защитники природы»

Все группы

Воспитатели, дети

6.

Экскурсии и целевые прогулки  в природу

Все группы

Воспитатели, дети

7.

Чтение художественной литературы, рассматривание фото, иллюстрации о природе, просмотр  видео фильмов

Все группы

Воспитатели, дети

8.

«Красная книга Эколят» - сбор информации об  лекарственных растениях родного края  

Все группы

Воспитатели, дети, родители

9.

Выставка работ «Чудеса для детей из ненужных вещей»

Все группы

Воспитатели, дети, родители

10

Рисунки на асфальте «Прекрасное рядом»

Все группы

Воспитатели, дети

3 этап – заключительный

1. Отчет о проделанной работе и фотопрезентация проекта;

2.  Праздник «Какую пользу я принес планете?».

Список использованной литературы

1. «Мы». Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2003.

2. Голицына Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

3. Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

4. Каменева Л.А., Кондратьева Н.Н. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, 2007.

5. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

6. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – М.: Академия, 2009.

7. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. – М.: Академия, 2002.

8. Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика. 2007. - № 5. - С. 22-27

9. Поломошнова О.Ю. Об экологическом воспитании дошкольников // Начальная школа плюс До и После. - 2008. - № 2. - С. 47-49.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект для средней группы "Эколята - дошколята"

Экологическое воспитание – составная часть нравственного воспитания, под ним понимается единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. Цель экологического воспитания- форм...

Проект «Мы теперь ребята – «Эколята – дошколят"

Экологический проект для детей дошкольного возраста...

Экологический проект в старшей группе «Эколята-дошколята»

Дошкольное детство - ответственный период для формирования основ правильного отношения к окружающему миру. Именно в дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение ...

Экологический проект в средней группе «Эколята - дошколята».

В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание и воспитание человека всех возрастов и профессий. На современном этапе вопросы традиционного в...

Долгосрочный экологический проект в средней группе «Эколята – дошколята друзья и защитники природы»

Долгосрочный экологический проект «Эколята – дошколята друзья и защитники природы» Актуальность проекта: В современном мире проблемы экологического воспитания стали оч...

Экологический проект в подготовительной группе «Эколята-Дошколята»

Вид проекта: групповой, познавательно – информационный.Сроки реализации проекта:с 1 сентября 2021г. по 31 мая 2022г.Участники проекта:дети, педагоги, родители.Образовательные области:коммуникати...